Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:03, монография

Краткое описание

Теория бюрократии Макса Вебера оказала огромное влияние на развитие социологии в ХХ веке. Эта теория положила начало целому разделу социологической науки - социологии организаций. Многие ученые, приступавшие в 40-50-е годы нашего столетия к изучению формальных организаций, опирались на веберовскую модель бюрократии при проведении эмпирических исследований.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Масловский_теор_бюр.doc

— 451.50 Кб (Скачать документ)

Коль скоро речь зашла о соотношении  патримониальных властных структур и различных хозяйственных укладов, следует отметить, что в марксистской традиции ближайшим аналогом веберовской концепции патримониализма выступает теория азиатского способа производства. Маркс не был первым, кто ввел в научный оборот понятие “азиатского” общества. Это понятие было разработано в английской политической экономии, откуда его и заимствовал Маркс. Им была затем сформулирована концепция азиатского способа производства, в соответствии с которой в восточных обществах верховным собственником являлось всемогущее государство. Но Маркс не считал существующий в обществе данного типа управленческий аппарат его правящим классом. Проблема роли государственной бюрократии в восточных обществах не получила в классическом марксизме подробного рассмотрения.

Попытку разработать марксистскую теорию бюрократии как господствующего класса азиатского общества предпринял в конце 50-х годов ХХ в. К.Виттфогель. Исходным для этого автора служит понятие “гидравлического” или “агро-менеджериального” общества. Согласно Виттфогелю, “азиатский деспотизм” возникает первоначально в тех регионах, где для развития сельского хозяйства необходимы крупные ирригационные работы. Проведение таких работ координируется деспотическим государством в лице его чиновников, которые образуют правящий класс общества19[19].

Бюрократический аппарат деспотического государства представляет собой жестко централизованную организацию. В отличие от Вебера, Виттфогель готов допустить лишь очень незначительную степень автономии чиновников по отношению к центральной власти20[20]. По сравнению с концепцией Виттфогеля веберовская концепция патримониализма отличается гораздо большим динамизмом и является более разносторонней, поскольку она допускает возможность децентрализации политических режимов в традиционных обществах, а также не ограничивается одним лишь экономическим фактором в объяснении их возникновения.

Если обратиться теперь к рассмотрению теоретического статуса понятия  патримониализма в работах Вебера, то прежде всего следует отметить, что в современной социологии это понятие получило разные, порой противоречивые интерпретации. С одной стороны, концепция патримониализма характеризовалась как пример вполне разработанного идеального типа21[21], с другой - утверждалось, что термин “патримониализм” служит Веберу лишь для обозначения конкретных политических режимов22[22]. Тем не менее обращение непосредственно к веберовским текстам позволяет внести в этот вопрос определенную ясность.

В своем анализе патримониализма  Вебер выделяет три основные формы  этого типа господства. О патримониализме  в собственном смысле слова речь идет там, где господство преимущественно традиционное. Если же правитель действует главным образом по своему усмотрению, опираясь на военную силу и игнорируя традицию, такой режим обозначается термином "султанизм"23[23]. Помимо этого Вебер рассматривает децентрализованный вариант патримониализма, характеризуемый им как "сословное" господство. Для этой разновидности патримониализма характерно то, что власть правителя ограничена не священной традицией, а правами и привилегиями его чиновников. Все перечисленные формы патримониального господства, очевидно, следует расценивать как “чистые” типы.

Хотя анализ веберовской методологии  выходит за рамки данного исследования, необходимы некоторые пояснения относительно содержания используемых Вебером категорий. Понятие “чистого” типа и его отличия от “генетического” идеального типа рассматривались отечественными авторами. Так П.П.Гайденко справедливо указывает на то, что в социологии Вебера чистые типы, в отличие от идеально-типических конструкций, используемых для изображения индивидуальных исторических событий, служат для создания идеальных моделей, не ограниченных пространственно-временными рамками24[24]. Тем не менее содержание понятия чистого типа нуждается в уточнении.

В этой связи представляет особый интерес интерпретация "чистых" идеальных типов в работах Вебера, предложенная немецким исследователем В.Моммзеном. В хронологически позднейшей части "Хозяйства и общества", как свидетельствует Моммзен, чистые типы “сконструированы таким образом, чтобы в каждом из них соответствующий принцип раскрылся бы в наиболее отчетливой форме”25[25]. При этом чистые типы, как правило, объединены в пары, причем каждый из них соответствует крайней точке на определенном отрезке. Хотя Вебер главным образом следует принципу дихотомического деления, чистые типы могут образовывать системы и более сложной конфигурации.

Веберовская идеально-типическая модель патримониализма, по-видимому, образует одну из таких систем. В указанной модели традиционалистский патримониализм противопоставлен султанизму, который основан на ничем не ограниченном произволе правителя. Кроме того, централизованный патримониализм противополагается децентрализованному "сословному" господству. В то же время реальные патримониальные режимы располагаются между чистыми типами. Если сами чистые типы статичны, то реальные режимы могут эволюционировать в направлении какого-либо из них.

Такая интерпретация концепции  патримониализма позволяет снять  ряд ограничений на ее использование, наложенных в результате ее отождествления с чистым типом традиционного господства. Исходя из такого отождествления некоторые западные социологи предлагали модифицировать веберовскую модель и дополнить ее идеальным типом “современного патримониализма”26[26]. Но если традиционалистский патримониализм представляет собой лишь один из чистых типов, образующих идеально-типическую модель, то такого рода модификация вряд ли необходима.

Перейдем теперь к рассмотрению понятия патримониальной бюрократии в работах Вебера. Прежде всего следует отметить, что этому понятию в современной западной социологии также давались различные толкования. Тем не менее преобладающей является точка зрения, согласно которой оно служит для обозначения особого идеального типа, занимающего промежуточное положение между идеально-типическими моделями патримониализма и легально-рациональной бюрократии. Как указывали некоторые западные авторы, в тех случаях, когда разрыв между теоретическими моделями и реальностью оказывался слишком велик, Вебер использовал такого рода дополнительные идеальные типы27[27].

Для уточнения значения этого термина  следует в первую очередь обратиться к его использованию в “Хозяйстве и обществе”. В своем основном труде Вебер характеризует патримониальное чиновничество и рациональную бюрократию как два во многих отношениях противоположных типа. Он подчеркивает контраст между ними, указывая, что в патримониальном управленческом аппарате вместо бюрократической “беспристрастности” все полностью зависит от личного усмотрения чиновника - от его отношения к “конкретному просителю и его конкретной просьбе и от чисто личных связей, услуг, обещаний и привилегий”28[28]. Тем не менее Вебер не проводит непреодолимой границы между патримониальной и бюрократической должностью. Он пишет: “Истоки подлинной бюрократии могут быть найдены повсюду в довольно несложных формах патримониальной администрации - переход от патримониальной к бюрократической должности не является четко определенным”29[29].

Рассматривая основные исторические примеры бюрократических организаций, Вебер указывает, что многие из них отличались ярко выраженными патримониальными чертами. При этом патримониальные бюрократии расцениваются им как в значительной степени иррациональные, поскольку в них, как правило, отсутствует четкое разграничение сфер полномочий чиновников и не требуется специальной подготовки для занятия должности. Однако Вебер вполне допускает возможность того, что патримониальный правитель в интересах своей власти и финансового обеспечения развивает “рациональную систему администрации со специально подготовленными чиновниками"30[30], хотя подобная система администрации получила полное развитие лишь в западно-европейских абсолютных монархиях.

Вместе с тем в “Хозяйстве и обществе” Вебер следующим  образом характеризует патримониальную бюрократию: "Там, где несвободные чиновники (рабы, министериалы) действуют в иерархической организации с безличными сферами компетенции и, следовательно, в формально бюрократической манере, мы будем говорить о "патримониальной бюрократии"31[31]. Но следует отметить, что патримониальные чиновники не обязательно являются несвободными, поскольку они могут рекрутироваться в том числе и из внепатримониальных источников.

Обратимся теперь к рассмотрению вопроса  о теоретическом статусе понятия  патримониальной бюрократии. Есть основания считать, что этот термин не обозначает в работах Вебера отдельного идеального типа, но имеет лишь конкретно-эмпирические воплощения. Хотя Вебер и указывает на наличие в патримониальной бюрократии определенных рациональных черт, эти черты не уточняются. Характеризуя небюрократическое патримониальное чиновничество, Вебер перечисляет те признаки рациональной бюрократии, которые в нем полностью отсутствуют. Однако он не приводит такого же исчерпывающего перечня признаков патримониальной бюрократии.

Вебер следующим образом определяет рамки использования этого термина: “Мы будем все время вынуждены, пользуясь такими словообразованиями, как “патримониальная бюрократия”, указывать на то, что данное явление некоторыми характерными для него признаками связано с рациональной, другими - с традиционной - в данном случае с сословной - формой господства”32[32]. Очевидно, что речь в данном случае идет об эмпирических явлениях, а не об идеальном типе. Важное значение имеет и отмеченная здесь Вебером связь патримониальной бюрократии с господством сословного типа.

Сословное господство уже рассматривалось  нами при разборе идеально-типической модели патримониализма. Тем не менее  следует уделить более пристальное  внимание этому понятию в его  отношении к патримониальной бюрократии. Отличительным признаком сословного господства является апроприация должностей чиновниками. Как подчеркивает Вебер, если централизованный патримониальный режим предполагает отделение должностного лица от средств управления, то при сословном господстве осуществляющее власть лицо полностью контролирует средства управления33[33].

В такой управленческой структуре  все властные полномочия поделены между  патримониальным правителем и чиновниками, без согласия которых правитель не может ничего предпринять. В этом случае существует прямая зависимость между степенью присвоения должностей чиновниками и властью, которой они обладают. Разумеется, полное присвоение должностей характеризует только чистый тип сословного господства. В исторической реальности существует лишь тенденция к такому присвоению, а в руках патримониального правителя всегда есть средства противостоять данной тенденции.

Важно учитывать также  то обстоятельство, что сословное  господство не является бюрократическим. Полная апроприация средств управления чиновниками означает децентрализацию патримониального режима и распад бюрократических структур. Что же касается патримониальной бюрократии, она занимает промежуточное положение между чистыми типами рациональной бюрократии и сословного господства. В эмпирически наблюдаемых патримониальных бюрократиях наряду с развитием некоторых рациональных черт проявляется тенденция к присвоению средств управления чиновниками, которая тем не менее не означает полной децентрализации политического режима.

Парадокс патримониальной  бюрократии заключается в том, что, коль скоро она представляет собой централизованную структуру, она не обладает реальной властью, являясь послушным орудием патримониального правителя. В то же время присвоение должностей чиновниками, позволяющее им ограничить власть правителя, создает основу для сословного господства, которое уже не является бюрократическим.

Итак, понятие “патримониальная бюрократия” в работах Вебера обозначает, по-видимому, не идеальный (чистый) тип, а лишь конкретные примеры управленческих структур, обладающих определенными рациональными чертами, но действующих в условиях традиционного господства. Патримониальные бюрократии отличают личностный, а не формально-правовой характер отношений между главой государства и чиновниками. Основу власти патримониальных чиновников образует прежде всего присвоение этими чиновниками занимаемых ими должностей и связанных с ними привилегий. Но предельное развитие тенденции к такому присвоению означает утрату чиновничеством бюрократического характера.

Историческими примерами  относительно высокоразвитых форм бюрократического управления в условиях патримониального государства служат Веберу бюрократии, существовавшие в Древнем Египте, в поздней Римской и Византийской империях, в Китае34[34], а также в Западной Европе в эпоху абсолютизма. Однако основное внимание немецкий социолог уделял двум последним из этих примеров. Если в западных государствах произошел переход от патримониального господства к легально-рациональной бюрократии, то китайские “мандарины” представляли собой, по мнению Вебера, наиболее типичный образец патримониальной бюрократии, которая добилась господствующего положения в обществе, но при этом не трансформировалась в рациональную бюрократию современного типа35[35].

Подробное описание китайского чиновничества дается прежде всего  в исследовании Вебера о конфуцианстве и даосизме, но он рассматривал специфические особенности этого социального слоя и в ряде других работ. В своем анализе китайского общества Вебер стремился привлечь внимание к тем его особенностям, которые отличались от условий, сложившихся в Западной Европе36[36]. Обсуждая причины, которые обусловили различие путей исторического развития китайской и западной цивилизаций, Вебер вновь и вновь проводил сравнение между китайским патримониальным чиновничеством и западно-европейской бюрократией.

Информация о работе Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология