История людей и история природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:55, реферат

Краткое описание

С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человечества). В ХХ столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце XIX века появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в XX веке научно-технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу.

Содержание

Введение
1.1 Проблема отношения человека и природы
1.2 Концепции взаимоотношения общества и природы
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

экология.docx

— 59.47 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Заключение.

 
          Мирное сотрудничество между народами и государствами, общность многих проблем, единство и неделимость нашей маленькой планеты Земля предопределяют необходимость все более тесного международного экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Такие глобальные проблемы, как сохранение мира, спасение гибнущей природы, обеспечение населения продовольствием, изучение и освоение ресурсов мирового океана и космоса, ликвидация опасных болезней, наркомании, преступности, особо обострились во второй половине XX века, а в начале третьего тысячелетия приобрели еще более актуальный характер. Решение этих проблем требует совместных усилий всех государств и все более полного взаимопонимания между ними.

Что же является основным в  международном сотрудничестве в  области охраны окружающей среды?

Во-первых, конкретные действия по предотвращению загрязнений пограничных  рек, озер и общих морей (например, Балтийского моря); во-вторых, широкий  обмен опытом и унификация методов  измерений загрязнения природной  среды и нормативов, определяющих ее качество; в-третьих, обмен опытом в разработке экологически чистых технологических  процессов и методов очистки  промышленных выбросов; в-четвертых, совместные действия по охране и разведению редких животных; и, наконец, множество совместно проводящихся научных исследований, относящихся ко всем этим вопросам.

Поэтому не разработка сложных  социально-экономических построений, не создание новых наднациональных  органов, не ограничение суверенитета, не переделка ООН и ее организаций, а борьба за мир, за прекращение гонки  вооружений и разоружение, за придание процессу разрядки международной напряженности  необратимого характера является первой и главной задачей, в решение  которой должны включиться все те, кого справедливо беспокоит ближайшее  будущее человечества.  

Список литературы

 
1.   А.Г. Банников, А.К. Рустамов, А.А. Вакулин «Охрана природы», Москва, 1985 г.  
2. А.И. Воронцов, Е.А. Щетинский, И.Д. Никодимов «Охрана природы: учебник для техникумов», Москва, 1989 г.  
3. А.В. Михеев, В.М. Галушин, Н.А. Гладков, «Бережем природу»

 

 

 

 

 

  1. Понятие техносферы и пути ее формирования

 

Введение

3.1 Техносфера в человеческом измерении

3.2 Техносфера и положение человечества в природе

Заключение

Список литературы  

Введение

 

Развитие науки, породившее колоссальные блага, связанные с  научно–техническим прогрессом и разбудившее огромные разрушительные силы, угрожающие существованию самой человеческой цивилизации, неоднозначно оценивается в современной культуре и философии. Сегодня мы наблюдаем, как так называемая сельско-земледельческая цивилизация уходит, а промышленно-городская или индустриальная приходит. Коренные качественные изменения продолжаются и в самом индустриальном обществе: оно теряет со временем свой деятельно-индустриальный характер и продвигается в направлении расширения сферы обслуживания населения – третичной сферы человеческой деятельности (после земледельческой и промышленной). Практика показывает, что существенное уменьшение работающих в производительной сфере не ведет к уменьшению числа промышленных предприятий. Техника и техносфера растут и усложняются, опасно воздействуя на мир живой природы.

Техника превращает потребности человека из чисто человеческих в потребности человеко-машины. Многие виды культуры и культурной деятельности создает не техника сама по себе, а технико-урбанистическая концентрация людей. Без крупных городов не было бы бурного развития науки и техники, невозможна была бы концентрация многих видов культурной жизни, рождающей свои новые формы. Мощная авиатехника, метрополитен, высотные здания, скоростные поезда, автомагистрали, учебные заведения, научно-исследовательские институты, культурные учреждения (театры, музеи) и многое другое – все это порождение урбанистического типа деятельности и образа жизни.

 

3.1 Техносфера в человеческом измерении

 

Вырвавшись из плена природы, человек становится пленником мира второй природы, созданного им же самим. И этот новый искусственный мир – техносфера – с помощью человека будет и далее развиваться.

Происходит процесс перехода от биосферы к ноосфере (сфера разума) с помощью техносферы. Сложность исторической ситуации для современного человека состоит в том, что он вовлечен во все типы связей с природой, стоящие за этими именованиями. Поэтому нельзя избежать хотя бы самой общей их характеристики: биосфера, техносфера и ноосфера относятся в настоящее время к условиям существования человека.

С одной стороны человек  является частью сложнейшей системы  – биосферы, которая формировалась  многие миллионы лет и существует в настоящее время. Конечно, история развития человека и его материальной культуры изменила его положение; связь с природой становится все более опосредованной, но она остается. Более того, человек продолжает быть неразрывно связанным с природой, а человечество может существовать лишь в пределах ее сохранения. Это позволяет сделать ряд поправок мировоззренческого характера.

Во-первых, обособление человека от природы, также как и рассмотрение социальной формы развития как над природной, является слишком сильным допущением, если не сказать ошибочным, и может иметь место, как писал В.И.Вернадский, лишь в сознании.

Во-вторых, геологическая  оболочка нашей планеты – биосфера – изменяется медленно, в особом временном режиме. Человечество может  знать эти изменения и может  не знать их, но оно не может не испытывать на себе их воздействия.

И в-третьих, связь с биосферой  при всей ее изменчивости остается запредельной и может быть отнесена к важнейшим факторам социального  развития на всех его этапах. Следует  отметить, что создается реальная опасность, не поняв и не пережив  до конца смысл понятия биосферы для человека и общества, выйти  в своих мировоззренческих ориентациях  за ее пределы, увлекаясь новыми понятиями  и вновь открывшимися горизонтами. Забегая вперед, можно было бы напомнить, что Вернадский, с чьим именем связано  учение о ноосфере в нашей стране, определял ее как “особое состояние биосферы”.

Вместе с тем XX век, определяя  современное положение человечества в природе, ввел в употребление новое  понятие техносферы, в пределах которой человек получает свое специфическое развитие. Оно отражено в особом образе человека и в понятиях Homo Sapiens и Homo fabes и означает возникновение принципиально новых связей и нового положения человека в природе. Создание материальной культуры, утилизация многих форм природной энергии, которую удалось человеку поставить на службу своим интересам, создание искусственной среды обитания и техническое усиление своих природных способностей - все это убедительно доказывает наступление нового этапа в отношениях между человеком и природой. В этот период, длящийся до сих пор, человек освоил всю территорию земли, научился пользоваться не только наличным природным материалом, но и теми ресурсами, которые могли служить ему в этом качестве после глубокого преобразования. Это потребовало от человечества напряжения всех его сил и не только обеспечивало его выживание и практический успех, но и создавало особую воспроизводящуюся систему воспитания востребованных в человеке способностей. Его внимание было приковано к устойчивым повторяющимся связям между явлениями природы, которые в силу этой устойчивости были воспроизводимыми, а значит, могли быть практически использованы. Природа при этом отчуждалась в объект познания, в сырье, ресурсы и строительный материал, а в человеке развивались те качества, которые были для этого необходимы. Долгое время все изъятия из природы, производимые человеком, не разрушали ее целостности и способности к восстановлению. Все это время господствовало мировоззрение антропоцентристского толка, ему соответствовала парадигма аналитико-прагматического познания и освоения мира. В познании победила модель субъективно-объективного противопоставления, отразившего особую форму разрыва между человеком и природой, и долгое время она была безусловной и единственной формой объяснения мира. Вся психика приравнивалась к сознанию, а оно в свою очередь к знанию, к накоплению объективных сведений об окружающем мире.

Потребовались особые усилия выдающихся ученых для того, чтобы  расширить понятие человеческой психики, включив туда и бессознательное. Да и сам человек в целом  толковался как носитель сознания, делавшего его субъектом познания, и как производитель, осуществляющий преобразование природы в своих  интересах. Сознание в свою очередь  объяснялось обеспечивающими его  физиологическими процессами и предметностью  окружающего мира. Тем самым круг объяснения человека замыкался. Если добавить к этому, что прогресс в познании осуществлялся за счет непрерывной  и все углубляющейся специализации  и разделения труда, становится понятным, почему при этом происходит утрата представлений о целостной природе  и понимания ее значения в жизни  человека.

 

3.2 Техносфера и положение человечества в природе

 

Техносфера – это период и особый тип связи с природой, которая познается и объясняется на глубину целенаправленного практического усилия человека. Понятие “разумный” сближается по смыслу с понятием извлекающий пользу. Практика, практический успех становится критерием истины. Не забудем и о том, что она была и основой познания. Не следует преувеличивать значение марксистской теории – она была не столько причиной подобных представлений, сколько симптомом.

Аналитико-прагматическая парадигма  исследования породила в сознании человека весьма своеобразное представление  не только о мире, но и о себе самом. Человек был объявлен венцом творения, а его деятельность высшей формой развития. Общество было вынесено за пределы  биосферы и толковалось как над природное. Право человека господствовать над всеми остальными формами жизни было общепризнанным и сохраняется до сих пор: даже в самых радикальных экологических программах вопрос о спасении природы ставится во имя человека и для его блага. Техносфера все больше напоминает человеческую империю, которая осуществляется жестким и неумным деспотом, обладающим хищным аппетитом. Конечным результатом этого оказалось разъятое мира в сознании человека, безудержная эксплуатация и уничтожение мира, резкое ухудшение природы самого человека, нормальное состояние которого стало требовать особых усилий. Это отразилось и на внутренних ориентациях личности. Реализовать свои возможности, состояться как личность, занять высокое положение в обществе – все это в рамках личного устройства, при котором человек остается высокой целью себя самого. Подобные ориентации, существующие и в настоящее время, – необходимый и закономерный элемент человеческой империи на земле. Существование подобных самоопределений вряд ли могут быть оспорены, важно другое – они устойчиво соединяются с понятиями экологического кризиса, с ощущением надвигающейся катастрофы.

Происходящие при этом изменения в сознании заслуживают  пристального внимания. Взять хотя бы горделивое самосознание ученых и  философов, которые перестали испытывать нужду в гипотезе Бога. За этим многое: способность удовлетвориться практическим успехом, разъятое мира на отдельные  области, преобладание частных задач, неблагодарное пользование природой, ценность которой зачастую просто игнорируется, беспрецедентное завышение роли человека с его безудержно растущими  потребностями и происходящий при  этом возгон степени удовлетворения материальных потребностей в идеал  общественного состояния и критерий социального развития. Все это  рождает особый образ человека и  специфические представления о  его ценности. Она начинает измеряться качеством выполнения производственной функции, способностью повысить производительность труда и мгновенно добиться практического  успеха.

В познании разрабатываются  методики, позволяющие купировать субъективные переживания и создавать объективную  картину мира. Возникающий при  этом тоталитаризм функций позволяет  рассматривать индивидуальное своеобразие  и отклонение от стандарта как  патологию или правовое нарушение. Нельзя, конечно, сказать, что эта  программа была общей и имела  стопроцентный успех, но она формировала  людей и деформировала их. Право  на индивидуальность имели немногие и оно должно было быть достаточно обоснованным (неординарные способности или особое экономическое положение). Очень сложно понять, как из достоинств современного человека возникает реальная возможность гибели мира, но эта связь есть. Убежденный в своем могуществе человек, окруживший себя бетоном и кирпичной кладкой, занимает позицию космической непочтительности. Его, казалось бы, естественные стремления быть замеченным и занять, как можно более высокое положение становятся разрушительными. Его сознание утрачивает ощущение большого времени и отдаленных следствий своих действий и замещается короткометражными ситуациями, рожденными непосредственными нуждами.

Современность пока еще полностью  подпадает под определение техносферы, но ее кризис становится все более очевидным. Поставлен вопрос о пределах роста, возникли институты охраны природы (правда, они до сих пор демонстрируют свое бессилие в схватке с инерцией прагматических ориентаций техносферы и стремлением к комфорту). И, наконец, поставлен вопрос о необходимости перехода к иному типу связей с природой, который получил название ноосферы – эпохи разума, который должен поставить под контроль происходящие в природе и обществе процессы.

Информация о работе История людей и история природы