Московский Институт Права 851 ПЮ-ВО Седова Н.А

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 22:10, реферат

Краткое описание

Коллизионная норма – норма, определяющая право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению.
Коллизионная норма – норма отсылочного характера, ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, решающим вопрос по существу (i.e. п.1, ст. 1224 ГК РФ).

Прикрепленные файлы: 1 файл

МЧП.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

Московский  Институт Права 851 ПЮ-ВО Седова Н.А

 

Коллизионная  норма – норма, определяющая право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. 
Коллизионная норма – норма отсылочного характера, ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, решающим вопрос по существу (i.e. п.1, ст. 1224 ГК РФ). 
Значение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающих в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений может претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо разрешить возможную коллизию. 
Коллизионные нормы МЧП разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностранным элементом праву определенной страны. 
Согласно традиционным представлениям коллизионные нормы включают 2 основных элемента:

Гипотезу (объем) – указание на те отношения, к которым должна применяться коллизионная норма.

Диспозицию (привязка) – указание, на подлежащее применению право (международное, своей страны или иного государства).

Из сути коллизионной нормы вытекает отсутствие в ней  санкции, которая должна содержаться  в тех материальных нормах, к которым  отсылает коллизионная. 
Можно выделить 5 видов коллизионных норм: 

  1. национально-правовые и международно-правовые, направленные на достижение международной унификации.
  2. диспозитивные, императивные и относительно-императивные.
  3. односторонние и двусторонние.
  4. основные(генеральные) и дополнительные(субсидиарные).
  5. нормы, содержащие отсылку не к праву какой-либо определенной страны, а положениям соответствующего международного договора, устанавливающего унифицированную коллизионную привязку по конкретному вопросу.

Основная функция  коллизионных норм - Максимально облегчить отношения с иностранным элементом. Коллизионная норма должна быть построена таким образом, чтобы тот порядок к которому она отсылает был максимально близок к проблеме. Коллизионная норма должна быть в совокупности с той нормой, к которой она отсылает (регулируют они только вместе).  
Коллизионная норма может: 
отсылать к праву собственного государства (где она была создана).

  • отсылать право решения вопроса к международному договору.
  • содержаться как в законах, так и в международных договорах.

«Коллизия коллизий» — это понятие, используемое в МЧП для обозначения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в разных правовых системах имеют различное регулирование. 
Существование «коллизии коллизий» обусловлено наличием в законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки.  
«Коллизия коллизий» проявляется как в виде «положительной» коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколькими правовыми системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является «компетентной» для регулирования конкретного правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического лица «претендуют» две правовые системы. Например, в условиях, когда юридическое лицо, зарегистрированное в России (где признается принцип «инкорпорации») осуществляет свою деятельность на территории Франции (где существует принцип «оседлости»). 
При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо зарегистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на территории России. Преодоление «коллизии коллизий» в большинстве случаев осуществляется путем заключения международных договоров, содержащих нормы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе. 
Иногда бывает недостаточным указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между российским и другим иностранным юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является российским или иностранным, необходимо дать дополнительные характеристики относительно национальности. 
Совместные предприятия. Существуют две очень различных категории СП. К первым относится СП, образуемое по международному договору. Вторая категория – это СП, образуемое по внутреннему законодательству.  
Основа образования первых – это межгосударственное решение. Вот два каких-то государства решили создать СП. Они заключают межгосударственный договор и приложением к договору является устав этого СП. В уставе весь его статус, его правовое положение, его сфера деятельности, образование органов управления – всё, как и в остальных СП, то есть устав обычно построен на тех же принципах, что и устав любого юридического лица. 
В большинстве стран не разделяют совместные и национальные предприятия, но в странах, где такое разделение существ есть предел для иностранцев - 49%. Запрещены иностранные инвестиции в обороне, космической промышленности, связи, безопасности и первичном рынке ценных бумаг. Могут быть установлены и льготы: налоговые, гарантия защиты от конфискации, свобода вывоза готовой продукции.

«Хромающие отношения»

В России в последнее  время все большее распространение  получают брачно-семейные отношения  с участием иностранных граждан. «Семейные отношения с иностранным элементом являются составной частью международных гражданских правоотношений» 1. Естественно, в данных обстоятельствах возникает множество вопросов о применении материально-правовых норм семейного права. Целью данной работы является рассмотрение наиболее ярких примеров противоречивости семейного законодательства, приводящих к возникновению феномена хромающих браков. В государствах Запада коллизионные нормы семейного права отличаются большим разнообразием. Брачная правоспособность, то есть само право вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в брак — все это определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов. В случае расторжения брака между супругами различного гражданства в ряде стран применяется законодательство страны гражданства мужа.

В договорах о правовой помощи, заключенных в 80-х годах  с Болгарией, Вьетнамом, Венгрией, Чехословакией, Финляндией, предусматривается, что  форма заключения брака определяется законодательством той страны, на территории которой заключается брак. В отношении материальных условий заключения брака специальные правила имеются в договорах о правовой помощи с Вьетнамом и Чехословакией. Так, согласно ст. 23 договора СССР с Вьетнамом, этот вопрос решается для каждого из будущих супругов по закону государства, гражданином которого он является. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены и требования законодательства государства, на территории которого заключается брак.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г ., условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого он является, а для лиц без гражданства — законодательством государства, являющегося их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства государства, на территории которого заключается брак.

Хромающим браком, называется брак, который признается властями одного государства, и не признается властями другого, то есть действительные в одной стране и не действительные в другой. Чаще всего бывает, когда страна, как, например, Российская Федерация, единственно легитимной формой брака признает брак гражданский, то есть официально зарегистрированный в государственных органах регистрации. Для признания браков, заключенных в странах, где единственно легитимной формой брака также является гражданский брак, препятствий не существует. А вот с признанием браков, которые совершены в другой стране по религиозному обряду и там абсолютно легитимны, естественно, возникают проблемы.

Например, каким образом  можно легализовать в Российской Федерации брак, заключенный на Кипре, если официальной формой заключения брака признается брак церковный, и единственным документом, который подтверждает его заключение, является документ который выдается священником в церкви после выполнения соответствующих религиозных обрядов.

Еще одной проблемой  может стать признание брака  заключенного по доверенности. Законодательство ряда стран, в том числе и развитых в социальном и правовом отношении, например, Испании, позволяет совершить такое юридическое действие. Российское законодательство же требует непосредственного волеизъявления лиц, вступающих в брак. Существуют также проблемы и с расторжением брака, к расторжению брака применяется правило locus regit actum. То есть, расторжение брака, в том числе раздел имущества, производятся в соответствии с законодательством страны его расторжения. В соответствии с этим же правилом орган, производящий расторжение брака, решает и вопрос о наличии либо отсутствии оснований для его расторжения. Условия расторжения брака в зарубежных государствах могут существенно отличаться от соответствующих положений российского законодательства. Например, в Великобритании для развода необходимо раздельное проживание супругов в течение двух лет.

Обратная отсылка - ситуация, когда право одного государства отсылает решение вопроса к другому государству, а то его отсылает обратно. Знаменитый принцип Форго о французском наследовательном законодательстве. 
Принятие обратной отсылки ведет к сокращению случаев вынесения судами решений на основе иностранного права, что упрощает их работу по упрощению споров. Отсылку к праву другой страны следует понимать как отсылку к материально-правовым нормам.  
В России любое указание на право или систему права какого-либо государства должно рассматриваться как отсылающее к материальному праву, а не к его коллизионным нормам. Отрицательное отношение к применению обратной отсылки было в России законодательно закреплено в Законе о международном коммерческом арбитраже 1993 г. По этому закону третейский суд должен разрешать споры в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора.  
Оговорка о публичном порядке 
Действие коллизионной нормы, т.е. применение иностранного права, может быть ограничено путем использования оговорки о публичном порядке. Согласно правилам, действующим в ряде государств, иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применен и основанные на нем права могут быть не признаны судами или иными органами данного государства, если такое применение закона или признание права противоречило бы публичному порядку данного государства. 
Понятие публичного порядка отличается в судебной практике и доктрине многих государств крайней неопределенностью, некоторые ученые утверждают, что неопределенность – основной характерный признак этого понятия. Определение пределов применения этой оговорки во многих государствах полностью предоставляется судейскому усмотрению. 
Российское законодательство исходит из того, что в некоторых случаях могут быть установлены ограничения применения иностранного закона. В РФ осторожный подход к вопросу об использовании оговорки о публичном порядке, хотя возможность неприменения иностранного права есть. Наличие принципиального различия между нашим законом и законом другого государства не может само по себе быть основанием для применения оговорки о публичном порядке, поскольку такое применение этой оговорки могло бы привести к отрицанию применения в России права иностранного государства вообще. Таким образом, речь может идти не о противоречии между законами, а о тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, не допустимый с т.з. нашего правосознания. 
Норма иностранного права в исключительных случаях не применяется: когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права. Ст. 1193 ГК РФ: отказ в применении норм иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего государства от правовой, полит. или экон. Системы РФ. На практике судебные и административные органы РФ стараются не прибегать к этой оговорке. 
Случаи применения оговорки о публичном порядке к внешнеторговым отношениям в практике РФ не имели места, хотя возможность предусмотрена в законодательстве. Таким образом, широкое применение категории публичного порядка не соответствует задачам МЧП и снижает его роль в налаживании сотрудничества государств с различными правовыми системами. 
В современном МЧП широкое признание наряду со ссылкой на оговорку о публичном порядке получила возможность неприменения иностранного права со ссылкой на строго императивные нормы национального права, которые должны пользоваться приоритетом перед нормами иностранного права, подлежащего применению в силу коллизионных норм.

 

 


Информация о работе Московский Институт Права 851 ПЮ-ВО Седова Н.А