Биография Павла Степановича Нахимова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 21:37, реферат

Краткое описание

За свою многовековую историю Российское государство неоднократно подвергалось агрессии. Русскому народу много раз приходилось с оружием в руках вести жестокие, и, подчас неравные сражения, в которых проявили свое полководческое искусство Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр Первый, Александр Суворов, адмиралы Василий Головнин, Дмитрий Сенявин, Павел Нахимов.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле. Поэтому мы должны знать вклад великих командиров в победу во время различных войн и сражений

Содержание

Введение
Глава 1. Биография Павла Степановича Нахимова.
Глава 2. Роль Нахимова в Синопском сражении
Глава 3 Героическая оборона Севастополя
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Нахимов.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

-----------------------------------------

  1. Сергеев-Ценский С.Н. «Синопский бой» Госполитиздат, 1944, с. 34
  2. Там же с. 86

 

неприятельский флот нельзя, только загубишь свои корабли. Но нельзя и

упустить неприятеля! В  руках маленькой эскадры русских  оказалась судьба всего Кавказа. «Я решился, — писал потом Нахимов, — тесно блокировать этот порт», 84-пушечные линейные корабли «Императрица Мария», «Чесма»,

«Ростислав» встали у входа  в бухту, закрыв собой выход из нее. Фрегат «Кагул» занял пост для наблюдения в нескольких милях от бухты, а

в Севастополь за помощью  со всей возможной быстротой пошло посыльное судно. Трудно сказать, почему турецкий адмирал не напал на русских,   имевших только 252 орудия. Он больше недели смотрел на них со своего фрегата «Ауни-Аллах».   Конечно, адмирал понимал, что три грозных стража откроют выход из бухты, только если погибнут... (1)

И вот пришла помощь: три 120-пушечных корабля и  фрегат под командованием  контр-адмирала Федора Михайловича   Новосильского.   Лил дождь, ветер был сильный и неблагоприятный. Но  Нахимов приказал готовиться к сражению. Приказ адмирала заканчивался словами, которые   мог   сказать только командующий, до конца уверенный в мужестве и мастерстве своих помощников: «...все предварительные наставления при переменившихся обстоятельствах могут затруднить командира, знающего  свое дело, и поэтому я предоставляю каждому совершенно независимо   действовать   по усмотрению своему, но непременно исполнить   свой долг». (2)

Теперь русские имели 8 кораблей: 6 линейных, 2 фрегата. На них 720 орудий,

в том числе 76 бомбических, снаряды которые взрываются внутри корабля.

Чтобы превосходство в артиллерии   еще увеличить, чтобы огонь был как можно губительнее, адмирал приказал начинать его с дистанции 300—600 метров. А во всех западных флотах было принято вести артиллерийский бой

-------------------------------------

  1. Морской атлас. Описания к картам. — М., 1959. — Т.З, ч. 1. — С. 531-541.
  2. Поликарпов В. Д. "П. С. Нахимов", М., 1960.

 

на расстоянии один-два километра.

   Русские корабли, стремясь быстрее сблизиться с противником, вошли в бухту двумя кильватерными    колоннами. Под градом ядер и книпелей они встали против турецких кораблей и сами  открыли ошеломляющий огонь.

Флагманский корабль «Императрица Мария», на котором находился Нахимов, сразился с турецким флагманом — фрегатом «Ауни-Аллах». Решительно атаковать и вывести из дела неприятельский флагман — такое правило ввел еще Ушаков. Через полчаса, не выдержав обстрела, «Ауни-Аллах» выбросился на берег. За ним выбросился на берег «Фазли-Аллах». В отдельные моменты на флот врага и его береговые батареи обрушивалось до 200 снарядов в минуту.

   Все корабли Нахимова сражались так же доблестно, как флагман.

И все же адмирал особо выделил корабль «Париж» и приказал поднять на мачте «Марии» сигнал с благодарностью. Но сигнальные фалы были перебиты. Адмирал послал шлюпку, и команда «Парижа» узнала о похвале начальника. А командовал доблестным кораблем капитан первого ранга Истомин, он вместе с Нахимовым  и Корниловым был в Наваринском сражении на «Азове». (1)

   Не прошло и трех часов, как неприятельская эскадра перестала существовать.

Были разбиты и все  береговые батареи. Турецкие корабли горели. Два из них

взорвались, засыпав город обломками. В городе начались пожары. Их никто не тушил, так как население ушло в окрестные деревни. Спастись удалось только пароходу «Таиф». На нем бежал контр-адмирал   Мушавер-паша — такой титул имел в турецком флоте английский советник капитан Адольф Слэд. Потери турок только погибшими составили около 3 тысяч, это из 4500,

----------------------------------

  1. Советская военная энциклопедия: В 8-й т./ Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. М.- 1979. - Т.7. - С. 278

 

находившихся в сражении. Было много пленных, в их числе сам вице-адмирал Осман-паша, раненный в ногу, и три командира фрегатов.

Русские потеряли 38 человек убитыми и 235 ранеными. Все корабли были целы, но имели много повреждений. Некоторые пришлось до самого Севастополя буксировать   пароходами, которые вскоре подошли к месту сражения. Дело это было трудное из-за сильного ветра и волн. Но эскадра Нахимова благополучно пришла в свою базу. Ей была устроена торжественная встреча — с поздравлениями, наградами и обедами для матросов на площади у Графской пристани, а для офицеров  в морском клубе.

Значение победы, одержанной при Синопе, видно из письма, которое послал

Нахимову командующий отрядом судов у Кавказских берегов   контр-адмирал Петр Вукотич: «С сердечным удовольствием имею  честь поздравить ваше превосходительство с блистательным истреблением неприятельской Синопской эскадры, великой грозы всего Кавказа... Быстрое и решительное истребление турецкой эскадры вами спасло Кавказ, в особенности Сухум, Поти и Редуткале,  покорением последнего

досталась бы в  добычу туркам Гурия, Имеретия и Мингрелия». (1)

     В Синопском сражении ярко проявился флотоводческий талант выдающегося русского флотоводца Павла Степановича Нахимова, развернулось его замечательное дарование   талантливого командира. Об этом говорят решительные действия его эскадры при уничтожении неприятельского флота в его базе, искусное развертывание кораблей и применение ими "бомбических" пушек. Достаточно прочесть приказ Нахимова от 17 ноября, чтобы убедиться в том, что Синопский бой был так блестяще выигран потому, что в нем каждый участник, проникнувшись волей к победе, исполнял в точности намеченный план начальника эскадры.

   --------------------------------

  1. Давыдов Ю. В. "Нахимов", М., 1970. с 347

 

 

   Воля к победе участников  Синопского  боя, и особенно командира, была настолько велика, что никто и ничто не препятствовало Нахимову исполнить задуманное. Но чтобы исполнить задуманное, надо было подумать об очень и очень многом. И вот о том, как Павел Степанович распорядился наличными средствами, и состоит его заслуга.

   Благодаря великому таланту флотоводца,  Нахимов смог рассредоточить корабли в Синопской бухте так, что они закрыли вход в нее и могли вести прямую стрельбу по турецким кораблям. Во всех битвах он удивительным образом соединял сушу и море, которые становились «союзниками» русских. Это искусство Нахимова еще долго будут изучать в военно-морских академиях.

    П.С.Нахимов обладал большими военными дарованиями; отличался смелостью и неординарностью тактических решений, личным мужеством и хладнокровием. В бою стремился максимально избежать потерь. Огромное значение придавал боевой выучке матросов и офицеров.

  Характерными чертами военно-морского искусства адмирала Нахимова в этом бою являются:

  1. Тщательное изучение и точный анализ всех элементов обстановки, в которой должен был произойти бой, и принятие плана боя в соответствии с конкретными условиями обстановки.
  2. Одновременная атака двумя колоннами, нацеленными в центр боевого порядка противника с точным распределением целей после занятия диспозиции.
  3. Нанесение первого удара по флагманскому кораблю турок, что при

--------------------------------

  1. Энциклопедия военных и морских наук: В 8-й т. / Под общ. ред. Г.А. Леера. - СПб., 1895.   С. 119

 

  низких моральных качествах противника способствовало скорейшей победе.

  1. Отсутствие боязни береговых батарей неприятеля, которая была характерна для иностранных флотов.

    Нахимов поступил так, как и следовало поступить дельному человеку. Он был озабочен не умалением «чужеродных» теорий, а жизнью своих подчиненных, соотечественников. И не в этом ли подлинный патриотизм, подлинное сердце?

Теперь о качествах  русских моряков. Их мужество бесспорно. Но даже святой Георгий поразил змия не гневным взглядом, а гневным  копьем, то бишь орудием вполне материальным. Разве год спустя Севастополь обороняли не те же синопские герои, не их товарищи? Разве год спустя пожухли боевые качества? А Севастополь пришлось оставить. И как раз в силу подавляющего преимущества противника. (1)

Повторяем, заслуга Нахимова в том, как  он распорядился наличными средствами. А распорядился адмирал в высшей степени мастерски.

Сверх глубокого знания военно-морского искусства и военно-морского дела, сверх проникновения в то, что теперь называют моральным фактором, Нахимов обладал чрезвычайно  важным свойством – он не страдал презрением к противнику. (2)

Презирать (а значит, недооценивать) врага вольны одописцы и карикатуристы, но не политические или военные деятели. Презрение к 

------------------------------------------

  1. История военно-морского искусства / Отв. ред. В.И. Ачкасов. — М., 1954. - Т.2. - С. 144
  2. Там же с. 171

 

противнику в родстве  с фанфаронством. Худшего советчика  не сыскать.

   Глупость противника предполагает глупец. Неглупец предполагает в противнике ум и опыт. Обдумывая план сражения, движение в Синоп и диспозицию на рейде, Нахимов обдумывал еще и контр-действия Осман-паши, как бы меняясь местами с турецким флагманом.

Павел Степанович не успел  оставить мемуаров (да и навряд оставил  бы, переживи войну), не написал он после  Синопа (насколько известно ныне) частных писем.

Ни единый луч не проникает  из адмиральской каюты линейного  корабля «Императрица Мария», где  Павел Степанович мысленно создал то, что практически осуществилось  на Синопском рейде. Ни на другой день, ни после ни словом не выдал он того, что происходило в его душе накануне сражения.

И все же можно утверждать: он не был спокоен. Ибо еще не был  тем монументом, который высится  теперь в Севастополе, рядом с  Графской пристанью.

Всякое сражение, как  бы оно «арифметически» ни обосновывалось, оставляет лазейку Случайности. Всякое сражение в какой-то степени подвержено игре счастья и несчастья, капризам и неожиданностям.

Сражение – высшее напряжение телесных и душевных сил. Высшее испытание накопленного в  минувшем. Вершина, куда нет торных троп, какими бы наставлениями, инструкциями, уставами и прочими ни был оснащен сражающийся.

------------------------------------

  1. Поликарпов В. Д. "П. С. Нахимов", М., 1960.

 

    Наконец, для человека по имени Павел Степанович Нахимов грядущий бой был личным боем: он сам шел в схватку, а не парил в отдалении. Он шел в огонь, как и тысячи его товарищей. Не бесславием или разжалованием, не высочайшим неудовольствием или выговором могло все обернуться для него, но смертью. (1)

Нахимов «за отлично усердную службу, познания, опытность и неутомимую деятельность», проявленные при проведении операции, был награжден орденом Святого Владимира 2-й степени. Награды получили другие участники сражения, победу широко отмечала вся Россия. Но вице-адмирала не радовала награда: он переживал тот факт, что становился виновником грядущей войны. И его опасения имели вполне прочные основы. Получив предлог для вмешательства и поддержку возбужденного общественного мнения, правительства Англии и Франции отдали приказы, и 23 декабря англо-французская эскадра вступила на Черное море. (2)

Однажды, еще в мирное время, корабль «Силистрия» едва не столкнулся с другой громадиной. Минута была жуткая. Нахимов всех отослал  за грот-мачту, сам остался на юте, почти уж под сенью гибели. Его умоляли уйти. Он был неподвижен. Когда корабли чудом разминулись, у Павла Степановича спросили, зачем, почему он поступил так, как поступил. Нахимов ответил: «Такие случаи представляются редко, и командир должен ими пользоваться! Надо, чтобы команда видела присутствие духа в своем начальнике. Быть может, мне придется идти с нею в сражение, и тогда это отзовется и принесет несомненную пользу».

«С нами Бог, и сам  Нахимов с нами, он не даст нам, братцы, потонуть!» – 

----------------------------------------

  1. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XlX века. Саратов, 1994
  2. Морской атлас. Описания к картам. — М., 1959. — Т.З, ч. 1. — С. 531-541.

 

пели черноморские матросы. И в этих простых словах была великая правда.

   К Нахимову вполне можно отнести похвалу Ключевского, адресованную Суворову: он создал «из машины, автоматически движущейся и стреляющей по мановению полководца», «нравственную силу, органически и духовно сплоченную со своим вождем». (1)

Сразу после   сражения Адмирал торопился покинуть Синоп: у победителя не было ни малейшего желания повстречаться с союзниками Турции. Едва закончив ремонтные работы, корабли начали выбирать якоря – занялось ненастное утро, ноябрь, двадцатое. За кормой оставался рейд, обугленный массою обломков, пустынный рейд, где уж не было ни одного из пятнадцати вражеских кораблей; оставался берег с разрушенными батареями, усеянный головешками и трупами; оставался искалеченный, дымящийся город.

Современники высоко оценили подвиг русских моряков  и их флотоводца. Нахимову был пожалован высочайший рескрипт от Николая I, в котором говорилось: «Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись русского флота новой победой, которая навсегда останется памятной в морской истории. Исполняя с истинною радостью постановление статута, жалуем Вас кавалером Святого Георгия II степени большого креста». (2). Так высоко было оценено флотоводческое искусство Нахимова. 
Федеральным законом от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ день победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова в Синопском сражении объявлен Днем воинской славы России. 

--------------------------------------

  1. Энциклопедия военных и морских наук: В 8-й т. / Под общ. ред. Г.А. Леера. - СПб., 1895. - Т.7. с. 128
  2. Там же с. 165

 

 

Глава 3. Героическая оборона Севастополя

23 ноября эскадра Нахимова  прибыла в Севастополь.

После Альминского сражения в Севастополе сложилось угрожающее положение. Нахимов отдал приказ: «Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в командирах, офицерах и командах, что каждый из них будет драться как герой». (1)

Информация о работе Биография Павла Степановича Нахимова