В.С. Соловьев о праве и государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 09:26, реферат

Краткое описание

Учение о праве и государстве Соловьева основывается на изучении и сопоставлении им природы права и морали. Согласно его взглядам нравственное требование по своему содержанию неограниченно и всегда стремится к построению идеала. "Право — это требование реализации минимальной нравственности, то есть осуществления определенного минимального добра", — писал ученый. Право, замечал Соловьев, это "принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла". Задача права, по его мнению, заключается не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Право естественное и право положительное……………………………..4
Свобода, как мысль права…………………………………………………6
Право, как нравственное явление…………………………………………8
Взаимосвязь нравственности и права……………………………………10
« О правовом государстве»………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………….15

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат ФП.docx

— 28.12 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Уральская государственная  юридическая академия

Институт юстиции

Кафедра философии и социологии

Философия права

Реферат на тему:

«В.С. Соловьев о праве и государстве»

 

 

Выполнила: студентка ИЮ

320 группа

Лисицына К.Ю.

                                                                                      Проверил: доктор философских наук

Грибакин А.В.

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание.

 

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Право естественное и право положительное……………………………..4
  3. Свобода, как мысль права…………………………………………………6
  4. Право, как нравственное явление…………………………………………8
  5. Взаимосвязь нравственности и права……………………………………10
  6. « О правовом государстве»………………………………………………12
  7. Заключение………………………………………………………………..14
  8. Список литературы……………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Учение о праве и государстве Соловьева основывается на изучении и сопоставлении им природы права и морали. Согласно его взглядам нравственное требование по своему содержанию неограниченно и всегда стремится к построению идеала. "Право — это требование реализации минимальной нравственности, то есть осуществления определенного минимального добра", — писал ученый. Право, замечал Соловьев, это "принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла". Задача права, по его мнению, заключается не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад. 
Понятие личной свободы в философии Соловьева во многом созвучно идеям Локка, Монтескье, Канта. Право в теории Соловьева определяется нравственностью. Обусловленность права нравственностью выражается в том, считал ученый, что всегда и везде ставится требование, чтобы закон был справедливым. Соловьев был приверженцем концепции "возрожденного" естественного права. Он считал, что нельзя оценивать какой-либо факт правовой области, не руководствуясь при этом общей идеей права, которая наполняется различным содержанием. Соловьев в своем учении различал понятие сущности права (идею права) и позитивное право (закон). Право должно быть обеспечено, следовательно, необходимо иметь достаточно силы для реализации правовых норм, рассуждал Соловьев. Такой силой он признавал государственную власть, содержание которой определяется деятельностью законодательной , судебной, исполнительной. Власть является единым началом полновластия; судебная власть подчиняется законодательной, а исполнительная — "заведует принудительным исполнением законов и судебных решений" и потому производна от первых двух. Соловьев называл государство "воплощенным правом".  

Право естественное и право положительное.

Значительный интерес  представляет философско-правовая  концепция Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) – выдающегося  представителя русской философии  и религиозной мысли.

В трактовке Соловьева  право и государство выступают  в виде необходимого связующего звена  между идеальным нравственным сознанием  и общественной практикой. В совеем учении о праве Соловьев различает  право положительное и естественное.

Возникновение права Соловьев трактует в духе идеи исторической школы права. Право фактически  возникает в истории человечества наряду с другими проявлениями жизни. Первоначальное право как  «непосредственная  деятельность родового духа» - это обычное  право, но уже в нем есть естественноправовое  начало, т.е начало справедливости, которое действует здесь  не как теоретически сознаваемый мотив, а как непосредственное практическое побуждение.  Естественное право выступает как общая идея права, его разумное начало. Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет « каждый раз, когда вообще говорится о каких бы  то ни было правовых отношениях. Соотношение естественного и положительного права в целом Соловьев  раскрывает как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве. Понятия личности, свободы, равенстве составляют сущность  естественного права. Рациональная сущность права различается от его исторического явления, или права положительного.  Естественное право как нечто умозрительное - это, следовательно, не реально действующее право, наряду с положительным правом, а сущность всякого действующего права. « Таким образом, -говорит Соловьев, - под естественным или рациональным правом мы понимаем только общий разум или смысл всякого права как такового. С этих позиций Соловьев отвергает представления о так называемом естественном состоянии, в котором люди существовали до появления государства и положительного права.

Отрицая раздельное существование  естественного и позитивного  права, Соловьев подчеркивает, что «  на самом деле оба эти элемента, рациональный и положительный, с  одинаковой необходимостью входят в  состав всякого действительного  права, и та, предполагая историческое существование чистого естественного  права, принимает отвлечение ума  за действительность».

Так же Соловьев отмечает, что  хотя такая теория не состоятельна, но истина состоит в том, что «всякое  положительное право, поскольку  оно есть все-таки право, а что-нибудь другое, необходимо подлежит общим  логическим условиям, определяющим само понятие права, и что, признание  естественного права в этом последнем  смысле есть необходимое требование разума».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свобода, как мысль права.

В своем подходе к определению  понятию права Соловьев отмечает, что «в основе права лежит свобода  как характеристический признак  личности». Правом определяется отношения  лиц. То, что не является лицом, не может  быть субъектом права. В кантианском  духе Соловьев пишет, что лицо в отличие  от вещи – это существо, не исчерпывающееся  своим бытием для другого, т.е  не могущее по природе своей служить  только средством для другого, а  существующее как цель в себе и  для себя.  Но свобода лица, говорит  Соловьев, превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково  признается свобода. Соловьев: « Моя свобода, как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Поэтому, право- это свобода, обусловленная равенством. В основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства».

Признание свободы и равенства  субъектов права в качестве необходимого условия всякого права, и есть выражение смысла требований и естественного  права, которое всецело сводится к этим двум факторам. Свобода при  этом выступает как субстрат права, а равенство- его необходимая  форма. Из всего этого следует, что  закон должен соответствовать праву, иначе он перестает быть правовым явлением и теряет свое правовое значение. Поэтому, всякий положительный закон, как частное выражение или  применение права, к какому бы конкретному  содержанию он ни относился, всегда предполагает равенство, как свою общую и безусловную  форму: перед законом все равны, без этого он не есть закон; и точно  так же закон, как такой, предполагает свободу тех, кому он предписывает, ибо для рабов нет общего формально  обязательного закона, для них  принудителен уже простой единичный  факт господской воли.

Правовая свобода и  равенство лиц - это не эмпирический факт, а положение разума. «Разум,- пишет Соловьев, -как одинаковая граница всех свободных сил или сфера их равенства, есть определяющее начало права, и человек может быть субъектом права лишь в качестве существа свободно-разумного».

В общем определении права  как свободы, обусловленной равенством, т.е равным ограничением свободы  лиц, именно равенство является определяющим термином этой формулы, поскольку только равное ограничение делает из свободы  право. Соловьев пишет: « Значит, окончательно все дело не в равенстве, а в качестве самого ограничения: требуется, чтобы оно было действительно справедливо, требуется для настоящего, правового закона, чтобы он соответствовал не только форме справедливости, а ее реальному существу, которое вовсе не связано с отвлеченным понятием равенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Право, как нравственное явление.

«Справедливость, - пишет  Соловьев, - есть несомненно понятие  нравственного порядка». Он говорит  о коренной внутренней связи между  правом и нравственностью, и считает, что в терминах правда и закон  одинаково воплощается существенное единство юридического и этического начал. Вместе с тем он признает и  существенное различие между ними, которое сводится им к трем пунктам.  Во-первых, нравственное требование по существу является неограниченным и  всеобъемлющим, оно предполагает нравственное совершенство или, безусловное стремление к нравственному совершенству. Закон юридический по существу ограничен и вместо совершенства требует низшей минимальной степени нравственного состояния, требуется лишь фактически задержки известных крайних проявлений злой воли. Поэтому в соотношении с нравственностью «право есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный». Эта характеристика содержится и в «Оправдании добра»: «право есть низший предел или определенный минимум нравственности». Соловьев подчеркивает, что между нравственным и юридическим законом здесь нет противоречия; напротив, второй предполагается первым: без исполнения меньшего нельзя исполнить большего. С другой стороны, хотя юридический закон и не требует высшего нравственного совершенства, но он и не отрицает его. Во-вторых, отличие нравственности от права состоит в том, что высшие нравственные  требования не предписывают заранее никаких внешних определенных действий, а предоставляют самому идеальному настроению выразиться в соответствующих действиях применительно к данному положению. Юридический закон имеет своим предметом реально определенные внешние действия, совершением или не совершением которых исчерпывается соблюдение требований этого закона. « С точки зрения юридической, - замечает Соловьев, - важно именно объективное  выражение нашей воли в совершении или недопущении известных деяний.   Это есть другой существенный признак права, и если оно первоначально определялось как некоторый минимум нравственности, то, дополняя это определение, мы можем сказать, что право есть требование реализации этого минимума, т.е. осуществления определенного минимального добра, или,  что то же, действительного устранения известной доли зла, тогда как интерес собственно нравственный относится непосредственно не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом. Здесь нет противоречия между нравственным и юридическим законом.  В-третьих, различие между нравственностью и правом состоит в следующем. Нравственный закон предполагает свободное и добровольное исполнение нравственных требований, и всякое принуждение здесь нежелательно и невозможно. Напротив, внешнее осуществление требований юридического закона допускает прямое или косвенное принуждение, так что принудительный характер такого закона является необходимостью. Общий вывод Соловьева: «Соединяя вместе указанные три признака, мы получаем следующее определение права в его отношении к нравственности: право есть принудительное требование реализации определенного минимального, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Таким образом, право, согласно Соловьеву, это не просто выражение справедливости, а выражение принудительной справедливости.

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь нравственности  и  права.

Между идеальным добром и  злой действительностью есть «промежуточная область права и закона, служащая воплощению добра, ограничению и исправлению зла.  Правом и его воплощением- государством- обусловлена действительная организация нравственной жизни в целом человечестве». Для того, чтобы человек был нравственно свободным и свободно стремился к нравственным вершинам, ему, должна быть предоставлена и «некоторая» свобода быть безнравственным. Право в интересах личной свободы дозволяет людям быть злыми, не вмешивается в их свободный выбор между добром и злом, но в интересах общего блага право препятствуют злому человеку стать злодеем, опасным для самого существования общества. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он- до времени не превратился в ад». Такой ад грозит человечеству с двух сторон: нарушение правильного равновесия между личным и общим интересов в пользу личного произвола, разрушающего общественную солидарность, грозит « жгучим адом анархий», а нарушение в пользу общественной опеки, подавляющей личность, грозит « ледяным адом деспотизма».  Соловьев выделяет три непременных отличительных признака закона: 1) его публичность, 2) конкретность, 3) реальную применимость. Определяя конкретность закона как выражение в нем норм об особых, определенных отношениях в данном обществе, а не каких-то отвлеченных истин и идеалов, Соловьев критикует законы, предписывающие воздерживаться вообще от пьянства, быть благочестивым, почитать родителей и др., и отмечает, что «такие мнимые законы представляют собою лишь неубранный остаток от древнего состояния слитности или смешанности нравственных и юридических понятий».

Из сущности права как  равновесия двух нравственных интересов( личной свободы и общего блага) вытекает, что общее благо может быть ограничить личную свободу, но не упразднить ее.  Отсюда вывод, что законы, допускающие смертную казнь, бессрочную каторгу и бессрочное одиночное заключение, противоречат самому существу права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« О правовом государстве»

Соловьев трактует государство  как «воплощенное право» и правовую организацию общественного целого, заключающую в себе полноту положительного права и единую верховную власть. Речь идет о «правовом государстве» с тремя ветвями власти – законодательной, судебной, исполнительной.  Соловьев отмечает, что эти три власти не должны быть разобщены и находиться в противоборстве, так как имеют  одну и туже цель: правомерное служение общему благу.

Информация о работе В.С. Соловьев о праве и государстве