Турция в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

В IV-V веке страна ромеев была самым крупным государством в Европе и по занимаемой площади, и по объемам производства. Экономика Византии процветала. Входившие в состав Империи территории Египта и Фракии имели древнейшую земледельческую культуру, а подданные Византии — греки и сирийцы — обладали тысячелетними традициями возделывания винограда, оливок, скотоводства.
Византийская Малая Азия славилась великолепными кожами. Страна обладала богатыми залежами золота, серебра, меди, железа, огромными площадями высококачественного строительного леса. Ценным сырьевым ресурсом служили запасы каменных пород, включая мрамор. В гористых местностях северной Сирии были освоены целинные земли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Византия в VI-XII веках…………………………………………..4
Экономическое развитие Византии в VI- VIII веках……………..4
Византия в IX-XI веках……………………………………………..6
Али Арслан и образование первого государства – Никейского
эмирата……………………………………………………………….9
Глава 2. Византия в XIII- XIV веках………………………………………11
Нашествие крестоносцев…………………………………………...11
Освобождение от крестоносцев, возрождение Византии………..12
Основание Османской империи……………………………………14
Противоборство Баязида и Тимура………………………………..16
Глава 3. Падение Константинополя, переименование его в Стамбул…...17
Падение Константинополя………………………………………….17
Переименование Константинополя в Стамбул…..........................18
Расцвет Османской империи………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы……………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая-Турция в средние века.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Древние тюрки были прекрасно обученными и вооруженными воинами, и в степи им не было равных. Весьма своеобразна была и их государственная организация, на вершине которой находился глава племенного объединения каган, или хан. Война была главным занятием тюрок, что позволяло им одерживать победы и расширять границы своего влияния.

В VIII в. азиатские тюрки распространились по всей Средней Азии, в Северном Туркестане и в районе Семиречья. Здесь они приняли новую веру — ислам.

В начале XI века Византийскую Империю  охватил новый кризис. Золотой солид, известный в то время еще как безант, стал обесцениваться. В византийской торговле началось засилье иностранцев, а именно: венецианцев и генуэзцев. Итальянские города Венеция и Генуя в то время были независимыми государствами. Основной доход им приносила торговля, и реальная политическая власть находилась в руках купцов. Итальянцы также представляли серьезную военную силу. В X-XI веках они согласились помочь правителю Византии положить конец разорительным набегам турок-сельджуков. Взамен они получили неограниченные торговые привилегии. Им позволялось беспошлинно ввозить и вывозить любые товары. Они не платили налоги и не обязаны были следовать многочисленным торговым ограничениям.

Византийские купцы, задавленные  фиском, оказались не в состоянии конкурировать с иностранцами у себя же на родине. В итоге, государство лишилось большей части таможенных и налоговых сборов, которые рассчитывало получить от непривилегированных коммерсантов.

Христианский праздник Крестовоздвижения  уходит своими корнями во времена правления Константина Великого. Император, причисленный впоследствии к лику святых, распорядился отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. Отыскали два креста — на одном из них был распят разбойник Варавва, на другом — Сын Божий. Очевидцы этого события писали, что к двум крестам поочередно приложили тело мертвого человека.  
При прикосновении к первому кресту ничего не произошло, от прикосновения же ко второму усопший ожил.

Отсюда пошло выражение “животворящий  крест”, буквально — возвращающий и порождающий жизнь. Предвестием великого чуда считается явление Константину “звездного креста” на ночном небосводе. Ведь на следующий день император одержал победу в бою с врагами-язычниками. На всенощных службах перед Воздвижением крест, украшенный цветами, располагают в алтаре на святом престоле, а перед ним зажигают крестообразно поставленные свечи.

С конца X в. начала править тюркская династия Сельджукидов, которая подчинила  своей власти весь юг Средней Азии и Западный Иран, выполняя функцию защиты мусульман от варваров-язычников. В 1055 г. был взят Багдад и создана империя «Великих сельджуков». С именем одного из султанов этой державы, Али Арслана, связано начало нового этапа в истории Малой Азии.

 

1.3  Али Арслан и образование первого государства - Никейского эмирата

 

Али Арслана, чье имя в переводе означает «Львиное сердце», средневековые  хроники описывают как высокого, стройного человека с длинными, но редкими усами и бородой. Рассказывают, что во время стрельбы из лука Али  Арслан завязывал бороду узлом. О нем ходили легенды, как об исключительно метком стрелке, способном попасть в любую цель без промаха.

В битве при Манцикерте у озера  Ван в 1071 г. Али Арслан наголову разбил огромное войско византийского императора Романа IV Диогена. Эта победа открыла путь к завоеваниям тюрками-сельджуками малоазиатских земель.

Уже в 1078 г. сельджуки, завоевав православную Никею, основали здесь свое первое государство  — Никейский (Изникский) эмират. Лидер  другого эмирата на территории Малой  Азии, Мелик-гази из династии Данышмендидов, распространил свою власть в области Центральной Анатолии и в Каппадокии.

Дальнейшее наступление сельджуков на византийские владения в Малой  Азии было остановлено встречной  волной завоевателей, шедших из Европы. Это были участники крестовых походов, начавшихся в 1098 г.

Путешественникам, оказавшимся на средиземноморском побережье около  Силифке, интересно будет побывать на реке Гексу, где в 1190 г. утонул германский император Фридрих Барбаросса. Вот  как описано это событие во «Всемирной истории» Оскара Егера: «…после долгого и трудного похода значительно пострадавшая, но все еще многочисленная армия Фридриха вновь увидела себя на христианской территории, в Киликии, в богатой и плодоносной равнине, близ Селевкии — и тут вдруг армию постигло нежданное бедствие.

Император Фридрих утонул в реке Салеф. По сообщениям, он на 70-м году жизни умер от удара во время купания  в реке. Печаль и сокрушение были общими в войске, которое оказалось  стадом без пастуха в пустыне  и уже начало разбредаться. Однако герцогу Фридриху Швабскому все же удалось довести весьма значительную воинскую силу до Антиохии, где тело императора Фридриха было предано земле в местной церкви святого Петра.

 

 

Глава 2.  Византия в XIII-XIV веках

2.1  Нашествие крестоносцев

 

Будучи призванными защищать гроб Господен, крестоносцы на самом деле грабили, убивали, мародерствовали. Особенно показателен в этом отношении  четвертый крестовый поход 1204 г.

В 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносцами и объявлен Латинской  Империей. Однако стоило бы обратить внимание на то, что ромеи сами пригласили западноевропейских завоевателей. А произошло это так. В 1202 г. крестоносцы вышли в четвертый крестовый поход и, вообще-то, направлялись в Палестину. Но в это время в Византии произошел дворцовый переворот. Исаака II из династии Ангелов сверг его брат Алексей III. Сын Исаака бежал в Венецию, где пообещал престарелому дожу Энрико Дандоло деньги и союз греческой и римской церквей, ежели рыцари восстановят власть его отца. Естественно, выполнение просьбы крестоносцы осуществили обычным для них завоевательным способом. Таким образом, скорбная страница в истории Империи в очередной раз подтвердила, что самые опасные враги государства, как правило, находятся внутри него.

И хотя в 1261 г. император Михаил Палеолог изгнал крестоносцев из Византии почти без боя, после освобождения это была уже совсем другая страна. Экономическая политика династии Палеологов была откровенно феодальной. Всячески поддерживались только крупные хозяйства, им в управление передавалась значительная часть государственных земель. Такая форма землепользования получила название “пронии”.

Трагедия, постигшая христианский город, разрушенный и разграбленный  единоверцами, была столь масштабной и столь впечатляющей, что нашла довольно объективное отражение даже на страницах хроник, составленных самими участниками движения за освобождение Гроба Господня. Перо французского полководца и хрониста начала XIII в. Жоффруа де Виллардуэна, оказавшегося в гуще этого самого позорного из походов, беспристрастно зафиксировало несколько ярких эпизодов константинопольской трагедии. Приведем два отрывка из его мемуаров:

«247. В ту же ночь рядом  с маркизом Бонифацием Монферратским  какие-то люди, боявшиеся как бы не напали на них греки, подожгли город. И запылал город, и загорелся весьма сильно, и горел всю ночь и на следующий день до самого вечера. И был это третий пожар в Константинополе после прихода французов, и сгорело там больше домов, чем было их в трех самых больших городах Французского королевства…

250. …Влахерн (дворец, резиденция  византийского императора) сдался  Генриху, брату графа Бодуэна  Фландрского, за жизнь укрывшихся  в нем. 
И нашел он там сокровища… и поставил он в захваченном дворце своих рыцарей и велел стеречь сокровища; другие же, рассыпавшись по всему городу, тоже достаточно захватили, и столь значительна была добыча, что не могу вам и описать, сколько было там золота и серебра, утвари и драгоценных камней, и шелковых одежд и материй, и мехов и соболей, и разных богатств, когда-либо на земле существовавших. 
И истинно свидетельствует Жоффруа де Виллардуэн, маршал Шампани, что с тех пор как стоит мир, не было столько захвачено ни в одном городе…»

Нашествие крестоносцев явилось ударом, от которого Византийская империя уже не смогла оправиться никогда. На обломках прежде могущественного государства возникло несколько образований. Среди них — Никейская империя на западе Малой Азии. Вокруг нее постепенно стали сплачиваться силы, готовые к борьбе с захватчиками. Возглавил сопротивление никейский император Михаил Палеолог. Его союзником в борьбе с крестоносцами стал султан Коньи. Он предоставил отряды сельджукской конницы под командование византийских полководцев, готовивших поход на Константинополь.

 

2.2  Освобождение от крестоносцев, возрождение Византии

 

Летом 1261 г. захватчики были изгнаны из древней столицы. Возрожденная Византийская империя просуществовала  еще около двухсот лет, однако ни былого могущества, ни богатства, ни прежних территорий она уже себе вернуть не смогла. К середине XIII в. государство Сельджукидов Малой Азии со столицей в Конье стало богатейшей страной. Конийский султанат славился своими цветущими городами, где развивались ремесло и торговля. От сельджукской эпохи осталось немало материальных памятников. Среди них особенно выделяется монументальное зодчество городов. Сельджуки строили быстрыми темпами мечети, караван-сараи, дворцы (кешки и сараи), усыпальницы (тюрбе и кюмбеты). Строителями были чаще всего ремесленники христианского происхождения, а также мастера из Месопотамии, с Кавказа, из Дамаска, что накладывало отпечаток на создаваемые сооружения.

Сельджукские мастера  умело чеканили, знали искусство  филиграни и инкрустации. В XIII в. они перешли от грубого кустарного ремесла к утонченной изысканности. Самым распространенным оттенком, встречавшимся в предметах утвари, был темно-синий или «синь тюркская». Он широко применялся в ткацком ремесле и в ковроткачестве. Культура сельджуков была эклектичной. Пример — знамя сельджукского султана: на черном фоне (огузский цвет) был изображен дракон (китайское или сасанидское влияние), лев (влияние древних цивилизаций Малой Азии) и двуглавый орел (символ византийской власти). На изделиях из тканей, камня и дерева, относящихся к сельджукской эпохе, мы видим диковинных крылатых животных и птиц. Возможно, влияние культуры соседних народов оказалось сильнее исламских норм, строго запрещавших изображать птиц и животных.

Особенностью духовной жизни тюрок-сельджуков было широкое  распространение различных орденов  мистического ислама, представители которых называли себя суфиями. Они вели монашеский образ жизни, отказываясь от земных благ (само слово «суф» означает власяница). Для общения с богом суфии не нуждались в посредниках, иными словами, не признавали авторитета мусульманского духовенства. Они считали возможным достигать слияния с божеством через всеобъемлющую любовь. Один их постулатов суфиев гласил: «Путь Пророка — это путь любви. Если хочешь жить — умри в любви!»

Основателем ордена суфийских  дервишей «Мевлеви» был знаменитый поэт и философ-мистик, Джеляледдин Руми (1207–1273), который оставил после себя прекрасную поэзию, исполненную изысканности и философского смысла. Так, ему принадлежат строки: «Золото — капитал, необходимый для базара этого мира, в мире грядущего, капитал — любовь и два глаза, мокрые от слез».

Литература этого периода  воспевала не только любовь к Богу, но и земные чувства, любовь мужчины  к женщине. Существовал и свой идеал женской красоты.

Красавицей признавалась женщина полных форм, но с тонкой талией, узкими запястьями и щиколотками. Калым за невесту возрастал в арифметической прогрессии в зависимости от ее веса. Полный живот женщины и пупок, который вмещал несколько унций оливкового масла, были воплощением эротической мечты и стали основанием для знаменитого танца живота — «гебек дансы», вернее «вибрирование живота» — «гебек атма».

В XIII веке трудно было предугадать  будущее развитие событий. Политическая и хозяйственная активность далеко не всегда сочеталась с военной квалифицированностью. В Эпире «Западная Греция» и в Анатолии сохранились части Византийской империи, существовавшие теперь как самостоятельные государства. В 1261 году одна из армий внезапно захватила Константинополь, и Византийская империя была восстановлена под властью династии Палеологов.

 Самую большую опасность  для византийцев представляла  экспедиция Карла Анжуйского, брата  Людовика IX, который победил в  Южной Италии наследников императора  Фридриха II и получил из рук  папы корону Неаполя и Сицилии.  Приготовления Карла шли уже полным ходом, когда сицилийцы восстали против французской оккупации. В пасхальный понедельник 1282 года по сигналу вечерних колоколов они перебили 2000 французских солдат в Палермо, а затем предложили корону Сицилии арагонскому королю Педро III. Хотя участие в этом Византии так и не было достоверно установлено, оно по крайней мере столь же вероятно, как и первоначальный венецианский замысел изменить направление Четвертого крестового похода. Однако вне зависимости от того, планировалась «Сицилийская вечерня» или нет, она оказалась самым действенным ответом Византии французам, которые втянулись в почти трехсотлетние войны с испанцами за Южную Италию. С надеждами организовать поход на Константинополь пришлось распрощаться.

Тем не менее, Византия перестала быть великой средиземноморской державой и, как часто бывает в подобных случаях, оказалась неспособной контролировать те силы, которые сама же и вывела на сцену. В 1311 году несколько тысяч каталонских и арагонских наемников, нанятых византийцами, захватили герцогство Афинское. Древние классические здания Акрополя – Пропилеи и Парфенон – превратились, соответственно, во дворец испанского герцога и в церковь Св. Марии. Из всех «латинских» правителей позднесредневековой Греции испанцы были, вероятно, самыми алчными и, вне сомнения, самыми организованными. Испанские рыцари стали крупными землевладельцами и открыли новые торговые возможности для купцов из Генуи и Барселоны. Словно стремясь подчеркнуть свою отстраненность от прежнего духа крестовых походов, герцогство Афинское в 1388 году заключило союз с флорентийским банкирским домом Аччаюоли. Союз баронов, захвативших землю, и купцов-капиталистов, впервые доказавший свою силу в 1204 году, вновь продемонстрировал высочайшую эффективность.

Информация о работе Турция в средние века