Профессиональная этика журналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:08, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается тема "Журналистская этика". К числу важнейших принципов журналистики относятся правдивость и объективность. Но порой наша пресса сенсации ради публикует заведомую ложь, информацию о несуществующих, надуманных событиях, и правовыми нормами, в частности, Законом "О средствах массовой информации", в большинстве случаев это прямо не возбраняется. Никто не может заставить редакцию признаться во лжи и дать опровержение: даже если суд и установит, что газета напечатала ложь, он удовлетворит иск героев публикаций только в том случае, если будет доказано, что эта ложь опорочила их честь, достоинство или деловую репутацию, причинив им нравственные страдания.

Содержание

. Введение

2.Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике.

3. Истина в журналистике.

4. Позиция журналиста и социальная оценка персонажей.

5. Источники информации и методы ее получения.

6. Служебная этика журналиста.

Заключение.

Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

профессиональная этика журналиста.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

 

        Позиция журналиста  и социальная оценка персонажей. 

      Работа  в прессе требует от человека постоянных внутренних усилий, ибо почти каждодневно  ставит его перед неумолимым выбором. Какими соображениями руководствуется  журналист: нравственными принципами или сиюминутным настроением, страхом или корыстью? – вот тревожный вопрос, которым постоянно задается творческая личность и, отвечая на который, чувствует, удалось ли ей в полной мере сохранить себя в этом качестве. Право быть личностью приходится подтверждать постоянно.

      Начальные посылки, из которых человек исходит, и которыми человек руководствуется в мыслях и поступках, обычно называют его жизненной позицией. Это целостное социально – психологическое образование, которое складывается из ценностных ориентаций, на основе которых он способен осуществлять выбор конечных целей и жизненных принципов, определять линию своего поведения.

      В жизненной позиции индивида всегда отражаются эпоха, в которую он формируется, наличный уровень культуры, особенности  той жизнедеятельности той социальной группы, к которым человек принадлежит.

      Сейчас, в отличие от советского времени, возможности свободного и самостоятельного формирования индивидом своей жизненной  позиции неизмеримо облегчились, хотя естественно, что пределы самостоятельности  журналиста в определении исходных начал собственного поведения всегда ограничены. Прежде всего, позицией органа печати и издателя. Конечно, позиция сотрудника и мнение редакции должны совпадать, прежде всего, в главном – в понимании основных целей издания, иначе работа коллектива просто-напросто разладится.

      В зрелом возрасте внутренняя работа по определению смысла собственной  жизни обычно преломляется сквозь профессиональную призму, поэтому формирование безусловных  личных ценностей для журналиста сопрягается с ответом на практический вопрос: «Ради чего берусь за перо?».

      В современных конкретно – исторических условиях единственная действительно  эффективная позиция – это  позиция выразителя и защитника  интересов гражданского общества.

      При межличностных контактах, отношение  к вероятному персонажу остается, прежде всего, рабочим контактом автора с заинтересовавшим его лицом. Социальный смысл оно приобретает уже на другом уровне, а именно благодаря огласке. Тогда суждение журналиста становится элементом не только его личного, но и общественного мнения и в ой или иной мере способно предопределять отношение к персонажу тысяч, а может быть и миллионов людей.

      Объект  журналистики многогранен. Трудно назвать  сферу социальной жизни, о которой  бы не писала пресса. Но специальные  знания и мерки, которые журналист заимствует у представителей различных отраслей знаний, в итоге нужны ему для компетентного ответа, по существу, на единственный вопрос. А именно: какой общественный интерес представляет данное явление. В конечном счете, самым общим критерием социальной оценки персонажа служит полезность его поступков для других людей и для общества в целом.

      Социальная  оценка может быть явной или скрытой, восприниматься лишь через контекст, в который информация включена. Однако именно социальная оценка служит той  формой, в которой выражается отношение автора к персонажу.

      Исходным  пунктом всякой ценностно – ориентационной деятельности служит сравнение. К поступкам  живого человека прикладывают стандартный  аршин и смотрят, где и в  чем эти поступки отклоняются  от образца. Поэтому особенно важно не ошибиться при выборе критерия.

      Бывает, что после неловкого слова  в прессе человек с хорошей  репутацией вдруг превращается в  объект подозрений и пересудов, способных  надолго отравить ему жизнь. Речь в данном случае идет не о справедливой критике в адрес героя, а именно о журналистских «неловкостях». Что касается критических материалов, то при работе над ними главная опасность для журналиста впасть в предвзятость. Человек может пережить любую критику, если она справедлива, доказательна и корректна.

      А вот если журналистские оценки предвзяты, поверхностны, рождены профессиональной недобросовестностью, тогда и случаются  с героями сердечные приступы.

      Все это вместе взятое и определяет исключительное значение профессионально – нравственных норм данного ряда. Наиболее существенны среди них следующие:

  1. Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными;
  2. Уважать как личность человека. Ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку;
  3. Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес;
  4. Быть верным реальности, не искажая в материале жизнь героя, помня, что это – лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает;
  5. Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя, а именно: от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей его внешности; от упоминания о нем как о преступнике, если это не установлено судом; от недоброжелательных реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков.

      Из  поколения в поколение передается в журналистской среде давно  родившийся мудрый завет: закончил писать материал – прочти его глазами  своего героя, а потом представь  себе, что встретился с ним взглядом. Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит, все в порядке. А если тебе хочется отвести свой взгляд, если почувствовал вдруг неловкость, то плохо дело: в чем- то согрешил. И не так – то просто обнаружить такую погрешность! 

        Источники информации и методы ее получения. 

      Чрезвычайно важны для журналистики отношения  «журналист – источник информации», благодаря которым СМИ получают сведения о происходящем в мире. Действительность для журналиста, с  этой точки зрения, есть совокупность источников информации. Их надо уметь находить и правильно использовать. Существует три типа источников, и у каждого из них свои особенности.

      Первый  тип – документ – примечателен тем, что он представляет собой продукт  чьей – то деятельности по переработке  первичной информации. Она «законсервирована» в документе с помощью тех или иных знаков на том или ином материале для хранения и передачи во времени и пространстве.

      Второй  тип – предметно – вещественная среда – обладает способностью нести  на себе естественные «отпечатки» контактов с людьми и событиями. Эти «отпечатки» предстают перед нами в виде деталей обстановки, на фоне которой происходили события, и могут рассказать о них не меньше, чем документ. Но… Предметы и вещи «разговаривают» только с теми, кто умеет их разглядеть и хочет понять их язык.

      Третий  тип источников – человек, ключевое для журналиста звено в информационной среде. В американской научной традиции это звено называется «живой источник». Это название имеет не только прямой, но и переносный смысл. Ведь человек – субъект деятельности, он включен в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем. Во – первых, он всегда является свидетелем или участником каких – то событий и потому выступает в качестве держателя информации о них. Во – вторых, он – носитель информации о себе, своем внутреннем, субъективно созданном мире. В – третьих, он – транслятор информации, полученной от других.

      Но  беседовать с представителями прессы или нет, каждый волен решать сам  по себе, поэтому от журналиста зависит, сумеет ли он найти подход к человеку и организовать общение с ним так, чтобы тот сам выложил необходимые сведения в полном объеме. По существу, журналист вынужден трансформировать свою функционально – потребительскую заинтересованность в информации в личное отношение к ее источнику, то есть перевести его из субъект – объективного в субъект – субъективное взаимодействие. Создание условий, способствующих сбору достоверных данных, - первая забота интервьюера. Удастся ли журналисту снять психологическую отчужденность и наладить продуктивное общение с информатором, в немалой степени зависит от первого впечатления, которое произвел журналист. В отношении информирующих лиц к журналисту существует как бы два уровня: первый образует отношение к внешней манере поведения, второй формируется на основе вопросов журналиста: их серьезности, проявленного в них знания жизни.

      Существуют  противоречивые методы для сбора  информации. Например, «методом маски» пользуются почти все опытные  репортеры, в их арсенале не менее десятка таких масок – от «внимательного слушателя» до «сурового ревизора». Однако есть еще и «метод смены профессии».этот метод используют обычно для того, чтобы лучше понять специфику того или иного занятия, а так же для того, чтобы получить от окружающих сведения не в роли представителя прессы, а в более нейтральном качестве. Здесь сложности связаны с тем, что труд, которым собирается заняться репортер, он обычно знает недостаточно глубоко и поэтому рискует нанести ущерб делу и людям, с которыми трудится.

      Закон ограничивает сферу применения «метода  смены профессии». Журналист не может  выполнять обязанности юриста, милиционера, лиц, занимающих выборные должности  и облеченных властными полномочиями, использовать как прикрытие при  сборе сведений профессию врача.

      Умолчать  о своей работе, кода это помогает получить необходимые сведения, не только допустимо, но и вполне оправдано. Репортер может идти повсюду как  простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и  потому испытывать все то что выпадает на долю обычного человека. Ну а вообще, умалчивать о своей профессиональной принадлежности журналист вправе лишь до тех пор, пока его об этом не спросили. Но по первому же требованию он обязан предъявить редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его личность и полномочия (Закон «О СМИ», ст.49 п. 9).

      К противоречивым методам добычи информации так же относятся: покупка сведений, подслушивание, скрытые видеосъемки  и записи бесед, и т.д. но все же существует ряд профессионально – нравственных норм:

  1. При работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и предписаний морали (использование «скрытой камеры», «скрытой записи», нелегальное получение документов и т. д.) только в обстоятельствах, когда налицо серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей;
  2. Уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа;
  3. Указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне;
  4. Хранить профессиональную тайну, относительно источника информации, если есть основания для его анонимности, отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласно с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей;
  5. Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно.

      Существующая правовая база не обеспечивает журналистам получения необходимой информации. Доступ к ней должен быть гарантирован подробным, хорошо разработанным законодательством, учитывающим весь комплекс особенностей журналистики как деятельности и социального института. До тех пор, пока этого не будет, ненормативное поведение работников СМИ не изжить.

 

        Служебная этика  журналиста. 

      Этика служебных взаимоотношений –  не то же самое, что профессиональная этика. Это особый свод правил поведения  в трудовом (в том числе творческом коллективе), общий в своей основе для организаций и учреждений любого профиля. Специфика деятельности влияет на характер этих отношений, но опосредованно, через профессиональную мораль и профессиональную этику. Вот почему оказывается, что в сфере профессионально нравственных отношений «журналист – коллеги» действуют два вида нормативов: нормы профессиональной морали и нормы служебной этики. Мера приверженности им определяет качество нравственного климата редакционного коллектива, а в конечном счете – и дух всей журналистской общности. Объединенные в один ряд, эти нормы выглядят следующим образом:

  1. Поддерживать профессиональную солидарность, уважать общность интересов и целей журналистского содружества, предпочитая их интересам и целям политических или других организаций, в которые может входить журналист;
  2. Заботиться о престиже профессии, не допуская действий, подлежащих уголовной ответственности и наносящих ущерб авторитету журналистики, а именно: не принимать подарков, услуг, привилегий, которые могут скомпрометировать моральную чистоту журналиста; не использовать служебного положения в личных целях; не отказываться от публикации материалов в угоду чьим – то корыстным интересам и не писать «заказных» статей; избегать отступлений от требований права и предписаний морали в личной жизни;
  3. Незамедлительно приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах и попавшими в беду, особенно в случаях нарушения их прав или создания кем – либо препятствий к выполнению ими профессиональных обязанностей;
  4. Уважать нормативы служебных отношений, принятые в редакционном коллективе, ориентируясь на тонкое сочетание дисциплинированности и творческой инициативы, конкуренции и взаимопомощи, при котором редакционный коллектив способен к оптимальному функционированию;
  5. Заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата, утверждая своим поведением честность и добропорядочность отношений, готовность к взаимопониманию, взаимовыручке, содействию друг другу в развитии творческих способностей, повышении знаний и мастерства;
  6. Уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права, не допуская произвольного, несогласованного вторжения в материал (особенно если оно искажает его содержание); быть непримиримым к плагиату;
  7. Уважать право коллеги на мотивированный отказ от задания, если оно противоречит его профессиональной позиции или убеждениям;

Информация о работе Профессиональная этика журналиста