Тоталитаризм как феномен ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является выявление важной роли и значения тоталитарного режима, который устанавливает свои права и обязанности и для гражданина, и для общества в целом. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: определить понятие тоталитаризма, выявить основные признаки и сущностные характеристики тоталитарного режима.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ ТОТАЛИТАРИЗМА 5
1.1 Развитие тоталитарной мысли 5
1.2 Предпосылки возникновения тоталитаризма 7
ГЛАВА 2 ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 10
2.1 Понятие и признаки тоталитаризма 10
2.2 Террор как сущностная характеристика тоталитаризма 13
ГЛАВА 3 ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ТОТАЛИТАРНОЙ ВЛАСТИ 18
3.1 Тоталитарное сознание 18
3.2 Идеология тоталитаризма 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая философия.docx

— 63.60 Кб (Скачать документ)

Тоталитаризм – это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. В экономике он означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности, личность не имеет собственных интересов в производстве. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.

Ф. Хайек особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к выводу о том, что свобода политическая – ничто без свободы экономической. Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль над экономической властью. Идея централизованного планирования заключается в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно, общество  судит об относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный работодатель – государство или подконтрольные режиму частные предприятия не может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-либо ином волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность возникновения тоталитаризма в возрастающем государственном регулировании экономики Великобритании [15, с. 40].

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение: тоталитаризм – одна из форм авторитарного буржуазного  государства, а также направление  буржуазной политической мысли, оправдывающее  этатизм, авторитаризм. Тоталитарное государство – форма авторитарных буржуазных государств периода империализма, характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствления всех легальных организаций, дискреционные полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих вообще [5, с. 468].

Для определения общей  модели тоталитаризма предлагают пять признаков:

  1. единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
  2. официальная идеология, признаваемая всеми;
  3. монополия власти на средства массовой информации;
  4. монополия на все средства вооруженной борьбы;
  5. система террористического полицейского контроля и управления экономикой [4, с. 318].

Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название «тоталитарный синдром», оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы. Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи моделирования тоталитаризма. Однако поиск оптимальной модели продолжается по сей день.

Можно выделить следующие  родовые черты, которые в совокупности определяют тоталитаризм:

В политической сфере вся  власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может контролировать. Общество и государство при тоталитаризме  оказываются поглощёнными одной  господствующей партией, происходит слияние  высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение  партии в решающий стержневой элемент  государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения [7, с. 49].

Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что  власть не опирается на законы и  конституцию. В сталинской конституции  были гарантированы почти все  права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.

В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило – это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всю иерархию властных отношений сверху донизу – от главы государства и партии до самых низших звеньев власти и ячеек общества [12, с. 483].

2.2 Террор как сущностная характеристика тоталитаризма

 

Неизменным атрибутом  тоталитаризма является государственно организованный террор, основанный на постоянном и тотальном насилии.

В любом государстве при  любом режиме всегда существуют люди недовольные режимом в силу различных  причин. Не выполняя возложенные на них обществом обязанности, они  мешают достижению обществом поставленной цели. Кроме того, в тяжелой внешнеполитической обстановке государства эти люди становятся предателями своей страны, так как действуют в интересах  других стран, которые заинтересованы в замедлении развития страны.

В развитых капиталистических  странах того времени тоже был  распространен массовый террор и  репрессии: в США армия расстреливала  демонстрации, устраивала трудовые лагеря под надзором военных, англичане  жестоко расправлялись с сопротивлением во всех колониях. Следовательно, террор и репрессии были признаками не только тоталитарных государств Советского Союза и Германии [14, с. 210].

Относительно жестокости правителей Николо Макиавелли писал: «Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица» [9, с. 168].

Аренд в своем труде  признает, что не существует достаточных  доказательств для обоснования  ее теории тоталитаризма в СССР как системы массового террора: «Ничего не случилось и не похоже, что случится в будущем что-то такое, что могло бы составить однозначное окончание этой истории или обеспечить нас такими же ужасно выразительными и безоговорочными документальными свидетельствами, как это было в случае с нацистской Германией» [1, с. 369].

Основой тоталитарного режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой  террор играет не последнюю роль, представляя  собой логическое продолжение тоталитарной пропаганды.

Обращенная не к разуму, но к чувствам тоталитарная пропаганда, являясь по сути насилием над духом, подкрепляется насилием физическим. Двойной гнет разлагает личность, гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха.

Такое давление со стороны  государства ликвидирует не только любую оппозицию, но и любую попытку к инакомыслию [12, с. 496].

«Учение Маркса всесильно потому, что оно верно» – говорил В.И. Ленин. В аналогичном духе рассуждали о своем учениии идеологи нацизма. В действительности же идеологии и марксизма-ленинизма, и нацизма были верны, потому что они были всесильны, потому что они опирались на фундамент карательной террористической машины, мощного пропагандистского аппарата и все аксессуары тоталитарно-диктаторского государства. Нацистские лагеря смерти и советский ГУЛАГ составляют сущностную характеристику тоталитаризма. В качестве особых политических конструкций они уникальны в своей способности комбинировать жестокость с рационализмом, ненормальное с нормальным, злое начало с банальным.

Отличительная особенность  тоталитарного режима состоит в  том, что здесь террор и страх  используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и как нормальный повседневно  используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера  гражданской войны. Террор развязывается  без какой-либо видимой причины  и предварительной провокации, его  жертвы совершенно невиновны даже с  точки зрения того, кто этот террор осуществляет. Так обстояло дело в  нацистской Германии, где террор был развязан против евреев, то есть людей, объединенных определенными общими расово-этническими характеристиками, независимо от их поведения. В Советском Союзе же, в отличие от нацистской Германии, руководство никогда не признавало, что оно может использовать террор против безвинных людей. В то же время здесь террор не ограничивался расовыми признаками, и, отбросив расовые критерии, его объектом мог стать любой человек [1, с. 259].

Тотальность тоталитарного  режима в, так сказать, чистом виде состоит  не только в том, что партия или  фюрер-вождь устанавливают всеохватывающий  контроль над всеми сферами общественной жизни и государством, но и в  том, что подавляющая масса населения  чуть ли не свято верит в основные цели, установки, ориентации, постулируемые  партийным руководством или фюрер-вождем.

Следует особо подчеркнуть, что тоталитаризм как особый общественно-политический феномен невозможен без массовой базы, массовости как таковой, растворения  отдельного индивида в массе, толпе. В отличие от всех остальных движений и общественных феноменов, тоталитаризм предполагает полную и безусловную лояльность индивидуального члена общества. Тоталитаризм открыл для себя средства господства и терроризирования людей изнутри. Здесь вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер зависит от масс в такой же степени, в какой они зависят от него, без него они останутся аморфной толпой, лишенной внешнего представительства, в свою очередь, сам вождь-фюрер без масс – ничто.

Все это определяет другую важную характеристику тоталитаризма – крайний-схематизм и редукционизм, сводящие все и вся к единственной идее. В целом тоталитарный подход основан на постулате, согласно которому в политике существует одна истина. Ее можно назвать политическим мессианством в том смысле, что она постулирует предопределенный, гармонический и совершенный порядок вещей, основанный на идее – истине. Здесь наука и искусство, экономика и политика, философия и промышленность, мораль и отношения между полами и многое другое направляются единственной ключевой идеей [6, с. 716].

Таким образом, тоталитаризм – это общественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других известных истории государственно-организованных форм.

Тоталитаризм является одной из форм, в которых существуют общества, господствующая система связей, отношений государства и общества, внутриобщественных отношений, которые определяют возможности функционирования данного общества.

Сущностной характеристикой  тоталитаризма является ориентация на слитность, тотальное единство всех без исключения сфер жизни общества: идеологической, политической, экономической, социальной. Следует особо подчеркнуть, что тоталитаризм как особый общественно-политический феномен невозможен без массовой базы, массовости как таковой, растворение отдельного индивида в массе, толпе.

Отличительная особенность  тоталитарного режима состоит в том, что террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания врагов и противников, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами.

 

ГЛАВА 3 ЧЕЛОВЕК  В СИСТЕМЕ ТОТАЛИТАРНОЙ ВЛАСТИ

3.1 Тоталитарное сознание

 

Тоталитарное сознание характеризуется символическими образами – борец, вооруженный воин, готовые к преодолению трудностей, выполнению почетного задания или подвига. Оно проявляется также в том, что граждане  под гнетом идеологической лжи и преувеличенного оптимизма идеализируют одного лидера вождя, снисходящего до общения с простым народом. Таковым в СССР был Сталин, в Германии Гитлер, Муссолини в Италии, Мао Цзэдун в Китае.

В учении тоталитарного сознания четко прослеживается цель: внушить  множеству субъектов, что они  обладают значимостью, но только как  единица целого аппарата, обладают ценностью, но только как трудовая единица, и что каждый человек в отдельности не обладает значимостью, ценностью и есть ничто, а значимость и ценность имеет только народ, масса в целом [11, с. 579].

Стремление тоталитаризма  к переделке человеческой природы – одна из основных отличительных особенностей его от всех других форм традиционного деспотизма, абсолютизма и авторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм является феноменом исключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека. Важное место в комплексе идеи механизмов занимает жёсткий контроль над сознанием человека, его мыслями, помыслами, внутренним миром. На смену индивидуальности приходит тип человека с его однообразием, однозначностью, без индивидуальных особенностей.

Таким образом, конечной целью  является формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким человеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь теми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой. Однако на практике проведение этой политики породило доносительство, писание анонимок и привело к моральному разложению общества [8, с. 158].

В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между  полами направляются одной ключевой идеей. Ф. Хайек писал: «Легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя» [14, с. 224].

Информация о работе Тоталитаризм как феномен ХХ века