Александр 1 как дипломат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение дипломатии Александра I.
В работе представлены такие задачи, как:
- дать характеристику Александра I как исторического лица;
- выявить особенности дипломатии монарха;
- определить влияние преобразований императора на ход истории.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая История 2 курс.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

АЛЕКСАНДР I (1777—1825) - российский император с 1801 г.

Многие историки трактовали личность Александра как слишком романтическую, неустойчивую, подверженную противоположным влияниям. Некоторые, напротив, считали, что у него есть своя система, свое направление, которому он неуклонно следует.

Преобразователь, мечтающий о реформах вплоть до создания в России парламента, просветитель, открывающий новые университеты, гимназии и училища, соперник военного гения (Наполеона), уничтоживший его темную деятельность, ведущий неутомимо войну, не для покорения, а для освобождения народов - вот тот образ Александра I, названного благословенным, который встает перед нами.

Целью курсовой работы является изучение дипломатии Александра I.

В работе представлены такие задачи, как:

- дать характеристику Александра I как исторического лица;

- выявить особенности дипломатии  монарха;

- определить влияние преобразований  императора на ход истории.

 

ГЛАВА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVIII-XIX ВЕКОВ

 

1.1. Общая характеристика  Российской империи на рубеже XVIII —XIX вв.

 

Рубеж XVIII —XIX вв. — период, когда Российская империя достигла естественных географических границ на Европейском континенте, включая в себя не только значительную часть Азии, но и территории в Северной Америке — русскую Аляску. Но еще не определилось стремление преодолеть хребты Кавказа, а также утвердиться в Средней Азии. Более чем когда-либо ранее она оказалась вовлеченной в европейские дела, существенно влияя на решение проблем большой политики, на поддержание баланса сил на континенте.1

Это время, когда шло к закату «осьмнадцатое столетие» — век Просвещения. Идеи его зримо отразились в истории европейских монархий и, преобразившись в принципы политики «просвещенного абсолютизма» в Центральной и Восточной Европе, способствовали крушению монархии во Франции. Последнее событие нарушило столь ревностно охранявшееся весь век европейское равновесие.

Это эпоха, когда постепенно складывалось понимание того, что легитимная власть обязана основываться на законе, что именно в этом 
состоит ее главный видовой признак, а не только и не столько в освященном помазании на царство. Но одновременно происходила милитаризация власти, практически повсеместно, особенно же в Пруссии и России (со времени Павла I).

Наивная вера философов-просветителей во всемогущество разума, в изначальное равенство людей и естественные права личности реализовалась в политической практике конца XVIII в. казнью легитимного короля Людовика XVI и жуткими реалиями якобинского террора. Последнее немало способствовало излечению просвещенного европейца от идеальных мечтаний о равенстве и братстве. Но, эмигрировав из революционной Франции в самодержавную Россию, он с ужасом замечал, сколь широко распространены идеи рационалистической философии и просветительские убеждения в светских домах Петербурга, в среде дворянской молодежи. И аналогии с аристократическими салонами предреволюционной Франции казались ему устрашающими.

Но удивляться этому не приходится. Весь XVIII в. Россия неуклонно перенимала и усваивала западные технологии, формы организации промышленности и государственной власти, систему образования и воспитания, культурно-бытовой уклад и европейские языки, новинки моды и модные идеи.2 Правда, разные поколения русского дворянства различно воспринимали чужую культуру. И отношение к Европе демонстрировали всякий раз иное.

Во время царствования Петра I русский дворянин ездил на запад (чаще всего не по своей воле) учиться навигации и кораблестроению, артиллерийскому делу и точным наукам — вещам, необходимым для государственной службы. При Елизавете Петровне Европу посещали уже по собственному желанию и в основном затем, чтобы привезти домой новинки парижской моды и обретенный там же галантный политес. В царствование Екатерины освобожденное от обязательной службы дворянство, находясь под обаянием французского вольномыслия, — благо все литературные новинки беспрепятственно попадали в Россию, — поехало в Европу на поклон к философам.

Одновременно с Александром I в активную политическую жизнь вступали два-три поколения свободного от обязательной службы «непоротого» дворянства. Эта молодежь была воспитана и «французиками из Бордо», и образованными носителями идей Просвещения. А уже подрастали те из них, чьими наставниками стали отцы-иезуиты, появившиеся в России при Павле I после официального роспуска ордена и сумевшие убедить романтического русского императора в том, что они лучше, чем кто-то другой, способны воспитывать подрастающее поколение в консервативном, верноподданническом духе. Иезуиты принесли с собой не только экзальтированное религиозное чувство, но и сложившуюся систему воспитания и обучения, ориентированную на мобилизацию интеллектуальных возможностей воспитанников и на формирование деловых навыков и деятельностных жизненных установок. Поэтому они явились далеко не худшими воспитателями дворянской молодежи, если, конечно, не учитывать ревностной пропаганды католицизма. Среди будущих декабристов, кстати, многие прошли школу отцов-иезуитов.

 

 

1.2. Основные направления во внешней политике России на рубеже XVIII—XIX вв.

 

На рубеже XVIII—XIX вв. четко определились два направления во внешней политике России:

1) ближневосточное — борьба  за укрепление своих позиций  в Закавказье, на Черном море  и на Балканах и 

2) европейское — участие России  в коалиционных войнах против наполеоновской Франции.3

В 80—90-х гг. XVIII в. обстановка в Закавказье резко обострилась, когда Османская империя и Иран предприняли активную экспансию в Грузию. Вступивший на грузинский престол в 1798 г. Георгий XII обратился к русскому правительству с просьбой о покровительстве. Эта просьба русским правительством была принята. В результате в 1801 г. произошло вхождение Восточной Грузии в состав России. По манифесту Александра I царствующая в Грузии династия Багратидов лишалась престола, управление Картлией и Кахетией переходило к русскому наместнику. В Восточной Грузии вводилась царская администрация. В 1803—1804 гг. на тех же условиях в состав России вошли остальные части Грузии — Менгрелия, Гурия и Имеретия. Вхождение Грузии в состав России положило конец распрям в этой стране и обезопасило ее от внешней агрессии, угрожавшей полным физическим истреблением грузинскому народу, способствовало дальнейшему укреплению экономических и культурных связей с русским народом.

Присоединение Грузии столкнуло Россию с Ираном и Османской империей. Враждебное отношение этих стран к России подогревалось Англией, с тревогой следившей за успехами России.

В 1804 г. началась война с Ираном, в результате чего в течение 1804—1806 гг. основная часть Азербайджана была присоединена к России. Одновременно России предоставлялось право иметь на Каспийском море свои военные суда.

В 1806 г. началась война России с Османской империей, в результате которой к России отошла Молдавия, получившая затем статус Бессарабской области. Начало XIX в. было ознаменовано резким обострением международной обстановки не только на Востоке, но и в Европе.

К этому времени под властью Наполеона находилась почти вся Центральная и Южная Европа. Агрессивность Наполеона, перекроившего карту Европы, вовлекала в фарватер англо-французского соперничества многие европейские страны. В результате англо-французское соперничество приобрело общеевропейский характер и заняло ведущее место в международных отношениях этого периода.

Агрессивные действия Наполеона объединили против него европейских монархов. Но, объединяясь против Наполеона, они преследовали не только оборонительные, но и реставраторские цели. 11 апреля 1805 г. была заключена англо-русская военная конвенция, к которой присоединились Австрия, Швеция и Неаполитанское королевство. Однако против Наполеона были направлены лишь русские войска. Попытка Наполеона разгромить русскую армию потерпела неудачу. Командовавший русской армией М. И. Кутузов, учитывая четырехкратное превосходство Наполеона в силах, путем ряда искусных маневров избежал крупного сражения. Кутузов предлагал отвести русско-австрийские войска далее на восток, чтобы собрать достаточные силы для успешного ведения военных действий. Однако находившиеся при армии императоры Австрии Франц I и России Александр I настояли на генеральном сражении. Оно произошло 20 ноября (2 декабря) 1805 г. при Аустерлице и закончилось победой Наполеона. Австрия капитулировала и заключила унизительный мир. Коалиция фактически распалась. Русские войска были отведены в пределы России, и в Париже начались русско-французские переговоры о мире, в результате которых 8 июля 1806 г. был заключен мирный договор. Однако Александр I отказался его ратифицировать. В середине сентября 1806 г. была создана четвертая коалиция против Франции, в которую вошли Пруссия, Англия, Швеция и Россия.4

Не дожидаясь подхода русских войск, Пруссия начала военные действия. В середине октября в двух сражениях прусские войска подверглись полному разгрому. Серьезный характер носили сражения русских войск с французской армией в Восточной Пруссии. Хотя Наполеону и удалось оттеснить русские войска к Неману, но и он понес столь значительные потери, что не решился вступить в пределы России и сам предложил заключить мир. Встреча Наполеона с Александром I состоялась в Тильзите (на Немане) в конце июня 1807 г., в результате чего был подписан договор между Россией и Францией. По настоянию Александра I Наполеон согласился на сохранение самостоятельности Пруссии, однако территория ее была сокращена наполовину: Белостокская область переходила к России, а из принадлежащих Пруссии польских областей создавалось Великое герцогство Варшавское. В тот же день был заключен секретный русско-французский договор о наступательном и оборонительном союзе. Если Англия не примет мирных условий, предложенных ей Наполеоном, то Россия обязывалась прервать с ней дипломатические отношения и присоединиться к континентальной блокаде.

Союз с Францией и присоединение к континентальной блокаде, направленной против Англии, влекли тяжелые последствия для России. Союз с Францией втягивал Россию в фарватер агрессивной политики Наполеона. Присоединение к континентальной блокаде наносило большой ущерб экономике России, поскольку Англия была ее главным торговым партнером.

Условия Тильзитского мира вызвали сильное недовольство в русском обществе. Был нанесен серьезный удар по международному престижу России. Тягостное впечатление от Тильзитского мира в некоторой степени было "компенсировано" успехами в русско-шведской войне 1808—1809 гг. Война со Швецией началась 8 февраля 1808 г. В марте 1809 г. 48-тысячный корпус М. Б. Барклая-де-Толли, совершив переход по льду Ботнического залива, подошел к Стокгольму. 5 сентября 1809 г. в г. Фридрихсгаме между Россией и Швецией был заключен мир, по условиям которого к России переходили Финляндия и Аландские острова.

Финляндия получила автономию в рамках Российской империи в качестве Великого княжества Финляндского.

Наполеон рассчитывал, что заключение в 1807 г. союза с Россией обеспечивает ему "восточный тыл", тем более что Россия, связанная войнами со Швецией, Ираном и Османской империей, к тому же только что вышедшая из войны с Францией, не могла противостоять его агрессивной политике в Европе.

Однако противоречия между Францией и Россией углублялись. Присоединение к континентальной блокаде Англии сократило вывоз хлеба из России в 5 раз, а других товаров — почти в 2 раза. Резко сократился импорт в Россию из других стран. Систематическое нарушение Россией условий континентальной блокады было неизбежно. С другой стороны, Наполеон, нарушая условия Тильзитского мира, расширил территорию Варшавского герцогства и ввел в Польшу часть своих войск, тем самым подготавливая плацдарм для нападения на Россию.

Углубившиеся противоречия вызвали необходимость встречи Наполеона с Александром I в Эрфурте осенью 1808 г., где были подтверждены условия Тильзитских соглашений. Однако с этого момента противоречия между Россией и Францией не только не сгладились, но еще более обострились.

 

1.3. Российская империя  в войне 1812 г.

 

Новая война между Россией и Францией становилась неизбежной. Главным побудительным моментом к развязыванию войны было стремление Наполеона к мировому господству, на пути к которому стояла Россия. В планы Наполеона входило расчленение России путем отторжения от нее жизненно важных территорий: за участие в войне против России он обещал Пруссии Прибалтику, Австрии — Южную Украину, Турции — Крым и Грузию.5 В конечном итоге план Наполеона сводился к тому, чтобы лишить Россию того значения, которое она имела в Европе, ослабить ее и превратить в своего вассала. Для самой же России шла речь о сохранении своей государственной самостоятельности.

С 1810 г. началось перевооружение русской армии, укрепление ее западных границ. Против армии Наполеона Россия могла выставить около 320 тыс. солдат, но и те были рассредоточены по широкому (более чем 600-верстному) пространству вдоль западных границ: первая армия прикрывала петербургское направление, вторая — московское, третья — киевское направление. Кроме того, Петербург защищал Наварский корпус, а на юге России находилась Дунайская армия, которая обороняла юго-западные границы России.

К марту 1812 г. Наполеон завершил подготовку к вторжению в Россию. Его армия включала около 680 тыс. солдат, из них французы составляли немногим более 350 тыс. человек.

В ночь на 12 (24) июня 1812 г. армия Наполеона форсировала Неман и вторглась в пределы России. Основная центральная группа войск в составе 220 тыс. человек во главе с Наполеоном вела наступление на Ровно и Вильно.

Расчет Наполеона сводился к тому, чтобы использовать свое численное превосходство, разбить рассредоточенные русские армии поодиночке. В этих условиях единственно верным решением русского командования было избегать сражений, отвести и объединить обе армии, чтобы подготовиться к успешному контрнаступлению. Русские войска вели арьергардные бои, нанося значительные потери наступавшей французской армии. Трудности русских армий усугублялись отсутствием единого командования. 22 июля после тяжелых арьергардных боев армии Барклая-де-Толли и Багратиона соединились в Смоленске. План Наполеона разгромить поодиночке обе армии был сорван. 4—б августа произошло кровопролитное сражение за Смоленск. В ночь на 6 августа сожженный и разрушенный город был оставлен русскими войсками. В Смоленске Наполеоном было принято решение наступать на Москву, в решающем сражении разгромить русскую армию, занять Москву и продиктовать Александру I условия мира.6

8 августа под давлением тяжелых  военных обстоятельств и требований  широкого общественного мнения  Александр I подписал приказ о назначении главнокомандующим русской армией М. И. Кутузова. Через 9 дней Кутузов прибыл в действующую армию. Для генерального сражения Кутузов избрал позицию у деревни Бородино. 24 августа французская армия подошла к передовому укреплению перед Бородинским полем, где завязался тяжелый бой.

Бородинское сражение началось в 5 часов утра атакой на деревню Бородино и закончилось поздно вечером, когда Кутузов отдал приказ отойти на новую линию обороны. В результате Бородинского сражения обе армии понесли тяжелые потери: русские потеряли 44 тыс., а французы около 60 тыс. человек. Цель Наполеона — разгром русской армии — не была достигнута. Значительные потери и, главное, неприбытие обещанных резервов не позволили Кутузову на следующий день возобновить сражение. Он отдал приказ об отступлении к Москве.

Информация о работе Александр 1 как дипломат