Теория и практика культурной революции в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть теорию и практику культурной революции в СССР.
Объект исследования – СССР «довоенного» периода (1918 – 1941).
Предмет исследования – теория и идеология культурной революции.

Содержание

Введение
Глава 1: Теория культурной революции 6
Глава 2: Культурная революция в искусстве и науке 21
Глава 3. Образование и культурно-просветительная работа 28
3.1.Ликвидация безграмотности и советская школа 28
3.2.Культурно-просветительная работа 32
3.3.Наука 36
Заключение 39

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

     Одним из главных требований к творческой интеллигенцией являлось требование обязательного внимания к психологической стороне работы, на воздействие, которое она оказывает на зрителя и слушателя.

     В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей, которая оценивала  литературные произведения не сточки художественной ценности, а с точки социального происхождения авторов. Всё, вышедшее не из-под пера рабоче-крестьянских писателей, объявляется не заслуживающим внимания.

     В том же 1925 г. принимается резолюция  ЦК ВКП (б) «О политике партии в области  художественной литературы», положившая  начало идеологизации и партийному диктату в области художественного творчества. Выступая на совещании с интеллигенцией, Бухарин предложил ей «идти под знамёна рабочей диктатуры и марксистской идеологии». И если до этого литература могла развиваться в безбрежном море художественного разномыслия, но теперь началось ограничение её рамками т.н. соц. реализма.

     Кино  было объявлено государственной  монополией еще в 1918 году.

     Одним из методов контроля над творческой интеллигенцией и искусством, помимо административно-командных, был метод контроля через творческие союзы. Поначалу эти организации носили добровольный характер, но после 1932 г. ситуация в корне изменилась.

      23 апреля выходит постановление  ЦК ВКП (б) «О перестройке  литературно-художественных организаций»6. Оно гласило:

«… В настоящее  время, когда успели уже вырасти  кадры пролетарской литературы и  искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАПМ и др.) становятся уже узкими и тормозят серьёзный размах художественного творчества. Это обстоятельство создаёт опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средства культивирования кружков замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и

художников, сочувствующих  социалистическому строительству. 

     Отсюда  необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.

      Исходя  из этого, ЦК ВКП (б) постановляет:

  1. ликвидировать ассоциации пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
  2. объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём;
  3. провести аналогичное изменение по линии других видов искусства;

поручить Оргбюро  разработать практические меры по проведению этого решения».

     Аналогичные меры принимаются и в других областях. В 1934 г. состоялся первый съезд Союза советских писателей, в 1937 г. – Союза архитекторов, а в 1939 г. постановлениями ЦК были созданы оргкомитеты союзов композиторов и художников. Функциями Союзов было сплочение литературно-художественных сил,  их идейно-политическое воспитание. Забота об улучшении бытовых и материальных условий своих членов, защита их авторских прав.  Союзы имели свои печатные органы, издательства и фонды, т.е. реальные средства, с помощью которых они могли решать задачи культурной политики партии.

     Вместо добровольных объединений были созданы организации, принадлежность к которым стала демонстрацией лояльности творческих работников к советской власти. За эту «духовную» поддержку власть предоставляла определённые привилегии (пользование домами творчества, мастерскими, получение авансов во время длительной творческой работы, обеспечение жильём). Сознательное отклонение художника от партийной линии вело за собой исключение из союза, лишение всех материальных благ и возможности публиковать свои  произведения, устраивать выставки и т.п. Уже изданные произведения изымались из библиотек, картины – с выставок, из музеев. Имена этих писателей и художников подвергались прямой травле, или информационной блокаде (А. Ахматова). Некоторые из них закончили свою жизнь в застенках – О. Мандельштам, С. Третьяков, И. Бабель, Н.Клюев, С. Клычков, В. Наседкин и многие другие.

     Если  с 1932 г. творческие союзы стали организационной  основой творческой интеллигенции, то социалистический реализм – идеологической. Это художественное направление было признан основным и единственно верным методом литературы, искусства и критики, которое «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии» и сочетается «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей», 1934 г.). Суть метода в том, что жизнь должна была изображаться не так, как на самом деле, а так, как в обещанном социализме. Искусство (кино, музыка, литература) насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимало. Ведь народ жил, веря что мучительно трудное «сегодня» сменит прекрасное «завтра». И искусство вместе с обнадёживающими обещаниями Сталина создавало иллюзию, что желанное время уже наступило. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим. Это состояние активно использовалось властью в целях создания социально-психологической монолитности общества, которая, в свою очередь, облегчала манипуляцию.

     Возрастает  роль публицистики и произведений, посвященных событиям истории. Внимание писателей всё больше занимает человек, увлёченный большой целью, работающий в коллективе и видящий в этом основную сферу приложения своих способностей, сферу своего развития как личности. Изучение связей личности и коллектива становится характерной чертой литературы этих лет. Огромное влияние на литературу оказал подъём, охвативший страну в годы индустриализации, коллективизации и первых пятилеток.

     Требования  социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие  творчество, способствовали созданию посредственных конформистских поделок  и устраняли из духовной жизни  талантливые произведения (А.А. Ахматовой, Д.Д.Шостаковича, С.М.Эйзенштейна, П.П. Филонова).

     Также получила распространение порочная практика субъективистских оценок произведений искусства и их авторов. Сказывались  личные вкусы партийных вождей, которые  были ограниченными, о чём свидетельствует, например, неприятие верхами музыки Шостаковича.

     На становление нового искусства повлияли пафос и творческое оживление послереволюционных лет, самодеятельность масс, появление новых тех. средств (звуковое кино), и культурная политика государства, которое поставило искусство и науку под контроль через несколько рычагов управления: административно-командные методы (прямое управление), финансовая поддержка и поощрение угодных творческих работников и направлений, творческие союзы, действующие в духе партийной линии. В искусстве единственно верным стал метод соц. реализма, по сути являвшийся модификацией партийной идеологии для искусства.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Образование и культурно-просветительная работа.

  «В стране безграмотной  построить коммунистическое  общество нельзя.

Безграмотный  человек стоит  вне политики».

В.И.Ленин

     3.1. Ликвидация неграмотности  и советская школа.  Ликвидация неграмотности и создание советской школы было одним из самых масштабных и успешных мероприятий культурной революции. До сих пор КР очень часто связывают в первую очередь с ликвидацией неграмотности.

     Советская власть унаследовала от предыдущего  режима неграмотность населения, доходившую до 68,1 % (данные переписи 1920г.). Правительство  вскоре приступило к решению этой проблемы.

     26 декабря 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР», по которому всё население от 8 до 50 лет должно было обучиться читать или писать на родном или русском (по желанию) языке. В случае неисполнения декрет недвусмысленно грозил уголовным наказанием.

      В 1920 г. Учреждается ВЧК по ликвидации неграмотности (ВЧК ликбез), руководившая обучением неграмотных и малограмотных  в 1920-1930 гг. Ведал делами комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.

     Первый  порыв сразу дал 40967 ликпунктов с 1157 тыс. обучавшихся. В 1917-1920 гг. грамоте обучилось 7 миллионов человек. Во время НЭПа дело было брошено с гос. снабжения на местные средства, которых не хватало, и стало быстро падать. Но затем за дело взялись с должным рвением. Ликвидация неграмотности была важнейшей задачей первой пятилетки – нужды экономического развития страны, в первую очередь индустриализация, неумолимо требовали потока квалифицированных специалистов. В стране по призыву партии развернулось широкое движение под лозунгом: «Грамотный, обучи неграмотного!» В это движение были вовлечены сотни тысяч людей, в 1930 г. их было около 1 миллиона. В 1930-1932 гг. различными школами ликвидации неграмотности было охвачено свыше 30 миллионов человек. К началу 40-х с неграмотностью в большинстве районов СССР было покончено. Однако, чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью, надо было остановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение.

     Школа - главный государственный институт, который создает гражданина и воспроизводит общество. Буржуазная школа состояла из «2 коридоров» и готовит 2 сорта людей: человека элиты и человека массы. Элите давались знания на основе «университетской культуры» (целостное знание в виде дисциплин), массе – т. н. «полезные» знания, на основе «мозаичной» культуры. Резко различаются методики преподавания и уклад обеих школ.

     Советская школа стала формироваться как  единая общеобразовательная, вся основанная на университетской культуре и ставящая целью воспроизводство народа, а не классов. Это была невиданная социальная роскошь, которая с трудностями и частными неудачами была предоставлена всему населению СССР. Экзаменом для этой школы стали индустриализация и война 1941-45 годов: советская школа этот экзамен выдержала.

     Важность школы для воспитания будущих советских граждан хорошо выражена в словах Ленина: «Воспитанием будущих поколений закрепляется всё, что было завоевано революцией».

     Вначале, в 20-е гг., дела со школой обстояли неважно. В годы НЭПа власть бросила финансирование школ на местные средства. Число школ начало уменьшаться, в среднем на 45%, а в некоторых губерниях до 60 %.

        Новый школьный устав от 18 декабря  1923 г. не содержит ни слова  о всеобщности и бесплатности  обучения, зато хуй нейтральное отношение к религии сменяется пропагандой безбожия как официальной доктрины. Ввиду этого вскоре, хоть и ненадолго, появляются платные школы.

      В 1924-25 гг. население меняет отношение  к школе и начинает её «осаждать». Школы набились до отказа, открылось  свыше 15 тыс. школьных групп (т.е. больше 17 тыс. нормальных комплектов по 40 чел.). На одного учителя порой приходилось по 100-10 чел.

      Остро стоит проблема недофинансирования школ и невозможности всеобщего  образования. Не хватает квалифицированных  преподавателей. Идут педагогические споры о том, сколько лет будет длиться обязательное образование - 7 или 9 лет, о методах марксистской педагогики. В училища и вузы идут выпускники, уровень знаний которых просто катастрофический, которые не в состоянии получить профессиональное образование, что вызывает недовольство государства. 15 и16 съезды подгоняют выполнение плана по образованию, задаются ударные темпы, учителям рекомендованы методы «культпохода» и «социалистического соревнования».

      Начинается  перестройка всей массовой культпросветработы. Новое направление определяется окончательно к августу 1929 г., а в сентябре Луначарский, пытавшийся занимать компромиссную позицию в отношении плановых темпов, заменяется на посту молодым генералом А.С.Бубновым. После поверхностной и формальной "ликвидации безграмотности" в 20-х годах, в 30-х было серьезно поставлено школьное образование в городе и деревне. В 1931 ЦК принимает решение о школе. В нее возвращаются старые, осуждённые после революции методы обучения: уроки, предметы, оценки, вводится твёрдая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения; все эксперименты в области программ обучения объявлены «левацким уклоном» и «троцкизмом». Фактически идёт возврат к дореволюционной гимназии. К 1933 г. завершается переход к обязательному 4-летнему, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В СССР появилась грамотная система обучения мальчиков и девочек. Курс изучаемых наук сократился в основном за счет изъятия латыни, греческого языка и Закона Божьего, но в целом уровень российской школы был очень высок. Не случайно в СССР к 50-60-м годам получил гигантский слой грамотных специалистов и ученых.

Информация о работе Теория и практика культурной революции в СССР