Выставка одного шедевра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить и описать развитие новгородской иконописной школы и один из её шедевров – икону Донской Богоматери.
Объектом исследования является новгородская школа иконописи, а предметом – икона Донской Богоматери.
Исходя из этого, задачи курсовой работы следующие:
- изучить литературу и дать характеристику новгородской школы иконописи.
- дать характеристику сюжетам икон и иконописным композициям
- изучить творчество Феофана Грека как предполагаемого автора иконы Донской Богоматери

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........4
1 НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ. СТАНОВЛЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ…………………………………………………………………….7
2 ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ДОНСКОЙ БОГОМАТЕРИ – ШЕДЕВР
НОВГОРОДСКОЙ ИКОНОПИСНОЙ ШКОЛЫ…………………………...21
2.1 Феофан Грек как предполагаемый автор иконы……………………….....22
2.2 Икона Донской Богоматери. «Умиление» / «Успение»…… …………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Прикрепленные файлы: 1 файл

МКиИ - Икона донской богоматери - 5.doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ФЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ФГОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА и СКС

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по курсу МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

 

ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА

 

 

Руководитель работы:

 

к.п.н., доцент

 

Нохрина Н. Н.

 

____________________

 

«___»_______________2008

 

 

Автор работы:

 

 

 

___________________

 

«___»______________2008

 

Челябинск

2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........4

1 НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ. СТАНОВЛЕНИЕ И                

   РАЗВИТИЕ…………………………………………………………………….7

2 ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ДОНСКОЙ БОГОМАТЕРИ – ШЕДЕВР

   НОВГОРОДСКОЙ  ИКОНОПИСНОЙ ШКОЛЫ…………………………...21

2.1 Феофан Грек как предполагаемый автор иконы……………………….....22

2.2 Икона Донской Богоматери. «Умиление» / «Успение»…… …………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….....32

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1……………………………………………………………………33

Приложение 2…………………………………………………………………....34

Приложение 3…………………………………………………………………....35

Приложение 4……………………………………………………………………36

Приложение 5…………………………………………………………………….37

Приложение 6…………………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     

Древнерусская  живопись – живопись христианской Руси –  играла в жизни общества очень  важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и  этой ролью был определён её характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит христианское «слово».

    Прежде всего, это Священное писание, Библия («Библия» по-гречески – книги). Книги, созданные согласно христианскому вероучению. Священное писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и несколько произведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета. Затем – многочисленные жития святых (биографические повести о них). Важное место в христианском слове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографические произведения, посвящённые событиям и лицам Священного Писания, святым и событиям их жизни.

       Воплотить  слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приёмов, создав невиданную ранее систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

     «Образ»  по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске (этому смыслу отвечает и существующее параллельно русское название икон – образа). На Руси иконы  писали на липовых и сосновых досках. Сверху икону покрывали олифой – веществом на основе растительного масла, образующим плёнку. Олифой в старину пользовались вместо лака, но мастера не знали, что со временем  (через 80- 100 лет) олифа темнеет, а значит, темнели и написанные ими иконы. На Руси существовало несколько способов избавляться от таких «непригодных» икон: их пускали в половодье по реке ликом вверх или выносили на перекрёсток  и после молебна сжигали. Часто доску с потемневшим изображением «записывали» новой живописью, сохраняя, таким образом, на века древнюю. Реставраторы, расчищая иконы,  обнаруживали под верхним слоем несколько слоёв более поздней живописи.

   Когда в начале ХХ века, очищенные от позднейших наслоений, иконы засияли во всей яркости и чистоте своих красок, особое восхищение вызвали иконы новгородского письма. Слава этих икон была столь велика, что многие ценители считали новгородскими чуть ли не все лучшие древнерусские иконы.

  В широком смысле  иконой,  то есть образом, воплотившим слово, являются и изображения, неотделимые от самих зданий храмов; мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла; фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке; миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

     В русской иконописи XIV - ХV веках были три крупные иконописные школы – новгородская, псковская и московская. Их произведения, особенно на зрелом этапе развития, действительно были отмечены общими чертами. Ни Ростов, ни Суздаль, ни Тверь, ни Нижний Новгород школ такого значения и такого масштаба не создали, хотя в них работали отдельные мастерские и были свои кадры иконописцев. Но до высокого художественного уровня творений Новгорода, Пскова и Москвы им не суждено было подняться.   

      В течение  долгих веков древнерусская живопись  несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала необычайную, невиданную, неповторимую красоту. 

    Цель курсовой работы – изучить и описать развитие новгородской иконописной школы и один из её шедевров – икону Донской Богоматери.

  Объектом исследования  является новгородская школа иконописи, а предметом – икона Донской Богоматери.

  Исходя из этого,  задачи курсовой работы следующие:

-  изучить литературу  и дать характеристику новгородской школы иконописи.

- дать характеристику  сюжетам икон и иконописным  композициям

- изучить творчество Феофана Грека как предполагаемого автора иконы Донской Богоматери

- описать исторические  предания, связанные с иконой Донской Богоматери

- описать лицевую  и оборотную стороны иконы.

     Теоретической базой курсовой работы является литература по древнерусскому искусству, литература по творчеству Феофана Грека, литература по сюжетам и образам древнерусской живописи, литература с описанием иконы Донской Богоматери.

     Методы курсового исследования аналитический и компилятивный (анализ литературы, подбор литературы для курсовой работы); синтетический (обобщение собранных сведений). 

     Таким образом, курсовая работа состоит из введения, двух глав, двух параграфов, заключения, приложений и библиографического списка источников.

 

 

 

 

 

 

1. НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ

 

Киевская художественная школа  была единственной и определяющей развитие древнерусского искусства. Однако в ХII столетии на Руси усилились княжеские распри и междуусобицы, которые мешали мирному развитию и ставили под угрозу государственную независимость страны. Различные русские земли становились всё более самостоятельными по отношению к Киеву. Эти перемены влияли на материальную и духовную культуру древнерусских княжеств, которые постепенно обосабливались. В каждом из них формировался свой особый эстетический климат, вырабатывались собственные художественные идеалы, новое понимание и выражение красоты. Именно период раздробленности породил отличные от киевской формы христианской культуры и искусства Владимира и Суздаля, Смоленска и Полоцка, Галича и Владимира-Волынского, Новгорода и Пскова. Наиболее крупной художественной школой была Новгородская.

  

 

  В 1136 году Новгород Великий стал столицей вечевой республики. Демократическая торгово-ремесленная среда повлияла на искусство и наполнила его своеобразным жизненным содержанием.

     В ХII веке Софийский собор переходит во владение новгородского епископа. Был  построен Георгиевский собор Юрьева монастыря. Воздвигается много храмов не огромных размеров, а одноглавых домовых церквей, менее парадных, но продолжающих и развивающих новгородскую архитектурную традицию предельной лаконичности и пластической выразительности.

      Новгород  в основном был деревянным  городом, но из его памятников  архитектуры дошли до нас только каменные. Новгород, избежавший ужаса монголо-татарского разорения, стал жертвой разорения, учинённого на нашей земле фашистскими захватчиками. Были разрушены прославленные памятники новгородского зодчества. Такие как храмы Спаса-Нередицы, Успения на Болотовом поле, Спаса на Ковалёве, Михаила на Сковороде, Благовещения на Городище с их бесценными фресками.

     Среди дошедших  до нас самых ранних новгородских  икон имеются шедевры мирового значения. Например, «Ангел Златые Власы» (Русский музей) (Приложение 2), « Устюжское Благовещение» (Третьяковская галерея), «Спас Нерукотворный» (Третьяковская галерея) (Приложение 2). Народное влияние в новгородском искусстве заметно в иконе « Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (вторая половина ХII века), персонажи которой очень выразительны в своей простоте.

     Новгородская  живопись отмечена в конце ХII века характерным новшеством. Исчезают восходящие к византийско-киевской живописной традиции мягкие светотеневые переходы, придававшие объёмность образу. Их сменяют резкие белые блики, своим сплетением подчас образующие своего рода орнамент, исполненный волнующей выразительности, усиливающий эмоциональное воздействие изображения.

    Новгородская иконопись вступает на путь, который приведёт её к расцвету.

    Образ святого  видоизменяется, обретая совершенно новые черты.

    Две знаменитые  новгородские иконы св. Николая:  одна, написанная в самом начале, другая – в самом конце ХIII в., дают нам наглядное представление о происшедший за этот промежуток времени эволюции новгородского искусства в сторону его приближения к русскому народному мироощущению.

   Первая икона  (Третьяковская галерея) – великолепное  произведение искусства. Византийская иконография создала аскетический облик Николая Чудотворца, несгибаемого ревнителя веры, отрешённого от мирской суеты, сурового догматика (Приложение 3). Таким изобразил его новгородский художник, заострив и углубив черты греческого прототипа.

  Вторая икона, написанная в 1294 году мастером Алексеем Петровым (Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник), совершенно уникальна. Это первое произведение русской станковой живописи, имеющее подпись художника. Округлое русское лицо, все детали выявлены плавными линейными очертаниями. Милостивым, снисходительным, доброжелательным – вот каким представлялся русскому человеку той поры истинный святитель.

     Счастливо избегший татарского нашествия Новгород испытал в XIV–XV веках блестящий экономический и культурный расцвет. Этот свободный город с крепкой ремесленной прослойкой вел широкую заморскую торговлю и энергично колонизовал обширные земли Севера, неизменно обогащавшие новгородцев. Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В век, когда оказались почти прерванными культурные и торговые связи с Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из-под византийских влияний. Это подготовило почву для широчайшего усвоения народных мотивов и народных форм, в результате чего новгородская живопись сделалась в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной.

   В силу своей дешевизны икона была более демократическим искусством; икону легко мог заказать и сравнительно небогатый человек. Жители Новгорода охотно заказывали иконы для возводимых в большом количестве деревянных и каменных храмов. Этот процесс начался уже в XII веке, но своего полного развития он достиг лишь в XIV столетии. В ранние же времена ведущая роль принадлежала княжеским и архиепископским мастерским. Теперь рядом с храмами возникают мастерские, обслуживающие гораздо более широкие круги новгородского населения, в том числе и крестьян обширных северных территорий. В Новгороде производство икон «на экспорт» быстро становится доходной профессией, и смекалистые новгородцы не преминули сделать для себя соответствующие выводы. Вероятно, князья, утратившие былой политический вес и экономическое значение, уже не имели на этом этапе своих придворных мастерских. Они более не выступают заказчиками дорогих росписей, их сменяют всесильные богатые бояре. И если монументальная живопись Новгорода оставалась весь XIV век в орбите византийского понимания формы, то в иконе быстро кристаллизуется новый художественный язык с ярко выраженными новгородизмами.                                           

В первой половине XIV века, несомненно, писались иконы, еще весьма архаические по строю своих форм. К их числу относятся такие вещи, как «Сошествие во ад» (Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник) (Приложение 4), краснофонный «Никола» (Эрмитаж), «Борис и Глеб» (Исторический музей в Москве) (Приложение 4), а также две житийные иконы из Русского музея — «Георгий» (Приложение 4) и «Николай Чудотворец». Все эти иконы не обнаруживают близкого стилистического сходства, но они принадлежат к одному направлению, представляя ранний этап в развитии новгородской станковой живописи XIV века, еще глубоко коренящейся в художественной культуре предшествующего периода.     Особенно интересно появление житийных икон, занесенных на Русь из Византии.    Обычно на среднем поле изображается святой в рост либо по пояс, а в боковых клеймах размещаются сцены из его жития. Сюжеты этих сцен нередко восходили к апокрифическим источникам, что давало художнику возможность более вольного их толкования. Но никогда сцена из жития святого не превращалась в простую жанровую сцену. В ней всегда сохранялась дистанция между миром идеальным и миром реальным, всегда умозрительное начало властно напоминало о себе. Явленные молящемуся действия протекали в замедленном темпе, как бы вне времени и вне пространства. Тем самым житийные сцены приближались к своего рода идеограммам, скорее намекавшим на изображенный эпизод, нежели передававшим его со свойственной развитому реалистическому искусству обстоятельностью. К разряду таких житийных икон относятся как раз иконы Русского музея, исполненные в начале XIV века. Их художественный язык предельно лаконичен, архитектурные кулисы сведены до минимума, доминирует чистый цвет с излюбленным новгородцами противопоставлением красного и белого. Икона Николая Чудотворца написана очень мягко, в то время как житийная икона Георгия — в жесткой, почти «плакатной» манере. На полях представлены различные сцены мучений Георгия, на среднике — развернутый вариант чуда Георгия о змие с царевной Елисавой, с ее родителями и епископом, выглядывающими из башни. Все основные элементы этой композиции встречаются уже на известной фреске XII века в церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Но тот оттенок сказочности, который был свойствен росписи, еще более усилился на иконе с ее контрастами масштабов, своеобразным парением фигур в воздухе и наивной повествовательностью. Царевна кажется игрушечной, таким же выглядит и дракон, послушно ползущий за Елисавой. В Георгии нет ничего подчеркнуто воинственного: хотя в правой руке его виднеется копье, он им никого не поражает, а несется вскачь, как бы устремляясь на своем белом коне в поле, чтобы охранять крестьянские посевы.

Информация о работе Выставка одного шедевра