Феномен самиздата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Такое культурное явление как самиздат не имеет конкретного определения или конкретной даты рождения. Считается, что слово «самиздат» подарил родному наречию поэт Николай Глазков в конце 1940-х гг. Постоянно сталкиваясь с нежеланием редакций печатать его произведения, Глазков составлял небольшие машинописные сборники своих стихов и прозы, сшивал их в брошюры форматом в пол-листа и дарил друзьям. А на титуле, на месте предполагаемого названия издательства, ставил им самим придуманное слово «Самсебяиздат».

Содержание

Введение ………………………………………………………......3
Глава 1. Феномен самиздата …………………………………......6
1.1. Определение самиздата ……………………………....6
1.2. Распространение самиздата …………………….........7
1.3. История и предыстория самиздата …………………11
Глава 2. Устный самиздат …………………………………….....12
Глава 3. Самиздат 1960-х-1970-х. Первые периодические издания.....17
3.1. Оттепель ...…………………………………………………...17
3.2. Литературная периодика самиздата ………………………..20
3.3. Правозащитный самиздат 1960-х – 1970-х гг. ……………..23
3.4. Хроника текущих событий ………………………………….26
Глава 4. Самиздат в 1970-х – 1980-х гг. ………………………………....29
4.1. Литература самиздата …….……….………………………...29
4.2. Периодическая печать самиздата ………….……………….31
4.3. Литература тамиздата. Эмигрантские издательства….……37
Глава 5. Самиздат в 1980-х – 1990-х годах. Закат самиздата …………...41
Заключение
Библиографический список
Приложение

Прикрепленные файлы: 1 файл

История самиздата в СССР.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

 

Студент:

Руководитель: Андреева О.В.

 

Москва

2009

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………......3

Глава 1. Феномен самиздата …………………………………......6

      1.1. Определение самиздата ……………………………....6

      1.2. Распространение самиздата …………………….........7

      1.3. История и предыстория самиздата  …………………11

 

Глава 2. Устный самиздат …………………………………….....12

 

Глава 3. Самиздат  1960-х-1970-х. Первые периодические издания.....17

3.1.   Оттепель ...…………………………………………………...17

3.2.   Литературная  периодика самиздата ………………………..20

3.3.   Правозащитный  самиздат 1960-х – 1970-х гг. ……………..23

3.4.   Хроника  текущих событий ………………………………….26

Глава 4.  Самиздат в 1970-х – 1980-х гг. ………………………………....29

4.1.   Литература  самиздата …….……….………………………...29

4.2.   Периодическая  печать самиздата ………….……………….31

4.3.   Литература  тамиздата. Эмигрантские издательства….……37

 

Глава 5. Самиздат в 1980-х – 1990-х годах. Закат самиздата …………...41

 

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

1.  Феномен  самиздата

1.1.Определение  самиздата

 

    Такое культурное явление как  самиздат не имеет конкретного  определения или конкретной даты  рождения. Считается, что слово «самиздат»  подарил родному наречию поэт  Николай Глазков в конце 1940-х  гг. Постоянно сталкиваясь с нежеланием  редакций печатать его произведения, Глазков составлял небольшие машинописные сборники своих стихов и прозы, сшивал их в брошюры форматом в пол-листа и дарил друзьям. А на титуле, на месте предполагаемого названия издательства, ставил им самим придуманное слово «Самсебяиздат». Сама форма этого слова издевательски указывает на издательства сталинского времени, каждый из которых для простоты бюрократического восприятия был снабжен унифицированным словесным хвостом — «издат» (Гослитиздат, Политиздат, Воениздат, Детиздат, Метеоиздат, Стройиздат и т.п.).- ЗВС

    На рубеже 1960-х или несколькими  годами ранее термин был подхвачен  литературной молодежью, которая  усилила его «игровое» звучание, редуцировав его до «самиздат»  — уже прямое передразнивание  «государственного» наименования  — Госиздат. Потеряв ироническую окраску, он стал полноправной лексемой, обозначающей целую систему подпольных или кустарных изданий и публикаций. Это одно из слов, вошедших транскрипцией в международный словарь: с русского оно не переводится. Таким образом, ХХ век обогатил английские, французские, немецкие и японские словари «спутником», «большевиком», «колхозом», «гулагом» и, наконец, «самиздатом».

    Так же "Самиздатом" в 70-ые, начале 80-х XX века назывались книги, собранные  из светокопий страниц журналов популярной литературы (из-за малых тиражей, не попадавших на прилавок). Например - "В августе 44-го" Владимира Богомолова, "Царь-рыба" В. П. Астафьева, "Белая Гвардия" М.Булгакова и т.д. Данный "Самиздат" мог преследоваться не за содержание, а за "расхищение социалистической собственности", т.е. бумаги, ресурса светокопира (были все только в госсобственности), материала переплёта (отсутствие в свободной продаже).

     Согласно Александру Даниэлю, сыну  известного советского поэта  и переводчика Ю.Даниэля, «самиздат — это специфический способ бытования общественно значимых неподцензурных текстов, состоящий в том, что их тиражирование происходит вне авторского контроля, в процессе их распространения в читательской среде. Автор может лишь «запустить текст в самиздат, дальнейшее не в его власти».»

    Владимир Буковский  дал своё  собственное определение: «Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам  цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него»  в автобиографическом романе  «И возвращается ветер…».

    Для некоторых людей самиздат  имеет огромное культурное и  историческое значение: «Самиздат  с большой буквы – это сложившийся  в 50-60-х годах двадцатого столетия  общественный институт функционирования  параллельной культуры в Советском  Союзе, который стал кровеносной системой общественного движения, сыгравшего важную роль в становлении новых идеологий, ставшего зачатком гражданского общества и повлиявшего на трансформацию коммунистической системы».

    В широком же смысле самиздат - способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило, машинописным, фотографическим или рукописным способами.

 

1.2. Распространение  самиздата

 

    Механизм самиздата таков: автор  отпечатывает свое произведение  наиболее доступным частному  лицу в советских условиях  способом — на пишущей машинке  — в нескольких экземплярах  и раздает копии своим знакомым. Если кому-то из них прочитанное покажется интересным, он делает копии с доставшегося ему экземпляра и раздает их своим знакомым и т.д. Чем больший успех имеет произведение, тем быстрее и шире происходит его распространение. Конечно, самиздат чрезвычайно нерентабелен в смысле затрат труда и времени, но он нашел талантливых авторов, энергичных и бесстрашных распространителей, у него не переводятся читатели и техническая база его совершенствуется, потому что он оказался единственно возможной формой преодоления государственной монополии на распространение идей и информации. «Люди, изголодавшиеся по правдивой картине мира и нефальсифицированному знанию, готовы ради этих благ жертвовать своим временем, трудом и даже терпеть преследования».

     Изначально самиздат возник как  дешёвая и доступная альтернатива  массовой типографской печати  и распространялся в рукописном  варианте и в виде машинописных  копий. Для ускорения процесса  размножения использовалась копировальная  бумага. При переписке вручную (шариковой ручкой) на газетной бумаге (50г/м2) отчётливо получалось три копии, при  использовании пишущей машинки — пять копий. На папиросной бумаге копий получалось больше, но ввиду её полупрозрачности можно было использовать только одну сторону листа.

    Вот, например, воспоминания Наталья  Горбаневской, одной из основателей  информационной бюллетени «Хроника  текущих событий», об Ахматовой  и распространении её «Реквиема»: «Протягивая мне шариковую ручку, Анна Андреевна сказала: «Этим  карандашиком перед вами переписал «Реквием" Солженицын». Но кроме меня и Солженицына - этим ли, не этим ли «карандашиком» - «Реквием» переписали у Ахматовой десятки людей. И, конечно, каждый или почти каждый, вернувшись домой, сел за пишущую машинку. Я сама отпечатала, наверное, десятка два закладок по четыре экземпляра в каждой. Раздавая «Реквием» друзьям и знакомым, я каждый раз выдвигала простое требование: «Перепечатаете - один экземпляр возвращаете мне». И дальше все шло по новому кругу. Так только через мои руки распространились сотни экземпляров «Реквиема», а общий его самиздатский тираж достиг по меньшей мере нескольких тысяч.»

    В 1970-х гг. для размножения самиздата  работники крупных советских  институтов стали использовать  принтеры (АЦПУ – автоматическим  цифровом печатающем устройстве  для больших ЭВМ, работающих с перфокарт или перфолент, или магнитных носителей — лент или дисков) и плоттеры, а также бумагу больших форматов. Для размножения машинописного самиздата в тех же институтах стало использоваться ксерокопирование. Иллюстрации перед размножением фотографировались, печатались на фотобумаге как обычные фотографии и вклеивались вручную в готовое издание. Иногда фотографировалось (на стандартную 35-мм плёнку) всё издание целиком. Негативы использовались для передачи материалов за рубеж и для размножения. Таким образом распространял самиздат А. А. Болонкин: «Я был неплохим фотографом и хорошо освоил репродуцирование (фотографирование) книг. К тому времени из-за границы в среду советской интеллигенции стали проникать крамольные издания. Достаточно было кому-то из интеллигентов заиметь 1-3 книги, как по принципу: ты мне дашь почитать то-то, а я тебе дам почитать то-то, начинался процесс обмена литературой. Для нас этот процесс резко упростился. Обычно для внимательного прочтения толстой книги нужны недели. На такой срок давали неохотно (подобная литература была на разрыв!), но на 1-2 вечера получить любую книгу или самиздат можно было без особого труда. Этим занимался в основном Валерий Балакирев. Но и Юрий Юхновец (прим. – друзья Болонкина, познакомившие его с самиздатом) также добывал немало литературы.

     Получив книгу на несколько  часов, они мчались ко мне, я  тут же совал ее под репродукционную  установку и перефотографировал  за 1-2 часа. Знакомство с содержанием происходило часто после того как книга уже была возращена владельцу.

     Таким способом мы изготовили  фотопленки и отпечатки многих  зарубежных книг, периодических  изданий, самиздатовских материалов  и подпольных журналов. Например, книгу Конквиста "Большой Террор", Авторханова  “Технология власти”, Джиласа "Новый класс", Марченко "Мои показания", Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма", зарубежные журналы "Посев", "Грани", "Вестник РСХД", советские подпольные журналы: "Хроника текущих событий", "Свободная мысль", "Демократ", "Луч Свободы", "Вече" и др. К этому времени Балакирев познакомился с сыном ответственного идеологического работника ПК КПСС. И через него стал получать нелегальные типографские советские переводные издания зарубежных политических книг. В частности, я помню, мы заимели таким способом фотопленку и фотокопию книги Шиклинг Вилли “Хрущевская шарманка”.

   Подобным  образом мы за короткое время  составили весьма обширную библиотеку  из сотен, если не тысяч запрещенных  произведений. Фотопленки были удобны и тем, что с них любой фотолюбитель мог изготовить сам нужное число отпечатков».

    Самиздат предполагал всё новые  и новые способы распространения. Вышеупомянутый  Болонкин сам  участвовал в этом. «Самиздатовские  вещи, журналы в подавляющем большинстве были отпечатаны на пишущей машинке, копии их были слепые и трудночитаемые. Я понимал, что без приличной множительной техники правозащитное движение будет вечно обречено на забаву очень узкого круга мыслящей интеллигенции. Я на долгое время засел в Ленинскую библиотеку.

    Все же по крупицам в литературе, старым патентам, мне удалось  собрать необходимые сведения, а  заодно и способы шифрования, тайнописи и конспирации. Эта  информация была обобщена в  самиздатовской книге Сухов "Простые  методы размножения технической документации", а также в ряде самиздатовских статей по методам размножения и статей по методам шифрования, тайнописи и конспирации. Выход был один - множительную технику надо создавать самим, она должна быть легко изготавливаемой и достаточно производительной.

    Для практического применения  мною фактически был заново  изобретен и технологически отработан  метод мимеографии, очень простой  и эффективный. На пропитанный  парафином микалентной бумаге  пишущей машинкой печатался текст. Полученная матрица накладывалась на чистый лист бумаги и по ней прокатывался валик с краской. Внизу получалась копия текста. Весь процесс получения оттиска занимал несколько секунд. Я заказал 7 или 8 резиновых валиков одному из мастеров МВТУ и снабдил и обучил Балакирева, Юхновца, Давыдова, Зарю, Шаклеина пользованию этими аппаратами. Аппарат был прост, практически он состоял только из резинового валика. Впоследствии, при обыске у Георгия Давыдова в Ленинграде КГБ не обратило на него внимания.

     После изобретения аппарата "Хроника текущих событий", подпольные

журналы, стали выходить не по 4-5 копий, а сотнями экземпляров только в нашей группе, не говоря уже о других. Заря даже снял для этой цели отдельную квартиру, привлек своего друга Рыбалко и организовал настоящую типографию. К сожалению, он действовал, в основном, из корыстных побуждений и тайно от нас продавал порой за значительную сумму литературу случайным людям. До момента ареста только нашей группой было размножено в общей сложности более 150 тысяч страниц запрещенной литературы и кадров фотопленок.»

    В конце 1980-х гонения на самиздат  прекращаются, машинописная и рукописная  формы самиздата уходят в прошлое, а основным инструментом размножения  становится АЦПУ и матричный  принтер. Тогда же в самиздат  приходит коммерция: распечатанные на АЦПУ «Штирлиц» Асса и Бегемотова и подборки политических анекдотов распространяются по почте наложенным платежом.

   В  период распространения ЭВМ  —  начиная с конца 1970-х годов  — началось распространение самиздата  в виде компьютерных наборов данных, переносимых с ВЦ на ВЦ на магнитных лентах или, реже, дисках.

   С  начала 1990-х и до настоящего  момента для изготовления первой  копии издания используется лазерный  принтер, а потом оно размножается  на ксероксе. В связи с общедоступностью оргтехники и расходных материалов на лазерном принтере может быть распечатан и весь тираж издания. Машинописный самиздат сейчас практически не встречается, зато некоторые рукописные издания сами по себе являются художественными произведениями.

     Методом самиздата распространялись  не только литературные произведения, публицистика и изображения, но  и музыка. Аудиопроизведения либо  нарезались иглой самодельного  фонографа на старых рентгеновских  снимках («на костях») либо записывались  на магнитофон и впоследствии копировались друг у друга. В 1970-80-х гг. это породило феномен магнитоальбомов.

 

1.3. История  и предыстория самиздата

 

    В России почти всегда существовала  более или менее жесткая цензура, и поэтому со времен Радищева  запрещенные к публикации произведения ходили по рукам в списках. Но они лишь дополняли литературу и публицистику. Как массовое явление, как основное средство самопознания и самовыражения общества самиздат — явление уникальное. Оно характерно для послесталинской эпохи в СССР и странах со сходной социально-экономической системой.

    Спецификой русских и российских  государственных конструкций всегда  было внимание властей к идеологической  составляющей власти; как следствие, периоды относительного свободомыслия  чередовались с периодами жесткой цензуры и жесточайших запретов — так что потаенные рукописи всегда находили своих читателей.

Информация о работе Феномен самиздата