Российская модель малого предпринимательства принципиально отличается от своего западного аналога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Крос- скультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие.

Содержание

Введение.
1. Российская модель малого предпринимательства принципиально отличается от своего западного аналога.
2. Выделяют следующие этапы становления предпринимательства.
3. Специфические особенности российского предпринимателя.
4. Анализ мирового и российского опыта предпринимательской деятельности в сети Интернет.
5. Появление всех основных видов интернет-предпринимательства.
6. Мировой опыт предпринимательства.
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУрсач.docx

— 65.51 Кб (Скачать документ)

Несмотря на разнонаправленность направлений развития правового и экономического состояния общества того времени, была реальная возможность посредством быстрого развития малых предприятий и их интеграции с крупными и средними предприятиями перейти к реформам в промышленности и возобновлению экономического роста в новых хозяйственных условиях.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности предприятий следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Рывок предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг.

Явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70 - 90% доходов малых предприятий, подталкивал предпринимателей к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.

К 1995г. оказались практически исчерпанными и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее предприятий, преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.

Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского предпринимательства. Обозначился новый этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождающийся значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

Отечественная специфика развития предпринимательства требует изучения, анализа и оценки на региональном уровне. Речь идет о весьма важных сдвигах, которые необходимо зафиксировать, исследовать и квалифицировать в качестве временных или долгосрочных. С учетом этой специфики соответствующие базовые положения, сформировавшиеся в середине 90-х годов XX века и перешедшие в концепции и программы начала нынешнего века, требуют корректировки и пересмотра.

Рассматривая эволюцию предпринимательства в регионах, прежде всего, следует отметить, что в России возник и получил широкое распространение специфический вид предпринимательства.

Одной из форм легализованного перераспределения национального дохода, произведенного в государственном секторе экономики в пользу частных лиц, имевших непосредственное отношение к управлению государственными объектами, было создание предприятий (кооперативов), которые практически ничего не производили. В условиях товарного дефицита они покупали на государственных предприятиях товары по заводским ценам, а продавали их по рыночным. После приватизации директора предприятий создавали свои дочерние предприятия, через которые выводили прибыль, а иногда и часть капитала на счета подставных фирм. Успех такого предпринимательства мало зависит от состояния рынка. Посреднические фирмы данного вида порождены интересами и возможностями собственников, директоров, криминальных кругов, преследующих краткосрочные цели личного обогащения.

Совокупность этих предприятий, представляющих собой самостоятельные, легально действующие хозяйственные объекты, образует «карманную экономику». Ее роль в экономических механизмах переходного периода настолько значительна, что она получила также название «второй экономики», функционирующей рядом с официальной и иррегулярной (теневой) экономикой, но отличающейся от них.

Термин «вторая экономика» введен, как альтернатива терминам теневая, иррегулярная экономика. С официальной традиционной экономикой «вторую экономику» объединяет легитимность, легальность функционирования, с иррегулярной -информационная закрытость, неподотчетность официальной статистике. Этот термин шире, чем используемое понятие карманной экономики (многие виды деятельности крупных предприятий также могут быть отнесены ко «второй экономике»; однако карманные структуры - это наиболее существенная ее часть, ядро «второй экономики»).

Следует заметить, что наличие «второй экономики» не является прерогативой российских условий переходного периода. Удобство использования карманных фирм для проведения финансовых различных манипуляций уже давно и по достоинству оценено западными бизнесменами.

Отличие российской «второй экономики» от западной состоит, во-первых, в источниках средств (в России ее первоначальным источником является государственный сектор); во-вторых, в масштабах (отсутствие совершенного российского законодательства оставляет много ниш для действия объектов «второй экономики»); в третьих, в задачах, которые она решает (для многих предприятий и даже для целых отраслей это выбор стратегии выживания в сложных условиях переходного периода).

Таким образом, роль современного российского предпринимательства нельзя оценивать только с позиций традиционной экономики, такая оценка была бы поверхностной. Он подобен айсбергу: его надводная, меньшая, часть характеризует малое предпринимательство, как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен. Его подводная, большая, часть погружена в глубины «второй экономики» и определяет условия выживания значительной части населения российских регионов.

Особенностью становления российского предпринимательства является его взаимодействие с теневой экономикой, которая гораздо сильнее, чем в странах с цивилизованным рынком.

В западных странах, где создаются наиболее благоприятные условия функционирования предпринимательства, и жестко контролируется нелегальная экономика, происходит процесс перемещения из теневого сектора в сторону легитимного предпринимательства. В России же наблюдается сращивание этих сфер. Являясь легкой добычей для теневых структур, малое предпринимательство становится либо питательной средой, на которой выращиваются доходы черного бизнеса, либо заложником мафиозных групп, использующих его в своих целях.

С ненормативными действиями предпринимательство сталкивается также в сфере управления. Исследования свидетельствуют о том, что предпринимательство находится в жестких тисках бюрократического аппарата.

Специфическим российским феноменом является, так называемый, «регулярный» рэкет, который обеспечивает безопасность предпринимательства. Регулярный рэкет, как бы, берет на себя санитарные функции, которые недостаточно хорошо выполняются государством и правоохранительными органами Уровень служб его достаточно высок, и даже в крупных городах он хорошо информирован практически о любой крупной финансовой операции. В провинции же экономическое пространство поделено различными группировками регулярного рэкета почти практически без зазора.

Итак, внешнюю среду, в которой приходится работать малым предприятиям, в целом можно охарактеризовать, как нецивилизованный, «полудикий» рынок с наличием разнообразных видов рэкета на всех уровнях, начиная от собственно бандитских образований и мафиозных структур и заканчивая чиновничьим и государственным рэкетом.

 

 

 

 

В настоящее время малое предпринимательство - «кузница кадров» трех различных типов, причем два из них являются порождением негативного хода экономических реформ и, по-видимому, должны рассматриваться либо как «временщики», либо как «псевдопредприниматели».

Одна из этих двух групп представляет особый слой, смыкающийся с криминальными структурами. Их опыт работы в основном связан с умением обходить законы и находиться в пограничной ситуации. В том случае, если уровень криминализации российской экономики будет снижен, а законодательство        упорядочено,      число         такого        рода «псевдопредпринимателей» также сократится.

Вторую группу «псевдопредпринимателей» составляют вынуждено покинувшие свои рабочие места и сменившие свою профессиональную деятельность из-за общего спада производства и кризиса экономики. Это та часть кадров, которая пришла в малое предпринимательство не по призванию, а чтобы выжить. Можно ожидать, что в случае стабилизации экономики, определенная доля этого слоя населения вернется к работе, близкой по характеру к своей прежней профессиональной деятельности.

Как показала практика, наиболее восприимчивыми к рыночным нововведениям оказались директора предприятий - в основном молодого и среднего возраста. К ним тяготеет наиболее прогрессивная часть директорского корпуса, образуя различные экономические объединения с малыми предприятиями и надеясь на то, что такие меры позволят повысить рентабельность нового образования.

Специфической чертой российского предпринимательства является и то, что его субъекты практически не имеют в собственности вещественного основного капитала. Абсолютно доминирующая часть субъектов предпринимательства ведет свою хозяйственную деятельность на базе арендуемых помещений и оборудования.

В этом смысле российские субъекты предпринимательства ближе к слою наемных работников, чем к слою крепких собственников. В силу этого сложно считать такое предпринимательство генератором нового среднего класса.

Российское малое предпринимательство стало самой распространенной формой самоорганизации некапиталоемкой рыночной деятельности с ориентацией почти исключительно на региональный и местный рынки.

 

Предпринимательство в регионах уверенно заняло те ниши, которые открылись с ликвидацией государственной монополии на экономическую деятельность и которые не были захвачены крупным и средним капиталом. Отраслевая структура малого предпринимательства в каждом регионе стала прямым отражением становления местного рынка, потребительских возможностей населения и новых хозяйствующих субъектов.

По мнению некоторых ученых, в условиях трансформации экономического потенциала в период реформ предпринимательство, демонстрируя возможности устойчивого роста, сыграло весьма важную, системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики.

Фактически сложившаяся территориальная специализация предпринимательства позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную комплексную структуру хозяйства регионов и муниципальных образований, городов и сельских районов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  

На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

  • простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);

  • активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;

  • компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;

  • получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;

  • использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.

 
Предпринимательское поведение может иметь и период пассивности, но обычно предприниматель активен, хотя бы на стадии цены за нечто, чем он обладает.  
Предприниматель должен иметь представление о рыночной конъюнктуре и уметь ею пользоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно только в случае, если сравнение происходит в соответствии формами и направлениями реализации множества моделей предпринимательского поведения.

  • Инвестиционная модель — разработка и внедрение «на свой страх и риск» венчурных инвестиционных проектов, что в наше время в России не кажется оправданным.

  • Организационная модель — организация осуществления каких-либо идей, нестандартных решений, обеспечение проекта нужными видами ресурсов, обеспечение коммуникаций, взаимодействия.

  • Посредническая модель — выступление в роли арбитра, посредника с получением комиссионных (на основе уникальной информации о потребностях и возможностях сторон).

  • Аквизиционная модель — аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время.

  • Коммерческая модель — создание новых каналов обмена для товаров, услуг, информации.

  • Консалтинговая модель — обеспечение профессиональной поддержкой по широкому кругу проблем.

  • Конъюнктурно-игровая модель — манипулирование, комбинирование ценовой и иной конфиденциальной информации.

 
Рекомендуем тем, кто обдумывает возможность начать свое дело, внимательно перечитать строки, относящиеся к предпринимательскому поведению, и определить свои ресурсы и возможные направления активности.  
Добавим к этому общую точку зрения российского и американского специалистов в сфере бизнеса на мотивы и набор профессиональных качеств предпринимателя.  
Мотивы:

  • желание быть хозяином своей судьбы;

  • стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

  • желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

Приведем качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф:

  • Предпочитает принимать решения самостоятельно.

  • Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.

Информация о работе Российская модель малого предпринимательства принципиально отличается от своего западного аналога