Этногенез казахского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Замечено, что в силу географических и исторических причин в отдельных этнических группах частота проявления наследуемых признаков варьирует по-разному. Именно характер распределения тех или иных генов среди представителей определенной общности людей может многое рассказать об этнической истории народа, его миграциях, контактах, смешениях или обособлениях в разные периоды. В основе данного антропологического исследования лежат принципы этноисторического развития и географического распределения генетических особенностей насельников Казахстана на протяжении ряда тысячелетий.

Прикрепленные файлы: 1 файл

этногенез каз народа.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

   Формирование  новых социальных (раннефеодальных) отношений и образование древнетюркской государственности в VI в.— Тюркского каганата, затем Западно-Тюркского каганата — содействовали интенсивному притоку тюркоязычных племен на западные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголизации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях.

   В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интеграционные тенденции в этнических процессах на территории Казахстана усилились. Эти государства обеспечили возможность политической консолидации местного и пришлого населения, его этнокультурного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий.

   На  юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIII вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземледельческой и городской жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы).

   На  территории Южного Казахстана государство  огузов (IX—XI в в.) объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группы долины Сырдарьи ятк и аланов из арате каспийских областей, а также тюркские кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов преобладали монголоидные черты. Впоследствии большая часть огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.

   В северных, восточных и центральных  районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакские и кыпчакские племена, также создавшие свою раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюркские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др. Преемниками кимакской государственности стали кыпчак и, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения.

   Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйственной жизни, материальной культуры, утверждение тюркского языка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых выше государственных образований содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах. Однако у древних и раннесредневековых племен Казахстана в силу естественногеографических, хозяйственных условий их обитания, исторически складывавшихся обстоятельств их политической обособленности, а именно вхождения их в разные племенные союзы и раннефеодальные государства, все отчетливее выявлялись тенденции формирования их в несколько этнокультурных групп с территориальными центрами: в Семиречье и Туркестане (район Ка-ратау и долина Сырдарьи), в Центральном, Северном и Восточном Казахстане, а также в Западном, конкретнее в Прикаспии и Приаралье. в междуречье Урала и Волги. Дальнейшие исторические судьбы населения средневекового Казахстана постепенно закрепляли такое разделение, хотя в целом общение отдельных его частей не прекращалось. Все более сильное воздействие на этнические процессы оказывал политический фактор.

   Усилились хозяйственное и культурное взаимодействие и этнопо-литическая консолидация племен и народов юга и юго-востока Казахстана между собой, а также политическая ориентация тех и других на взаимосвязи с населением Средней Азии, чему во многом способствовало длительное вхождение их в состав Караханидского феодального государства (X—XII вв.), занимавшего огромную территорию Средней Азии, Восточного Туркестана, часть Южного и Юго-Восточного Казахстана. В образовании государства Караханидов, объединившего оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, большую роль играли обитавшие в Семиречье племена карлуков, чигилей и ягма^. Консолидация этих племен вместе с местным населением в Средней Азии явилась существенным этапом на пути формирования узбекской народности, в Восточном Туркестане — уйгурской.

   Государственное объединение кыпчакских племен (XI—XII вв.) содействовало этнополитическим и хозяйственно-культурным контактам массы тюркских племен обширных территорий от Иртыша до Урала и Волги и далее на запад. В составе племен кыпчакской конфедерации были кимаки (йемаки), байандуры, баяуты. канглы, уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари), йета, буржоглы, анджоглы, дурут и многие другие. Восточно-кыпчакские племена взаимодействовали на территории Восточного Дешт- и Кыпчака («Кыпчакская степь»), т. е. степной территории Казахстана с другими тюркоязычными племенами соседних государственных образований, они вобрали в себя часть огузских родов и племен.

   В начале XIII в. в Восточный и Юго-Восточный Казахстан переместились из Монголии и Алтая под давлением монголов Чингисхана тюркоязычные (по другим сведениям монголоязычные) найманы и киреиты, имевшие свои государственно-политические объединения и достигшие уровня раннеклассовых этнических общностей. Вовлеченные в орбиту монгольских завоеваний, они расселились в разных областях Монгольской империи и приняли участие в формировании многих тюркских народов.

   К началу XIII в. в условиях тесного экономического взаимодействия населения обширных зон многоукладного хозяйства, кочевого и полукочевого скотоводства и оседлого земледелия и городской культуры, в ходе упрочения самостоятельных общественно-политических структур, упомянутых выше государственных образований с большей или меньшей степенью стабильности, в процессе сложения языковой и культурно-бытовой общности определились основные узлы этногенеза, этнической консолидации населения. Складывались условия для формирования по меньшей мере двух народностей: на кыпчакско-огузской этнической основе — на обширной территории Восточного Дешт- и Кыпчака и карлукской основе — в Семиречье. Дальнейшее общение между ними, продвижение кыпчаков (и входивших в их политический союз родов и племен) на юг и юго-восток, а семиреченских племен (карлуков, киреитов и др.) на запад формировало исторические предпосылки для сложения более крупной тюркоязычной народности. Однако дальнейшее поступательное развитие этнической консолидации населения было задержано монгольским нашествием.

   Добавился новый этнический компонент —  монгольские роды и племена, передвинувшиеся  на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты, барласы, байрины и др. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел к вытеснению, перемещению местного населения. Феодальные войны и междоусобицы, политическое дробление улусов усилили процесс измельчания, разъединения, перемещения тюркских родов и племен. Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного тюркского населения, но сами монгольские этнические группы в виду их относительной немногочисленности и распыленности на огромных территориях были постепенно поглощены, ассимилированы преобладающей тюркской средой. 

   Завершение  формирования казахской  народности.

   Монгольское завоевание оказало в целом большое  влияние на ход этнических процессов  на территории Казахстана. Оно явилось важнейшим политическим фактором, качественно изменившим ход развития этносов в регионе, открыло пути к сложению новых этносоциальных общностей. Прежний эволюционный путь сложения упомянутых выше крупных раннефеодальных народностей на территории Казахстана был прерван. Изменились в этническом плане многие стороны жизнедеятельности местного населения, в частности, претерпели изменения этнический состав населения, формы его этносоциальной организации, социально-экономические условия его жизни и т. д.

   Выше  были упомянуты новые этнические группы, тюркские и монгольские племена, появившиеся на территории Казахстана в эпоху монгольских завоеваний. Численность монголов была относительно невелика по сравнению с покоренными народами, но они составляли правящий стой и ядро военных сил в каждом из образованных ими улусов — государств.

   Но  постепенно монголы растворились среди  подавляющего чисто тюркского населения, приняли их язык и обычаи. На огромной территории Золотой Орды кроме кыпчаков, составлявших подавляющую часть населения, проживали канглы, найманы, кереиты, уйсуны, кенегесы, аргыны и многие другие.

   С установлением монгольского господства на территории Казахстана стожились особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительно неблагоприятных социально-экономических его последствии. Сокращение ареала городской и земледельческой культуры в монгольскую эпоху в силу сложившихся экономических условий, неспособствовавших её выживанию, усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства, замедление социального развития, одним из основных проявлений которого было закрепление пережиточных форм общественной организации,— все это сильно повлияло на ход этнических процессов. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

   Но  постепенно восстанавливалась хозяйственная  жизнь. Стали возрождаться города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населения различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенных объединений, других этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей образования и укрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана, Ногайской Орды и Могулистана. В рамках этих государств появились более благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт- и Кыпчака и Семиречья, взаимообщения и взаимодействия его во всех формах общественной жизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и владения, возникавшие в результате усобиц и войн в Золотой Орде и Чагатаидском государстве, упомянутые государства явили собой более прочную, этнически обособленную государственную организацию, обеспечившую входившим в него племенам и племенным объединениям территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения различных районов Казахстана.

     В XIV— первой половине XV вв., в период Ак-Орды, государства кочевых узбеков, стабилизируется этнический состав племен на территории Казахстана, сглаживаются различия множества местных и переместившихся тюркских, монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра (Государства кочевых узбеков), Ногайской Орды был в основном идентичным. Их населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом) «узбек»: кыпчаки, уйсуны, конграты, кирейты, мангыты, аргыны, карлуки. канглы. найманы Многие из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть на рубеже XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек». В Ногайской Орде племена кыпчаков, канглы, найманов, уйшун и кунгратов вошли в состав ногайской народности, наряду с мангытами, алшинами и другими. Все это были тюркские и тюркизированные племена и роды, общие для целого ряда тюркских народов Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на огромной территории региона бурными событиями XIII—XIV столетий. Эти народы формировались в эпоху развитого средневековья практически одновременно. Формирование это происходило не изолировано, а в тесных контактах этнических групп, в политических связях государственных объединений, хозяйственном и культурном взаимообщении населения. В рамках упомянутых государств процессы этнополитического развития были в определенной степени общими для узбеков, ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов.

   Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные в средневековых источниках под собирательным этнополитическим термином «могулы»: дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки, курлауты, барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи и другие, числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племен вошла в состав другой ветви казахов — Старшего жуза. Другая часть могулов ушла в Восточный Туркестан, где стала составной частью уйгуров, а третья часть — в Притяньшанье, войдя в состав киргизов.

   Возникнув на территории древних историко-этнографических областей — в районе расселения племен Кыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, и Могулистан в XIV—XV вв. сохраняли преемственность основного этнического ядра местных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государств и казахских Среднего и Старшего жузов были соответственно одни и те же местные тюркские племена — ядра, занимавшие определенную этническую территорию, вокруг которых в течение многовекового хода этнического становления народности сгруппировались местные и пришлые, родственные и неродственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные (ассимилированные) племена, роды и их подразделения. Это подчеркивает неслучайность возникновения Ак-Орды и Могулистана именно на отмеченных выше территориях Казахстана, подчеркивает, что этнической основой этих государств было местное население.

   Пребывание  названных племен в государствах Ак-Орда, Ногайский Улус (Орда), Ханство Абулхайра, Могулистан, их общие исторические судьбы, как, например, общая борьба против власти золотоордынских ханов, необходимость сплочения для отпора завоевательной политики правителей соседних феодальных государств (в частности, Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовали этнической консолидации населения. Сплачивающим фактором является также общность культуры в самом широком смысле, включая духовную и материальную культуру

   Длительное  вхождение населения в систему  отдельных государств в XIV—XV вв., как и прежде в монгольские улусы, усилило воздействие отмеченных выше факторов, в силу которых на территории Казахстана возникло несколько узлов этнической консолидации в форме трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были связаны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию, совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств; Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно; в его состав входили уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жал аиры и др. Средний жуз занимал районы Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе племенное объединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар, кара-сакал, каракесек и др. Время и механизм образования жузов остаются неисследованными. Сведения источников относятся к позднему времени, однако появление составных частей жузов, т, е. наиболее крупных из упомянутых племен, на территории Казахстана было зафиксировано выше при изложении многих исторических событий в древности и средневековье.

Информация о работе Этногенез казахского народа