Контрольная работа по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со схемой, приведенной ниже, дайте сравнительный постатейный анализ положений (в плане отличий, т.е. идентичные статьи источников приводить не следует) Венской Конвенции 1969 г. о праве международных договоров и Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Прикрепленные файлы: 1 файл

кр международное право 1.docx

— 28.41 Кб (Скачать документ)

        Вариант 4

Задание 1

В соответствии со схемой, приведенной  ниже, дайте сравнительный постатейный  анализ положений  (в плане отличий, т.е. идентичные статьи источников приводить  не следует) Венской Конвенции 1969 г. о праве международных договоров  и  Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

 

Так как международные  договора являются частью правовой системы  РФ, а в частности исходя из того, что 101 ФЗ имеет в своей основе Венскую Конвенцию 1969 г. «О праве международных договоров», существенных противоречий между двумя этими документами быть не может. Объектом внимания являются некоторые положения, которые в одном документе раскрываются несколько шире и детальнее, чем  в другом.

 

Положения Венской конвенции 1969 года «О праве

Международных договоров

Положения ФЗ от 15 июля 1995 «О

международных договорах РФ»

Выводы

В отличие от ст. 2 101 ФЗ нет  определений следующих понятий:

- подписание;

- заключение;

- депозитарий;

- уполномоченная организация.

В отличие от ст. 2 Конвенции нет определений следующих понятий:

- участвующее в переговорах  государство;

- договаривающееся государство;

- участник;

- третье государство.

В 101 ФЗ наряду с базовыми терминами использована, терминология в соответствии с правоприменительной  практикой в РФ.

---

Не выделено отдельно, как  в ст. 23 Конвенции, положение о  согласии на обязательность части договора и выбора различных положений.

---

В ст.18 установлена обязанность  не лишать договор его объекта и цели до его вступления в силу.

В 101 ФЗ отсутствует.

---

В ст. 34-38 изложены условия  участия в междугородних договорах  третьих государств.

В 101 ФЗ отсутствует.

101 ФЗ определяет порядок заключения договоров именно в РФ.

В Конвенции нет требований о соответствии междугородних договоров  требованиям конституций стран-участников договоров.

В ст. 34 установлено требование о соответствии договоров конституции РФ

---

---

В 101 ФЗ как отсутствует  положение о неделимости договорных положений.

---

В Конвенции выделен раздел с условиями недействительности договоров.

В 101 ФЗ чётко определены полномочия  должностных лиц и  в отдельном разделе детально расписана процедура их заключения.

Положения 101 ФЗ упреждают  создание таких условий, при наличии  которых международный договор  стоит считать недействительным.

В Конвенции в отдельном  разделе (№3) приведены общие случаи  прекращения договоров иприостановления их действия.

В 101 ФЗ детально расписана  именно процедура  прекращения и  приостановления действия договоров.

---

В 4-м разделе оговорены  особые виды процедур, имеющих место  при международных договорных отношениях.

В 101 ФЗ отсутствует

---

Конвенция предоставляет право государствам самим определить для себя место международных договоров в своих правовых системах.

В ст. 5 дано расширенное толкование положения международных договоров  в правовой системе РФ.

---




 

2. Имеют ли  право субъекты федеративных  государств заключать международные  договоры. Если – да, то в каких источниках закреплено это право? Приведите конкретные примеры заключения субъектами федераций международных договоров.

Международное право не содержит нормы, которая бы давала решение вопроса о международно-правовом статусе политико-территориальных образований, являющихся составными частями федеративного государства. Не провозглашая международной правосубъектности таких образований, оно вместе с тем ее и не отрицает.

Есть основания для  суждения о косвенном признании  определенного международно-правового статуса субъектов федерации как предпосылки их международной правосубъектности. Это признание складывается из следующих компонентов.

Во-первых, как уже отмечалось, современное международное право  исходит из презумпции разнообразия субъектов и не исключает возможности  появления новых, нетрадиционных субъектов.

Во-вторых, известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, в той или иной форме констатирующих право составных частей этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения и заключать международные договоры как с подобными себе образованиями в других государствах, так и непосредственно с зарубежными федеративными государствами. Самый наглядный пример — Соглашение между СССР и Канадой от 20 ноября 1989 г. о сотрудничестве между союзными республиками СССР и провинциями Канады.

В-третьих, представляет интерес  долголетняя международная деятельность Украины и Белоруссии как государств — членов ООН и ряда других организаций и участников многих международных договоров в тот период, когда они были союзными республиками в составе Союза ССР, а также значительно более скромные по содержанию международные контакты других союзных республик.

В-четвертых, в период с  середины 1990 и по конец 1991 г., т. е. с  момента разработки и принятия в  союзных республиках деклараций о государственном суверенитете до прекращения существования Союза ССР и обретения этими республиками статуса независимых государств, ощущалась реальная международная деятельность тогда еще субъектов Союза. Так, РСФСР в то время заключила ряд договоров с субъектами зарубежных федераций — отдельными штатами США, землями ФРГ, республиками тогдашней Югославии, несколько соглашений торгово-экономического характера с правительствами Венгрии, Чехословакии, других государств. Эти договорные связи, а также прямые дипломатические контакты свидетельствовали о признании зарубежными государствами международно-правового статуса республик в составе СССР.

В-пятых, за многие годы существования  таких зарубежных федераций, как США, Канада, Австрия, Швейцария, Австралия, сложилась система вступления их субъектов — штатов, провинций, земель, кантонов — в непосредственные договорные отношения друг с другом на межгосударственной основе, а в отдельных случаях — договорные отношения субъекта одного государства с другим государством (например, провинции Квебек в Канаде с Францией).

Отмеченная международная  практика имела свои внутригосударственные предпосылки в виде конституционных норм, допускавших определенные внешние связи субъектов федерации и в какой-то мере их регламентировавших.

Основной закон ФРГ  предоставляет возможность землям в той мере, в какой они обладают законодательной компетенцией, и с согласия Федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами (ч. 3 ст. 32). Формулировка Конституции США выглядит иначе: ни один штат не может без согласия Конгресса заключать договоры с другим штатом или иностранной властью (разд. 10 ст. 1), — однако из этого следует возможность договорных отношений штата при согласии Конгресса. .Принципиально иное решение содержится в Конституции Бельгии в редакции 1993 г., установившей в этой стране новую, федеративную форму государственного устройства: субъекты бельгийской федерации — сообщества и регионы — обладают в пределах своих полномочий правом заключения международных договоров, которое не обусловлено согласием федеральных органов (§ 1 ст. 127 и § 1 ст. 130). Такое конституционное решение уже получило признание в ст. 9 Договора между Российской Федерацией и Королевством Бельгия о согласии и сотрудничестве от 8 декабря 1993 г.

Отечественный конституционный  опыт свидетельствует о закреплении  в Конституции СССР 1977 г. (ст. 80) и  в конституциях союзных республик (например, ст. 75 Конституции РСФСР 1978 г.) комплекса республиканских полномочий в международной сфере — право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций. И хотя в реальной ситуации эти конституционные нормы преимущественно оставались юридическими фикциями, они обладали правовым потенциалом и в определенной мере были использованы в отмеченный выше период.

В современных условиях Российской Федерации общефедеральное регулирование  ограничивается констатацией того, что  республики в составе Российской Федерации, края, области и другие субъекты РФ являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических, отношений (связей). Это положение Федеративного договора не перенесено в новую Конституцию, но оно и не противоречит ей, поскольку в п. "о" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесена "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Следовательно, Конституция исходит из признания международной деятельности субъектов РФ, но не конкретизирует формы этой деятельности, относя соответствующую регламентацию к компетенции самих субъектов в пределах их самостоятельных полномочий. Для нормативной унификаций принципиальных вопросов предусмотрен Федеральный закон "О координации международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации"

 

3. Какие международные  договоры Российской Федерации,  затрагивающие полномочия субъекта  Федерации, выделяются в ФЗ  "О международных договорах Российской Федерации".

Статья 4 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» гласит:

 

1. Международный договор  Российской Федерации, затрагивающий  вопросы, относящиеся к ведению  субъекта Российской Федерации,  заключается по согласованию  с органами государственной власти  заинтересованного субъекта Российской  Федерации, на которые возложена  соответствующая функция.

2. Основные положения  или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта  Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации, направляются федеральными  органами исполнительной власти  или уполномоченными организациями  органам государственной власти  заинтересованного субъекта Российской  Федерации, на которые возложена  соответствующая функция. Поступившие  предложения рассматриваются при  подготовке проекта договора.

3. При осуществлении согласования вопросов заключения международного договора Российской Федерации органы государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция, уведомляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями о предельных сроках направления предложений, составляющих не менее двух недель. Непредставление в указанный срок ответа не препятствует внесению предложения о заключении международного договора Российской Федерации.

4. Вопросы участия представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации в подготовке проекта международного договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в переговорах и процедуре его подписания решаются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

 

4. Как вопрос  о полномочиях на заключение  международных договоров регулируется  в Конституции Российской Федерации,  Конституции Удмуртской Республики, ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ»? Имело  ли место заключение международных  договоров Удмуртской Республикой,  если – да, то каких конкретно?

 

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ находятся  в ведении Российской Федерации (п. «к» ст. 71)

Международные договоры РФ заключаются  от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). В отдельную группу, по моему мнению, следует также выделять соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ и высшими федеральными судами.

Субъекты Федерации не вправе заключать  соглашения, имеющие международно-правовой характер. Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ, заключаются по согласованию с соответствующими органами власти субъекта Федерации. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, направляются федеральными органами исполнительной власти соответствующим органам государственной власти субъекта Федерации. При этом предельный срок для направления предложений не может быть меньше двух недель. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта данного договора.

Рекомендации о заключении международных  договоров РФ представляются на рассмотрение Президента или Правительства РФ каждой из палат Федерального Собрания РФ, субъектами Федерации в лице их соответствующих органов государственной  власти. Такие рекомендации могут  представляться также Конституционным  Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Центральным банком РФ и Уполномоченным по правам человека (по вопросам их ведения). Президент РФ или Правительство РФ либо по их поручению федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в месячный срок дают ответ на эти рекомендации.

До представления Президенту или  в Правительство предложения  о заключении межгосударственных договоров  согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти РФ, органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности заключения договора, определение соответствия проекта договора законодательству РФ, а также, при необходимости, оценку возможных экономических и иных последствий заключения договора. Предложения о заключении международных договоров, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, представляются Президенту или в Правительство РФ по согласованию с Министерством юстиции. Минюст, в частности, дает юридические заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству РФ и их юридической силы в РФ, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"