Внешнеполитическая доктрина Б. Обамы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 22:22, реферат

Краткое описание

В жесткой реальности современной мировой политики лидерство требует несгибаемой твердости для преодоления сопротивления зарубежных партнеров, достижения поддержки со стороны друзей, ведения серьезных переговоров с враждебно настроенными государствами в случае необходимости и завоевания уважения даже тех правительств, которые Америке порой необходимо запугивать. В многочисленных публичных высказываниях Президента США Б.Обамы и официально документированных результатах переговоров на высшем уровне, а также предпрезидентских политических мемуарах Б.Обамы был изложен и озвучен - практически перед всем мировым сообществом - целый ряд радикальных, принципиально отличающихся от неоконсервативной силовой стратегии предыдущей республиканской администрации здравых идей и конструктивных политических подходов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

внешнеполитическая доктрина обамы.doc

— 49.00 Кб (Скачать документ)

Внешнеполитическая доктрина Б. Обамы

В жесткой реальности современной мировой политики лидерство требует несгибаемой твердости для преодоления сопротивления зарубежных партнеров, достижения поддержки со стороны друзей, ведения серьезных переговоров с враждебно настроенными государствами в случае необходимости и завоевания уважения даже тех правительств, которые Америке порой необходимо запугивать. В многочисленных публичных высказываниях Президента США Б.Обамы и официально документированных результатах переговоров на высшем уровне, а также предпрезидентских политических мемуарах Б.Обамы был изложен и озвучен - практически перед всем мировым сообществом - целый ряд радикальных, принципиально отличающихся от неоконсервативной силовой стратегии предыдущей республиканской администрации здравых идей и конструктивных политических подходов. Такие подходы сегодня объективно востребованы всеми субъектами международно-политической среды для решения сложнейших международно-политических и глобальных финансово-экономических проблем.

Эти идеи и взгляды можно было бы обоснованно считать попыткой «перестройки» концептуальной основы внешней политики США как по форме в виде взаимодействия на основе «мягкой» или «разумной» силы, так и по содержательным измерениям.

В первый срок президентства Обамы начали вырисовываться контуры новой американской внешнеполитической стратегии, которую можно было бы условно назвать «стратегией глобального лидерства в условиях экономии на издержках». Обама изначально пытался формулировать политические задачи, исходя из реальных возможностей и существующих ресурсных ограничений. Для решения этих задач он стремился аккумулировать ресурсы старых и новых партнеров США во всем мире. Важной особенностью внешней политики президента стало стремление «переформатировать» отношения с бывшими противниками и быстрорастущими странами (страны БРИКС), создать условия, при которых эти страны будут не вызовом для американской внешней политики, а резервом для укрепления американского глобального лидерства. «Доктрина Обамы» отнюдь не исключала силового воздействия на оппонентов, если это рассматривалось как эффективный способ решения проблем (развитие ситуации вокруг Ливии – наглядный пример относительно «незатратного» коллективного силового вмешательства). Вместе с тем Обама пытался даже в этих случаях избежать крупных издержек для страны и вовлечения ее в проекты, из которых сложно выйти без потерь (как материальных, так и имиджевых).

Предвыборная программа демократа  Барака Обамы была ознаменована умеренной  позицией в части внешней политики. В своей программе, тогда еще будущий президент выступал за использование многосторонних подходов в расширении числа демократических государств, используя концепции прагматизма, «нового атлантизма» и глобализма.

После избрания Обама несколько сменил курс, и нынешний вектор его внешней политики позволяет судить о направленности, в первую очередь на устранение угроз национальной и мировой безопасности, в лице Афганистана и Ирака, а также многочисленных исламистских группировок.

По словам Б. Обамы, исходной точкой американской внешней политики является глобальное сотрудничество на основе взаимных интересов и взаимоуважения. И хотя наверняка возникнут обстоятельства, при которых подобный подход не увенчается успехом, правительство США будет всегда готово выслушать потенциальных противников и вступить с ними в диалог во имя национальных интересов США и интересов глобального сообщества, надеющегося на США как на лидера в вопросах безопасности. Президент Обама также четко изложил свою решимость вступить в глубокий и позитивный диалог с мусульманскими сообществами во всем мире. Во-вторых, он дал ясно понять, что США намерены вести борьбу с "Аль-Каидой" с целью разгромить и уничтожить ее. В-третьих, президент Обама стремится к выработке единого подхода по широкому кругу глобальных проблем. Немаловажным является и политика демократической партии США, в лице Б. Обамы упрочение и развитие трансатлантических отношений. Предшественник Обамы оставил здесь тяжелое наследие, впечатление от которого нынешнему президенту удалось немного сгладить в том, что касается общественного мнения. Однако подлинное стратегическое сотрудничество в глобальном масштабе невозможно с партнером, у которого не только нет авторитетного и четкого политического руководства, но даже и внутреннего согласия по поводу  мировой роли, которую он должен играть. Следовательно, намерение Обамы вдохнуть новую жизнь в трансатлантическое партнерство вынужденно ограничивается диалогами с тремя ключевыми европейскими странами, которые обладают реальной силой и большим влиянием на международной арене, - Великобританией, Германией и Францией. Однако полезность диалогов ослабляется личными и политическими разногласиями между лидерами этих стран. Маловероятно, что в ближайшее время будет выработана единая и потому влиятельная европейская позиция, на базе которой Обама мог бы эффективно взаимодействовать с Европой.

По-прежнему важным направлением внешней политики как официальный  Вашингтон, так и президент лично, видят всестороннее сотрудничество США и КНР. Вместе с тем, политика нынешней администрации США в отношении Китая очень напоминает тактику администрации Буша. Соединенные Штаты под руководством Обамы так же заинтересованы в поддержании экономических связей и избегании политических осложнений, как и под руководством Буша. Так  же, несмотря на пацифистские настрои в своей предвыборной речи, Обама изменил свою стратегию в Афганистане следующим образом, он отошел от полностью оборонительной стратегии к смешанной стратегии избирательного нападения и обороны, и перевел в Афганистан дополнительные войска.

Таким образом, суть политики Обамы остается такой же, как у  Буша, за исключением внедрения ограниченного  числа наступательных операций. Крупной  переменой с момента прихода  Обамы в Белый дом стало  изменение позиции пакистанцев, которые проводят более агрессивную политику (или, по крайней мере, они хотят показаться более агрессивными) по отношению к талибам и аль-Каиде, по крайней мере, в своих собственных границах. Но даже в этом случае базовая стратегия Обамы остается такой же, как у Буша: закрепиться в Афганистане до тех пор, пока политическая ситуация не эволюционирует до того момента, когда можно будет достичь политического соглашения. При этом война с терроризмом – лишь предлог для наращивания и оправдания ничем не ограниченного во времени присутствия военной машины США и НАТО в регионе. События 11 сентября и начало "войны с международным терроризмом" позволили Вашингтону создать как минимум 19 новых военных баз на Среднем Востоке и в Средней Азии. В итоге вооруженные силы США и НАТО впервые появились на территории постсоветских государств.

Помимо построения демократии на территории Афганистана и уничтожения  террористических угроз, менее явной  видится желание США укрепить свое влияние в центрально-азиатском регионе. С этой целью разработаны следующие приоритеты официальной политики США в Центральной Азии являются:

1. Расширение сотрудничества  с Центрально-азиатскими государствами, с целью поддержки усилий Международных сил содействия безопасности в Афганистане и Пакистане, а также для установления стабильности в регионе.

2. Развитие и диверсификация  энергетических ресурсов региона.

3. Поддержка политической  либерализации и соблюдения прав  человека.

4. Содействие развитию  рыночной экономики и проведению экономических реформ.

5. Предотвратить полный  распад государств.

Отметим, что главы  государств центрально-азиатского региона  с осторожностью относятся к  присутствию США в их Центральной Азии, напрямую не идя на установление каких бы то ни было отношений с США, вместо того, они строят свою внешнюю политику на основе многовекторной модели, при которой явного фаворита для установления отношений нет.

Интересным представляется предвыборное обещание Обамы урегулировать  иракский конфликт.

Первым на повестке дня у Обамы стоит вопрос вывода войск из Ирака, который он не раз озвучивал в своей предвыборной кампании. Но все же, обещания данные Обамой в период выборов никак не стыкуются с нынешним состоянием иракской проблемы. Можно сделать вывод, что формально война будет закончена, но в Ираке по-прежнему останется определенное военное присутствие США, так сказать, в миротворческих целях. Но Барак Обама почти ничего не говорит о мобилизации усилий по восстановлению Ирака. Однако не исключено, что самостоятельный в политическом и экономическом отношении Ирак, не зависящий от постоянного американского военного присутствия, Обаме, как и Бушу, в принципе не нужен. 

Суммируя сказанное, отметим, что становление внешнеполитической доктрины 44-го президента США носило затяжной и противоречивый характер, поскольку оно происходило в сложных и неопределенных внутри – и внешнеполитических условиях. Это наложило отпечаток на конкретные действия новой администрации, придав их внешнеполитической доктрине известные непоследовательность, хаотичность и пассивность. «Команда» Б.Обамы так и не смогла выработать строго выверенную, последовательную и рассчитанную на долгосрочную перспективу международную стратегию, хотя по отдельным направлениям характер внешней политики новой администрации постепенно проясняется.

Причём, ещё одним косвенным  доказательством того, что внешнеполитический курс администрации Обамы становится всё более непопулярным в самих США, является то, что в 2009 г. в стране заметно увеличилось число приверженцев внешнеполитического изоляционизма. Об этом говорится в докладе Исследовательского центра Пью, в соответствии с которым почти 50% опрошенных заявили, что США следует заниматься своими делами и не беспокоиться о благе других стран. Симптоматично, что фактически впервые за сорок с лишним лет изоляционистов оказалось больше, чем интернационалистов. Также значительно выросла доля тех, кто выступает за одностороннее, без оглядки на согласие других стран, принятие решений на мировой арене. И эти настроения американцев фактически расходятся с внешнеполитическими установками Б.Обамы. И критики все громче заявляют, что умение красиво говорить и улыбаться и вообще образ "хорошего парня" - не лучший инструментарий для разрешения мировых проблем..

Большинство американских экспертов, размышляя о приоритетах второй администрации Б.Обамы, сходятся в том, что Соединенным Штатам следует отказаться от избыточных, неэффективных и дорогостоящих гегемонистских устремлений и заменить их более сдержанной глобальной внешнеполитической и военно-политической стратегией. Скорее всего, именно в таком ключе будет выстроена политика новой администрации Обамы на международной арене.

В целом, не следует ожидать  радикальных перемен во внешнеполитическом курсе Обамы-2.Основы долгосрочной международной  стратегии Б.Обамы были заложены в последние два года (Стратегия национальной безопасности – 2010 обновленная военная стратегия – 2012), и есть все основания считать, что второй срок правления Б.Обамы будет посвящен последовательной реализации её принципов.




Информация о работе Внешнеполитическая доктрина Б. Обамы