Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 02:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: исследовать правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви.
Основными задачами исследования являются:
- оценка, с учетом современных подходов политико-правовой модели отношений государства и церкви;
- исследование теоретических положений, относящихся к понятиям свободы совести и свободы вероисповедания, их социального назначения, сущности и содержания;
- определение проблем во взаимоотношениях церкви и государства в Российской Федерации

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви в России
1.1 Становление конституционно - правового регулирования взаимоотношений церкви и государства в России ………………………….6
1.2. Особенности отделения церкви от государства в России ……………………………………………………………………………………14
2. Свобода вероисповедания
2.1 Идеи свободы совести и свободы вероисповедания и их развитие в истории взаимоотношений государства и церкви в России ……………………………………………………………………………………17
2.2 Реализация свободы вероисповедания в России ……………………………………………………………………………………19
3. Конституционно - правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации……………………………………………….23
3.1 Анализ законодательства, регулирующего взаимоотношения церкви и государства в Российской Федерации
3.2 Применение норм законодательства в сфере конституционно – правового регулирования взаимоотношений церкви и государства в России …………………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………………32
Список используемых источников………………………………………………….35

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа - копия.docx

— 94.06 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Реализация свободы вероисповедания

 

Конституция РФ провозглашает: “Каждому гарантируется свобода  совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”26. Такая формулировка в значительной мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта.

В Российской Федерации установлен регистрационный порядок создания религиозных объединений. Согласно ст. 18 Закона о свободе вероисповеданий  религиозное объединение может  быть создано: а) совершеннолетними  гражданами; б) в количестве не менее 10 человек; в) имеющее устав (Положение), зарегистрированное в Министерстве юстиции РФ или его органах  на местах (в зависимости от территории функционирования данной организации). С момента регистрации религиозное  объединение получает права юридического лица. Устав регистрируется в течение  месяца со дня подачи документов, отказ  в регистрации возможен лишь в  случае противоречия содержания учредительного документа действующему законодательству. Отказ может быть обжалован в  суд.

За религиозными организациями  в России признается право собственности (на здания, сооружения, предметы культа, денежные средства, а также предприятия, производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу). Надо отметить, что религиозные организации  обладают в нашей стране исключительным правом создания такого рода предприятий (ст. 23).

Законом закреплено право  религиозных объединений на совершение религиозных обрядов (ст. 16 и 22) и  церемоний в молитвенных домах  и на принадлежащих им территориях, в местах паломничества, в учреждениях  религиозных объединений, на кладбищах  и в крематориях, на квартирах  и в домах граждан. Граждане имеют  право совершать и участвовать  в религиозных обрядах в воинских частях, в лечебных учреждениях, в домах для престарелых и инвалидов, в детских домах и интернатах, в местах предварительного заключения и отбывания наказания, включая штрафные изоляторы и помещения камерного типа. В других местах религиозные обряды и церемонии осуществляются в соответствии с порядком, установленным для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, т.е. в уведомительном порядке.

Следует отметить, что в  период существования Советского государства  конституционное право граждан  на митинги, шествия и демонстрации, а также свобода слова и  печати не распространялись на религиозные  организации, так как в ст. 50 Конституции  СССР указывалось, что эти свободы  предоставляются "в целях укрепления и развития социалистического строя"27. А религиозные организации, как известно, исключались из политической системы социализма, поскольку не ставили перед собой такой цели.

Право на совершение религиозных  обрядов гарантируется, в частности, тем, что атеистические мероприятия  в местах, используемых верующими, не допустимы28.

Религиозные объединения, согласно Закону и во исполнение принципа отделения  церкви от государства, не могут вмешиваться  в дела государства и участвовать  в выборах органов государственной  власти и управления, в деятельности политических партий. Речь идет именно о религиозных объединениях. Например, они не пользуются правом выдвигать  кандидатов в депутаты. Что касается членов религиозных организаций, то как граждане они пользуются всеми конституционными правами и имеют право на личное участие в политической жизни, в том числе и входить в какие-либо политические партии, участвовать в выборах и т.д.

Религиозным организациям впервые  в нашей стране (после советского периода правления) предоставлено  право на благотворительную деятельность, а также право создавать культурные и просветительские организации, учреждать  органы массовой информации, включая  радио и телевидение (ст. 24). В этом отношении они приравнены к обычным  общественным организациям. Таким образом, религиозные объединения могут  принимать участие в социально-культурной жизни нашего общества, как и любые  общественные организации.

Важной новеллой является закрепление и гарантия тайны  исповеди. Согласно ст. 13 Закона Тайна  исповеди охраняется законом. Священнослужитель  не может допрашиваться или давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны на исповеди граждан.

В Законе провозглашен светский характер системы государственного образования. Это означает, что данная система не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Преподавание вероучений, религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных учреждениях, частным образом на дому, при религиозных объединениях, а также факультативно, по желанию граждан в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях (ст. 9). Преподавание религиозно-познавательных и религиозно-философских дисциплин может входить в программу и государственных учебных учреждений, но не должно сопровождаться совершением религиозных обрядов, так как преследует лишь информационные цели.

Таким образом, можно видеть, что и в нашей стране, подобно  многим современным зарубежным странам, нет полной изоляции церкви и государства. В ряде сфер установилось их сотрудничество, особенно это касается духовно-нравственной сферы.

В Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий. Его ведет, в частности, Министерство юстиции при регистрации религиозных объединений. Государственный контроль ведется и в отношении производственных предприятий, действующих при религиозных организациях29. Если они получают прибыль от своей деятельности, то она подлежит налогообложению, как и прибыль любой другой организации. Не облагаются налогом, однако, имущественные и финансовые пожертвования, получаемые религиозными организациями от граждан, а также средства, отчисляемые от производственной деятельности на основе собственности религиозных организаций, на благотворительные и культурно-просветительские цели.

Все граждане, работающие в  религиозных объединениях, подлежат социальному обеспечению и социальному  страхованию. Религиозные организации, их предприятия и учреждения производят отчисления в фонды государственного социального страхования и обеспечения, поэтому пенсии они получают от государства. И здесь, как мы видим, нет полного  отделения церкви от государства.

Оценивая историю развития этих отношений в России, нельзя не согласиться с философом-религиоведом М.И. Одинцовым в том, что "для России – страны многоконфессиональной и многонациональной - вопрос о взаимоотношении властных структур с религиозными организациями был всегда важен и одновременно болезнен»30. Обеспечение любого субъективного конституционного права, в том числе и такого, как право на свободу вероисповедания, в значительной степени зависит от отношения государства, его органов к содержанию и форме реализации этого права.

 

 

 

Глава 3. Констиутционно-правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации

 

3.1 Анализ законодательства, регулирующего взаимоотношения  церкви и государства  в  Российской Федерации

 

Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о  религиозных объединениях состоит  из соответствующих норм Конституции  Российской Федерации, Гражданского кодекса  Российской Федерации, Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Необходимо также учитывать, что согласно Конституции Российской Федерации (ст. 15) в случае, если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  Законом, то применяются правила  международного договора.

Особое место в законодательстве Российской Федерации о свободе  совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях занимает Федеральный закон "О  свободе совести и о религиозных  объединениях", статья 1 которого указывает  на то, что он регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу  вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

При этом, как справедливо  считает С.А. Авакьян, "необходимо указать на то, что Федеральный закон 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Ст. 3 именуется "Право на свободу совести и свободу вероисповедания". Однако "из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует, что к содержанию данного права и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход".

Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести  и свободу вероисповедания, гарантированных  Конституцией Российской Федерации  или вытекающих из международных  договоров Российской Федерации. В частности, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (ст. 1, 2) гласит, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору, а свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц, и исключает дискриминацию на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц31.

Изучение реестра нормативных  правовых актов субъектов Федерации  показало, что только немногим более  чем десятью субъектами приняты  и действуют законы (другие нормативные  акты не изучались), регулирующие вопросы  защиты прав граждан на свободу совести  и свободу вероисповедания, а  также деятельность религиозных  объединений32.

Все эти законы, кроме  дополнительно принятого Республикой  Дагестан Закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан", в разное время приводились в  соответствие с федеральным законодательством. Однако, как представляется, сделано  это было во многом формально. В одних субъектах собственные законы после принятия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" были признаны утратившими силу без принятия других законов (например, в Хабаровском крае, Орловской обл. и др.), другими под давлением федеральных структур были исключены статьи, прямо противоречащие законодательству Российской Федерации, но без учета всех требований нового Федерального закона. А в Республике Дагестан после внесенных 10 мая 2001 г. изменений преамбула Закона "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" содержала прямо противоречащее Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" положение о том, что настоящий Закон "обеспечивает равенство всех традиционных религиозных конфессий".

К сожалению, устанавливается, что в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации  органы местного самоуправления могут  наделяться Законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. А структура органов местного самоуправления (ст. 131) определяется населением самостоятельно.

Закон "О свободе совести  и о религиозных объединениях" не содержит механизма контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми он их наделяет. Из всех изученных законов субъектов Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях только Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. "О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области" (ст. 2) и Закон Тюменской области от 8 февраля 2001 г. "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" (ст. 2) наделяют органы местного самоуправления соответствующих субъектов правом образовывать органы по связям с религиозными объединениями, т.е. полноценно исполнять возложенные на них федеральным законодательством отдельные государственные полномочия по защите прав граждан на свободу совести.

Представляется, что без  решения данного вопроса органы местного самоуправления не смогут полноценно выполнять возложенную на них  федеральным законодательством  обязанность по обеспечению на соответствующих  территориях охраны прав и свобод граждан, а районные и городские  администрации, кроме этого, не смогут оказывать эффективное содействие органам суда, прокуратуры и юстиции  в их работе33.

Право человека выбирать, иметь  и менять убеждения не ограничено ничем и предусматривает право относить себя к любой религии, состоять в любом религиозном объединении, в которое его примут, переходить из одного религиозного объединения в другое (например, перейти из христианства в ислам, из адвентистов - в православные)34.

Это личное право не распространяется на группу людей, состоящих в религиозной  организации. Так, представляется неправомерным переход всей организацией из одной религии в другую и даже в рамках одной религии переход из подчинения одной централизованной организации, утвердившей ее устав, в подчинение другой (например, в рамках христианства - из католичества в православие, из Русской Православной Церкви - в Истинно-православную церковь и т.п.), поскольку это входит в противоречие с уставом религиозной организации, где закрепляется ее принадлежность.

 

 

 

 

3.2 Применение норм законодательства в сфере   конституционно – правового регулирования взаимоотношений церкви и государства в России

 

Конституция Российской Федерации  предоставляет право на свободу  совести каждому. Однако пользование  этими правами иностранцами связано  с законностью их пребывания на территории страны. Действующее законодательство обусловливает деятельность временно пребывающих в России иностранцев  целью их нахождения в стране. Постоянно  проживающие иностранцы пользуются правом на свободу совести (кроме  права на участие в учреждении религиозной организации, ст. 9 Закона) наравне с гражданами Российской Федерации. Но они не могут назначаться  на определенные должности и заниматься определенной трудовой деятельностью, если это требует принадлежности к российскому гражданству.

Информация о работе Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства