Роль личности графа Алексея Федоровича Орлова в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:10, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы заключается в том, чтобы выяснить, какое влияние А.Ф. Орлов оказал на историю России.
Задачи:
Проследить становление личности, что на него повлияло;
Выделить основные жизненные и карьерные ступени;
Отметить основные заслуги перед государством;
Раскрыть уникальные личные качества, которыми он обладал.

Содержание

Введение 3
Жизнь и карьера 5
Дипломатическая деятельность 8
Личные качества 11
Заключение 14
Список использованных источников 15

Прикрепленные файлы: 1 файл

Orlov.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Алексей Федорович  Орлов – один из крупных вельмож николаевского правления в Российской империи. Описание его личности чаще всего исчерпываются фразами типа «любимец Николая», «участник подавления восстания на Сенатской площади», «консерватор», и с этим, конечно, трудно не согласиться. Но всё же на деле это гораздо более разносторонняя личность, участвовавшая в важнейших политических событиях того времени и максимально приближенная к императорскому престолу, что безусловно вызывает повышенный к нему интерес. В данной работе мы займемся всесторонним и углубленным изучением личности графа Орлова.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы выяснить, какое влияние А.Ф. Орлов оказал на историю России.

Задачи:

    • Проследить становление личности, что на него повлияло;
    • Выделить основные жизненные и карьерные ступени;
    • Отметить основные заслуги перед государством;
    • Раскрыть уникальные личные качества, которыми он обладал.

Для выполнения заданной цели и решения поставленных задач будут использованы интернет-ресурсы, содержащие различные виды источников и литературы.

Имя Орлова довольно часто упоминается в работах, освещающих вопросы внешней политики XIX века, особенно русско-турецкие отношения. Но здесь авторов интересует, прежде всего, событийная сторона, а не анализ той или иной личности. Исключение составляет Е.В. Тарле1. В своей монографии «Крымская война» он дает подробную характеристику, как деятельности, так и личности Орлова.

Государственная деятельность Орлова исследована еще хуже. Относительно подробная характеристика Орлова в этом плане содержится в монографии известного исследователя общественного движения XIX века М.К. Лемке2. Кроме рассуждений о профессиональной пригодности Орлова, Лемке анализирует его личные качества и отношения с императором Николаем.

И, наконец, основным и самым интересным исследованием  личности князя Орлова является работа Зизы Е.3, в которой она, на основе мемуаров и воспоминаний современников старается обрисовать перед читателем как внешний, так и внутренний психологический портрет А.Ф. Орлова. Это первая на сегодняшний день работа, посвященная данной теме.

Работа состоит  из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена жизни  и карьере А.Ф. Орлова, в ней дается биографическая справка; вторая глава подробнее рассказывает о его заслугах в качестве дипломата, защищавшего интересы России на международной арене; третья глава раскрывает внутренние качества личности А.Ф. Орлова.

 

Жизнь и карьера

 

8 (19) октября 1786 г. родился видный российский государственный деятель генерал от кавалерии князь Алексей Фёдорович Орлов.

Алексей Фёдорович  был внебрачным сыном Фёдора Григорьевича Орлова — одного из пятерых братьев, которых события 1762 года, приведшие к воцарению Екатерины II, выдвинули на авансцену политической жизни. И хотя Федор никогда не пользовался таким большим расположением императрицы, как его старшие братья, Григорий и Алексей, ему все-таки удалось выхлопотать дворянские права (передать родовой герб, фамилию (правда, без титула) и состояние) своим семерым «воспитанникам», включая и Алексея Фёдоровича.

Алексей Орлов  получил прекрасное домашнее образование, которое продолжил в привилегированном французском пансионе аббата Николя. В 1801 г. он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, а спустя три года был зачислен юнкером в Лейб-гвардии Гусарский полк и вскоре был произведён в корнеты.

Выбрав военную  карьеру Алексей быстро преуспел на этом поприще. В составе Гусарского полка Орлов принял участие в войнах с Францией в 1805 и 1806-1807 гг. Отличившись в знаменитом сражении под Аустерлицем, он был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». В 1809 г. штабс-ротмистр Орлов перешёл на службу в Лейб-гвардии Конный полк, в составе которого участвовал во всех важнейших сражениях Отечественной войны 1812 г. В Бородинском сражении он получил семь ран4 и был награждён за боевые заслуги орденами Св. Владимира 4-й степени и Св. Георгия 4-й степени. В качестве адъютанта Цесаревича Константина Павловича Орлов участвовал в заграничных походах русской армии и за отличия в боевых действиях был вскоре произведён в полковники и назначен флигель-адъютантом при императоре Александре I.

В дальнейшем карьера  Орлова развивалась стремительно: в 1817 г. ему было присвоено звание генерал-майора (военный чин IV класса «Табели о рангах»), спустя два года он стал командиром Лейб-гвардии конного полка, а в 1821 г. Орлов, произведённый к тому времени в генерал-адъютанты, стал командовать бригадой гвардейской Кирасирской дивизии с сохранением должности командира Конного полка.

В противоположность  своему младшему брату – декабристу Михаилу Орлову, одному из членов «Союза благоденствия», Алексей не разделял либеральных взглядов, охвативших в то время значительную часть русского общества, а был, насколько мог, их гонителем, особенно в среде военной молодежи. Твердость Орлова и умение поддерживать в своем полку строгую дисциплину особенно проявились в 1820 году, во время бунта Семеновского полка, а также в событиях 14 (26) декабря 1825 года. Именно в этот день доказал свою преданность престолу, когда одним из первых привёл свой полк присягнуть на верность Николаю I, а затем лично ходил в атаку на каре восставших. Эта дата стала главным поворотным пунктом его карьеры: его поведение настолько понравилось царю, что он простил ему даже родство с братом-декабристом5. Также за участие в подавлении восстания на Сенатской площади уже на следующий день Николай I наградил Орлова графским титулом.

Новый император  приблизил его к себе и удостаивал затем вниманием и расположением, граничащим с дружбой. Орлов пользовался полным доверием Николая и был посвящен во все перипетии внешней и внутренней политики России 20-50-х годов XIX века. К его услугам прибегали в самые ответственные моменты развития русско-турецких отношений, ему доверяли важные внутригосударственные поручения, он занимался крестьянским делом, учебными заведениями, словом, всеми насущными вопросами николаевского правления.

В 1828 г. Орлов  сопровождал императора на театр  военных действий начавшейся русско-турецкой войны, а затем в качестве командира конно-егерской дивизии участвовал в ряде сражений, за отличия в которых был награждён украшенным алмазами золотым оружием.

В 1836 г. Орлов стал членом Государственного совета, а затем  был назначен на должность попечителя Цесаревича Александра и сопровождал его в путешествиях по России и за границу. В 1839 г. Алексей Фёдорович был награждён орденом Св. Андрея Первозванного. В конце 1830-х начале 1840-х гг. Орлов, не занимая определённых должностей, был одним из самых приближённых к императору людей и пользовался безграничным доверием. В 1844 г. он заменил умершего графа А. Х. Бенкендорфа на посту начальника III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и шефа корпуса жандармов. На этой должности Орлов проявил себя как активный охранитель общества от западноевропейского либерального влияния. Во второй половине 1840-х гг. он был назначен председателем совета по военно-учебным заведениям, главноначальствующим над Лазаревским институтом восточных языков, председателем общества попечителей о тюрьмах, а также членом ряда комитетов и комиссий.

При императоре Александре II он также пользовался расположением  монарха. После возращения в Россию с Парижского конгресса 1856 г. Орлов, получивший княжеский титул, занял посты председателя Государственного совета и Комитета министров. Последней страницей в государственной деятельности Алексея Фёдоровича стало его участие в подготовке крестьянской реформы в качестве председателя Главного комитета для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии. Когда в 1856 году был учрежден «Негласный» (секретный) комитет, Орлов, как человек опытный в этом вопросе, был назначен в него первый с поручением составить список остальных членов Комитета и с правом председательства в отсутствие императора. Однако Орлов, будучи убеждённым противником освобождения крестьян, направлял все усилия к затягиванию процесса проведения реформы.

В начале 1861 г. пошатнувшееся  здоровье вынудило его уйти в отставку со всех занимаемых постов. Алексей Фёдорович Орлов скончался 9 (21) мая 1861 г. в Петербурге в возрасте 74 лет6.

В следующей главе наиболее подробно рассматривается дипломатическая  деятельность А.Ф. Орлова, поскольку  именно в ней он ярче всего проявил  себя.

 

Дипломатическая деятельность

 

Первая ответственная  миссия, выполненная А. Ф. Орловым  с большим успехом, была связана  с подписанием Андриапольского  договора, который увенчал победу России над Османской империей в 1829 году. Заключение русско-турецкого мира проходило в тревожной обстановке: западноевропейские державы ждали, продолжит ли Россия наступление на турецкую столицу с традиционно приписываемой российскому самодержавию целью занятия Константинополя и проливов. Русские войска, остановившиеся в Андриаполе, только ждали приказа. Мнения российских политиков и военных деятелей разделились. С одной стороны, близость турецкой столицы и полное отсутствие сопротивления турецких войск побуждали продолжать наступление. С другой – настораживала реакция европейских держав, готовых ввести объединенный флот в проливы для защиты Константинополя, а так же те непредсказуемые действия, которые могут повлечь за собой распад Османской империи. В случае крушения Османской империи России пришлось бы вместо «беспечных турок» иметь дело с европейскими державами, претендовавшими на господство в этом регионе.

В конечном счете, царское правительство сумело трезво оценить сложившуюся обстановку – в Петербурге возобладали сторонники умеренности. К тому же существование Османской империи представляется для России более выгодным, чем ее разрушение. Еще раньше император послал главнокомандующему И. И. Дибичу письмо, в котором предписывал кончить дело «прекрасным Андриапольским миром»7. Для его заключения в Андриаполь и прибыл А. Ф. Орлов.

На первом же совместном заседании с турецкими уполномоченными, состоявшемся 21 августа, Орлов убедился в том, что Османское правительство  не намерено заключать мир на русских  условиях. Россия считала, что османские  владения должны остаться неприкосновенными в Европе, но в Азии она требовала присоединения Анапы, Поти, Ахалциха и Ахалкалаки. Предусматривалась выплата Портой контрибуции в размере 10 миллионов голландских дукатов; проливы оставались открытыми для торговых судов России и других стран.

В ответ на выдвинутые требования, турки заявили о том, что могут  лишь подтвердить условия Анкерманской конвенции 1826 года, отмененной ранее  специальным указом султана. Признав  позицию турецкой стороны неприемлемой, Дибич отдал приказ возобновить  наступление: русские конные разъезды появились на расстоянии одного перехода от Константинополя.

Казалось, крушение Османской  империи было неизбежно. Но вмешались  представители других великих держав. Послы Англии и Франции в Константинополе  Р. Гордон и Г. Гомильтон направили письмо Дибичу, в котором сокрушались об участи христианского населения турецкой столицы в случае дальнейшего продвижения русских войск. Они так же приняли участие в экстренном совещании, собранном султаном для рассмотрения русских условий. Критическое положение, в котором находилась Османская империя заставило ее принять решение: продолжить переговоры.

Новый этап переговоров начался  в Андриаполе 31 августа. Заседание  длилось шесть часов, в течение которых Орлов неоднократно с блеском выходил из сложных ситуаций, грозивших прекращением переговоров и новыми отсрочками в заключение мира. И, наконец, 2 сентября 1829 года был заключен Андриапольский мир, имевший важное политическое значение для России8.

После заключения мира ближайшей  задачей русской внешней политики стало восстановление дружественных отношений с Османской империей. Царизм был готов сделать определенные уступки с тем, чтобы устранить иностранное вмешательство в русско-турецкие отношения и создать условия для сближения с Портой. С этой целью в Константинополь было направлено чрезвычайное посольство во главе с А. Ф. Орловым.

Вскоре по прибытии в Константинополь  Орлов снискал «особое расположение султана». Порта поспешила выполнить часть обязательств по Андриапольскому договору.

Деятельность чрезвычайного посланника в Константинополе получила одобрение его венценосного друга. «Я не могу даже сказать, как доволен Орловым, он, в самом деле, действует так, что удивляет даже меня, несмотря на мое расположение к нему», - писал император Дибичу в феврале 1830 года.

Новая миссия А. Ф. Орлова в  Турции была связана с Босфорской экспедицией 1833 года. Император Николай I опять прибег к его помощи для урегулирования дел на Востоке. К этому времени Орлов был наилучшим образом подготовлен для выполнения такого рода поручения. Он обладал достаточным опытом ведения переговоров с турками, пользовался большим авторитетом у членов османского правительства и доверием самого султана.

Орлов был послан в турецкую столицу в качестве чрезвычайного и полномочного посла при султане и главного начальника всех русских военных и морских сил в Турции. Основной задачей А. Ф. Орлова стало заключение союзного русско-турецкого договора, редакция которого была подготовлена в Петербурге и одобрена императором. «Никогда ни одни переговоры не велись в Константинополе с большею тайной, ни окончены с большей быстротой»9, свидетельствовал российский дипломат Ф. И. Брунов. В письме императорского кабинета султану Махмуду II говорилось о том, что после двухмесячного пребывания русской эскадры в Босфоре пришло время подумать о заключении «прочного и почетного» соглашения.

Информация о работе Роль личности графа Алексея Федоровича Орлова в истории России