Кибертерроризм как форма терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация информационных процессов, а также современной экономики, насыщенность ее новыми информационно-телекоммуникационными технологиями, информатизация таких жизненно важных сфер деятельности общества, как связь, энергетика, транспорт, системы хранения газа и нефти, финансовая и банковская системы, водоснабжение, оборона и национальная безопасность, открыла не только доселе новые, невиданные, впечатляющие возможности для прогрессивного развития человечества, но и вызвала одновременно ряд качественно новых глобальных угроз.

Содержание

Введение 3
Что такое кибертерроризм 4
Проявление кибертерроризма и его отличия от терроризма 7
Кто и почему совершает акты кибертеррора 12
. Направления актов кибертерроризма 16

3.2. Воздействие кибертерроризма на международную информационную

безопасность 18
Меры профилактики и борьбы с кибертерроризмом 20

Заключение 29

Список использованной литературы 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Кибертерроризм.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

  • Направления актов кибертерроризма
  •      Нет общего мнения по поводу определения объекта актов терроризма. Причем мнение колеблется от межгосударственной направленности, когда объектом становятся не только отдельные международные организации, но и целые государства, народы, до узкогрупповой, даже личностной, когда объектом становится конкретное лицо (политический или государственный деятель) либо случайное лицо. Действия кибертеррористов могут быть направлены как на гражданские, так и на военные объекты.

         По  мнению американских экспертов, наиболее уязвимыми точками инфраструктуры являются энергетика, телекоммуникации, авиационные диспетчерские, финансовые электронные и правительственные информационные системы, а также автоматизированные системы управления войсками и оружием. Так, в атомной энергетике изменение информации или блокирование информационных центров может повлечь за собой ядерную катастрофу или прекращение подачи электроэнергии в города и на военные объекты.

         Искажение информации или блокирование работы информационных систем в финансовой сфере может иметь следствием экономический кризис, а выход из строя, скажем, электронно-вычислительных систем управления войсками и оружием — непредсказуемые необратимые последствия. Так, цели, на которые направлены атаки кибертеррористов, соответствуют национальной информационной инфраструктуре. Это:

    1. оборудование, включая компьютеры, периферийное, коммуникационное, теле, видео и аудиооборудование;
    2. программное обеспечение;
    3. сетевые стандарты и коды передачи данных;

      4) информация как таковая, которая может быть представлена в виде баз данных, аудио-, видеозаписей, архивов и др.;

      5) люди, задействованные в информационной сфере.

         Следует выделить первые три цели, так как  они взаимосвязаны и едва ли могут рассматриваться отдельно. Физические компоненты инфраструктуры представляют собой комплекс аппаратных средств (оборудования) и программного обеспечения, работающий по согласованным и унифицированным стандартам. Таким образом, эти объекты можно рассматривать как своего рода служебную структуру, обеспечивающую работоспособность всей информационной структуры. Мишенями кибертерррристов могут стать как гражданские, так и военные объекты.

         Возможность захвата систем управления военными спутниками, наведения и запуска ракет, а также комплексами противовоздушной обороны уже давно существует. Примером может служить вывод из строя комплексов противовоздушной обороны Ирака во время операции «Буря в пустыне». Закладки, заложенные в комплексах противовоздушной обороны, стоявших на вооружении Ирака и купленных в основном в Европе, блокировали нормальную работу систем, и американские воздушные силы смогли практически беспрепятственно проникнуть в воздушное пространство этой ближневосточной страны.

         Целью кибертеррористов может стать как  выведение из строя информационных систем, так и разрушение объектов информационных систем

         Выведение из строя информационных систем характеризуется прежде всего тем, что именно такие атаки наиболее распространены. Они направлены на выведение из строя отдельных интернет-служб или переадресацию информации. Такие кампании осуществляются чаще всего так называемыми временными кибертеррористами — частными лицами, не связанными напрямую с террористическими группами, однако разделяющими их идеи.

         Еще одна цель кибертеррористических атак — разрушение объектов информационных систем. Это может привести к уничтожению информационных ресурсов и линий коммуникаций либо к физическому уничтожению структур, в которые включаются информационные системы. Если же системы задействованы в критических инфраструктурах, то при наихудшем развитии событий сетевые информационные атаки могут привести к столь же масштабным последствиям с жертвами, что и традиционные акты терроризма.

  • Воздействие кибертерроризма  на международную  информационную безопасность
  •      Информация, играющая решающую роль в функционировании как государственной власти, так и общественных институтов, становится самым слабым звеном национальной инфраструктуры государства на современном этапе развития, поэтому проблема международного терроризма приобретает в условиях информационного противостояния новое звучание. Это связано прежде всего с двумя аспектами: 1) с использованием террористами информационной инфраструктуры для развития так называемых сетевых способов собственной организации и 2) с прямым террористическим воздействием на объекты информационных инфраструктур.

         В сфере международных отношений  терроризм представляет прежде всего острую угрозу для международной безопасности, поскольку подвергает опасности стабильность и мирный характер во взаимоотношениях между отдельными государствами, а также группами государств, провоцирует напряженность в отношениях между ними, нередко способствует разжиганию опасных международных конфликтов, препятствует их разрешению. Терроризм на международной арене выступает и как инструмент вмешательства во внутренние дела государств, дезорганизует международные связи, грубо нарушает права человека, международный правопорядок. Вот почему следует проблему терроризма рассматривать на международном уровне как прямую угрозу международной безопасности, а угрозу кибертерроризма — как вторую составляющую такого рода угроз.

         Что же касается международной информационной безопасности («состояние международных отношений, препятствующее нарушению международной стабильности и возникновению угрозы безопасности государств и международного сообщества в сфере информации») и прямой угрозы ей со стороны кибертерроризма, то тут следует говорить прежде всего о трансграничности виртуального пространства. Как мы можем наблюдать, инфраструктура телекоммуникаций является полем для международного общения и международных отношений. Экономическая и научно-техническая политика подключения государства к мировым открытым сетям должна предусматривать защиту национальных информационных сетей от кибертерроризма. Понимание государствами важности этого вопроса можно проследить и в сфере международного права.

         Восемь  ведущих государств мира, включая  Россию, приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества от 22 июля 2000 г., по которой в целях развития глобального информационного общества предлагается предпринять «согласованные действия по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства». Глобализация инфосферы с развитием средств трансграничной передачи информации является предпосылкой к увеличению роли международного права в регулировании информационного обмена, поэтому угроза международной информационной безопасности в лице кибертерроризма приобретает все больший размах.

         Разрешение  проблемы кибертерроризма важно  при международной информационной безопасности. Существует трудность создания и сохранения коалиций при международном сотрудничестве. Так, с началом серьезного информационного акта терроризма прочность коалиций государств подвергается большому испытанию, поскольку все союзники окунутся в «информационный туман». Могут возникнуть и острые проблемы с реализацией совместных планов действий против транснациональной криминальной или террористической организации.  
     
     
     
     
     

      1. Меры профилактики и борьбы с кибертерроризмом

         Вхождение человечества в XXI в. омрачено ростом террористической опасности в самых различных ее проявлениях. Методы террористов становятся все более разнообразными и изощренными. Увеличение числа и роста экстремистских группировок сопровождается их возрастающей технической оснащенностью.

         Борьба  с киберпреступностью, в частности  с кибертерроризмом, имеет больше шансов на успех, если подходить к ней с различных сторон. Правовые средства - это лишь одна сторона. Однако важнее предупредить, чем реагировать, лучше предотвратить преступление прежде, чем оно случится, посредством превентивных мер.

         Если  обратиться к общей теории отечественной  криминологии, то она выделяет два вида предупреждения преступности: общее (общесоциальное) и специальное. Первое реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова. Особое внимание следует обратить на духовную сферу жизни общества, так как нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее.

         Меры  специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Так, специально-криминологические меры различаются:

    • по содержанию — экономические, политические, культурно-воспитательные и др.;
    • по масштабам действия — общегосударственные, региональные и др.;
    • по правовой характеристике — специально-криминологические: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные, например правовое просвещение,  воспитание,  и  детально  урегулированные юридическими нормами, например административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

         К превентивным мерам можно отнести  повышение уровня образования в  области понимания безопасности в киберпространстве, а также привлечение общественного внимания к проблеме информационного терроризма. Если люди будут знать, что представляет собой кибертерроризм и что он преследует, откуда исходит, а также как предотвращать попытки подобных кибератак, то, несомненно, процент киберпреступлений должен снизиться.

         Во  всеобщем противостоянии террористической опасности трудно переоценить роль международного права. Именно на его основе международному сообществу удалось возвыситься над политико-идеологическими, национально-этническими, религиозными и иными противоречиями и предрассудками, сформировать систему глобального противодействия различным террористическим вызовам, в том числе через глобальную сеть Интернет.

         Однако  наличие огромной информационной системы, находящейся в частных руках, когда контроль над этой системой должен осуществляться государством, обусловливает очень серьезные препятствия регулированию и контролю. Существующая в США концепция публично-частных партнерств — идея, признанная не во всем мире. Она с трудом работает в Соединенных Штатах и часто действует как альтернатива: вместо правоохранительных органов Интернет контролируется провайдерами. И все же имеется законодательное «противоядие».

         На  международном уровне действуют  более 12 универсальных антитеррористических договоров в борьбе с различными проявлениями терроризма на суше, на воде, в воздухе и в глобальном информационном пространстве — сети Интернет.

         Современная система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась в основном за последние четыре десятилетия. На глобальном уровне она функционирует под эгидой ООН и ее специальных учреждений, прежде всего ИМО, ИКАО и МАГАТЭ. Так, различные аспекты МИБ затрагиваются в документах «восьмерки» — таких, как Заключительный документ Совещания стран «группы семи» и России на уровне министров, состоявшегося в Париже 30 июля 1996 г.

         В Заключительном документе зафиксирован комплекс конкретных мер, выработанных на уровне «восьмерки» и направленных на развитие сотрудничества между государствами в данной области. Это прежде всего внутренние меры по предотвращению терроризма: укрепление сотрудничества между внутригосударственными участниками борьбы с терроризмом во всех его проявлениях, в частности в области недопущения перемещений террористов, а также сдерживания, преследования и применения санкций против террористов.

         Особого внимания заслуживает призыв в адрес  государств рассмотреть вопрос об опасности, связанной с использованием террористами сетей и систем передачи информации в целях совершения преступных действий, и необходимости изыскания средств, соответствующих национальному законодательству, для предотвращения таких действий. Немаловажна и группа мер, направленная на укрепление международного сотрудничества. В этой связи содержится призыв ко всем государствам по содействию, изучению и разработке международной конвенции о нападениях с применением взрывчатых веществ и других актах терроризма, создающих коллективную опасность для людей.

         Терроризм — явление многоплановое: тут  политические, правовые, психологические, философские, исторические, технологические и иные аспекты. Не случайно международному сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого феномена для всех понятно. Присутствуют и противозаконное насилие, как правило, с применением оружия, и стремление запугать широкие слои населения, и невинные жертвы, а применительно к актам терроризма, выходящим за рамки государственных границ, в трансграничные компьютерные сети, информационные системы — международный элемент.

    Информация о работе Кибертерроризм как форма терроризма