Агрессия. Психология преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:00, реферат

Краткое описание

В современном мире, где стремительно развивается наука и техника, все меньше и меньше места остается для самого человека. Каждый из нас наверняка ощущает это давление извне, дискомфорт, возникновение стресса и как следствие - проявление немотивированной агрессии. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий окружающих нас людей.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
I. Агрессия.
1. Определение агрессии. Агрессия как поведение.
2. Становление агрессивного поведения.
3. Индивидуальные детерминанты агрессии.
4. Внешние детерминанты агрессии.
II. Психология преступления.
1. Социально-психологическая характеристика осужденных молодежного возраста.
2. Взаимосвязь агрессии и насильственных преступлений
Заключение.
Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

психо.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

 

3. Индивидуальные  детерминанты агрессии.

Обусловлено ли личностными характеристиками то, что одни люди имеют склонность к  совершению актов агрессии, а другие — нет? Простые наблюдения приводят к заключению, что да, обусловлено. Большинство из нас могут вспомнить среди своих знакомых лиц, которые из-за необычно высоких или низких «точек кипения», резкого или мягкого стиля поведения и других факторов казались особенно склонными или же, напротив, не склонными к агрессивным действиям. Какие же характеристики являются ключевыми? Какие черты и склонности дают нам возможность говорить о предрасположенности личности к совершению или не совершению агрессивных поступков?

 

а) тревога

Часто считается, что страх — особенно страх  наказания — может способствовать подавлению агрессии. Например, в своей знаменитой монографии Доллард и его коллеги заявили: «Сила подавления любого акта агрессии напрямую зависит от степени наказания, ожидаемого в случае совершения подобного акта». Двадцать лет спустя Берковитц заметил, что «склонность к агрессии у индивида напрямую связана с ожидаемым им наказанием или неодобрением за агрессию». В ходе исследований Тэйлора было обнаружено, что люди, сильно жаждущие социального одобрения, демонстрируют более низкие уровни агрессии по отношению к оппоненту, по сравнению с теми, кого не волнуют вопросы социального одобрения. Поскольку лица, заинтересованные в социальном одобрении, неравнодушны к суждениям и критике со стороны других, подобные находки свидетельствуют о том, что тревога именно этого типа тесно связана с агрессией.

Итак, тревога  — особенно обеспокоенность социальным неодобрением — действительно имеет  прямое отношение к агрессии. Очевидно, тревога о том, что скажут другие, может послужить сильным сдерживающим фактором агрессии, по крайней мере, в обстановке, когда сильные ситуационные факторы не в состоянии помешать подобной сдержанности.

 

б) раздражительность  и эмоциональная чувствительность

Простое наблюдение показывает, что некоторые люди «заводятся с пол-оборота» — они с необычайной злостью и агрессией отвечают даже на самые слабые провокации. А можно ли измерить индивидуальные различия для этого случая? Несколько исследований, проведенных Капрарой и его коллегами, показали, что от индивидуальных различий действительно зависят сила и вероятность проявления агрессии. Капрара разработал опросник для оценки двух личностных характеристик, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме и варьирующих от индивида к индивиду. Одна из этих черт — раздражительность (устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию), другая — эмоциональная чувствительность (устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации).

Результаты  показали, что оба личностных фактора имеют отношение к агрессии. Что касается раздражительности — действительно, и мужчины и женщины, проявляли ее, но только в тех случаях, когда их перед этим провоцировали. В отношении эмоциональной чувствительности полученные данные отличались меньшей ясностью, однако тоже наводили на мысль, что этот фактор имеет отношение к открытой агрессии. Однако взаимодействие между провокацией и эмоциональной чувствительностью для представителей обоих полов было незначительным.

Все эти результаты наводят на мысль, что раздражительность, в отличие от эмоциональной чувствительности, может быть более тесно связана с агрессией, в особенности если ей предшествовала провокация.

 

в) чувство  стыда

Существует  ли какая-нибудь взаимосвязь между  тенденциями испытывать стыд и отвечать агрессией? Оказывается, что люди, испытывая чувство стыда, зачастую также ощущают гнев и враждебность: они злятся на самих себя, что своим поведением заставили себя усомниться в собственной ценности. Такие чувства затем переадресовываются тем, по чьей вине возник стыд; в конце концов, именно они выражают недовольство, заставляя человека чувствовать себя глубоко униженным. Поскольку стыд — это сильная эмоция, то негативные чувства, порождаемые ею, зачастую бывают глубокими, неадекватными событию, вызвавшему их. Лица, испытывающие чувство стыда, прекрасно это понимают, что еще больше усиливает их гнев и упреки в адрес тех людей, по вине которых они вынуждены испытывать неприятные чувства. Приведенные соображения наводят на мысль, что лица, склонные испытывать чувство стыда, могут быть также склонными к агрессии.

 

4. Внешние детерминанты  агрессии.

Фрейд, Лоренц и некоторые другие известные  психологи, разрабатывая теории агрессии, как правило, делали основной акцент на важности индивидуальных, или внутренних, детерминант агрессивного поведения. В своих поисках корней агрессивности они ограничились рамками личностной динамики, психопатологии и биологии индивидов, уделяя значительно меньше внимания внешним факторам, способствующим развитию агрессивного поведения.

И в повседневной жизни мы опираемся на мнение, что  черты характера — это единственная реальность, считая, что на поведение  людей не влияют ни время, ни обстоятельства. Как это ни удивительно, но некоторые  исследователи подвергают сомнению подобные предположения. Они утверждают, что человеческие существа на самом деле едва ли склонны вести себя, думать или чувствовать в одной и той же манере независимо от течения времени или различных ситуаций, и заявляют, что реакции людей в значительной степени обусловлены текущими ситуациями и с очевидностью меняются в ответ на перемену во внешних условиях.

 

а) температура

«Он весь пылает гневом», «она это сказала сгоряча» — подобные бытовые фразы отражают расхожее мнение, что высокая температура ведет к агрессии. Интерес к связи агрессии с температурой возник, собственно, по нескольким причинам. Степень влияния погоды на противозаконное поведение интересовала криминалистов. Например, сводки Федерального Бюро расследований свидетельствуют, что пик насильственных преступлений приходится на жаркие летние месяцы.

Интерес к  зависимости «температура—агрессия» возрос при попытках объяснить причины  беспорядков, прокатившихся по Соединенным  Штатам где-то в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Газеты, радио и телевидение, комментируя пугающие события, часто связывали их возникновение с невыносимой жарой, которая переполняет чашу человеческого терпения, повышает раздражительность и тем самым готовит почву для вспышки коллективного неистовства. Действительно, систематические наблюдения подтверждают, что значительная доля серьезных массовых беспорядков, имевших место в больших городах США в те годы, приходится на жаркие летние месяцы, в периоды почти непрерывного зноя.

 

б) шум

К неприятным побочным эффектам индустриализации — наличию нескольких автомобилей на семью и интенсивному воздушному движению — относится чрезвычайно высокий уровень шума во многих урбанизированных регионах. Например, установлена связь уровня шума, типичного для многих городов, с потерей слуха и симптомами стресса. Считается также, что шум оказывает негативное влияние на межличностные отношения. Скажем, например, что шумную обстановку ассоциируют с уменьшением взаимопомощи и снижением социальности. Вдобавок громкий и неприятный шум может способствовать проявлениям межличностной агрессии.

Доннерштайн и Уилсон провели одно из самых  ранних исследований влияния шума на текущую агрессию. В первом эксперименте мужчин-испытуемых сначала раздражал  либо не раздражал помощник экспериментатора (оценивал написанное испытуемым сочинение благосклонно или очень резко), а затем они получали возможность проявить агрессию против этого человека в рамках разработанной Бассом процедуры «учитель—ученик». Изображая учителя, назначающего ассистенту удары током, испытуемые надевали наушники и слышали односекундные импульсы шума — либо негромкого, либо громкого. У испытуемых, сердитых на ассистента, громкий шум значительно усиливал агрессию. Однако на участников, не подвергшихся провокации, уровень шума воздействия не оказывал.

 

в) эффект тесноты

Несмотря  ни на что, население земного шара продолжает возрастать, в то время  как пригодное для обитания человека пространство остается практически  неизменным. Проживание большого количества людей в ограниченном географическом районе порождает много проблем. Природные ресурсы не беспредельны, и окружающей среде может быть причинен невосполнимый ущерб.

Существуют  определенные свидетельства того, что  высокая плотность населения  для самих людей тоже неприятна  и вызывает стрессы. Неясно, однако, до какой степени этот дискомфорт трансформируется в агрессию. Обзор исследований по зависимости между соотносимыми с агрессией переменными и плотностью населения не допускает однозначного заключения. В то время как часть исследований показывает, что теснота усиливает агрессию, другие свидетельствуют, что она подавляет этот тип поведения. Кроме того, в нескольких экспериментах продемонстрировано усиление агрессии в тесной толпе мужчин, но не женщин.

Несколько исследователей пытались объяснить эти противоречия. Большинство из них поднимали вопрос о критическом факторе, который может быть ответственным за эффекты тесноты. Другими словами, почему люди в толпе более агрессивны?

Гипотеза  интенсификации Фридмана подразумевает, что в тесноте обостряются или усиливаются типичные реакции индивидуума на любые ситуации. Если типичными являются позитивные реакции, теснота превратит их в еще более благоприятные. Если же типичные реакции относятся к разряду негативных, теснота обострит их негативную природу.

 

II. Психология преступления

Итак, в пункте I мы постарались дать определение агрессии и рассмотрели основные факторы, влияющие на ее проявление. Стоит отметить, что данные факторы  чаще всего сопровождались проявлением насилия,  вандализма и т. п., т. е. Имели прямое отношение к совершению различного рода преступлений.

Характеризовать личность преступника - значит исследовать  и определить типологические криминогенные  качества индивида. Психология личности преступника - совокупность социально  негативных, типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние определенного типа и вида. Преступления совершаются не из-за роковой предрасположенности индивида к преступному поведению и даже не из-за того, что индивид не хочет или не понимает, что надо жить добропорядочно, а в результате того, что у данной личности исказилась система смысловых образований, которая обусловливает ее извращенное отношение к определенной стороне социальной действительности. Оценивая личность человека, совершившего преступление необходимо выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его жизнедеятельности, образующие общую схему его поведения, стратегию его жизнедеятельности.  избираемых целей и способов поведения.

 

1. Психологические  особенности осужденных молодежного возраста.

 

Молодежный  возраст — это особый период, когда завершается формирование личности появляется способность правильно воспринимать реальность и критически оценивать свои поступки. В то же время на поведение личности оказывают существенное влияние сложившиеся стереотипы. Рассматриваемый жизненный период можно разделить на два этапа: с 18 до 25 лет и с 26 до 30 лет.

Наиболее рельефно в этом возрасте проявляется социальная активность личности: человек создает и изменяет обстоятельства своим поведением и трудом, образует собственную среду посредством развития общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи), включаясь в разнообразные малые и большие группы, коллективы. Вместе с тем психический склад личности отличается противоречивостью, поскольку в этот период сочетаются черты юности и зрелости.

В молодежном возрасте происходит бурное социально-психологическое развитие человека, сопровождающееся внутренней противоречивостью и дисгармонией (стремление к острым ощущениям, жизненный подъем, максимализм). Однако зачастую у молодежи отсутствуют ясные цели и нет достаточного опыта, она непоследовательна и не умеет направить энергию на общественно полезную деятельность.

В местах лишения свободы осужденные молодежного возраста составляют самую многочисленную группу, отличаются наибольшей активностью, криминальным опытом, стремлением занять определенный статус, создать, группировки отрицательной направленности и лидировать в них.

Изучение 200 заключенных, достигших 20 лет (Ю.Б. Гиппенрейтер), показало наличие более чем у половины из них криминовалентных сочетаний (сходство определенных факторов, которые в данной комбинации указывают на особую связь с преступностью). Кроме того, были выявлены неадекватно высокий уровень запросов, недостаточно контролируемое восприятие реальности, невысокая способность выдерживать нагрузки, проявление агрессии, неумение владеть собой и злоупотребление алкоголем.

Среди молодежи в несколько раз больше, чем в других возрастных группах, осужденных за бандитизм, разбой, убийство, изнасилование, грабеж, хулиганство, но меньше — за хищение личного имущества. До совершения преступления они характеризовались устойчивым или неустойчивым отрицательным поведением.

В молодежном возрасте особо остро встает проблема осознания себя. Если несовершеннолетний правонарушитель неохотно включается в социальную деятельность, сохраняет детскую инертность, то в 22─25 лет начинает заботиться о перспективе, которая, однако, часто связана с криминальным образом жизни.

В 26-30 лет происходит стабилизация поведения (криминального или положительного) осужденных. Многие осужденные молодежного возраста скрытны, недоверчивы, агрессивны, циничны. Вместе с тем они различаются по установке на отбывание наказания. Одни из них имеют большой криминальный опыт, агрессивны, демонстративно нарушают режим отбывания, придерживаются тюремных традиций и обычаев и активно внедряют их в местах лишения свободы. Другие — намерены не совершать больше преступлений, третьи — имеют неустойчивую ориентацию.

Информация о работе Агрессия. Психология преступления