Творчество Донских казаков в эмиграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 19:17, творческая работа

Краткое описание

Эмиграция, как историческое явление возникла гораздо раньше, чем появилось само это понятие. С развитием человеческой цивилизации увеличилось количество и многообразие факторов, вызывающих этот феномен.
В начале XX века эмиграция приобрела общемировой характер. Эмиграция из России, которая пережила за первую четверть века 3 революции, 3 войны, распад «единого» и «неделимого» тысячелетнего государства, «красный» и «белый» террор, массовый голод и эпидемии, представляла совершенно особое явление, уникальное и беспрецедентное по своим масштабам в ми - ровой истории.

Содержание

1) Вступление 1
2) Историческая справка
3) Деятельность литературных обществ в эмиграции
4) «Певец исчезнувшего края» (О творчестве Н.Н. Туроверова).
5) «Я родине покинутой молюсь» (О творчестве Н.Н. Келина).
6) «Из моей страны, из России…» (О творчестве В. Смоленского).
7) « Он только дону пел» (О творчестве П.С. Полякова).
8) Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Исследовтельскя работа.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

                                    Бурьян на упавшем плетне

                                    Да отблеск степного заката,

                                    Застывший в убогом окне….                             

 

 

Выступая в октябре 1929г. в «Казачьем журнале»,литературный критик А.Краснощеков особо выделил поэму «Новочеркасск». «Читал эти 20 глав его удивительной поэмы и думал, какая радость, поразительная эпоха прошла на наших глазах, и какая радость, что свидетелем этой эпохи был Туроверов. Хотелось пожелать одного, чтобы нашелся подлинно казачий, какой-то яркий художник-живописец и дал бы иллюстрации к этой теме, а издатель не пожалел бы денег на соответствующее издание»…

          В 1937 и 1938 годах во Франции были изданы 2 сборника стихов Туроверова.

           После  нападения Германии на Францию Туроверов вступил во Французский иностранный легион, в составе которого участвовал в боях второй мировой войны.

            В 1942 году в оккупированной Франции  вышел очередной сборник его  стихов.

             После войны он проживал во Франции, стал членом «Объединения ле6йб-гвардии Атаманского полка», активно работал в воссозданном во второй половине 40-х годов «Казачьем союзе», возглавляя его направление.

              В 1956 году в Париже вышла пятая книга стихов Н. Туроверова, в которую вошли 1888 стихотворений, поэм и отрывков из книг за 1915-1965 г.г. А в 1967 году в Нью-Йорке был выпущен подготовленный им сборник 36 песен всех казачьих войск. Поэт мечтал о возвращении на Родину, много раз представлял себе, как это будет, какие чувства он испытал бы при этом:

                                     Уже у поднятого трапа,

Отчалившего корабля,

Мне сразу станет дорог Запад,

 

Моя привычная земля…

…И вся парижская эпоха

Во сне припомнится остро,

Как непрерывный мерный грохот

Во тьме летящего метро.

 

 

Но, к сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться. Умер Туроверов в Париже 23 сентября 1972. Незадолго до смерти он написал в «Завещании»:

     «Не со сложенными  на груди, а с распростертыми  руками, готовыми объять весь  мир, похороните вы меня.

      И не в гробу, не в тесной домовине, не в  яме, вырытой среди чужих могил,

а где-нибудь в степи поближе к Дону, к моей станице, к старому Черкасску, на уцелевшей улице, меня положите в походной форме родного Атаманского полка. Кушак на мне потуже затяните, чтоб грудь поднялась, будто бы для вздоха о том, что все на земле хорошо…

 

 

 

 

 

      И сыпьте землю, не жалея: земля к земле, и к  праху прах!

      Мне положите в головах все, что я писал когда-то, чем жил наяву. И крест из камня дикого поставьте, курганчик новый утоптав, чтоб Дон, разлившись поло, водою его не смыл, а только напоил.

      И по весне на  нем цветом начнет цвести лазоревый  цветок, приляжий отдохнуть, уставший  от скитаний бездомный чабрецовый  ветерок…»

     Но пока не исполнена воля донского казака, которым может гордиться не только Дон, но и все казачества, нежно любимая им мать - Россия. Не «в степи поближе к Дону», а на казачьем участке кладбища Сент-Женевьев-дю-Буа, на дальней окраине Французской столицы, в одной могиле с женой, похоронен прекрасный поэт Н.Туроверов.

       «Родине покинутой  молюсь»…

      Эти проникновенные  слов замечательного поэта казачьего  зарубежья Н.Н.Келина можно вынести  в заголовок рассказа о литературе  казачьего зарубежья.

      Донской казак  Николай Андреевич Келин родился 19 ноября 1896г. в станице Клетской, Усть-Медведицкого округа, Донской области. Окончив Усть- Медведицкое реальное училище, Н.Келин поступил в 1913г. на учебу в Императорский лесной институт в Петербурге. Однако, начавшаяся первая мировая война прервала учебу. Пройдя в 1914г. краткосрочные курсы в Константиновском артиллерийском училище, Н.Келин получает офицерское образование и назначение командиром батареи на фронт в Восточной Пруссии, где принимал участие в боевых операциях.

      После Октябрьской революции, в условия разваливающегося  русско-германского фронта Н.А. Келин, как и большинство рядовых офицеров донских казачьих частей, возвращается на Дон. Через некоторое время он вступает в Донскую армию, которая позднее войдет в состав Добровольческой армии. При отступлении с Дона Н. Келин заболел сыпным тифом и находился на излечении в госпитале, а в марте 1920г. был эвакуирован из Новороссийска в Крым.

        В начале  ноября 1920г. новая эвакуация, но теперь  уже за границу- из Керчи в Константинополь,  а затем на греческий остров Лемнос в Эгейском море.

        В 1921г. на этом  острове были сконцентрированы  Донской корпус, Кубанские казачьи  части. Позднее, проработав некоторое время чернорабочим в Константинополе, Н.Келин, как и сотни других молодых российских эмигрантов, перебрался в Чехословакию.

        Получив в  рамках «русской акции» государственную  стипендию, Н.Келин поступает на  медицинский факультет Карлова  университета в Праге. По его  окончании он уезжает в село  Желин в юго-восточной Чехии, где в течение многих лет работает сельским врачом.

 

   

        Первое стихотворение Н.А.Келина было опубликовано в журнале «Казачий путь» от 26 октября 1925г. В студенческие и последующие годы многочисленные стихи Келина публиковались в издававшихся в Чехословакии журналах «Казачий сполох», «Казакия», «Казачий путь», «Вольное казачество», а также в выходивших в конце 30-х годов во Франции журналах «Казачий голос» и «Бюллетене Донского окружного правления во Франции».    

       В 1937 и 1939 годах издательством «Литературная казачья семья» были выпущены в Праге два сборника стихов Н.А.Келина.   

    В стихотворениях, составляющих  эти сборники, особенно ярко отразилась  глубокая тоска втора по родному  тихому Дону и России, безмерная  любовь к ним и твердая вера в их лучшее будущее.

       Боль за Россию  – душевная боль сквозит в  каждой строчке его стихов:

 

Не трогайте пальцами

Душу-

                                 Ведь рана на сердце свежа,

                                 Сомненья и думы иссушат

                                 И грудь разорвут без ножа…

 

                                 Я больно насквозь изузорен

                                 За взятый уют куреней,

                                 Не верен мой путь и не  торен,

                                 Но может ли быть он 

Прямой?

                                 Я мчусь за дали и степи

                                 Единой желанной земли-

                                 И песни печальные эти.

                                 Как терпкие слезы любви

                                 Сжигают меня и калечат,   

                                 Сжигают уставшую грудь…

                                 Кто раны больные залечит

                                 Кто верой освятит мой путь?

 

     Тяжелая участь изгнанника, не имеющего Родины – что может быть хуже?

Даже само слово «изгнанный» означает ненужный, неприкаянный, отторгнутый от своего, родного. У каждого человека есть свой дом, тот очаг, с которого начинается его жизненный путь, то место, куда мы возвращаемся и знаем, что здесь нас примут, здесь нас ждут.

      А когда этот  очаг, это начало начал становится  недосягаемым, то остается только  боль, тоска и обида. И черная  злость. Злость к тем, кто лишил  этого единственного, сокровенного.

 

 

         

 

                           Мы гордое племя! Мы вольные  птицы!

                           В нас кровь горячее огня-

                           За наши курганы и наши станицы-

                           Мы вихрем взлетим на коня.

 

         «Из моей  страны, из России»

      В 1937г. в Париже, как  нам уже известно, был организован  «Кружок казаков-литераторов». Через  год в него вступил и донской  казак Владимир Смоленский, имя  которого к тому времени было достаточно известно в среде не только казачьего, но и российского зарубежья.

     Он член «Союз молодых  поэтов и писателей», состоит  в литературной группе «Перекресток», часто и охотно выступает на  популярных в те годы литературных вечерах. Его стихи включаются в различные сборники и альманахи, а в 1931г. в издательстве Я.Поволоцкого в Париже выходит книга «Закат» включающая его стихи.

    Творчество В.Смоленского  было замечено, но отмечено весьма  суховатой литературной критикой  российского зарубежья.

    «Индивидуальней всего  стихи В.Смоленского, - пишет Н.Дашков  в газете «Возрождение» 16 апр. 1931г., оценивая содержание второго  выпуска сборника «Перекресток» - хотя они отнюдь не безупречны.

      Но о нем без  всякого сомнения, еще придется поговорить отдельно…»

А всего через две недели, в той  же газете «Возрождение» В.Вейдель, рецензируя сборник «Союза молодых поэтов и писателей в Париже», отмечает, что «на голову выше всего остального – стихотворение Смоленского». А в апреле 1938г. журнал «Станица»,  орган общеказачьей студенческой страницы во Франции, сообщая о выступлении Владимира Смоленского в «Кружок казаков-литераторов», подчеркивает, что хотя он и молодой поэт, но заслуженно имеет весьма значительное место в русской эмигрантской литературе, нутро и даже внешность которого свидетельствуют о полученной им «лире с неба»

       Через много  лет, в 1937г. известный литературный  критик Юрий Терапино в воспоминаниях  «Литературная жизнь русского  Парижа за полвека (1924-1974)» о смоленском, в частности, писал, что он «один из немногих зарубежных поэтов пользовался широкой популярностью среди читателей. Они любили его стихи, его очень выразительную манеру чтения, и вечера Смоленского собирали большую аудиторию – и до, и после второй мировой войны».

       Родился В.Смоленский 24 июля 1901г. в Луганске. Трагедия  революционного 1917г. и  последующий братоубийственной гражданской войны не обошла его семью – расстрелян красными отец, сам Владимир Алексеевич Смоленский уходит в белую армию и сражается в ее рядах до ухода в изгнание в ноябре 1920г.

 

                         

     Попав вскоре в Париж, В. Смоленский завершает среднее образование в русской гимназии и поступает в Высшую коммерческую школу, где изучает экономические науки.

 Первые стихи В. Смоленского появились в печати в 1929г. и затем в течение более 3-х десятилетий регулярно печатались в изданиях казачьего и российского зарубежья, в частности, в «Казачьем альманахе», в парижской газете «Возрождение», в журналах «Современные записки», «Новом журнале».       

Помимо вышедшего в 1931 году сборника «Закат», в 1938г. издательством журнала «Современные записки» была напечатана его книг стихов «Наедине». До своей смерти (8 ноября 1961г.) В,Смоленский проживал в Париже, где в 1957 году было издано его собрание сочинений. Кроме двух предыдущих сборников оно включило и новый – «Счастье». А уже после его смерти в Париже вышла последняя книга, содержащая 41 стихотворение. В основном – философская лирика.

   Стихи Смоленского, по своей сути, - размышления. Это размышление о прошлом, о будущем о своей и о судьбе своего народа. Поэт очень болезненно относится к жестокой участи изгнанника:

...В такой тоске, в такой неволе

Как много надо сил иметь,

Чтоб не сойти с ума от боли,

От бешенства не умереть!

   И всё же он находит  в своей душе силы, чтобы не  только выстоять, не оступиться, не опуститься на дно общества, но и найти силы для творческих  поисков. Неоднократно в своих  стихотворениях В. Смоленский обращал  своей к России, давно покинутой, но не забытой им Родине:

Иногда, из далёкой страны,

Из моей страны, из России,

Как будто страны, из России,

Голоса долетают глухие…

…Я слышу их много лет

Теперь они глуше, чем прежде,

Во тьму из темы я кричу им в ответ

О гибели и надежде.

И сливается голос мой

С голосами глухими народа

Над его огромной тюрьмой,

Над тесной моей свободой.

 

 

Стихотворение это было написано в 30-е годы – годы время для нашей страны очень сложное, трагическое, когда вся Россия была огромной «тюрьмой».

  Многие тогда воспринимали  запад как символ свободомыслия. Но для русского эмигрант, чья душа навсегда осталась в России, и эта свобода кажется невыносимо «тесной».

 Более 30 лет прошло после  смерти В. А. Смоленского, и можно  только сожалеть, что имя и  творчество талантливый поэт, для которого, по оценка Ю. Терапино, были характерны «лёгкое дыхание, чувство ритма, способность находить точно соответствующие теме образы, а также творческая щедрость и творческая свобода», и по сей день, практически неизвестны ни Дону, ни в России.

        «Он только Дону пел…»

 В 1973г. издававшийся во Франции  журнал «Родимый край», характеризуют  творчество одного из лучших  поэтов послереволюционного казачьего  зарубежья П.С.Поляков писал: «Красной  нитью через боль его произведений  проходит… любовь к Родине, к казакам, к нашему прошлому. Такие стихи не забываются.»

        И они не  забылись, а сейчас, когда набирает  силу процесс возрождения казачества, и пришли на Дон.

       Донской казак  Павел Сергеевич Поляков родился 20 дек. 1902г.(по старому стилю) в хуторе Полякове. Страницы Островской Усть-Медвецкого округа в селе казачьего офицера.

       По устоявшейся  традиции на учебу Павел Поляков  был определен в кадетский  корпус в Новочеркасске. В дек. 1919г. в составе колонны личного  состав корпус вместе с уходящими на юг частями Добровольческой армии покинул Дон. В феврале 1920г. группа кадетов старших классов была эвакуирована из Новороссийска в Крым, а затем переправлена в Югославию.

Информация о работе Творчество Донских казаков в эмиграции