Жизнь и творчество Виктора Михайловича Васнецова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:07, реферат

Краткое описание

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году в одном из сёл Вятской губернии. В городе Вятке прошла его ранняя юность. В Вятской губернии издавна процветали по сёлам кустарные промыслы, далеко шла слава об искусных вятских умельцах, о резной деревянной утвари, расписной посуде, нарядных глиняных игрушках и кружевах тончайшего плетения. Странники, богомольцы, монахи не раз заходили в дом священника Васнецова – отца будущего художника.

Прикрепленные файлы: 1 файл

nReferat.ru - Zhizn I Tvorchestvo Viktora Mihaylovicha Vasnecova 1848 1926.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

     Васнецов  выбрал единственно правильный  путь. Также как Римский-Корсаков  использовал для своей музыки  к опере народные мотивы, художник  создавал эскизы костюмов и декораций, взяв за основу народное творчество.

     Бережно относясь к творческим мечтаниям Васнецова, Мамонтов вскоре заказал ему для правления Донецкой каменноугольной железной дороги три картины на сказочно-былинные сюжеты: «Три царевны подземного царства» (1879), «Ковёр-самолёт» (1880), «Битва русских со скифами» (1881). В 1880 году Васнецов закончил полотно на сказочную тему, давно им задуманное и сразу одобренное Мамонтовым. Это был «Ковёр-самолёт». Посетители Передвижной выставки с некоторым недоумением останавливались перед большим полотном. Сюжет казался непривычным. На картине был изображён Иван-царевич с Жар-птицей на ковре-самолёте. Плавное скольжение сказочного ковра в воздухе уподобляется и движению облаков, и полёту испуганных сов, и вместе с тем этот ковёр-самолёт, с уверенно стоящим на нём вполне реальным молодцем, не вызывает недоумения и неловкости.

     Неподалёку  от Абрамцева находился небольшой  пруд. Он густо порос осокой и казался немного колдовским, сказочным; вода его была тёмная и неподвижная, как в омуте, на берегу осели покрытые мхом валуны. Васнецов любил постоять здесь, прислушиваясь к невнятному шороху листьев. Может быть, у этого пруда и пригрезилась художнику бедная простоволосая девочка, печально и заворожено смотрящая в тёмные воды омута. Васнецов в своей картине (1881) не следовал строго фабуле известной сказки об Алёнушке, он хотел передать через этот облик девочки-крестьянки красоту и поэзию преданий о душевной красоте русской женщины, её долготерпении, самопожертвовании, о горькой судьбе. Его Алёнушка сидит, печально поникшая, на берегу заросшего пруда, со своим невысказанным горем, одинокая и гонимая.

     В 1882 году художник возобновляет свою работу над «Витязем на распутье». Тема эта занимала его давно, так же как «Богатыри». «Витязь на распутье» (1882) – одно из самых вдохновенных созданий Васнецова. Художник не только сумел воплотить в картине красоту народной поэзии, но каким-то особым чутьём проникнуться чувством и настроением человека Древней Руси. Кажется ничто не в силах нарушить безмолвие, пришедшее к нам из глубины веков. Во всей картине слышится чуть печальная нотка о невозвратимости ушедшего.

     В 1889 году  ещё одно из своих монументальных  полотен – «Иван-царевич на  Сером волке». Эта картина написана на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок. Васнецов работал над картиной главным образом в Киеве, а этюды к пейзажу были им исполнены в Абрамцеве.

     Известность  Васнецова возрастала, может быть, несколько медленно, но неуклонно. Особенно популярным имя художника стало после постановки «Снегурочки», за ним закрепилась слава «историка на фантастический лад», как он сам себя называл. К Васнецову обратились московские археологи и историки с просьбой исполнить несколько сцен из эпохи людей каменного века для Исторического музея. Профессору археологии А.В. Прахову казалось, что именно этот художник, наделённый чудесной способностью проникать душой в былые века, сможет справиться со столь сложной задачей. Васнецов растерялся: одно дело былинная Русь – это для него близко, но первобытная эпоха… Уже отказавшись от предложения, он вдруг ясно представил всю сцену – он изобразит охоту на мамонта и буйное пиршество предков. В «Каменном веке» (1885) Васнецову понадобился весь его талант монументалиста, чтобы сохранить ритм отдельных сцен, добиться, чтобы его панно, несмотря на свой вполне реалистический характер, были выдержаны в декоративном стиле, отвечающем их прямому назначению – украшать залы музея.

     После удачного  завершения «Каменного века» Васнецов был приглашён А.В. Праховым в Киев для участия в росписи Владимирского собора. Художник понимал, сколь велика ответственность, которую он возлагает на себя, и какая огромная и сложная работа ожидает его в соборе, и всё же считал, что пройдёт не такой уж большой срок, когда он сможет вернуться к завершению прежних замыслов. Он рассчитывал завершить работу за три года, на самом же деле на создание эскизов и самой росписи ушло десять лет напряжённого труда. Прежде чем приступить к эскизам, Васнецов отправился в Италию, где он познакомился с образцами византийской мозаики. Возвратившись из путешествия, он в Абрамцеве написал основные эскизы для фресок, а в 1885 году выехал в Киев. Для Васнецова – человека, глубоко верующего, - роспись храма представлялась выполнением высоконравственного долга, вместе с тем он не мог не почувствовать, что в пышной отрешённости храма не сможет до конца быть понятым и близким народу. В композициях, созданных Васнецовым в Киеве, явно отразилось это состояние душевной растерянности. Последние месяцы работы в Киеве художник с нетерпением ждал, когда он сможет возвратиться в Москву и очутиться в дорогом ему Абрамцеве. «Я чувствую усталость общую, в особенности душа устала…» - жаловался друзьям Васнецов. Осенью 1896 года он наконец возвращается в Москву и полностью посвящает себя окончанию картины «Богатыри».

     «Богатыри» - одно из примечательных явлений  отечественной живописи. Созданию  этой картины Васнецов посвятил  почти все годы своего зрелого  творческого пути. Первый набросок в карандаше был сделан ещё совсем юным художником в 1871 году, и лишь в 1898 году полотно заняло своё почётное место в собрании Третьякова. Вплотную к работе над «Богатырями» Васнецов приступает летом 1881 года в Абрамцеве. Работа над полотном продолжалась непрерывно в Москве, картина кочевала с ним из квартиры в квартиру. «Богатыри» Васнецова – плоть от плоти того народа, которому он посвятил и завещал их. Он терпеливо выискивал модели для картины среди городской толпы и среди крестьян. Однако образы, созданные художником, далеки от обыденности, они овеяны героическим дыханием народных преданий. Васнецов был особенно озабочен центральной фигурой, изображающей Илью Муромца, прообразом для которого послужил крестьянин Иван Петров. Глубоко патриотический замысел полотна – представить богатырскую заставу у границ родной земли, изобразить бесстрашных защитников своего народа. Картина пронизана внутренней динамикой, скрытой, уверенной силой. Это замечательное творение художника-гражданина, мощное по духу, совершенное по своим идейным и художественным достоинствам, ставшее национальной гордостью русской культуры.

     Васнецов с друзьями не раз посещал Кремль. Поиски примет давно ушедших времён не могли не привлечь его внимания к колоритной исторической личности Ивана Грозного. В 1897 году Васнецов заканчивает картину «Царь Иван Васильевич Грозный», где Иван Грозный представлен во весь рост так, что зритель вынужден смотреть на него снизу вверх.

     Давней  мечтой Васнецова было создание цикла картин «Поэма семи сказок», куда должны были войти полотна на темы популярных народных сказок. Самое удачное из этих полотен «Царевна-Лягушка»; царевна плывёт по кругу в плавном танце, темп всё убыстряется, и вот уже музыканты сами готовы пуститься в пляс.

     В последней трети XIX века в русском искусстве всё более явственно ощущается стремление отойти от неприглядной реальности и найти прекрасное за пределами повседневной обыденности. В художественном творчестве наблюдается тенденция к использованию авторами фольклорных и мифологических сюжетов в своих произведениях. В конце 90-х годов Васнецов создаёт декоративные панно «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896) и «Гамаюн, птица вещая» (1897), долженствующие изобразить некие символические существа. Панно понравились публике; особенно хорошо они были приняты в модных художественных салонах. Полотна эти были созданы уже зрелым мастером, с огромным опытом работы, приобретённым при росписи Владимирского собора. Выполнение декоративного убранства собора принесло ему огромный успех.

     Приверженность  Васнецова к красоте былинной  Руси, к самобытному крестьянскому  искусству, уходящему корнями  в мифологическую старину, получила  своё воплощение в тех немногих  архитектурных работах, которые  были им осуществлены. Наиболее  значимая среди них – это фасад Государственной Третьяковской галереи. Не всё, созданное Васнецовым в области архитектуры, оказалось равноценным, но он и здесь стремился показать, как поэтично и самобытно народное творчество Древней Руси.

     С мольберта  художника сходило не так уж много портретов, и в основном они были написаны с близких людей, а раскрыть существенные черты их натуры ему помогал не столько зоркий глаз портретиста, сколько сердечное общение со своими моделями. «Портреты-лики» - это очень точное определение Асафьевым васнецовских портретных работ, под него особенно подходит «Портрет сына» (1892).

     Последние  годы своей жизни Васнецов  уже не брался за значительные  полотна, но по-прежнему всё  свободное время проводил в  мастерской. Не всё, что создано Васнецовым, равноценно и значительно, и он не избежал ошибок и заблуждений. Однако он был истинно национальным художником. Его творения пробуждают одно из самых возвышенных чувств человека – чувство любви к родной земле. Передать в своих творениях величие своей земли, духовную красоту и мудрость своего народа Васнецов считал своим творческим долгом и остался верен этому долгу до конца.




Информация о работе Жизнь и творчество Виктора Михайловича Васнецова