Юридическая культура в общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

На юридическую культуру оказывает влияние множество факторов, обусловливающих динамику юридической культуры. Под ними следует понимать все те обстоятельства, которые вызывают в юридической культуре определенные изменения. К числу факторов, влияющих на юридическую культуру, можно отнести: а) экономические; б) политические (внутренние и внешние); в) социальные; г) этнические; д) технические и иные.

Содержание

Введение 3
1.Общетеоретические основы понятия юридическая культура 4
1.1 Понятие юридическая культура в правоведческой литературе 4
1.2 Юридическая культура в современном правовом пространстве 19
2. Механизмы функционирования юридической культуры в современном обществе 31
2.1 Юридическая культура в современном обществе 31
2.2 Юридическая культура как основа общественной жизни 43
Заключение 57
Список использованной литературы 58

Прикрепленные файлы: 1 файл

Юридическая культура в общественной жизни.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

--------------------------------

<20> Цит. по: Полищук  В.И. Культурология. М., 1998. С. 16.

 

Представляется, что предложенное нами понимание юридической культуры имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Оно позволяет нам четко понимать и использовать пути формирования юридической культуры в обществе, планировать эту деятельность. Коль юридическая культура есть юридическая развитость, правовое совершенство субъектов права, то развивается она в правоорганизованном обществе через их общую социализацию вообще и особенно через юридическую ее часть. На юридическую же часть юридической социализации мы можем воздействовать двояко: а) опосредованно, воздействуя на ее стихийный процесс; б) и особенно действенно через организованно целенаправленную часть юридической социализации - правовое воспитание субъектов права, их конкретных видов <21>.

--------------------------------

<21> См. подробно: Бондарев  А.С. Правовое воспитание как  целенаправленная, целостная и централизованная  система // Вестник Пермского государственного  университета. Юридические науки.  Вып. 3. Пермь, 2003.

 

Такое понимание юридической культуры было изложено нами в докладе "Понятие и значение социалистической юридической культуры" на Пермской областной научной конференции еще в 1980 г. <22>. Его более углубленное и развернутое обоснование дано нами несколько позже в статьях "Понятие юридической культуры" и "Структура юридической культуры" <23>. Наше понимание юридической культуры не поколебали, а, наоборот, укрепили периодически возникающие и по сей день дискуссии по выяснению содержания данного понятия. В настоящее время мы, оставаясь на прежде выработанной позиции, изложенной выше, можем лишь дополнить наши размышления о понятии юридической культуры. Юридическая культура есть только "живое" человеческое явление. Она живет только в правовом сознании и правомерном поведении всех субъектов права, действующих именно в данное время и в данном правовом пространстве. Живет именно до тех пор, пока действуют правомерно субъекты права - носители юридической культуры данного исторического типа. С уходом с исторической арены того или иного общества, действующего на основе определенного типа права, закономерно уходит его юридическая культура данного типа именно вследствие того, что исчезают субъекты данного типа права как их создатели и носители, обладавшие определенным уровнем юридических знаний, юридических умений, навыков, сформировавших в полной мере свою юридическую убежденность, а следовательно, совершавшие правомерные действия. Юридическая культура имеет как бы две стороны, неразрывно связанные между собой, обуславливающие друг друга: внешнюю - видимую и внутреннюю - невидимую. Видимая (внешняя) сторона юридической культуры предстает перед нами в форме правомерного поведения, а невидимая (внутренняя) находится в правосознании субъектов права в виде их юридических знаний и юридической убежденности, мотивирующих и направляющих их правомерную деятельность. Невидимая, находящаяся в правосознании субъектов права, часть юридической культуры непосредственно не оказывает влияния на окружающих именно вследствие невидимости окружающими наличия юридических знаний, юридической убежденности субъектов права. И только через свою внешнюю, видимую окружающим сторону юридическая культура субъектов через их правомерное поведение обнаруживает себя, делается доступной для непосредственного восприятия окружающих, их оценки и соответствующего реагирования. Так, посредством "оживленных" своей юридической культурой юридических норм все субъекты права становятся в той или иной мере участниками юридической социализации в действующем обществе.

--------------------------------

<22> См.: Областная  научная конференция: Сб-к статей. Секция юридических наук. Пермь, 1980.

<23> Актуальные  проблемы теории и истории  государства и права. Деп. В  ИНИОН АН СССР 29.04.83, N 12847 и 31.05.84; 16977.

 

Во-вторых, юридическая  культура субъектов права может быть также материализована (опредмечена) и выражена в тех или иных предметах юридической культуры. Так, к примеру, юридическая культура законодателя материализуется в таких предметах его культуры, как опубликованные им юридические законы либо юридические прецедентные судебные решения и т.д.; юридическая культура ученого-юриста может быть опредмечена, выражена в форме научной статьи, монографии на юридическую тему не нигилистического характера, в виде проекта нормативного юридического акта и т.п.; юридическая культура рядовых граждан может быть материализована, опредмечена в письменных правомерных договорах (на папирусе, бересте, как в древности, а теперь - на бумаге, дискетах, дисках и т.д.), в письмах депутатам законодательных собраний с предложениями принятия такого-то нового юридического нормативного акта либо изменения и дополнения уже существующих и т.п. Произведенные на свет субъектом права предметы юридической культуры начинают сейчас же "жить" своей самостоятельной жизнью наряду с его "живой" юридической культурой, оказывая самостоятельное воздействие на юридическую жизнь общества, причем, возможно, даже не то, на которое рассчитывал их создатель. А в ряде случаев предметы юридической культуры являются передаточным первостепенным средством воздействия юридической культуры одних субъектов права на юридическую культуру других. Таким образом, прежде всего через свои предметы (юридические нормативные акты, акты правоприменения и т.д.) юридическая культура общества оказывает воздействие на субъектов индивидуальных и групповых юридических культур.

Важно заметить, что предметы юридической культуры в отличие от юридической культуры могут действовать, оказывать влияние  в той или иной мере не только при жизни, но и после "смерти" их создателей и носителей - индивидуальных и коллективных субъектов права. Причем это влияние на судьбы юридической культуры последующих поколений и типов юридических культур не только одной, но и многих стран, а возможно, и всего человечества может быть весьма существенным, как, к примеру, предметов римской юридической культуры.

Так, серьезный  исследователь эпохи формирования права Западной Европы Г.Дж. Берман подробно прослеживает огромное влияние  предметов римской юридической  культуры на этот процесс, в частности, два направления влияния: через каноническое право и через университеты <24>. Исследуя корни канонического права, Г. Берман приходит к выводу, что церковные законы как на Западе, так и на Востоке испытали сильное влияние римского права. Были заимствованы различные понятия и нормы классического и послеклассического римского права, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров. Продукты римской юридической культуры (законы, кодексы, отдельные нормы римского права, целые юридические институты, письменные заключения по тем или иным конкретным юридическим вопросам крупных римских ученых и т.д.) оказали огромное влияние на юридическую культуру Европы не только через систему канонического права, но и через обработку и распространение его через европейские университеты.

--------------------------------

<24> Берман  Г.Дж. Западная традиция права:  эпоха формирования. М., 1994.

 

Как пишет Г. Берман, к  концу XI в. вновь открытые и переписанные тексты римского права начали изучать  в разных городах Италии и других стран. Студенты объединялись и нанимали на год учителя, чтобы он объяснял им эти тексты. Одним из первых, ставший в XII - XIII вв. наиболее крупным и образцовым, был университет в г. Болонье, в котором "одновременно изучали право до десяти тысяч студентов". По мнению ученого, важно, что в Болонье с самого начала преподавался "текст римского права, составленный юристами Юстиниана в VI в. Возможно даже, что сама школа была основана в основном для изучения этого текста". Сохранившийся основной "продукт" давно "умершей" развитой римской юридической культуры состоял из четырех частей: Кодекса, в который входили ордонансы и решения римских императоров до Юстиниана; Новелл, содержащих законы самого Юстиниана; Институций, краткого учебника для начинающих студентов-юристов; Дигест в пятидесяти книгах, в которых было собрано множество отрывков из сочинений римских юристов по весьма широкому кругу юридических вопросов. В переводе на современный английский язык Кодекс занимает 1034 страницы, Новеллы - 562 страницы, Институции - 173 страницы, а Дигесты - 2734.

Для нас очень интересен  процесс распредмечивания весьма древнего "продукта римской юридической  культуры" в школах права XII столетия. Его описывают следующим образом. Первостепенное значение в них отдавалось изучению Дигест, притом чтению их текста вслух. Лекция преподавателя состояла в том, что он читал вслух текст Дигест, а студенты следили за ним по своим взятым обычно в аренду рукописям и делали необходимые поправки. Если купить тексты студент был не в состоянии, то ему приходилось заучивать его наизусть. После чтения текста учитель растолковывал (как говорилось, глоссировал) его слово за словом, строчка за строчкой. Студенты записывали диктуемое между строчками своих копий - текстов.

Наши историки права также  отмечают ту важную роль, которую сыграли университеты в "открытии" римского права для Западной Европы. Именно они во многом способствовали новому (второму) рождению римского права в XI - XII вв. Через глоссы, усовершенствовавшие и форму, и в некотором роде содержание римского права, оно стало годным к правовому регулированию бурно зарождающихся буржуазных экономических отношений, особенно торговых. Наши историки права отмечают: "Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших или ставших к тому времени малопонятных текстов и терминов, по внутреннему упорядочиванию юридических памятников (прежде всего Дигест)". И далее: "Зарождающиеся буржуазные отношения не могли пробиться сквозь гущу юридических обычаев и чисто феодального права, рассчитанного на замкнутое общество, римское же право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром возрождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и представляли собой в то время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы" <25>.

--------------------------------

<25> История  государства и права зарубежных  стран / Под ред. О.А. Жидкова,  Н.А. Крашенинниковой. М., 1988. С. 196 - 197.

 

Из сказанного следует, что юридические культуры индивидов, социальных групп и общества в целом находятся в связи и взаимодействии друг с другом как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственно это происходит через внешне видимую, наблюдаемую именно в данный момент деятельность этих субъектов права в правовом пространстве, их правомерное правовое поведение. Непосредственно созерцая правовое поведение действующих вокруг субъектов права, каждый субъект права часто так или иначе подвергает его анализу и собственной оценке. Оценка эта может быть как положительной, так и отрицательной. Если положительную оценку данного субъекта права получило наблюдаемое им правомерное поведение, то это способствует развитию и совершенствованию его собственной юридической культуры, а если неправомерное, то происходит пополнение его антиправовой культуры. Опосредованно юридическая культура субъектов права как при их жизни, так и после воздействует на окружающих через свои продукты - качественные юридические нормативные акты, правоприменительные акты, научные произведения тех или иных ученых-правоведов, юридические договоры и многие другие продукты юридической культуры субъектов права.

Из соотношения юридической  культуры субъектов права и ее продуктов в правоорганизованном  обществе можно сделать следующие  два вывода: 1) качество продуктов  юридической культуры - качество объективного права (его норм), качество правоприменительных актов, качество интерпретационных актов и т.д. - прямо пропорционально качеству юридической культуры субъектов правотворчества, правоприменителей, толкователей права и т.д.; 2) с другой стороны, качество функционирующих в стране продуктов юридической культуры во многом определяют эффективность юридической социализации ее населения, формирование его юридической культуры.

Стоит особо сделать вывод  и о том, что юридическая культура субъектов права в высокоразвитом своем состоянии делает открытыми горизонты их юридической свободы в правовом пространстве общества и обеспечивает юридическую ответственность их за свободу других.

1.2 Юридическая  культура в современном правовом  пространстве

 

В Послании Федеральному Собранию Президента В.В. Путина и в его выступлении на VIII съезде судей Российской Федерации был очерчен широкий круг мер для благополучного развития страны, в том числе акцентировано внимание на некоторые аспекты современного состояния развития культуры, имеющее самое непосредственное отношение и к юридической культуре. В Послании с болью сказано о том, что "сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились" <1>.

--------------------------------

<1> Российская  газета. 2012. 13 дек.

 

Перед делегатами съезда судей Президент подчеркнул, что в судах вершатся судьбы миллионов  лиц, поэтому важно "не совершать  судебных ошибок, бороться с чванством и коррупцией, учитывать тончайшие нюансы рассматриваемых дел, за сухой юридической нормой всегда видеть конкретного человека" <2>.

--------------------------------

<2> http://www.rg.ru/2012/12/19/sudiya.html

 

И в Послании, и на съезде судей фактически сказано об одном и том же: быть милосердным, внимательным к чужим интересам, к конкретной личности. Только во втором случае сказанное относится к деятельности по отправлению правосудия, где стороной, наделенной государственно-властными полномочиями, оттого и более ответственной в своих решениях и действиях, должен быть суд как орган, олицетворяющий собой справедливость.

Важность этого тезиса актуализируется и в свете принятого на съезде нового Кодекса судебной этики. Кроме того, накануне съезда судей Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял важное Постановление "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов", где следование открытости и гласности судопроизводства, среди прочих ожидаемых благих последствий, признается "гарантией справедливого судебного разбирательства", они "обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти" и поддерживают доверие общества к суду <3>.

--------------------------------

<3> Российская газета. 2012. 19 дек.

 

Каково же современное  состояние юридической культуры, почему, как справедливо констатирует об этом В.Д. Зорькин, "глубочайший разрыв между юридическим идеалом и нашей действительностью" не уменьшается, а увеличивается <4>? Можно ли сократить этот разрыв и что для этого нужно предпринять? Постараемся ответить на эти вопросы, учитывая при этом некоторые региональные особенности этого процесса применительно к Дагестану.

--------------------------------

<4> См.: Зорькин В. В  хаосе нет морали // Российская  газета. 2012. 11 дек.; Во многом прав  профессор Г.В. Синцов, с сожалением отмечающий, что "сегодня категории морали и нравственности "ушли в прошлое"...". (См. его: К вопросу об этическом воспитании юристов в современной России // Рос. юстиция. 2012. N 11. С. 37.)

 

Полагаю, многим очевиден тот  факт, что юридическая культура, которую в самом общем плане можно определить как некое представление (реже - убеждение) и отношение лица к праву, его институтам и нормам, к роли и значению права, к опыту реализации его норм, как в личной, так и в общественной жизни, формируется не только и не столько проведением всевозможных теоретических дискуссий и методических семинаров. Значительно более разносторонне и емче право проявляет себя, одновременно формируя и прививая юридическую культуру и культуру правоотношений не только между субъектами права, но отчасти и окружающим лицам, в повседневной жизни, прежде всего в трудовой (учебной, военной и т.п.) деятельности. Конкретные виды и формы деятельности индивида, урегулированные правовыми нормами, многочисленные и разноплановые по своему содержанию правоотношения, включающие положительный или отрицательный нравственно-психологический заряд воздействия, - все это, в конечном счете, и составляет современную юридическую реальность <5>, которая в данном случае будет рассмотрена в качестве одного из определяющих факторов воздействия на формирование юридической культуры. Правда, не стоит забывать, что, в свою очередь, влияние юридической культуры на юридическую реальность также весьма существенно и не может ни в коей мере умаляться.

Информация о работе Юридическая культура в общественной жизни