Характеры героев и авторские идеи в повести В. Шукшина «Калина красная»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Основной ЦЕЛЬЮ выпускной квалифицированной работы является: рассмотрение социально-философской аспектов в повести «Калина красная» и принципов жизнеподобия при изображении литературных героев.
Основная задача работы – помочь учителю понять В.М.Шукшина в литературе социалистического реализма, уяснить самое существенное в его творчестве, разобраться в неповторимом своеобразии творческого метода одного из замечательных писателей современности.

Содержание

Введение
Глава I. Социально-философская проблема повести «Калина красная» и ее конфликт
Глава II Принцип жизнеподобия при изображении литературных героев
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Прикрепленные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

«БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

 

 

Мансурова Эльза Рафисовна

СТУДЕНТКА 6 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОТА

 

 

 

ХАРАКТЕРЫ  ГЕРОЕВ И  АВТОРСКИЕ ИДЕИ  

В ПОВЕСТИ  В. ШУКШИНА

«КАЛИНА КРАСНАЯ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

К защите допущена                                                    Научный руководитель

зав.кафедрой д.филол.н.,                                            д.филол.н., профессор

профессор Петишев А.А.                                                  Петишева  В.А.

 

«____»__________2010 г.                                         «____»__________2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Бирск 2010

Содержание

 

 

Введение 

3

Глава I.

Социально-философская  проблема повести «Калина красная» и ее конфликт

 

14

Глава II

Принцип жизнеподобия при  изображении литературных героев

 

31

 

Заключение 

44

 

Список использованной литературы

46

 

Приложение

47


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение творчества В.М.Шукшина – задача сложная. Искусство В.М. Шукшина – писателя,  актера,  кинодраматурга  –  постоянно рождает споры,  научные дискуссии, которые далеко еще не закончены.

Творчество В.М. Шукшина, самобытная личность писателя привлекли  к себе внимание критиков и литературоведов  с самого начала его творческого  пути. В  1960-е  гг.,  когда  в  литературной  периодике  появились   первые произведения писателя, критика поспешила причислить его к группе  писателей-«деревенщиков». Суждение оказалось не мимолетным, а упорным и длительным убеждением многих. Судьба шукшинской «деревенской прозы» в критике складывалась не просто. Здесь было все – обвинение в ассоциальности, в несовременности, в антиинтеллектуализме, в патриархальности.

Концепции сменяли одна другую, а время вносило свои поправки, настоятельно требуя уточнения бытующих мнений, а чаще их дополнения или  пересмотра1. Длилось это долго. Истинное искусство всегда сопротивляется схемам, прямолинейности суждений, игнорированию его самобытности. Творчество В. Шукшина противилось любым попыткам разрушить его цельность и многожанровое единство.

Высоко оценил его своеобразный яркий талант выдающийся писатель, один из основоположников нашей литературы Константин Александрович Федин, в те годы стоявший во главе Союза писателей СССР.

В журнале «Новый мир», в сентябрьском номере за 1967 год, были опубликованы рассказы «В профиль и  анфас», «Думы», «Как помирал старик», «Раскас», «Чудак». Как обычно, верстка была послана члену редколлегии Константину Александровичу Федину. Прочитав рассказы Василия Шукшина, Константин Александрович обрадовался и разволновался и тут же написал автору письмо. «Уважаемый Василий Макарович, сейчас, получив верстку 9-го номера «Нов. мира», прочитал два Ваших рассказа и после первого сразу схватил перо, чтобы написать Вам – о чем? – только о том, как растроган, взволнован отличной Вашей прозой художника! Думал – похвалою рассказа «В профиль и анфас» ограничусь, но – складывая листы – остановился на рассказе «Как помирал старик» и тоже прочитал, и тоже растрогался

Знаю, Вы поймете меня: в рассказах нет и тени сентиментальности, да и я никогда не страдал этой болезнью. А трогает, будит чувство разительная верность Вашей речи, воспринятой от героев и словом писателя героям возвращенной.

Я и прежде не один раз  дивился Вашему острейшему уменью изобразить лица средствами диалога. В мастерстве – этом Вы, кажется, совершенствуетесь все больше.

У меня нет никаких  иных целей, кроме желания сказать Вам по-читательски – спасибо за доставляемую радость превосходного чтения. Пишу же Вам, дорогой товарищ, с настоящим удовольствием.

Будьте здоровы и  – счастливо идти Вам по нелегкой дороге сочинителя, – да будет она для Вас и долгой и славной.

Конст. Федин

Сентября 25-го 1967  г.»2.

В 1976 г. С. Залыгин писал  о необычайной разносторонности дарования В.М. Шукшина: «..ведь Шукшин-кинематографист органический проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова...

Эта слиянность самых разных качеств  и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное еще и еще радует и удивляет нас сегодня, будет  радовать и удивлять всегда»3.

«Напомню наиболее расхожие точки зрения: - писал В.Ф. Горн. – «незримый спор города и деревни – постоянный шукшинский мотив» (И. Логинов»; в творчестве В.М.Шукшина в «непримиримой глухой борьбе столкнулись город и деревня» (В. Орлов); «самый главный тезис шукшинского «верую» - нравственное превосходство деревни над городом» (А. Марченко)»4.

И в то врем, когда некоторые  критики упорно причисляли его к  деревенщикам, попеременно объявляли  то певцом деревенской патриархальности, то ненавистником города, то апологетом стихийных натур, писатель задумывался не о «деревне» и «городе», а о России, о русском и национальном характере.

Для Василия Шукшина деревня  не столько географическое понятие (хотя и географическое тоже), сколько  социальное, национальное и нравственное, где сходится весь сложный комплекс человеческих отношений. Деревня как бы завязала в единый узел многие жизненные проблемы страны («острейшие схлесты и конфликты»), которые для своего художественного решения требовали углубления и в историю и в современную жизнь общества. Она стала в его произведениях тем необходимым материалом, в котором нашли отражение коренные проблемы современности. В. М. Шукшин исследует жизнь сельских тружеников в историческом развитии – от военных лет до современности.

М. Шолохов сказал о  В.М. Шукшине: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей»5.

Своеобразие творчества В.М.Шукшина, поразительное единство его художественного мира и основаны, прежде всего, на неповторимой личности самого художника, выросшего на народной почве и сумевшего выразить целое  направление духовной жизни народа.

Говоря о В.М. Шукшине, как-то даже неловко упоминать об органической связи его с народом России. Да ведь он сам и есть этот народ-труженик, вышедший на новую дорогу жизни и полностью творчески осознавший себя, свое бытие. Осознавший глубинно. Принципиально-новаторски.

Писатель со своим  голосом, своей динамикой, своей  темой, разрабатываемой им, пусть  интуитивно на первых порах – но опять с тем, же редкостным единством и целостностью натуры, прошедшей через все преграды. Через трудное преодоление судьбы, заявившей о себе необычностью, духовной и нравственной масштабностью таланта, резко выраженной социальной природой. Его современностью.

Бескомпромиссное, гневное, яростное обличение того, что мешает добру и свету, и радостное  приятие, ответное сияние навстречу тому, что утвердилось верно, и хорошо, — таков был Шукшин в творчестве.

Во всех общепризнанных удачах В.М. Шукшина индивидуальность художника, все присущие ему особенности выразились полностью, прежде всего, в своей идейной, гражданственной мощи. Ибо В.М. Шукшин, сила его воздействия на нас – прежде всего в глубинном моральном содержании творчества, в его воспитывающем значении. С этих позиций писатель говорит и о прошлом, и о настоящем. Для него именно этим дорого духовное богатство, которое оставляют нам деды и прадеды, а потом отцы и матери наши. В.М. Шукшин требует понимать, беречь и хранить святыни народной жизни, не делая из них кумира, но обращая их в движимый, повседневно требующий приращения и умножения человеческий, нравственный капитал. Измена им, забвение этих ценностей есть святотатство. Даже горько, покаянно впоследствии осознанное, все равно обернется оно неминуемой черной бедой для Егора Прокудина...

В.М.Шукшин, подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, Шаляпину, шел в литературу и искусство из самых «низов» народа, из русской «глубинки». Шел со своими собственными «университетами». С тем доскональным, ничем не заменимым, практическим — трудовым, рабочим знанием жизни, которое люди получают не из книг, а из опыта, порою и сегодня все еще достаточно нелегкого, а уж в пору шукшинского детства особенно тяжкого и горького. Но это – всегда университеты. Всегда без кавычек, понимаемые как школа настойчивости и трудолюбия, а главное, как школа, обучающая знанию самой жизни. Известно, что важнее этого знания   ничего   нет,  а для  художника  и  быть   не   может.

Когда В.М.Шукшина сравнивают с лучшими писателями России, тут нет ни малейшей натяжки. Сравнения эти справедливы: в их основе несомненная народность, жизненность, искренность таланта. Но еще очень важно то, что он у В.М.Шукшина – свой. В.М.Шукшин не похож на Куприна, Чехова или Гоголя – да и ни на кого другого. И язык у него – не бунинский, не шолоховский, не лесковский... И хотя всюду возможность аналогии – пусть даже подспудной – бывает очень соблазнительна, в данном случае не стоит, однако, ей поддаваться. Взаимная симпатия Шолохова и Шукшина, несомненно, была порождена их общей центростремительной силой – непредвзятым обращением к душе народа, к образу русского трудового человека, в котором и заключено вечное чудо жизни, вечный ее огонь.

В самом деле, В.М.Шукшин во всем, за что бы ни брался, был художником неповторимым, артистом подлинным.

Его необычная манера повествования, яркая речь, захватывающий  сюжет, всегда останавливает внимание читателя. Герои шукшинских произведений из разных социальных слоев, с разными характерами и жизненными ценностями, но всегда они личности, которые умеют прощать, любить глубоко и самозабвенно, сострадать, быть милостивыми, а также ненавидеть, обманывать и лукавить, предавать и совершать грехи, т.е. у каждого есть как положительные, так и отрицательные качества.

 «Калина красная»  – вершинное достижение зрелого  Шукшина, произведение глубокое  и человечное, несомненно, является самым лучшим произведением В.М. Шукшина.

В свое время повесть В.М.Шукшина «Калина красная» потрясла общество своей необыкновенной новизной и тонкой психологической трактовкой судьбы советского человека после его возвращения из заключения.

Образ вчерашнего уголовника Егора получился у писателя настолько насыщенным и ярким, что критики, бесперебойно ругавшие В.М.Шукшина за «несозвучные» эпохе произведения, вдруг разом все замолчали. Острая дискуссия о «Калине красной» разгорелась на страницах журнала «Вопросы литературы», где спор в основном сосредоточился вокруг авторской концепции и главного героя – Егора Прокудина. Критики и писатели единодушно признавали несомненную талантливость произведения, но многие (Б. Рунин, В. Баранов, К. Ваншенкин) увидели непоследовательность в изображении героя, что якобы привело к нарушению правды жизни и правды характера. Для нас эта дискуссия интересна тем, что в ней сосредоточились разные точки зрения, которые были высказаны еще при жизни В.М.Шукшина и отчасти в той или иной мере сохранились до сегодняшнего дня.

Столь необычное произведение, включающее в себя множество художественно-образных уровней, коллизий и сюжетных сцеплений, дает литературному образованию  неповторимый материал для введения в познавательный кругозор школьников значимых для их литературного сознания понятий, как «традиции и новаторство», «творческая лаборатория», «художественный мир писателя».

К сегодняшнему дню насчитывается  немало исследований –монографий, сборников научных статей, диссертаций, которые посвящены осмыслению прозы писателя, обладающей особой мерой простоты и правдивости и вместе с тем оставляющей впечатление необычайной сложности.

Сложность изучения прозы В.М.Шукшина состоит и в том, что писатель одновременно работал над рассказами и крупными эпическими произведениями – романами «Любавины», «Я пришел дать вам волю», а как кинорежиссер создавал такой жанр, как киноповесть.

Первая монография о В.М.Шукшине вышла в 1977 году6. Воссоздавая творческую биографию писателя, ее автор тщательно собрал и проанализировал обширные факты биографии, воспоминания современников, размышления самого художника и тем самым предложил читателю материал для более точного прочтения и восприятия его произведении. Первой попыткой изучения поэтики рассказов В.М.Шукшина, их жанрового своеобразия стала книга В. Апухтиной «Проза В. Шукшина»7. Кроме того, большое внимание в ней уделяется осмыслению роли социально-исторических обстоятельств в формировании личности писателя, истоков его творчества. Среди работ о В.М.Шукшине выделяется монография земляка писателя В. Горна, где основное внимание автора, главным образом, сосредоточено на выявлении художественной цельности творчества В.М.Шукшина, которая, по мнению исследователя, отражает сложность мировосприятия писателя. Объект пристального интереса В. Горна – внутренняя целостность шукшинской прозы. Он приходит к выводу, что прозу В. Шукшина «необходимо рассматривать как качественно новое, эстетически целостное повествование»8.

Информация о работе Характеры героев и авторские идеи в повести В. Шукшина «Калина красная»