Масштабы деятельности ТНК и их роль в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определение масштабов деятельности ТНК и выявление их роли в мировой экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
описать понятие ТНК и интернационализации и описать их характеристики в мировой экономике;
выявить предпосылки формирования ТНК и определить тенденции в развитии современных ТНК;
описать сущность и основные черты транснациональных компаний;
оценка роли ТНК в мировой экономике в целом;

Содержание

Введение3

Глава 1. Понятие и роль ТНК и транснационализации в мировой экономике5
1.1. Предпосылки формирования и тенденции развития современных ТНК5
1.2. Сущность и основные черты транснациональных компаний7
1.3. Роль транснациональных компаний в мировой экономике в целом10
Глава 2. Анализ деятельности российских тнк и их роли в мировой экономике 18
2.1. Расположение ТНК в мире.18
2.2. Позиции российских ТНК в мире и основные тенденции развития.19
2.3. Анализ российских ТНК на примере РУСАЛа28
Глава 3. Проблемы и перспективы развития транснационализации российского бизнеса.36
3.1. Рекомендации по увеличению эффективности деятельности компании российский алюминий.36
3.2. Основные проблемы российских тнк в целом и пути их решения.37
Заключение40
Библиографический список 44

Прикрепленные файлы: 1 файл

redaktirovannaya 2.docx

— 118.75 Кб (Скачать документ)

Определенную стабилизацию российских ПИИ на предкризисных  позициях демонстрирует статистика Центрального банка Российской Федерации. Сегодня это наиболее авторитетный источник информации по отечественным  прямым капиталовложениям. По данным ЦБ, на начало 2012 года накопленные российские инвестиции составили почти 362 млрд долларов против 366 млрд годом ранее  и 370 млрд в конце 2007 года. Однако следует  напомнить, что в конце 2008 года объем  российских прямых инвестиций за рубежом  упал до 206 млрд долларов. Однако шок  от мирового кризиса не следует переоценивать: лишь немногие российские ТНК были вынуждены распродать основную часть  своих заграничных активов. В  значительной мере падение показателей  накопленных сумм было связано с  временным резким падением курсов акций  ранее купленных российским бизнесом зарубежных дочерних фирм.

Показатели накопленных  сумм не отражают в полной мере текущей  инвестиционной динамики не только из-за переоценки рыночной стоимости ранее приобретенных или созданных с нуля активов. Ведь пока одни инвесторы распродают активы (по причине неэффективности приобретенных перед кризисом предприятий либо наличия серьезных проблем у самой российской компании-инвестора), другие россияне продолжают наращивать свое присутствие за рубежом.

Ежегодные новые капиталовложения за рубежом, регистрируемые банком, внушительны: 43,6 млрд долларов в 2009 году, 51,9 млрд —  в 2010-м и рекордные за всю историю  страны 67,2 млрд в 2011 году. Вместе с тем  статистика Центробанка не позволяет  точно оценить реальные направления  прямых инвестиций из-за формально  высокой доли в качестве получателей  российского капитала Кипра, Виргинских островов и других офшоров и подобных юрисдикций. Ведь определенная часть  российских прямых инвестиций через  офшоры путешествует по кругу, возвращаясь  затем на родину под видом иностранных  капиталов. Часто имеет место  даже не движение капитала, а регистрация  кипрских, люксембургских и других зарубежных холдингов и обществ  с ограниченной ответственностью в  качестве собственников российских предприятий. При этом доля офшоров  стабильна, хотя роль некоторых островов год от года меняется, что показывают данные Центробанка о текущих  масштабах экспорта прямых инвестиций из России.

Однако, как показало прошлогоднее исследование ИМЭМО РАН, лишь 20–25% российских ПИИ псевдоиностранные, тогда как в остальных случаях офшоры используются в качестве перевалочных баз для вложения капитала в третьих странах. Особенно популярно использование Кипра, карибских офшоров, а также Великобритании, Нидерландов и даже Канады для регистрации подконтрольных российским ТНК фирм, владеющих активами в странах СНГ, а также Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Так, в начале октября 2012 года ИМЭМО РАН совместно с ЕАБР опубликовали первые итоги мониторинга взаимных инвестиций стран СНГ, основанного на ведении базы данных проектов с учетом их фактической локализации. Среди прочих выводов мониторинга можно отметить многократное занижение в статистике Центрального банка реальных масштабов российских ПИИ на постсоветском пространстве. Ведь формально статистика и России, и других стран СНГ числит вложения через офшоры как кипрские и тому подобные ПИИ. Достаточно привести лишь несколько примеров: уставный капитал дочерней структуры у Альфа-банка на Украине 577 млн долларов, но непосредственный инвестор — ABH Ukraine Ltd. — с Кипра, «ЛУКойл» вложил за 2007–2010 годы 236 млн долларов в производство поливинилхлорида в украинском Калуше, но через нидерландскую Lukoil Chemical B.V. и т. д.5

Российские компании, активно  инвестировавшие за рубежом накануне кризиса, прочно закрепились в списках 100 крупнейших по величине зарубежных активов нефинансовых ТНК из развивающихся  и постсоциалистических стран, которые  ежегодно публикует ЮНКТАД в своих  докладах о мировых инвестициях. Однако совокупные зарубежные активы, используемые в этих докладах, дают искаженное представление о прямых иностранных инвестициях, поскольку  включают в себя также краткосрочные (оборотные) активы. Но пока общепризнанным в мире является именно такой подход как более простой для сбора  информации по ТНК самых разных стран  и отраслей. Правда, в случае многих российских металлургических компаний, напротив, приходится на основе географического  распределения внеоборотных (долгосрочных) активов досчитывать показатель совокупных зарубежных активов, делая допущение об одинаковом соотношении долгосрочных и краткосрочных активов в России и за рубежом.

По итогам 2010 года в опубликованном минувшим летом перечне ЮНКТАД фигурируют 10 российских компаний. Большее представительство среди развивающихся стран было только у Гонконга (18 ТНК) и Тайваня (12). От Китая и Сингапура в этот список попали по девять компаний, от Индии и ЮАР — по восемь. Правда, ни одна из российских компаний не вошла в перечень 100 ведущих нефинансовых корпораций мира, все еще заметно уступая североамериканским, западноевропейским и японским ТНК. ЮНКТАД не включает в российскую десятку также «Газпром» и «Совкомфлот», подконтрольные государству, зато ошибочно дважды считает данные по МТС (как самостоятельной компании и части АФК «Система»).

По итогам 2011 года ситуация с зарубежными активами российских компаний, сложившаяся в год предыдущий, принципиально не изменилась. Крупнейшей российской ТНК уже многие годы остается «ЛУКойл», который характеризуется не только внушительными масштабами зарубежных активов, но и обширной географией заграничного присутствия. За пределами России компания добывает углеводороды в четырех странах, ведет геологоразведку или подготовку к добыче сырья в двенадцати, занимается нефтепереработкой в пяти странах (причем в Болгарии и на Украине к ней добавляется нефтехимия), а также реализует нефтепродукты через сети АЗС в 25 государствах.

В прошлом году «ЛУКойл» еще больше расширил свое территориальное присутствие, в том числе в Азии и Африке. Однако его постепенно нагоняет «Газпром». Отечественный гигант продолжает масштабные ПИИ в зарубежную газотранспортную инфраструктуру, а в 2011 году явно укрепилась тенденция усиления позиций «Газпрома» в зарубежной геологоразведке и добыче сырья.

Что касается металлургических компаний, то представители отечественной  черной и цветной металлургии  значительно сократили свои зарубежные активы в ходе глобального кризиса. Так, «Северсталь», одно время занимавшая третью позицию в списке ведущих  российских нефинансовых ТНК, после распродажи большинства дочерних предприятий в Европе, а также некоторых в США и выделения в отдельную компанию золотодобывающего сегмента опустилась на седьмую строчку.

Впервые за много лет первую десятку отечественных ТНК покинул  «Норильский никель». С другой стороны, некоторые металлургические компании неуклонно наращивают заграничное  присутствие. Самый заметный рывок  совершил НЛМК, консолидировав 100% компании SIF (Steel Investment & Finance). Заметно укрепил позиции после ввода турецкого комбината и ММК. В целом устойчиво, хотя и не безоблачно положение еще нескольких компаний российской черной металлургии — в десятку ведущих ТНК страны по-прежнему входят «Евраз», «Мечел» и ТМК. Заметную роль играет «Русал».

Важным событием 2011 года стало  исчезновение из перечня российских ТНК телекоммуникационной компании «Вымпелком», это стало следствием, как ни парадоксально, усиления ее зарубежной экспансии. В результате сверхкрупной сделки с итальянским фондом Weather Investments «Вымпелком» объединился с Wind Telecom, получив доступ к рынкам мобильной связи не только Италии, но и Пакистана, Алжира, ряда других азиатских и африканских стран. В то же время российский акционер (входящий в группу «Альфа» холдинг «Алтимо») перестал быть ключевым владельцем компании, которая к тому же перенесла головную штаб-квартиру в Нидерланды.

Более того, в прошлом же году в ходе составления очередного рейтинга российских ТНК по международной  программе Emerging Market Global Players представители «Вымпелкома» заявили, что компанию нельзя считать российской. По сути, известная телекоммуникационная компания стала иллюстрацией «ТНК-мигранта» — нового для России, но довольно распространенного за рубежом феномена. В частности, некоторые южноафриканские и индийские корпорации переместили центры принятия решений в Европу, там же получая основное финансирование для дальнейшего развития.

Наконец, стоит напомнить, что «Вымпелком» зарегистрирован за пределами России, однако, согласно современным традициям исследования национальной принадлежности ТНК, последний факт с учетом роста популярности офшоров не особо принципиален.

Еще одной новой тенденцией, проявившейся уже в нынешнем году, стало укрепление за рубежом российских банков, главным образом Сбербанка. На протяжении 2000-х годов по масштабам  зарубежного присутствия лишь российские нефинансовые ТНК могли быть сопоставимы  со своими конкурентами из развитых и  ведущих развивающихся стран. В  то же время основные российские банки, хотя и осуществляли прямые иностранные  инвестиции, чаще всего ограничивались рынком СНГ либо использовали, как  в случае ВТБ, советский задел, в  значительной мере эксплуатируя политические и культурно-исторические связи  наших стран, а не опираясь на собственную  конкурентоспособность.

Настоящий прорыв российских банковских ПИИ произошел, когда  ведущий банк России вышел за пределы  СНГ. В 2006–2009 годах в полном соответствии с классическими моделями поэтапной  интернационализации бизнеса Сбербанк обзавелся дочерними банками  в странах с низкими информационными, языковыми и другими неэкономическими барьерами — сначала в Казахстане, потом на Украине и наконец  в Белоруссии.

После неудачной попытки  участия в покупке в ФРГ  автомобильного концерна Opel Сбербанк вернулся на традиционную траекторию развития, выйдя на рынки Центральной и Восточной Европы. В сентябре 2011 года он заключил сделку в Австрии (закрытую в феврале нынешнего года), которая позволила ему закрепиться на банковских рынках Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины и Сербии. Меньше чем через год Сбербанк вышел на рынок Турции, причем сделка по приобретению DenizBank оказалась существенно больше, чем капиталовложения «Газпрома» в установление им полного контроля над «Белтрансгазом».

В целом, анализируя недавние крупные проекты российских ТНК  по поглощению зарубежных фирм, можно  сделать вывод о том, что отечественные  инвесторы стали осмотрительнее. Они уже не так безоглядно наращивают зарубежное присутствие, как перед  кризисом. Сорвавшиеся сделки, особенно если ставка делалась на заемные средства, иногда способствуют долгосрочной стабильности компаний. В качестве примера достаточно вспомнить попытку ММК приобрести в ноябре прошлого года более чем  за 550 млн долларов австралийскую  железорудную компанию Flinders Mines, никак не связанную технологически с российским или турецким бизнесом российской ТНК. Не случайно финансовые рынки позитивно встретили окончательный отказ ММК от сделки летом 2012 года.

Российские компании постепенно учатся использовать благоприятную  для себя мировую конъюнктуру, перестав сорить деньгами и вытаскивая зарубежные компании из трудного финансового положения  нередко в ущерб российскому  бизнесу. Хорошим примером служит компания «Атомредметзолото», которая смогла после аварии на АЭС Фукусимы добиться 14-процентной скидки при покупке австралийской Mantra Resources, ведущей добычу сырья в Танзании.

По-видимому, кризис в зоне евро сыграл не последнюю роль и  в том, что «Роснефть», ранее заметно  отстававшая от «ЛУКойла» и «Газпрома» в наращивании прямых иностранных инвестиций в развитых странах, смогла установить контроль над четырьмя нефтеперерабатывающими заводами в Германии.

Помимо поглощений уже  существующих компаний российские ТНК  продолжают также развивать заграничные  проекты с нуля. Например, в прошлом году «Газпром» запустил вторую очередь крупного подземного газохранилища Хайдах в Австрии, а «ЛУКойл» ввел в эксплуатацию опытную фотоэлектрическую станцию в болгарском Бургасе. С развитием проектов greenfield (новые предприятия), реализуемых в основном вторым эшелоном отечественных компаний, связана продолжающаяся географическая и отраслевая диверсификация российских прямых иностранных инвестиций.

Итак, количество российских ТНК, соответствующих определению  ЮНКТАД, достаточно велико. Однако по объёму их международной деятельности, так  и по качеству своих ТНК Россия занимает невысокое место среди  основных глобальных конкурентов.

Во-первых, количество реальных ТНК не велико, их доля – порядка  тысячной доли процента от общего количества ТНК в мире и менее 1% от общего числа российских компаний, занимающихся международной хозяйственной деятельностью.

Во-вторых, масштабы ТНК невелики, и годовая доля инвестиций российских ТНК составляет не более 2% от мировых  прямых иностранных инвестиций. Инвестиционная активность российских компаний за исключением 10-15 невысока. При этом большинство  российских ТНК имеет заметные активы только в 2-5 зарубежных странах. В каждой стране они имеют лишь 1-2 дочерние структуры.

В-третьих, подавляющая часть  российских компаний обладает слабым влиянием; ни одна из российских компаний не входит в первую мировую сотню  по размерам зарубежных активов.

В-четвертых, большинство  крупнейших российских ТНК – это  сырьевые компании или металлургические предприятия; количество предприятий  обрабатывающей промышленности с существенными  зарубежными активами невелико.

Можно констатировать, что  создание российских ТНК состоялось. Однако это еще пока незрелые международные  корпорации и по зарубежным активам, и по индексу транснациональности, и по участию в глобальных цепочках добавления стоимости и управлению ими и т.д. Среди них всего две-три можно отнести к глобальным компаниям, в том числе к очень крупным (ОКТНК). Подавляющая часть российских ТНК – это средние и малые международные компании, невышедшие на тот уровень международного бизнеса, когда зарубежный рынок перевешивает значимость внутреннего. Вместе с тем многие российские ТНК уже выработали стратегию зарубежной экспансии, и, видимо, экономический кризис станет проверкой их прочности и будущих перспектив.  

 

2.3. АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ  ТНК НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО АЛЛЮМИНИЯ

Крупнейший в мире производитель  алюминия и глинозема. На долю объединенной компании "Российский алюминий" приходится около 10% мирового рынка производства алюминия и 10% производства глинозема. Активы "Русала" расположены в 19 странах мира на пяти континентах. Компания объединяет обширную сеть предприятий, разделенных на четыре промышленных дивизиона: алюминиевый, глиноземный, упаковочный и инжинирингово-строительный. Клиенты Объединенной компании находятся в 70 странах мира. Основные потребители продукции – транспортная, строительная, упаковочная отрасли промышленности.

Информация о работе Масштабы деятельности ТНК и их роль в мировой экономике