Философская лирика Ф. Тютева. Основные мотивы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

1820-е гг. в русской культуре отмечены повышенным интересом к философии. Этот интерес во многом объясняется обстоятельствами русской истории, но при этом Россия оказалась здесь вполне в русле европейских культурных процессов. Конец XVIII - начало XIX вв.- эпоха расцвета немецкой классической философии, оказавшей огромное влияние на судьбу европейской цивилизации. В 1820-х гг. в России начинает формироваться та поэзия, которая получила название философской.

Содержание

Введение
1. Философская лирика Ф. И. Тютчева
2. Художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева
3. Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева
Заключение
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

к-р по рус. лит-ре - тютчев.docx

— 40.65 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Философская лирика  Ф. И. Тютчева

2. Художественное своеобразие  поэзии Ф. И. Тютчева

3. Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

1820-е гг. в русской культуре  отмечены повышенным интересом  к философии. Этот интерес во многом объясняется обстоятельствами русской истории, но при этом Россия оказалась здесь вполне в русле европейских культурных процессов. Конец XVIII - начало XIX вв.- эпоха расцвета немецкой классической философии, оказавшей огромное влияние на судьбу европейской цивилизации. В 1820-х гг. в России начинает формироваться та поэзия, которая получила название философской. Она характеризуется не просто вниманием к бытийным, общечеловеческим проблемам, но стремлением к художественному воплощению собственных научных философских идей, иногда даже прямо противоположных систем.

Ф. И. Тютчев – создатель  поэзии мысли, поэт-философ, оригинальные воззрения которого на природу, Вселенную, мировую историю, человеческую личность  отношения между людьми проникнуты лиризмом, романтическим одухотворением, страстным драматизмом.

За Ф. Тютчевым в русской  культуре закрепилась репутация  поэта-философа, потом что ему, может быть лучше, чем кому-нибудь другому удалось выразить лирическое переживание философских идей.

Его лирика особенно ясно показывает, что происходит с философскими понятиями и тезисами, когда они попадают в поэтический мир большого художника.

Хорошо известно, что Ф. Тютчев сочувственно относился к  философии Ф. Шеллинга (с ним он общался в Германии). Суть этой философской системы, имевшей много приверженцев в России, в том, то внутренний мир человека  материальный мир природы подобны друг другу, человек родственно связан с мирозданием. Это учение по своей сути было утешительным и поэтичным, утверждая принципиальную познаваемость мира, где в познании приоритет отдавался искусству как форме интуитивного постижения мира.

Философия представляет собой  предельное обобщение умственного  и жизненного опыта, а лирика в тоже время запечатлевает мгновенное эмоциональное переживание, в том числе и философской идеи. Ф. Тютчева всегда занимали определенные бытийные проблемы, но их разрешение могло быть разным в разные моменты его жизни. именно потому, что лирика – это индивидуальное переживание, для поэта оказалось возможным по-своему перенести систему Ф. Шеллинга (в целом оптимистическую) и окрасит ее в трагические тона.

 

 

1. Философская  лирика Ф. И. Тютчева

 

Философия, как известно – это  наука о законах жизни, бытия. Лирика – не наука, не публицистика, это искусство. Она призвана выражать чувства, вызывать у читателя переживания. В этом её прямое назначение. Но лирическое стихотворение может будить мысль, вести к вопросам и рассуждениям, в том числе и философским. Но философия – это также «любовь к мудрости».  Иными словами, предметом изображения в стихотворении становится мысль или размышление лирического героя о вечных вопросах жизни человека. В поэзии философское суждение облекается в форму художественного образа (метафоры, символы). Поэт не просто воспроизводит суждение (мысль), но и изображает переживания, чувства, эмоции, вызванные мыслью о Боге, о жизни и смерти, вечном и бесконечном, человеке и природе, красоте и безобразии. У поэта-философа мысль обычно вплетается в образ переживания. Чувство вызывает размышление, мысль в свою очередь переживается лирическим героем.

Ф.И. Тютчев сделал мысль достоянием поэзии: он «пропустил» её через сердце. Стихи поэта не учёное суждение, а органическое образное изображение субъективного чувственного переживания или впечатления, вызванного напряжёнными и сосредоточенными раздумьями о смысле бытия человека. Таким образом, Ф.И. Тютчев сумел отобразить красоту философской мысли, красоту человеческого мышления в поэтической мысли. Значит, сочетал несочетаемое, сделал «невозможное возможным».

Главный пафос лирики Ф. Тютчева  – в проблемах истоков бытия: что такое Вселенная и Земля?  Каковы тайны рождения и смерти? В чем могущество первородных тихий? Как разгадать глубинный смысл Времени, Пространства, Движения? Какое место занимает Человек в мире и какова его Судьба? Ф. Тютчев как бы возвращается к исконным вопросам, волновавшим людей еще на заре их существования и отраженным в легендах, обрядах, мифах и сказках. Старинные образы Матери-Земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, смерти, Сна, Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию и сделались центральными.

В стихах поэта сформировалась своеобразная эстетика романтизма. Его романтические  принципы лежат не на поверхности  его поэзии (они не в экзотике и экстравагантности образов и настроений, не в экзальтации чувств, идеализации средневековья, мистике и фантастике), а ушли в глубину поэтического сознания, эстетического восприятия действительности.

Романтическая поэзия Ф. Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт своими стихами  передает красоту природы и внутреннего  мира человека, раскрывает то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед, чем он преклоняется, на что направлены его желания и нравственные цели. В его поэзии содержится сложная гамма романтических стремлений, чувств и впечатлений. Та романтика, которую поэт воспринял из жизни и ввел в свои стихи, заключена в непознанно - сокровенном, в таинственно - волшебных думах, грезах и снах человека, в «тайнах» жизни природы и человеческой души. Категория «жизни» была для поэта романтической, и в его стихах «жизнь» имеет определение «дивная» и «чудная»: «Чудной жизнью ты полна!» (о морской волне), «чудной жизнью он блестит» (о снеге). Поэт хочет разгадать «жизнь бессмертного ключа», «жизнь» музыкального звука, «жизнь невозвратимо пережитую» старых писем, он восхищен «дивным миром», развернувшимся перед странником. Романтика – в открытии неведомого, в противоположности обычному, в контрастах света и тьмы, в многозначности явлений, в преображениях живого существа и природы, в столкновениях и борьбе природных стихий и человеческих чувств.

Романтический герой стихов Ф. Тютчева  – един (это сам поэт), и в  то же время многолик. Многоликость его «я» не несет в себе объективной, реалистической типизации. Его лирическое «я» выражает различные стороны, движения внутренней жизни поэта. Лирический герой его стихов – это или философ – поэтический созерцатель природы, или влюбленный, мечтательный юноша, или пророк-предсказатель русских и европейских судеб, или трагическая личность с истерзанным сердцем, или странник на жизненных дорогах.

Поэт-философ хочет познать «универсум»  разгадать загадку природы-сфинкса. Отсюда космическая обобщенность его  образов и картин, чуть ли не бесконечно расширяющийся радиус действия авторских  метафор. В тютчевской поэтической космогонии, создававшейся на основе романтического идеализма, выражен диалектический взгляд на мировое бытие как на столкновение и сочетание двух противоположных начал света и тьмы, гармонии и дисгармонии, реальности и сновидений, космоса и хаоса.

Ф. Тютчев – могучий лирик, его  стихотворения создавались не как  рационалистические философские конструкции, а как вдохновенные импровизации. Поэтому искать у поэта постоянного соответствия определенных временных и пространственных понятий и понятий философских или политических невозможно. В его стихах заключено бесконечное количество переходов, вплоть до инверсий, при которых одно и то же слово в зависимости от контекста может приобретать не только разные, но и противоположные значения.

Ф. Тютчев был экзистенциалистом  до экзистенциализма. Единственной подлинной реальностью для него была бездна вне времени и пространства, а мироощущение его точнее выражает слово М. Хайдеггера «бытие-для-смерти». Человека настигает неотразимый рок, и для него наступает «бытие-в-пропасти». Понимание времени, пространства, причинности и других категорий как покрова, наброшенного над бездной приближает Ф. Тютчева как к И. Канту, так и к М. Хайдеггеру.

 

2. Художественное своеобразие  поэзии Ф. И. Тютчева

 

Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа героя в поэзии Ф. Тютчева. Философская мысль играет такую же роль, как пейзаж ил жизненный факт. Это материал творчества. Центром поэтического мира, созданным поэтом, является «образ мыслителя». Философские идеи, «духовные жесты» мыслителя помогают создавать впечатление о мировосприятии и мирочувствовании лирического героя. Идеи в тютчевских стихах играют такую же роль, как поступки, действия в других художественных мирах. Хотя и эти формы воплощения лирического героя в той ил иной степени присутствуют.

Лирический герой Ф. Тютчева  погружен в размышления и живет  ими. Мысль может прийти как озарение или явиться плодом долгих раздумий и поразить воображение. Здесь уместно  выражение Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно существую». Этим также объясняется появление основной жанровой  формы тютчевской лирики – фрагмента (отрывка). Поэт разрушает жанровые стереотипы, отказывается следовать какому-либо жанровому канону. Его стихи напоминают реплику в диалоге, произнесенную по поводу сказанного или напротив, неожиданно для слушающих. Она может быть результатом-озарением напряженных душевных переживаний и скрытой от других умственной деятельности.

Ориентация на фрагментарность  обуславливает и особую поэтику  тютчевского стиха: неожиданное начало, открытый финал, двучастная композиция, динамичность лирического сюжета, символизация основной идеи-мысли, обыденность разговорной лексики.

С другой стороны, фрагмент как бы изначально предполагает наличие художественного  целого (незавершенность тянется  к незавершенности). Он воспринимается как часть целостности. Тютчевский парадокс и заключается в том, что при очевидной отрывочности отдельных стихотворений между  ними возникают тончайшие связи  и ассоциации, создающие единство его поэтического мира. И это единство основывается на сквозных, вариативно развивающихся мотивах.

 

3. Основные мотивы  поэзии Ф. И. Тютчева

 

Поэзию Тютчева хотя и  разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира - философский. 

У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство  рассуждающее, мыслящее - а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом это сама плоть мысли. (И.С.Аксаков).

Один из основных мотивов поэзии Тютчева - мотив хрупкости, призрачности бытия. Призрачно минувшее, все, что было и чего уже нет. «Призрак» - обычный образ прошедшего у Тютчева: «Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим», «О бедный призрак, немощный и смутный, Забытого, загадочного счастья», «призраки минувших лучших дней». От «живой жизни» остаются только воспоминания, но и они неизбежно выветриваются и исчезают: душа осуждена «следить, как вымирают в ней все лучшие воспоминанья». «Бесследно всё».

Но и настоящее, раз оно непрестанно, неумолимо и полностью исчезает, тоже лишь призрак. Символ призрачности жизни - радуга. Она прекрасна, но это лишь «виденье»:

Смотри - оно уж побледнело,

Еще минута, две - и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

(«Как неожиданно и ярко...»)

Резко выражено это ощущение в таких  стихотворениях, как «День и ночь», где весь внешний мир осознан  как призрачный «покров, накинутый  над бездной»:

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла, и с мира рокового

Ткань благодатную покрова 

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

Этот образ повторяется даже в деталях. День отодвигается, как  пелена, уходит, «как виденье», «как призрак», - и человек остается в подлинной реальности, в безграничном одиночестве: «На самого себя покинут он», «В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни предела». Обнажается стихия «ночной души», стихия первозданного хаоса, и человек оказывается «Лицом к лицу пред пропастию темной», «И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое».

Для понимания поэзии Тютчева существенно, что за подобными стихами стоит чувство одиночества, оторванности от мира, в котором живет поэт, глубокое неверие в силы этого мира, сознание неизбежности его гибели.

Мотив одиночества звучит и в  стихах Тютчева о бездомном, чуждом миру страннике (стихотворения «Странник», «Пошли, Господь, свою отраду...»), о жизни прошлым и отказе от настоящего (в особенности «Душа моя, элизиум теней...»), о поколении, вытесненном из жизни и «занесенном забвеньем» (это не старческие сетования; ср. стихотворение 20-х годов «Бессонница», стихотворение 30-х годов «Как птичка, раннею зарей...»), об отвращении к шуму, к толпе, о жажде уединения, тишины, мрака, безмолвия.

За «философскими» мыслями Тютчева  стоит чувство глубокого одиночества, и стремление вырваться из него, найти путь к окружающему миру, поверить в его ценность и прочность, и отчаяние от сознания тщетности попыток преодолеть свою отторгнутость, свою замкнутость в собственном я.

Чувству призрачности мира и своей  отъединенности от мира противостоит в поэзии Тютчева горячее «пристрастье» к земле с ее наслаждениями, грехами, злом и страданием и, прежде всего, страстная любовь к природе:

Нет, моего к тебе пристрастья 

Я скрыть не в силах, мать-Земля!

Духов бесплотных сладострастья,

Твой верный сын, не жажду я.

Что пред тобой утеха рая,

Пора любви, пора весны,

Цветущее блаженство мая,

Румяный свет, златые сны?..

Темы природы

Исходную точку мировоззрения  Тютчева, кажется нам, можно найти  в его знаменательных стихах, написанных «По дороге во Вщиж»

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной  бездной.

Подлинное бытие имеет лишь природа  в ее целом. Человек - лишь «греза природы». Его жизнь, его деятельность - лишь «подвиг бесполезный». Вот философия  Тютчева, его сокровенное миросозерцание. Этим широким пантеизмом объясняется едва ли не вся его поэзия.

Вполне понятно, что такое миросозерцание, прежде всего, приводит к благоговейному преклонению перед жизнью природы:

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык!

 

-  говорит Тютчев о природе. Эту душу природы, этот язык и эту ее свободу Тютчев стремится уловить, понять и объяснить во всех ее проявлениях. С поразительным проникновением в тайны стихийной жизни изображает Тютчев и «Первую встречу весны», и «Весенние воды», и «Летний вечер», и «Кротость осенних вечеров» и «Чародейкою зимою околдованный лес», и «Утро в горах», и «Полдень мглистый», и «Ночные голоса», и «Светозарный месяц», и «Первую грозу», и «Грохот летних бурь», и «Радугу», и «Дождь», и «Зарницы»... Все в природе для Тютчева живо, все говорит с ним «понятным сердцу языком», и он жалеет тех, при ком леса молчат, пред кем ночь нема, с кем в дружеской беседе не совещается гроза.

Информация о работе Философская лирика Ф. Тютева. Основные мотивы