Аналитическая концепция Карла Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 05:29, контрольная работа

Краткое описание

Итак, «архетип (от греч. archetipos - первообраз) – термин аналитической психологии, ее центральное понятие. Обозначает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение». К.Г.Юнг был психологом-клиницистом, однако это не помешало ему также «проводить изыскания в области экспериментальной психологии, которые в дальнейшем привели к созданию детектора лжи».
Далее будут изложены более подробно составляющие аналитической психологии К.Г.Юнга.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введени1.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

Развитие самости  связано с индивидуациями, «смещаясь  из центра Эго в область, локализованную между сознанием и бессознательным» . Однако «архетип Самости редко  достигает совершенства» . Юнг относился к Самости как значительному компоненту личности и называл ее «Богом внутри нас» . А «развитие Самости – это главная цель человеческой жизни» .

2. Психологические  установки и функции личности

2.1. Ориентации  личности или психологические  установки личности

Изучая структуру  личности, Юнг пришел к выводу, что  она имеет две направленности или ориентации, которые он назвал экстраверсией и интроверсией. «Экстраверсия  – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям» . «Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир» . К.Г.Юнг определили эти установки своими словами: «интровертивная установка характеризуется утверждением субъекта и его сознательных намерений и целей по отношению к требованиям объекта, экстравертированная установка, напротив, характеризуется подчинением субъекта требованиям объекта». Обе эти установки не могут доминировать в психике одного человека одновременно, поэтому Юнг, продолжая исследовать личность, исключил такую возможность. Однако он обнаружил, что не только эти две психологические составляющие присутствуют у каждого человека, «но одна из них является доминирующей». Эго осознает только доминирующую направленность психологической установки, а субдоминирующая сторона «остается бессознательной».

Если остановиться на каждой из установок и рассмотреть, каким образом они выражены в человеке, то можно обнаружить большую разницу между двумя ориентациями личности.

К примеру, экстраверт стремится  ко всему внешнему. «Его интересы и  внимание концентрируются на непосредственном окружении». Его привлекают люди, вещи, которые его окружают, обстоятельства, в которых он помещен в данный момент, требования общества, в котором он находится. Считается, что экстраверты, в силу того, что склонны «отвечать непосредственным сиюминутным требованиям» общества, воздерживаются от любых новшеств, и, тем самым, ограничивают свою личность от внутреннего развития. Поэтому в экстравертах часто видится кажущаяся скудость их способностей. Отличительной чертой взаимодействия внутренних структур экстравертивной личности является компенсаторность отношения бессознательного к сознаваемому. Другими словами, «субъект экстравертированный на уровне сознания, на бессознательном уровне интравертирован». В случае, если бессознательные тенденции лишаются компенсаторных качеств из-за подавляющего потока энергий и сил коллективного бессознательного, возникает «открытый конфликт с содержанием сознания». Внешне это выглядит обычно так: «субъект или не знает больше, что он хочет, или он хочет слишком много сразу и не способен получить удовлетворение». Отсюда, соответственно, мы наблюдаем переключаемость личности из одной крайности в другую. 

Однако, по словам Юнга, все  же экстраверт это личность, которая  демонстрирует всему миру, что  «богатый и полный движения мир и его бьющая через край упоительная жизнь существуют не только вовне, но и внутри». И, несмотря на одностороннюю демонстрацию природы, люди такой ориентации являют в обществе полезные плоды своей деятельности. К ним относят людей, движущих культурой, воспитателей, жизнь которых учит большему, нежели их слова.

Интроверт значительно  отличается от экстраверта своей  установкой избегания внешнего мира и связанных с ним проявлений, реакций, действий. Он отгораживается и, тем самым, «строит искусственный  субъективный мир», обладая способностью уравнять его со своей личностью. Принцип компенсаторности в этом случае также играют немаловажную роль. Внешние объекты бессознательно «усиливаются посредством компенсаторного механизма, и индивид делается их рабом» , чем усугубляется его внутренняя объективность: созданная личностью сознательная иллюзия превосходства разрушается, стремление к доминированию сменяется тоской по любви, в результате чего, интроверт «приучается бояться новых людей и вещей, испытывает содрогание от столкновения с внешним миром» . Эти люди более чувственны, интуитивны, их восприятие внешнего мира спроецировано через внутренние переживания. Также в их характере замечено больше эмоциональной сдержанности и погружение в себя, нерешительность и замкнутость.

Итак, экстравертированная и интровертированная установки личности – это, пожалуй, будут «два способа отношения к миру, два пути организации опыта» . При этом «один тип людей инстинктивно «уходит в себя», когда к ним подступает внешний мир, люди другого типа инстинктивно тянутся к внешнему миру» . Однако, не стоит забывать, что Юнг в процессе исследований личности не просто опирался на внешние проявления психологических установок, но отыскивал корень: стремление к «вовне», или – «вовнутрь».

2.2. Психологические функции личности

С психологическими установками в проявлении психики  человека связаны также и психологические  функции. Юнг их разделил на четыре составляющие: мышление, чувства (или  эмоции), ощущения (восприятие) и интуиция. Не смотря на то, что они между собой тесно взаимосвязаны, следует их рассмотреть по отдельности. Для этого Юнгу удалось их разделить на две категории: рациональные функции и иррациональные функции. Он посчитал, что чувство и мышление скорее относится к рациональному, а ощущение и интуиция – к иррациональному . Юнг считал, что «эти две функции не связаны друг с другом и не могут быть сведены к друг другу» и значительно отличаются друг от друга. Так, «рациональное – это разумное, соответствующее разуму» , принцип которого – это организация мышления, чувств и действий. Иррациональные функции «имеют целью чистое восприятие, как интуиция и ощущение», которое предполагают «чувственное ощущение, обусловленное физическим раздражением». Интуиция в понимании Юнга «представляет собой своего рода восприятие с помощью предчувствия, восприятие, в котором участвует, прежде всего, бессознательное». На интуиции и других функциях, мы подробно останавливались, когда рассматривали Эго и его компоненты. Однако еще можно добавить взгляд Юнга с функциональной точки зрения взаимодействия сознания и бессознательного. К примеру, относящееся по Юнгу к рациональному, мышление – «это не только деятельность, но и внутри нее формирующийся непрерывный психический процесс анализа, синтеза и обобщения постоянно изменяющихся обстоятельств жизни данного человека, и мышление как процесс формируется во многом на уровне бессознательного, хотя и под косвенным контролем со стороны сознания человека (его целей, осознанных мотивов и т.д.)» . Мышление позволяет познавать человеку не только себя, но и окружающий его мир. Чувство играет роль скорее оценочной функции в процессе познания, «позволяет определить ценность событий и дает субъективные эмоциональные переживания радости и горя, удовольствия и гнева, ликования и страха». Ощущению Юнгом приписывается функция обеспечения понимания личностью безоценочного реалистического, перцептивного восприятия внешнего мира.

Мы уже касались вопроса доминирования в процессе рассмотрения ориентаций личности. То же самое касается и психических  функций личности. В каждом индивидууме представлены все четыре функции психики, однако всегда будет доминировать какая-то одна функция. Она-то и называется Юнгом высшей, «а наиболее близкая к ней по важности занимаемого ею места - дополнительной» . Это важно подчеркнуть потому, что бывают случаи, когда личность оказывается перед фактом невозможности проявления высшей психической функции, тогда ее место занимает дополнительная, играя при этом компенсаторную роль.

2.3. Психологические  типы личности

На фоне изучения двух эго-ориентаций (интроверсия и экстраверсия), а также четырех психологических функций (мышление, чувства, ощущение, интуиция), Юнг пришел к выводу о том, что вышеперечисленные структуры способствуют «формированию восьми психологических типов личности: 1) экстравертный мыслительный тип, 2) экстравертный чувствующий (эмоциональный) тип, 3) экстравертный ощущающий (перцептивный) тип, 4) экстравертный интуитивный тип, 5) интровертный мыслительный тип, 6) интровертный чувствующий тип, 7) интровертный ощущающий тип, 8) интровертный интуитивный тип».

Юнг видел в  индивидах, что экстраверт-мыслитель, к примеру, «ориентируется на внешние  закономерности фактов и событий», а интроверт – «на внутренние закономерности» . Эмоциональные (чувствующие) типы относятся преимущественно к женщинам «с архаической, втесненной мыслительной функцией» . Ощущающие (перцептивные) типы имеют архаическую, вытесненную функцию интуиции и более всех представителей типов опираются на сенсорный опыт. Также сенсорная функция у интровертов выражается в предпочтении руководству интуицией, а у экстравертов – авантюризму.

3. Развитие  личности

3.1 Индивидуация

Понятие индивидуации Юнга родилось, когда он работал  над понятием Самости. Вытекая из понимания Самости «индивидуация  представляет собой в общих чертах процесс образования и обособления индивидуальностей, именно развитие психологического индивидуума как отдельного существа, вбивающегося из стандартов всеобщей, коллективной психологии. Поэтому индивидуация – это процесс дифференциации, целью которого является развитие индивидуальной личности» , или «процесс интеграции многих внутриличностных функций и тенденций» . Юнг рассматривает индивидуацию как потребность для человека, особенно тогда, когда нормирование коллективных критериев преобладает в жизни индивидуума. Поэтому представители аналитической психологии Юнга до сих пор считают, что индивидуация это опасный и тяжелый путь для личности. Здесь вступают во власть, как сознание, так и бессознательное: подсознание в виде образов, представлений, сновидений и идей. Исходя из таких размышлений, Юнг в психотерапевтической практике пришел к применению понятия «амплификации» - расширения и углубления переживания через похожие или аналогичные образные мотивы из области истории религии, культуры и духа фактически всех этапов развития человечества . Другими словами, мы видим, что для облегчения прохождения человеком процесса индивидуации, Юнг снова использует подход коллективного бессознательного и архетипического. Под механизмом конечной реализации индивидуации Юнг понимал «выведение архетипа Самости в центр личности». Юнг полагал, что в процессе индивидуации происходит процесс самореализации, который доступен только высокообразованным и высоконравственным людям.

Проследив развитие личности в контексте аналитической психологии, Юнг пришел к вводу, что «невозможно достичь исходного понимания правильного пути развития какой-то конкретной личности, если не признавать того факта, что люди различных психологических типов растут и развиваются по-разному». Поэтому путь индивидуации для «интуитивов» характерен тем, что им «никогда не удастся до конца интегрировать функцию восприятия» , но тем не менее «восприятие для «интуитивов» может стать ключом, который открывает все жизненные тайны». Для экстравертов большую трудность в процессе индивидуации представляет «осознание существования внутреннего мира» . Она заключается в том, что им трудно представить себе внутренний диалог, на фоне чего им трудно, к примеру, ощутить свое собственное тело, что не составляет большой проблемы для интроверта. Интровертам приходится индивидуализируясь постоянно проигрывать внутри сценарии того или иного предстоящего события в социуме, чтобы достичь максимальной адаптации среди людей. 
Связь индивидуации с «подчиненной функцией» в психической структуре человека очевидна. Она выражается в том, что «мы сознательно развиваем в себе определенные навыки, а наши неразвившиеся таланты «отступают» при этом в область бессознательного». Однако же, аналитическая психология Юнга, как, впрочем, и многие другие виды психоанализа, поддерживает мысль о том, чтобы индивид стремился к совершенствованию своего «Я». А развитие, как известно, «требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта». Юнг придерживается мысли о том, что развитие каждого человека в отдельности уникально и, «включает в себя процесс, получивший название индивидуация, в ходе которого происходит интеграция многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций, полное развитие и выражение всех элементов личности» .

3.2. Законы  и принципы в развитии личности

Подойдя так  близко к изучению психологии личности, Юнг открыл некоторые принципы и  законы. Один закон, требующий нашего внимания, это закон «единства  бытия в общей бессознательности», который гласит: «если у двух людей в одно и то же время проявился один и тот же комплекс, то возникает эмоциональная проекция, вызывающая между ними притяжение или отталкивание, т.е. к этому человеку вы начинаете относиться так, как относились бы к этому комплексу, будь он вами осознан» . Яркое выражение присутствия этого закона Юнгом отмечено в отношениях детей и родителей, когда родители отождествляют себя с детьми. Например, когда теща отождествляет себя со своей дочерью и таким образом как бы вступает в брак с зятем.

В процессе развития личности реализуются такие принципы, как: принцип каузальности (причинности), принцип телеологии (целеположения), принцип синхронии, принцип наследования, принцип прогрессии и регрессии.

Принцип каузальности или причинности представляет собой  становление развития личности в зависимость от прошлого опыта, а принцип телеологии или целеположения – «в зависимость от прогнозируемой цели, т.е. в данном случае развитие определяется не только прошлым, но и будущим». Принцип синхронии характерен тем, что в основном применяется к событиям, «происходящим одновременно, но не связанным причинно-следственными отношениями», и обозначает «осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве». Принцип наследования отмечен Юнгом потому что, по его наблюдениям, «наследственность включает не только биологические инстинкты, но и родовые «переживания» в форме архетипов – расовых воспоминаний, благодаря повторению их во множестве поколений (что противоречит представлениям современной генетики)» . Принцип прогрессии положен Юнгом в основу поступательного развития, направленного вперед, в сторону усовершенствования. Принцип регрессии это прекращение развития, основывается на переключении энергии в сторону более ранних стадий развития, что также может носить приспособительный характер.

Все эти принципы играют значительную роль не только в  процессе индивидуации, но и развития человека в целом.

3.3 Сублимация  и вытеснение

Также как и  Фрейд Юнг использует понятия  сублимации и вытеснения. Они играют не последнюю роль в развитии личности и имеют такие характеристики: сублимация играет прогрессивную роль, а вытеснение – регрессивную, «но при этом временная регрессия также может содействовать развитию, если регрессия в бессознательное послужит решению проблемы» . Символизация, которую мы встречаем в работах Юнга, «способствует сублимации (например, танец – сублимация сексуальности)» и «выполняет роль сопротивления нежелательному импульсу и тем самым способствует сублимации» . Символ, по Юнгу, в понимании своего значения имеет два аспекта: «ретроспективный (связанный с прошлым, отражающий причину породившего его состояния, т.е. имеющий каузальный характер) и проспективный (связанный с будущим, отражающий цель, мечту, к которой стремится человек, т.е. имеющий телеологический характер)». 

Понятие вытеснения, к примеру, «основывается на всех тех многочисленных наблюдениях, по которым невротики способны забывать важные, по-видимому, переживания или  мысли и притом так основательно, что может показаться, что таковые никогда и не существовали».

4. Сновидения

Стоит отдельно рассмотреть отношение аналитического подхода Юнга к сновидениям. Для человека видеть сны считается нормальным явлением, однако же «вследствие запруживания» функция сна «может нарушаться точно так же, как и прочие функции» . Творить сновидения это скорее прерогатива бессознательного, поэтому, если истолковывать сновидение «исключительно в качестве симптома вытеснения, то этим оно только искажается и извращается» . Однако, Юнг связывает сновидение с сознанием и считает, что это «вторгнувшаяся в сознание равнодействующая бессознательных процессов» .

Информация о работе Аналитическая концепция Карла Юнга