Значимость Карибскиого кризиса в международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 03:56, курсовая работа

Краткое описание

Кризис стал переломным моментом в ядерной гонке и «холодной войне». Было положено начало разрядки международной напряженности. В западных странах началось антивоенное движение, пик которого пришёлся на 1960-е — 1970-е годы. В СССР также стали раздаваться голоса, призывающие к ограничению гонки ядерных вооружений и усилению роли общества в принятии политических решений.

Содержание

Введение 3
1. Кубинская революция 6
2. Карибский кризис 1961-1962 гг. 11
2.1 Предыстория 11
2.2 Карибский кризис 13
2.3 Черная суббота 22
2.4 Разрешение конфликта 23
Заключение 26
Список литературы 28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Карибский кризис курсач..doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

Введение

3

  1. Кубинская революция

6

  2. Карибский  кризис 1961-1962  гг.

11

   2.1 Предыстория

11

   2.2 Карибский кризис

13

   2.3 Черная суббота

22

   2.4 Разрешение конфликта

23

Заключение

26

Список литературы

28


 

 

Введение 

Начало   1960-х   гг.   в   развитии   мировой   социалистической    системы характеризуется напряженностью отношений между СССР  и  странами  соцлагеря, имевших на вооружении большие запасы оружия самых разных систем, и США.

В   Латинской   Америке   подъем    национально-освободительного    движения ознаменовался победой Кубинской революции. 1 января  1959  г.  на  Кубе  был свергнут реакционный  режим  ставленника  американских  монополий  диктатора Батисты  и,   в   конечном   итоге,   национально-освободительное   движение завершилось победой народной революции. Было создано новое правительство  во главе с  Фиделем  Кастро. 10  января  1959  г.  Советское правительство признало его и установило с Кубой дипломатические отношения. В  апреле  1961 г.  Фидель  Кастро  заявил  о   социалистическом   характере   экономической политики: «Кубинская революция разорвала цепь  империалистического  гнета  в Латинской  Америке  и   привела   к   созданию   первого   социалистического государства на Американском континенте, ознаменовав исторический  поворот  и открыв здесь новый этап революционного движения». Победа революции  на  Кубе  вызвала  неадекватную  реакцию  у империалистов в Соединенных Штатах, и они пустили в ход весь арсенал средств политического шантажа,   экономического   давления   и   организации    контрреволюционных заговоров. Резко враждебная антикубинская линия США  подтолкнула  Фиделя Кастро  на сближение с СССР и  другими  социалистическими  странами:  иного  выхода  из экономического кризиса и политической изоляции не было. Отношения с  Москвой никогда  не  были  простыми  у  Кастро,  который  стоял  за  более  активную поддержку революций во  всем  мире,  а  не  за  «мирное  сосуществование»  с Западом  (в  конце  60-х  он  даже  посадил  на  скамью  подсудимых   членов «просоветской фракции» своей партии). Неоднозначно к  нему  относились  и  в странах соцлагеря и в развивающихся в  частности.  Тито  откровенно  его  не признавал, не сложились отношения с Насером, в частности,  из-за  того,  что Фидель, получив в подарок серебряный сервиз, неудачно пошутил: «А  я  думал, что вы подарите мне крокодила». Тем  не  менее  авторитет  Кастро  оставался высоким, особенно в Латинской  Америке,  со  многими  мировыми  лидерами  он встречался на сессиях Генассамблеи ООН, к нему тянулись  многие  писатели  и артисты: Хемингуэй, Габриэль Гарсиа Маркес, Грэм Грин, Сидней Пуатье,  Гарри Белафонте.

Возвращаясь к политике контрпереворота надо сказать, что  в период с 1960  по 1965  г.  ЦРУ организовало  и пыталось   осуществить   ряд   заговоров   и террористических актов с целью  устранения  Фиделя  Кастро.  Одновременно с политическим нажимом и угрозами США  прибегли  к  организации экономической блокады Кубы. Они рассчитывали  подорвать  народное  хозяйство страны,  искусственно  вызвать  экономические  трудности  и  таким   образом вынудить кубинское правительство к капитуляции. Эту цель  преследовали  США, когда нарушили свои обязательства по импорту кубинского сахара —  важнейшего источника национального дохода,  без  экспорта  которого  Куба  как  страна, зависящая от  импорта  продовольствия  и  других  товаров,  не  в  состоянии существовать. Зная это, США в 1960 г.  аннулировали  95%  квоты  на  закупки кубинского сахара и запретили  продажу  Кубе  промышленного  оборудования  и других  товаров.  В  результате  этого  Куба  оказалась  в  крайне   тяжелом положении.

 Установление дипломатических отношений и торговых связей с Советским  Союзом и другими социалистическими странами, их большая бескорыстная  экономическая помощь  позволили  Кубе  устоять  перед  нажимом  империалистов  и   сорвать экономическую агрессию, предпринятую Соединенными Штатами с  целью  удушения Кубинской революции. Уже в феврале  1960  г.  было  заключено  соглашение  о товарообороте и платежах, создавшее предпосылки для установления  тесного сотрудничества СССР  с  Кубой  и  обеспечившее  ей  советскую  экономическую помощь. Оно предусматривало закупку кубинского сахара в  обмен  на  поставки необходимых для Кубы товаров из Советского  Союза,  а  также  предоставление Кубе кредита для приобретения в СССР оборудования и других  товаров  на  100 млн.  долларов.  В  июне  1960  г.  было   заключено   соглашение,   которое обеспечивало Кубу советской нефтью. Начиная с 1960 г. СССР  стал  поставлять ежегодно до 5 млн.т нефти и нефтепродуктов и закупать 2—3  млн.т  кубинского сахара-сырца.   Широкую   поддержку   Кубе   оказывали   и   другие   страны социалистического лагеря.

 

1. Кубинская революция

К 50-м годам на Кубе сложилось тяжёлое положение, вызванное, в первую очередь, полным американским контролем над экономикой острова. Куба полностью зависела от американских инвестиций. Монополии США контролировали более половины сахарной промышленности, свыше 90% электроэнергетики, нефтеперерабатывающей и добывающей промышленности, связь, туристический бизнес и т.д. Куба фактически была сырьевым придатком США. Хотя при режиме Батисты экономическое положение Кубы было лучше, чем в других развивающихся странах этого региона, основная масса население жила в условиях полной нищеты. Сам режим был чрезвычайно жесток, он полностью подавлял демократические свободы, в стране была отменена конституция, запрещены многие политические партии, в том числе и Коммунистическая.

Молодые образованные кубинцы  не могли мириться с таким положением. В их числе были и Фидель Кастро Рус и его брат Рауль. Одно время они состояли в так называемой партии ортодоксов, ожидая, что именно она возглавит борьбу против диктатора, но лидеры партии проявляли крайнюю нерешительность. И тогда Фидель, Рауль и несколько десятков молодых кубинцев решили действовать самостоятельно. 
Для того чтобы завоевать доверие народа и убедить его в возможности успешной вооружённой борьбы, чтобы, наконец, добыть необходимое оружие, Фидель Кастро и его товарищи решили захватить военные казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба и казарму в городе Баямо.

Штурм воинских казарм в  Сантьяго-де-Куба и Баямо, начатый  революционерами на рассвете дня, не принёс им успеха. Силы были неравными: революционеров было в 15 раз меньше, чем солдат правительственных войск. На специальном совещании, созванном Батистой в Гаване, диктатор заявил, что считает позором и стыдом для армии, что она понесла в три раза больше потерь, чем нападавшие, а потому приказал за каждого убитого солдата расстрелять 10 пленных. Многие попавшие в плен участники штурма были убиты, некоторых из них заживо закапывали со связанными за спиной руками, остальных предали суду. На суде 16 октября 1953 года Ф. Кастро произнес знаменитую речь, известную под названием «История меня оправдает», в которой он подверг уничтожающей критике кровавую диктатуру Батисты. В этой же речи он изложил программу национально-освободительной борьбы и свержения диктатуры. Приговор был суров: Фиделю Кастро - 15 лет тюремного заключения, Раулю Кастро - 13 лет.

По всей стране прокатилась  волна возмущений. Появилось массовое революционное движение «26 июля», которому было суждено сыграть решающую роль в борьбе кубинского народа за свободу. Революционные группы сторонников  Ф. Кастро множились с каждым днем. 20 тыс. кубинцев, представлявших различные партии и группы или вовсе не входившие ни в одну из них, но поднявшие голос в защиту героев Монкады, стали жертвами военно-полицейского режима. Это вызвало повсеместное возмущение, антидиктаторские выступления становились всё более массовыми и решительными.

Политику репрессий  Батиста сочетал с политикой  социальной демагогии. Он не видел опасности  для своего режима в этой, по его  словам, импровизированной революции  зелёной молодёжи. В мае 1955 г. диктатор, желая показать, что он прислушивается к голосу народа, требовавшего свободы узникам Монкады, подписал закон об амнистии. 
Кастро со своими соратниками обосновался в Мексике, где начал планомерную подготовку к развёртыванию на Кубе широкомасштабной партизанской войны. Действовавшее на острове и руководимое им из эмиграции общенациональное «Движение 26 июля» проводило необходимую работу по созданию своих ячеек и боевых групп в различных уголках страны. В то же время руководящее ядро «Движения 26 июля» осваивало в мексиканских лесах азы воинской мудрости, перенимало боевой опыт испанского полковника Альберто Байо, одного из руководителей партизанского движения в годы гражданской войны в Испании.

В ночь на 25-ое ноября 1956 года отряд Ф. Кастро, численностью 82 человека, отплыл из мексиканского порта Туспан на яхте «Гранма». Это чрезмерно перегруженное судёнышко отправилось к берегам Кубы. На его борту было 82 человека, 2 противотанковых пулемёта, 90 винтовок, 3 автомата, пистолеты, боеприпасы, продовольствие. Среди участников экспедиции был и ставший впоследствии знаменитым аргентинский врач Эрнесто Че Гевара, а кроме него ещё четыре иностранца (итальянец, мексиканец, гватемалец и доминиканец).

Когда яхта «Гранма» вошла в территориальной воды Кубы в районе Орьенты, люди плывущие на ней еще не знали, что восстание поднятое их соратниками на острове уже подавлено правительственными войсками Батисты и на берегу пассажиров яхты ждали вооруженные люди.

Эта встреча вынудила революционеров в спешном порядке  провести высадку в незапланированном и неизвестном повстанцам районе, около устья реки Белик. Перед высадкой исполнили национальный гимн, Фидель Кастро произнёс несколько напутственных слов. Затем, разделившись на небольшие группы, стали прыгать в воду. Впереди было большое, протяжённостью около 2 км, болото с мангровыми зарослями. В некоторых местах люди утопали по грудь в грязной жиже. В довершение всего над зоной высадки появились самолёты ВВС Кубы.

Участники высадки разбились  на группы по 2-3 человека и голодные, в полуобморочном состоянии, как писал потом Эрнесто Че Гевара, с боями продвигались по направлению к горам. 21 человек погиб, многие были взяты в плен и преданы суду.

В конце декабря до условленного места - заброшенной в  горах усадьбы Кресенсио Переса, одного из организаторов «Движения 26 июля» в этом районе, - добрались всего 22 революционера, имевших лишь два автомата. Среди них были: Фидель Кастро, Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Камило Сьенфуэгос, Рамиро Вальдес, Хуан Альмейда - те, кто впоследствии возглавит на Кубе революционные преобразования. Но тогда, в конце 1956 г., этого не мог бы предсказать ни один прорицатель, об этом не решился бы даже подумать ни один самый смелый фантаст. Всего 22 человека с двумя автоматами против 30-тысячной регулярной армии.

Правительственная печать Кубы и американские информационные агентства сообщили о смерти Фиделя Кастро и полном уничтожении отряда, а сам диктатор даже заявил 15 декабря 1956 г., что Кастро вообще не принимал участия в экспедиции «Гранмы».

С первых же дней борьбы в Сьерра-Маэстра партизаны провозгласили лозунг: «Воюем не против армии, а против Батисты». В феврале 1957г. Фидель Кастро, обращаясь к народу, писал: «Когда от наших выстрелов падает солдат, в нас грусть превалирует над удовлетворением и мы сожалеем, что перед нашими телескопическими прицелами не стоят настоящие преступники - ...сенаторы, министры, политиканы, посылающие солдат на смерть».

Борьба повстанцев постепенно превратилась в борьбу всего народа против военно-полицейского режима. «Движение 26 июля» стало общенациональной патриотической организацией, объединившей значительную часть кубинского общества - от безработных до крупных собственников. 62 группы этого движения действовали за границей, главным образом в США, странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Они собирали средства, приобретали оружие и разъясняли людям цели и задачи революции.

Чем больше диктатура  усиливала репрессии, тем более  массовым становилось сопротивление  ей в масштабе всей страны. В этих условиях Батиста связывал основные надежды с поддержкой своего режима Соединёнными Штатами Америки. Практически до конца 1958 г. США оказывали ему всестороннюю помощь, не исключая при этом возможности неизбежного ухода диктатора с политической сцены.

Гибкая тактика повстанцев, исключавшая какие-либо резкие антиамериканские выступления, не давала Белому дому сколько-нибудь серьёзных поводов для тревоги. По признанию резидента Центрального разведывательного управления в Гаване Уильяма Колдуэлла, в 1958 г. главными вопросами, с которыми к нему обращались в Вашингтоне, были: кто есть Кастро и что представляет собой его программа?

В ночь на 1 января 1959 г. Батиста  бежал в Доминиканскую республику. В Санто-Доминго укрылись вместе с ним 124 его сторонника - офицеры, генералы, высокопоставленные чиновники. Только 18 из них оказались верны ему на чужой земле. Остальные уже в феврале 1959 г. вынесли Батисте смертный приговор за то, что он не поделился с ними захваченной с собой государственной казной.

Этот приговор так  и не был приведён в исполнение. Батиста скончался в 1973 г. Однако сам характер противоречий внутри бывшей правящей кубинской элиты красноречиво свидетельствует о том, какого сорта люди составляли её.

Революция сорвала планы  и тех приспешников диктатора, которые  остались на Кубе. В начале января в Гавану вошли повстанческие части, возглавляемые Че Геварой и Сьенфуэгосом, а 8 января 1959 г. в столицу вступили основные повстанческие колонны во главе с Фиделем Кастро. Церковные колокола вызванивали гимн победы, залпы батарей приветствовали победителей, торжественно звучали сирены празднично украшенных кораблей, парадным строем над городом пролетали военные самолёты.

Выступая на миллионном митинге, Фидель Кастро сказал, что  триумф революции отнюдь не означает немедленного решения всех проблем Кубы, а также того, что каждый будет иметь теперь по дворцу и в будущем жизнь будет только лёгкой прогулкой. «Первого января, - подчеркнул тогда лидер революции, - мы только завоевали право начать».1

Информация о работе Значимость Карибскиого кризиса в международных отношениях