Охрана интеллектуальной собственности в МЧП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 2 Стокгольмской конвенции об учреждении Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), принятой в 1967 году, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:
- литературным, художественным и научным произведениям,
- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам,
- изобретениям во всех областях человеческой деятельности,
- научным открытиям,
- промышленным образцам,

Содержание

Понятие, объекты и особенности интеллектуальной собственности в международном частном праве (МЧП)………….…………..…………..3
Международно-правовое регулирование смежных прав……………….8
Список используемой литературы ………………………………………..17

Прикрепленные файлы: 1 файл

конт.раб..doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Международное частное право»

Тема №2

«Охрана интеллектуальной собственности в МЧП»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 6 курса 1 группы

Заочного отделения 

Института Правоведение

Поляновой Марии Сергеевны

 

Проверил: ___________________________

Дата проверки _______________________

Результат ____________________________

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011

Оглавление

 

  1. Понятие, объекты и особенности интеллектуальной собственности в международном частном праве (МЧП)………….…………..…………..3
  2. Международно-правовое регулирование смежных прав……………….8

Список используемой литературы ………………………………………..17

 

 

1. Понятие, объекты и особенности интеллектуальной собственности в международном частном праве (МЧП)

В соответствии со ст. 2 Стокгольмской конвенции  об учреждении Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), принятой в 1967 году, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным и научным произведениям,

- исполнительской  деятельности артистов, звукозаписи,  радио- и телевизионным передачам,

- изобретениям  во всех областях человеческой  деятельности,

- научным открытиям,

- промышленным  образцам,

- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,

- защите против  недобросовестной конкуренции, а  также все другие права, относящиеся  к интеллектуальной деятельности  в производственной, научной, литературной  и художественной областях.1

 Перечень не является исчерпывающим. Научно-технический прогресс вызвал появление некоторых принципиально новых результатов интеллектуальной деятельности, таких как компьютерные программы, базы данных и др.

Более подробный перечень объектов интеллектуальной собственности закреплен в Соглашении об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности 1994 г. (далее - ТРИПС), которое входит в систему соглашений об учреждении Всемирной торговой организации. В перечне дополнительно названы такие объекты, как компьютерные программы и базы данных, смежные права (права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания), географические названия в наименованиях мест происхождения товаров, топологии интегральных микросхем, нераскрытая информация.2

В связи с заключением Стокгольмской конвенции 1967 г., в современном международном частном праве объекты авторского и патентного права стали объединяться в одну общую группу, получившую наименование «интеллектуальная собственность». Термин «интеллектуальная собственность» стал в дальнейшем применяться и во внутреннем законодательстве России, являющейся членом этой авторитетной международной организации, прежде всего в Конституции РФ (ст. ст. 44, 71) и в ГК РФ (часть четвертая). В ст. 44 Конституции РФ говорится о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции к исключительной компетенции Российской Федерации относится правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Статья 1225 ГК РФ («Интеллектуальная собственность») признает охраняемыми законом права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).

В настоящее  время наметились два основных подхода к определению рассматриваемого понятия. Одни ученые приветствуют закрепление в законе этого понятия и не видят в использовании законодателем термина «интеллектуальная собственность» никаких элементов ненаучного подхода. По мнению других, этот термин является в сущности неточным и ненаучным, в связи с чем и не должен применяться в правовых нормах, имеющих практическую направленность.

М.М. Богуславский объясняет, что понятие «интеллектуальная собственность» имеет собирательное и в то же время условное значение. Право на интеллектуальную собственность - это не одна из категорий права собственности. Право на результаты творческой деятельности отличается от права на вещи, на материальный предмет, в котором воплощен этот результат. Например, право собственности на картину или книгу принадлежит собственнику этой картины или экземпляра книги, а право интеллектуальной собственности принадлежит создателю картины (художнику) или автору книги (писателю).3

В общеупотребительном  понимании «интеллектуальная собственность» — это право на результаты умственной деятельности человека в научной, художественной, производственной и другой сфере, которое  является объектом гражданско-правовых отношений в части права каждого владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, будучи благом невещественным, сохраняются за его творцами и могут использоваться другими лицами лишь по согласованию с ними, кроме случаев, отмеченных в законе.4 При этом процесс интеллектуальной деятельности как таковой (за исключением организационных и иных предпосылок творческого труда) право не регулирует. Лишь после завершения процесса творчества созданием новых результатов в сфере науки, техники, литературы и искусства, вступают в действие нормы права, обеспечивающие общественное признание соответствующего объекта, устанавливающие его правовой режим, а также охрану прав и законных интересов его творца. Сами же объекты интеллектуальной собственности не являются объектами имущественных прав. Любое изобретение (полезная модель, промышленный образец и тому подобное) — это решение задачи, раскрытие сути нового объекта техники, которое становится товаром лишь тогда, когда оно имеет потребительскую стоимость.

Права на интеллектуальную собственность подразделяются на два блока: во-первых, авторские права, которые охватывают права на литературные, художественные, научные произведения и права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания, называемые смежными правами, и, во-вторых, права на промышленную собственность, которые охватывают права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и т. п., т. е. права на результаты интеллектуальной деятельности, связанной с материальным производством, торговлей товарами, услугами. Правовая регламентация отношений в каждом из блоков интеллектуальной собственности имеет свои особенности.

С точки зрения международного частного права важно  подчеркнуть одну общую особенность  прав на интеллектуальную собственность – их территориальный характер. Это означает, что права на произведение, на его исполнение, на изобретение, товарный знак и иной аналогичный объект признаются только в пределах территории того государства, в соответствии с законодательством которого они возникли. Получение прав автором на такие объекты в одном государстве не влечет их признания в другом.

Этим права  интеллектуальной собственности отличаются от вещных прав, которые сохраняются вне зависимости от пересечения объектом прав государственных границ. Например, вывозя какую-либо вещь за границу, лицо не теряет права собственности на нее. Однако созданное им произведение на территории одного государства может быть без его согласия и без выплаты какого-либо вознаграждения издано или иным образом использовано за рубежом, причем совершенно законно.

Преодолеть  территориальный характер прав на интеллектуальную собственность можно с помощью  международных договоров. Поэтому основным правовым инструментом обеспечения трансграничной охраны прав на интеллектуальную собственность является заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании и охране интеллектуальной собственности. Отсюда второй особенностью правовой регламентации трансграничной интеллектуальной собственности является значительная роль международных договоров – универсальных, региональных, двусторонних. Основу современной международно-правовой охраны прав на интеллектуальную собственность составляют универсальные договоры, заключенные еще в XIX в. В XX в. число таких договоров значительно возросло.

Из территориального характера интеллектуальной собственности  вытекает еще одна ее особенность  в международном частном праве. Если права на объекты интеллектуальной собственности, возникшие за рубежом, не признаются, то не возникает и коллизия права, а следовательно, не возникает потребность в коллизионных нормах, которые устанавливали бы, по законам какого государства права на интеллектуальную собственность следует рассматривать. В национальном коллизионном праве, как правило, до сих пор отсутствуют коллизионные нормы в рассматриваемой сфере частноправовых отношений. Другое дело, если между государствами заключается договор о взаимном признании и охране таких прав. Как неизбежное следствие такого соглашения встает коллизионный вопрос, по праву какого государства следует рассматривать объем охраняемых прав, сроки их охраны, условия охраны и пр. Поэтому международные договоры наряду с материально-правовыми положениями об охране интеллектуальной собственности предусматривают и коллизионные нормы.

Территориальный характер интеллектуальной собственности и отсутствие правовой охраны прав на нее, возникших за рубежом, не означает бесправия иностранцев в этой сфере. Национальные законы разных государств, как правило, предоставляют иностранцам национальный режим по порядку, условиям и объему охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, возникающие в пределах данного государства.5

 

2. Международно-правовое регулирование смежных прав

Институт смежных  прав в международном частном праве защищает права артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. В соответствии с Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей 1961 г.:

a) под «артистами – исполнителями» понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений;

b) под «фонограммой» понимается любая исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или других звуков;

c) под «производителем  фонограмм» понимается физическое или юридическое лицо, которое первым осуществило звуковую запись исполнения или других звуков;

d) под «публикацией» понимается предоставление публике экземпляров фонограммы в достаточном количестве;

e) под «воспроизведением» понимается изготовление одного или более экземпляров записи;

f) под «передачей в эфир» понимается передача беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой;

g) под «ретрансляцией» понимается одновременная передача в эфир одной вещательной организацией передач в эфир, осуществляемых другой вещательной организацией.6

Кроме вышеупомянутых объектов представленных в Конвенции к объектам смежных прав относятся передачи организаций кабельного вещания и иные объекты, отнесенные к таковым национальными законами.

Основания предоставления охраны исполнителям установлены ст. 4 Римской конвенции. Для этого достаточно любого из следующих условий: исполнение имело место в другом договаривающемся государстве; исполнение включено в фонограмму, охраняемую на основании данной Конвенции; исполнение, не записанное на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой на основании данной Конвенции. Важно отметить, что такой критерий, как гражданство исполнителя, в число условий для предоставления охраны исполнениям Римской конвенцией невключен. Следовательно, если исполнение исполнителя — гражданина, участвующего в Римской конвенции государства, было произведено в каком-либо третьем государстве, то такое исполнение охраной по Римской конвенции не пользуется.

Основания предоставления охраны производителям фонограмм предусмотрены в ст. 5 Римской конвенции. Охрана предусмотрена по критерию национальности производителя – если производитель фонограммы является гражданином (юридическим лицом) договаривающегося государства; по критерию места первой записи звука; наконец, по критерию места первой публикации (должно быть договаривающееся государство).

Основания предоставления охраны передачам вещательных организаций закреплены в ст. 6 Римской конвенции. Для этого достаточно соблюдения любого из двух условий: штаб-квартира вещательной организации расположена в договаривающемся государстве либо там расположен передатчик, с помощью которого осуществляется передача в эфир.

Принцип национального режима является основным в сфере международной охраны смежных прав (ст. 2 Римской конвенции). Впрочем, Конвенция не ограничивается закреплением общего принципа национального режима. Он дополнен требованием обязательного предоставления минимума конкретных прав исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям, которые закреплены в Конвенции.

Однако в сфере охраны смежных прав (в отличие от авторского права) не все конвенции исходят  из принципа национального режима. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного использования их фонограмм 1971 г. отказалась от данного принципа, заменив его в ст. 2 общим обязательством охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий, если производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики. «За национальным законодательством каждого государства - участника сохраняется право определения юридических мер, посредством которых Конвенция будет применяться и которые будут включать одну или более мер из числа следующих: охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уголовных санкций».7

Международная охрана фонограмм и прав артистов-исполнителей осуществляется вне зависимости от формальностей. Статья 11Римской конвенции устанавливает относительно формальностей правила, сходные с содержащимися в п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве. Знак охраны – латинская буква «Р» в круге. Аналогичное правило закреплено в ст. 5 Женевской Конвенции 1971 г.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам идет еще дальше и полностью отказывается от формальности: «Обладание правами и осуществление прав, предусмотренных настоящим Договором, не связаны с соблюдением каких-либо формальностей».8

Информация о работе Охрана интеллектуальной собственности в МЧП