Имидж политического лидера,как технология политического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: анализ факторов формирования имиджа политического лидера для раскрытия имиджа Б. Обамы и женщин-политиков Латинской Америки.
Задачи:
Выявить составляющие политического имиджа;
Показать способы формирования имиджа политического лидера.
Исследовать феномен политического имиджа лидера в современной России;
Охарактеризовать современные технологии формирования политического имиджа в современной России;

Прикрепленные файлы: 1 файл

кр.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

 

3.2 Политический имидж женщины-политика на примере стран Латинской Америки.

        Опыт латиноамериканских государств предоставляет интересный материал для исследования данного вопроса. Вхождение женщин в политику стран Латинской Америки началось в первой половине XX века, несмотря на то, что процесс признания права голоса женщин никак не связывался с возможностью женского участия в большой политике. Появление женщин в политической жизни латиноамериканских стран в отдельных случаях было результатом их участия в авторитарных популистских режимах. Однако даже формальная вовлеченность женщин в процессы политического управления продолжает оставаться ограниченной. Их представительство в парламенте немногочисленно, практически отсутствует доступ к высшим постам в исполнительной и судебной ветвях власти21.

        Ситуация, которая сложилась в Латинской Америке в сфере принятия государственных решений, идеально вписывается в предложенную Розабет Кэнтер концепцию токенизма. Согласно этой концепции, на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто был представлен в группе незначительно, лишь символически, получили название «токенов» (символов)22. К последним как раз и относятся женщины латиноамериканских стран в сфере управления государством. Поскольку токены малочисленны, они более заметны на общем фоне, отсюда и преувеличение их характеристик. Женщины в мужской группе традиционно играют несколько ролей:

  • матери — от нее ожидают не профессиональных советов, а эмоциональной поддержки;
  • железной леди - характерным качеством является жесткость;
  • талисмана — присутствие женщины в мужской группе рассматривается как правило хорошего тона;
  • соблазнительницы — женщина выступает как объект интимных симпатий.

         Советники и специалисты в области PR при разработке имиджа женщины-политика опираются, главным образом, на данные предложенной выше классификации. Определенной социальной роли соответствует предсказуемая, а значит, и хорошо узнаваемая модель поведения, которая через знаковые черты закрепляется в сознании избирателей. В современной политической истории Латинской Америки и стран Карибского бассейна к настоящему моменту лишь восемь женщин занимали пост главы государства. Причем в большинстве случаев они просто перенимали эстафету политической борьбы у умерших или убитых мужей, отцов и братьев, опираясь больше на их политический капитал, чем на собственную популярность.

         Четырем из женщин власть досталась в результате институциональных перестановок. Исабель де Перон, будучи вице-президентом Аргентины, стала главой государства после смерти действующего президента, своего супруга, Хуана Доминго Перона. Лидия Гейлер Техада, глава Палаты Представителей Боливии, после череды военных переворотов была назначена исполняющей обязанности президента страны на переходный период. Эрта Паскаль Труилот, председательствовавшая в Верховном Суде Гаити, была избрана в качестве Временного президента на период, пока в стране не будут проведены всеобщие выборы. Розалия Артеага, занимавшая пост вице-президента Эквадора, после отставки главы государства, видимо, также рассчитывала на подобный сценарий, но исполняющим обязанности президента был провозглашен спикер парламента. Розалия Артеага оспорила это решение в Верховном суде и при поддержке военных стала действующим президентом страны. Однако Верховный суд отклонил иск Артеаги—таким образом, ей удалось удержаться во главе государства всего пять дней23.

        Все вышеуказанные лидеры, за исключением Исабель де Перон, придерживались образа «железной леди». Лидия Гейлер Техада и Розалия Атреага дают яркий пример самостоятельной политической карьеры. Эрта Паскаль Труилот, хотя и возглавила оппозицию, продолжив дело брата и опираясь, главным образом, на его авторитет, также придерживалась жесткого стиля в управлении и достигла высот в судебной системе страны уже благодаря собственному профессионализму. Однако, как показала практика, имидж «железной леди» не очень соответствовал политической культуре латиноамериканских стран, к тому же относительно шаткое положение временного главы государства сыграло свою роль: в результате ни одной из них не удалось продержаться у власти более полутора лет.

        Положение Виолетты Чаморро, Джанет Джаган, Мирейи Москосо и Мишель Бачелет, пришедших к власти благодаря демократическим выборам, было более легитимным в глазах избирателей и политической элиты. В итоге они пребывали на посту главы государства в соответствии со сроками, прописанными в конституции своих стран. Исключение составляет лишь Джанет Джаган, добровольно покинувшая свой пост по состоянию здоровья в возрасте 79 лет. По способу прихода к власти их всех можно отнести к категории «женщин-талисманов»: Джанет Джаган и Мирейя Москосо были вдовами президентов Гайаны и Панамы соответственно, а супруг Виолетты Чаморро и отец Мишель Бачелет погибли в борьбе с режимом—таким образом, данные женщины-политики играли роль символа, «связи времен», продолжая политические начинания или борьбу своих мужей и отца, как в случае с Бачелет.

        Исследователи политического имиджа до сих пор не достигли согласия по вопросу сочетания в имидже женщины-политика категорий «мужественности» и «женственности». В данном контексте важную роль играет семья женщины-политика. По сравнению с мужчинами женщины оказываются в невыгодном положении, так как цельный имидж, с полной контекстной составляющей в образе семьи, может вызывать у некоторых избирателей под влиянием патриархальных стереотипов ощущение отсутствия политической авторитетности. Видимо, поэтому опыт латиноамериканских стран показывает, что все женщины-лидеры, достигшие поста главы государства, на время своего правления в браке не состояли. Но все же большинство исследователей сходятся во мнении, что в идеале женщина-политик должна играть свою гендерную роль, то есть состояться как жена и мать24. Лишь имидж «железной леди» дает возможность игнорировать гендерный контекстный аспект. Так, например, Лидия Гейлер Техада разведена: от брака у нее осталась дочь. Однако Гейлер Техада признается, что, посвящая себя полностью политике, почти не занималась воспитанием ребенка. Отсутствует также какая-либо информация и о семейном положении Розалии Артеаги и Эрты Паскаль Труилот. В их биографиях акцент сделан, прежде всего, на профессионализм.

        В остальных случаях женщины во власти обычно вынуждены подчеркивать, что у них благополучные семьи, любящие мужья, дети, что они прекрасно сочетают личную жизнь с политической деятельностью. Умелое сочетание женственности и деловых качеств, безусловно, закрепит имидж женщины-политика, поможет многограннее раскрыть главные социальные роли: домашнюю, где доминирует институт брака, семьи, матери, жены, дочери; и общественную, где главный критерий не «женское начало», а профессионализм.      

       Визуальный аспект имиджа наиболее важен для женщин-политиков. Этот факт подтверждают психологи. Цвет кожи, пол, возраст, выражение лица, глаза и взгляд, волосы, тип конституции, одежда, движения. Причем впечатление о человеке на 55 % создается на основе того, что видят окружающие (визуальный имидж), на 38 %—на основе того, как говорит человек (тон, высота голоса, темп речи, использование пауз, четкость дикции, акцент). И лишь 7 % впечатления складывается на основе слов, которые использует выступающий. Таким образом, для женщины-политика визуальный имидж имеет решающее значение.

        В современном обществе не существует проработанного концептуального образа представительницы власти. Как можно наблюдать по опыту латиноамериканских стран, политтехнологи при конструировании имиджа женщин-политиков опираются, главным образом, на существующие образцы, которые не всегда эффективны (недолгое пребывание некоторых лидеров у власти лишь дополнительное тому подтверждение). В то же время конструируемый образ должен быть целостным, в нем должны присутствовать броские индивидуальные черты, которые останутся в памяти электората. При создании имиджа женщины-политика важно заострять внимание не столько на гендерной принадлежности, сколько на политических пристрастиях, программных заявлениях, партийных взглядах.

Таким образом, можно констатировать сложность создания действенного политического имиджа, отвечающего требованиям всех избирателей, поэтому так важно учитывать все специфические черты лидера, для проработки и формирования позитивного имиджа политика, как в случае с Б. Обамой. Еще сложнее обстоят дела с технологией создания имиджа женщины-политика, особенно в странах Латинской Америки, поскольку женщина-политик априори находится в проигрышном положении, которое не всегда можно вывести на нужный уровень без тщательной и продуманной стратегии по созданию эффективного имиджа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политические и социально-экономические преобразования осуществляются в нашей стране при наличии вполне определенных традиций, сохранившихся стереотипов мышления, поведения и деятельности, инерции прежних политических отношений. Они проходят в сложный и противоречивый период становления российской экономики, правового государства и гражданского общества, когда миллионы людей приспосабливаются к новому образу жизни.

Проблема имиджа политического лидера приобретает все большее значение при разработке эффективных систем социального управления. В то же время сегодня многочисленные попытки оказания помощи политикам, руководителям государственных органов, предпринимательских и общественно-политических организаций в обретении конструктивного имиджа базируются в основном на выработке субъективно обусловленных элементов его структуры. В основном у субъекта вырабатывается некий комплекс внешних данных, который должен способствовать эмпатийному настрою воспринимающей стороны. Нередко такая работа завершается неудачей в связи с неустойчивостью "привитых" качеств и неубедительностью их представления. 

Целенаправленная работа по созданию и управлению имиджем политического лидера в той или иной степени затрагивает основные звенья политико-управленческих процессов: от изучения и формирования запросов до их реализации при принятии и исполнении политических решений путем воздействия на общество, индивида или группу, представителей исполнительной и законодательной власти. 

Имидж продолжает работать на человека и в его отсутствие, то есть, когда он, скажем так, не стоит за спиной у электората. Если выборный сегмент  относятся к политику с уважением – а «правильный» имидж является важным фактором формирования уважительного отношения, — то даже когда политика  нет рядом, такое восприятие поможет социуму верить ему, проголосовать на выборах, отдать предпочтение кандидату, положительно отзываться. Оптимальный  лидер — тот, с кого берут пример.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Монографии:

  1. Алешина И. В. Паблик рилейшнз в политических системах. М.: Гном-пресс, 2007. С. 125.
  2. Гринберг Т.  Политические технологии: PR и реклама. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 80.
  3. Дайт Т., Хармон Л.  Демократия для элиты. Введение в американскую политику. М.: Юридическая литература, 1998. С.156.
  4. Евстафьев В., Лисовский С. Избирательные технологии: История, теория, практика. М.: РАУ Университет, 2001. С. 130.
  5. Известия академии имиджелогии . - Т. 1.  М.: РИЦ АИМ,  2005.  C. 340.
  6. Кошелюк М. Е.  Технологии политических выборов. СПб.: «Питер», 2004. С.121.
  7. Лисовский С. Политическая реклама. М.: ИВЦ Маркетинг, 2001. С. 190.
  8. Малишевский Н. Технологии выборов: стратегия, тактика и пошаговое руководство по организации избирательной кампании. Минск.: Современная школа, 2009. С. 110.
  9. Милехин А.В., Шарков Ф.И. Социолого-политический мониторинг средств массовой информации и электорального поведения. М.: Прометей, 2003. С. 145.
  10. Политическая имиджеология // научно-прикладные основы. Под ред. Лаптева Л.Г., Перелыгиной Е.Б., Петровой Е.А.  М.:РИЦ «РУСАКИ». - 2004. C. 280.
  11. Политическая имиджелогия // Под общ. научн. ред Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, - 2006. С. 295.

 

Научные статьи:

  1. Арапханова Л. Имидж Руслана Аушева как политического лидера// Власть. - - 2011.  - №12  С. 191-192.
  2. Богоявленский А.Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ»// Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 2004.  - № 5 С. 6-8.
  3. Вестник МГУ //  Серия 12 // Политические науки // - 2007 - № 6. C. 76-80.
  4. Головлева Е. Имидж как средство информационно-коммуникационной поддержки внешней политики государства. Власть. - 2011.  - №7 С. 61-63.  
  5. Гржейщак С. Е. Личностный фактор политического лидерства: региональный аспект// Социс - 2000 - №9 С. 136-137.
  6. Грибок Н. Становление рекламного сообщества в современной России. Власть// - 2011.  - №7 С. 83-87.
  7. Грунт Е. В., Саленко В. Я. Каков он - современный профсоюзный лидер// Социс - 2000. - №9 С. 53-59.     
  8. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг, или как "продать" вождя// Полис. -2007.  - №5 С. 88-92.
  9. Канапьянова Р.М. Женщины во властных структурах// Социс. - 2007.  - №2(274). С. 68-75.
  10. Красильников О. В. Политические предпочтения возрастных групп// Социс. - 2000. - №9  С. 49-52.
  11. Кузьменко Е. Нормальные герои всегда идут в обход. Лаборатория рекламы, маркетинга и паблик рилейшнз М.: 1999. № 8-9.
  12. Ривера Ш., Ривера Д. К более точным оценкам трансформаций в российской элите. Полис// - 2009. - № 5. C. 45-48.
  13. Семененко И. С. Образы  и имиджи в дискурсе национальной идентичности// Полис. - 2008. - №5. C. 24-30.
  14. Селиверстова Ю. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация// Власть. - 2011. - №1 С. 71-73.
  15. Тарасова И.С. Формирование имиджа женщины-политика (на примере лидеров латиноамериканских стран)// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. №1. 2008. С. 152-172.
  16. Теоретический семинар им. Академика В.А. Мартынова. Америка и мир при Бараке Обаме. Мировая экономика и международные отношения, 2009. №6.  С. 3-16.

Информация о работе Имидж политического лидера,как технология политического менеджмента