Основные этапы развития советской музыкальной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Развитие русской музыки в ХХ столетии шло столь быстрыми темпами, что описать все направления, течения и ответвления в одной работе очень сложно. Но мы попытаемся рассмотреть основные течения и жанры советской музыки, которые на протяжении целого столетия были отражением истории народа.
В течение длительного времени музыка была наиболее общедоступным и популярным видом современного искусства. Недавно проведенные группой американских специалистов социологические исследования показали, что наибольшее физиологическое влияние на человека оказывает именно музыка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Песни первой мировой войны……………………………………………5
Развитие музыки в 1917-1920 гг………………………………………….7
Развитие музыки и песен в 1921-1932 гг………………………………25
Развитие песни в 1932—1941 гг………………………………………...35
Песни Великой отечественной войны…………………………………54
Песня в послевоенные годы (50-60 гг.)………………………………...75
Песни 70-90 годов………………………………………………………....89
Заключение………………………………………………………………..96
Список литературы………………………………………………………99

Прикрепленные файлы: 1 файл

Научная работа по истории 2009-2010. Тема - Развитие музыки в СССР.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

Не слышны в саду даже шорохи.

Все здесь замерло  до утра.

Если б знали вы, как мне дороги

Подмосковные вечера.

 

Речка движется и не движется,

Вся из лунного серебра.

Песня слышится и не слышится

В эти тихие вечера.

 

Что ж,ты, милая, смотришь искоса,

Низко голову наклоня?

Трудно высказать и  не высказать

Все, что на сердце у  меня.

 

А рассвет  уже все  заметнее.

Так, пожалуйста, будь добра,

Не забудь и ты эти  летние

Подмосковные вечера.

Будем откровенны — текст поэта М. Матусовского не принадлежит к числу достижений даже в строго очерченных рамках "песенной поэзии". И не прикоснись к ним рука выдающегося мастера-музыканта, этот текст потонул бы в море тогдашней версификаторской продукции.

Мелодия эта кажется весьма незамысловатой: зачин в миноре, переход в параллельный мажор, а трезвучно-аккордовую интонационную основу можно найти во множестве песен тех лет и много ранее. Секрет успеха заключен в сочетании формульной четкости мелодии и множественности истоков, сплавленных в предельно концентрированном обобщении. И в самом деле, уже начало мелодии, ее первые четыре такта объединяют обыгрывание минорного трезвучия (типовая черта "городской" лирики) и чисто русский кварто-квинтовый трихорд концовки. Далее следует ее своеобразный вариант в параллельном мажоре (второй четырехтакт) с достижением более высокого тона. А последующая "надрывная" интонация, возвращающая в основную тональность, напоминает о старинном романсе, но лишь на короткое мгновение. Подчеркивая своей экспрессией мелодическую вершину, она не получает далее продолжения (великолепное проявление чувства меры!) — мелодия возвращается к исходному состоянию и замыкается уже ранее прозвучавшей трихордной концовкой. Итак, мелодические обороты связаны с различными жанрами песенной лирики, но композитор только намекает на них, не досказывая до конца, выстраивая их в строгие контуры крепко спаянной конструкции. Феноменальная популярность песни обусловила выбор ее начального мотива в качестве позывных радиопрограммы "Маяк".

Другой песенный шедевр — "Одинокая гармонь" Б. Мокроусова (слова М. Исаковского) — привлек внимание поэтичностью отраженного в нем ночного деревенского пейзажа, оживляемого доносящимися издали звуками гармони. Здесь решающую роль сыграла поэтическая основа, чутко претворенная в словно выписанной тонким пером мелодии композитора. Однако такое согласие текста и музыки скорее исключение, нежели правило. Этим не могут похвалиться многие, в целом неплохие лирические песни, получившие известность в те годы, но затем вышедшие из обращения. Можно назвать песни "Клен" В. Макарова (слова Я. Шведова), "За дальнею околицей" Н. Будашкина (слова Г. Акулова), "Далеко, далеко" Г. Носова (слова А. Чуркина). К ним примыкает "Сормовская лирическая" Б. Мокроусова (слова Е. Долматовского), только внешне связанная с производственной темой. Сейчас ужетрудно понять, чем же именно могли восхищать такие поэтические образы, как клен, влюбленный в березку, или река голубоглазая и прочие аксессуары псевдонародной версификации. Но, видимо, искренняя речь, обращенная от сердца к сердцу, была столь редка, что "проходило" даже простое повествование о вероломной подруге, живущей в рабочем поселке, которая клялась в вечной любви, а нынче не вышла в назначенный срок.

Этими же соображениями  можно объяснить и всенародный  успех песен Дунаевского из фильма-олеографии "Кубанские казаки". Песни "Ой, цветет калина", а в особенности "Каким ты был" распевали повсюду. И хотя моделью последней песни, видимо, послужила несравненно более удачная "Пшеница золотая" М. Блантера, пели не ее, а мелодию, творившую легендарный образ степного орла, лихого казака, покорившего податливое женское сердце. Пути народных пристрастий поистине неисповедимы!

Несколько слов стоит  сказать о шуточных песнях в духе частушек, припевок. Конечно, им также уделялось внимание, но крупных достижений, сравнимых с шедеврами военных лет, так и не появилось. Можно напомнить об эстрадно-джазовой песенке "Журчат ручьи" И. Дунаевского (из кинофильма "Весна"), дружно разруганной критикой. Известность приобрели также частушечные песенки Б. Мокроусова, написанные для спектакля Московского театра сатиры "Свадьба с приданым". Они послужили причиной успеха незатейливой пьесы о счастливой сельской жизни, где, однако, выделился образ хвастливо-легкомысленного, но обаятельного деревенского парня Курочкина. В целом же не только сатира, по даже и юмор были явно не в чести — трагическая судьба М. Зощенко была тому наглядным примером.

В нашем повествовании  отсутствовали упоминания о массовых песнях, созданных композиторами, представлявшими нерусские народы СССР. Можно было бы назвать немало имен композиторов-песенников ряда союзных и автономных республик страны. Мы, однако, воздержимся от таких перечислений по той причине, что ни одна из массовых песен, созданных ими в ту пору, не обрела общесоюзной известности (тем более, что многие из них создавались по образу и подобию мелодий, сочиненных столичными авторами). Безусловно, национальный колорит присущ композиторским работам ярко фольклорной ориентации, рассчитанным на исполнение коллективами типа ансамблей песен и плясок.

 

Песни 70-90 годов

 В двустадийном процессе эволюции отечественной музыки более сложен второй этап, вторая половина века. Начиная с 1970-х годов, отечественная культура вступает в новый период развития. Расширяются международные культурные связи, в нашей стране гастролируют выдающиеся зарубежные исполнители, дирижеры, театры, оркестры. Отечественное исполнительское искусство завоевывает международный авторитет. Освобождаясь от догм, многообразным становится музыкальное искусство, расширяется диапазон стилей и жанров. Развитие классических традиций (Мясковского, Прокофьева, Шостаковича) сосуществует с активным экспериментаторством в области освоенных направлений и техник.

Развиваются национальные школы Эстонии (В. Тормис, А. Пярт), Грузии (Г. Канчели, С. Насидзе), Армении (Э. Мирзоян, А. Тертерян), Азербайджана (Ф. Амиров, А. Меликов). Музыкальный язык сочинений этих композиторов сочетает ярко национальные черты, часто за счет опоры на архаичные пласты национальных культур. Воспроизведение характерных приемов народного исполнительства сочетается с использованием современных техник (серийность, сонорика, алеаторика).

Начиная с 1960-х годов, в русле неофольклорной тенденции творят композиторы «новой фольклорной волны». Произведения В. Гаврилина, Б. Тищенко, С. Слонимского, Р. Щедрина развивают русские хоровые и инструментальные традиции. Приемы работы с фольклорным материалом (в традициях Стравинского) опираются на свободное обращение с источником, исключающее прямое цитирование (импровизационность, использование нетемперированного строя, неточное интонирование, глиссандирование, сочетание напевной и говорной манер пения) и воспроизведение характерных приемов народного исполнительства. Эта тенденция продолжит развитие в творчестве А. Вустина, В. Довганя (1980-е годы). В 1970-е годы широко используется классическая додекафония

(произведения А. Волконского,  Э. Денисова, А. Шнитке, В. Сильвестрова, С. Слонимского, А. Пярта). Далее отечественные композиторы активнее применяют модальность, что дает больше свободы в смешанной технике.

В отечественной музыке 1980-1990-х годов, в отличие от экспериментального поиска 1970-х, более явственно ощущается опора на традицию. Органично соединяются классическое и романтическое в творчестве молодых авторов (Р. Леденев, Л. Десятников, В. Рябов, В. Довгань, А. Головин, А. Раскатов). Композиторы конца ХХ века (Н. Кондорф, В. Тарнопольский) широко используют технику минимализма.

Стремление к красочности музыкального языка реализуется через сонорную гармонию, сонористику. Повышенное внимание к тембровой краске повлекло значительность перемен в области инструментария и приемов игры. В партитуру включаются национальные (ложки, гусли, кеманча, тар), эстрадные (саксофон, электрогитара) инструменты, а также редкие тембры (челеста, клавесин). Расширяются оркестровые группы, особенно сильно – группа ударных за счет эстрадных и экзотических инструментов. Активно применяются электронные инструменты (терменвокс, «волны Мартено», синтезаторы). Более разнообразными становятся приемы звукоизвлечения клавишно-ударных в сторону выявления их ударных свойств. Новой музыкой выработана новая система нотной нотации, требующая специальных пояснений. Характерной особенностью музыки второй половины века является соединение в одном произведении принципов различных жанров, появляются сочинения, имеющие особые названия (например, «Поэтория» Р. Щедрина – концерт для поэта с оркестром).

Музыка испытывает влияние  кинодраматургии (кадровость, наплыв, многоплановость действия), живописи (яркость, красочность).

Пространство сцены  помогает осмыслить инструментальный театр, по-новому заполняется звуковое пространство. Приемы театрализации  используются в разных жанрах в инструментальной музыке: фортепианные пьесы, концерты, инструментальные ансамбли, хо-

ровые сочинения.

Многочисленные фестивали («Московская осень», «Ленинградская весна», «Альтернатива»), региональные музыкальные форумы (жанровые, монографические), просветительская деятельность музыкантов-инструменталистов, камерных оркестров способствуют открытию новых пластов в отечественной музыкальной культуре прошлого, сохранению высокой духовности музыкального искусства в современную эпоху.

ачиная с 1970-х в советских  саундтреках все чаще встречается ранняя электронная музыка. Пионером советской электроники был кинокомпозитор Эдуард Артемьев, известный в первую очередь по научно-фантастическим фильмам Андрея Тарковского. Его композиции в жанре амбиент появились раньше, чем сам этот термин был введен Брайаном Ино в 1978 году.

Отдельную категорию  составляли песни из фильмов и  мультфильмов для детей. Они писались на легкие, запоминающиеся мелодии, обычно на заранее сочиненные тексты, поэтому  роль поэта-песенника здесь была особо высокой. Известные композиторы, писавшие для детей — Геннадий Гладков, Григорий Гладков, Евгений Крылатов. Наиболее заметный поэт-песенник - Юрий Энтин.

Входит в моду авторская  песня. Авторской песней, или бардовской музыкой, называют движение, возникшее из исполнителей любительских песен студентов, геологов и туристов. Авторская песня возникла в художественной самодеятельности и быстро приобрела популярность. Ее исполнителей называли «бардами».

Барды исполняли песни  под акустическую гитару, обычно без  других инструментов. Среди наиболее известных бардов — Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Сергей и Татьяна Никитины. Поскольку в авторской песне уделялось большое внимание тексту, все они известны как выдающиеся поэты, в большей степени, нежели как музыканты.

Поклонники авторской  песни образовывали клубы самодеятельной песни по всей стране. Хотя издания  фонограмм бардовской песни были редки и чаще всего, делались энтузиастами самиздатом, многие песни становились  популярны благодаря исполнению любителями.

С середины 70-х стал развиваться и доминировать исключительно советский тип поп-музыки. Именно поп, а не рок. Его сформировали песни В.Добрынина, И. Лученка, Д. Тухманова и др. Отличительной особенностью поп-стиля было сочетание одесско-традиционного кабацкого ритма по типу известных «Ах, Одесса» или «Конфетки-бараночки» с цыганско-фольклорной минорной гармонией и надрывом в текстах и голосах исполнителей.

Конец 70-х и весь период 80-х знаменует собой официальное  признание или вернее разрешение рок-музыки на русском языке. Первой, кому разрешили, была группа «Машина времени». А затем уже появились «Аракс», «Круиз», «Аквариум», «Воскресение», «Наутилус» и др. Однако, обращает на себя внимание то, что далеко не все стали отвечать требованиям заявленного ими жанра.

Видимо за годы полуподпольного  существования, отсутствия информации и несвободы в представлении  некоторых, называющих себя специалистами  в этих жанрах, все перемешалось. К примеру, абсолютно не соответствующие  хотя бы первичным музыкальным признакам рок-музыки, откровенно туристические или бардовые песни А.Макаревича, Б.Гребенщикова (пусть даже в электрогитарном изложении) никак нельзя считать роком. Никакая словесная остросоциальная тема не заменит необходимости соответствия жестким стандартам в области метроритма, создания особого качания (drive), фактурного и тембрового решения. Словом, всему тому, что определяет понятие «рок» по чисто музыкальным признакам. Не случайно, что и сегодня подавляющее число звучащих композиций относится к области поп-музыки, основное отличие которой от рока заключается в исключительной танцевальности и весьма безыскусной аранжировке.

Конечно, жизнь на месте  не стояла. Потихоньку со скрипом в  страну вошло все необходимое  для этой музыки: аппаратура, инструменты, информация и даже эстрадные отделения музыкальных училищ. Все, кроме пока еще высокой культуры создания и потребления.

Одно из самых лучших из того, что у нас было, - это коллективы, подобные ансамблю «Песняры», которые опирались в своем творчестве на славянскую ладово-интонационную палитру и создавали подлинно национальную, не подражательскую культуру. Но это не значит, что иностранные влияния не должны нас касаться. В русской академической музыке иностранные влияния очень интересно переплавлялись на родной почве – итальянские, немецкие, испанские. И в эстрадной музыке это тоже возможно, если поставить задачу перед музыкантами – не скопировать, а творчески обогатить родную музыкальную культуру.

И тогда уже не за горами совершенно иной творческий результат на российской эстрадной сцене.

В 70-е годы на советской  эстраде появляются многочисленные вокально-инструментальные ансамбли –  ВИА: «Песняры», «Сябры», «Верасы», «Ариэль», «Ялла», «Гюнеш», «Самоцветы», «Цветы», «Пламя», «Синяя птица» и многие другие.

Популярной певицей становится Алла Пугачева, которая работает в тандеме с композитором Раймондом Паусом.

В 80-е – 90-е годы на советской эстраде появляется Валерий  Леонтьев, Анне Вески, Яака Йоллы, Евгений  Мартынов, Валентина Легкоступова, Александр Малинин, Александр Серов, Владимир Кузьмин, Лайма Вайкуле, Ирина Панаровская, Лариса Долина. Отдельно следует сказать о самой популярной песне 80-х «Трава у дома», которую исполнил ВИА «Земляне». В конце 80-х в начале 90-х годов становятся популярными песни Игоря Талькова, Олега Газманова, команд «Любэ» и «Кар-мэн». В 90-е годы на вершину поп-музыки взлетает группа Барри Алибасова «На-На», группа «Мальчишник» и Богдан Титомир. После 1995 года на отечественной поп-сцене появляются «Иванушки International» и «Руки вверх». Миллионы поклонников и поклонниц завоевал Филипп Киркоров.

Информация о работе Основные этапы развития советской музыкальной культуры