Ритуальный танец в истории развития различных культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в рассмотрении и изучении особенностей ритуальных танцев народов разных культур.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются исследование, изучение и систематизация ритуальных танцев народов разных культур.

Содержание

Введение……………………………………………..…….…....……..…………….3
Раздел 1. История возникновения и развития ритуальных танцев у народов разных культур…………….5
1.1 Место и роль ритуального танца в истории развитиятанцевального искусства………………………………………………………………………..……5
1.2 Восточные танцы…………………………………………………….………15
1.3 Индийские танцы. Бхаратанатьям (Bhangra, Bollywood)…………… …...21
Раздел 2. Особенности ритуальных танцев различных культур……...…….…..28
2.1 Ритуальный «Танец Орла» у тувинцев….……………………………….…28
2.2 Вьетнамский ритуальный танец с барабаном «ду»……..……………..…..35
2.3 Новозеландская Хака Ка Мате………….…………………………………..37
2.4 Египетский национальный танец Танура…………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………...……45
Список литературы.................................................................................................47

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 621.24 Кб (Скачать документ)

С отходом от прежних, древних обрядовых  действий, с изменениями в общественной и производственной жизни, ее усложнением, новым содержанием, отражающим новые  параметры и особенности бытия, наполнялось и народное художественное творчество. Происходило изменение роли прежних источников танца, в частности природы. Так, народы, занимающиеся животноводством (или скотоводством), а также сохранившей с древности свое значение охотой, отражали в танце наблюдения над животным миром. Необычайно выразительно и образно передавались характер и повадки зверей, птиц, позже и домашних животных. В этих танцах, даже если они и имели очевидные древние магические истоки, факт сверхъестественного отступал на задний план и даже просто исчезал в глубинах уже изменившегося мировоззрения. Тем не менее, до сих пор огромный интерес вызывают старинные обрядовые по истокам танцы многих народов мира: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийский пенчак (тигр), якутский танец медведя, памирский танец орла, китайский и индийский танцы павлина. К этому же кругу принадлежат русские «журавель» и «гусачок», норвежский «петушиный бой», финский «танец бычка» и т.п. Природа (в широком смысле) использовалась здесь для создания пластики художественного образа или хореографической характеристики человека, а не для ее умилостивления (как прежде).

Природно-климатические условия  жизни, различные явления природы  служили источником танцевальной пластики в таких, например, русских танцах, как «сосенка», «утушка», и этнохореографии  целого ряда других народов.

Несмотря на различия исторического  характера, этнические танцы разных стран нередко имели много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Эти сходства или различия иногда были обусловлены упомянутыми географическими условиями.

Источником, питающим народное искусство  танца, являлась трудовая деятельность народа. В частности, находили отражение в тематике так называемых трудовых танцев трудовой процесс, отдельные его этапы, связи между людьми в труде, их отношение к труду, его продуктам.

С изменением и усложнением производственной и социальной жизни было связано возникновение танцев на темы земледельческого труда и быта: танец жнецов у латышей, гуцульский «танец дровосеков», белорусский «лянок», молдавский «поамэ» (виноград), узбекские «шелкопряд» и «пахта» (хлопок) и др.

Хотя фольклорный танец мог исполняться и в городах, истоки его почти всегда были связаны с сельской местностью.

С развитием городской жизни, появлением ремесленного и фабричного труда  возникали новые народные танцы — украинский «бондарь», эстонский «сапожник», немецкий «танец стеклодувов», карельский «как ткут сукно» и др.

Важнейшим источником этнической хореографии был жизненный уклад народа, его нравы, мораль, этика. В танце он отражался, передавался посредством показа условного, игрового характера взаимоотношений. Эти танцы выражали сложившиеся в народе представления и понятия об общественных отношениях между людьми. В них часто применялись образные, порой символические жесты, позы, использовались предметы, которые помогали выразить отношения между участниками. К танцам этой группы относятся многочисленные кадрили, лансье, игровые пляски и хороводы.

Источником содержания народных танцев служила также сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни постоянно имел дело с какими-то предметами обихода, инструментами. Неудивительно, что он часто изображал их в своем творчестве для воспроизведения атмосферы окружающей жизни. Широко известны танцы этого плана у многих народов, хотя и под разными названиями, но сходные по существу: «плетень», «капустка», «улица», «сени», «ворота», «веретено»» «колесико»и др. Уже само название говорит о том, что лежит в основе их образности, пластики, настроения.

Оставаясь частью народной жизни, музыка, пение, народный театр и конечно  же танец со временем составили то, что называется фольклором. Поэтому  этническому танцу присущи все  те, качества, признаки и функции, которые  характерны фольклору в целом.

Одной из характерных черт или признаков танца являлась его народность. Профессиональное хореографическое искусство во многом несло на себе отпечаток индивидуальности хореографов (прежде всего выдающихся). Аристократия (верхушка общества) (например, европейских стран в эпоху феодализма) развлекалась практически одними и теми же танцами, что было закономерным отражением одного и того же образа жизни. Что касается простого народа, то именно он создавал и исполнял танцы, которые отражали особенности его образа жизни, отличного как от аристократического.

Вместе с тем народному танцу  была присуща вариативность (вариантность): именно благодаря этому свойству образцы этнической хореографии были способны существовать одновременно в нескольких вариантах (например, в разных районах расселения этноса). На вариативность влияло также окружающая внешняя этническая среда: этнохореографическая культура представляла собой своего рода непрерывность, ибо танцы соседних народов (особенно близких по характеру и образу жизни) испытывают сильное влияние друг друга.

Любому хореографу известна глубоко  эмоциональная характеристика народного  танца, данная Н.В. Гоголем в работе «Петербургские записки  
1836 года»: «...Испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как... немец, русский не так, как француз, как азиат. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. ...Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность» [4, с. 115].

Характер и содержание этнического  танца определялось его назначением в жизни народа и тем, что он выражал и утверждал в эмоционально-образной форме, и в какой конкретной обстановке исполняется. Так, окончание важного трудового процесса могло завершаться песнями, а также танцами. У земледельцев праздники, связанные с весной, возрождением природы и т.п., отмечались весенними хороводами на лоне природы. Напротив, танцы на девичнике, которые отражали прощание девушки с девичеством, подругами, наполнены грустью.

В танцах разных народов воссоздавались достаточно типичные чувства — национальная гордость, достоинство. Также весьма многочисленными являлись танцы, в которых отражались воинский дух, доблесть, героизм, готовность защищать свою родину, воспроизводятся сцены боя («пиррические» танцы древних греков, сочетающие танцевальное искусство с фехтовальными приемами и составляющие обязательную часть греческого античного театрального представления, грузинские «хоруми» и «берикаоба», шотландский «танец с мечами», казачьи пляски и т.п.).

Но наибольшую группу составляли те танцы, в которых раскрывались отношения между людьми. Их содержанием бывали выражение отношений в труде, в быту, в общественной жизни, взаимоотношений между влюбленными, представителями старшего поколения и молодыми и т.д.

В танцевальном народном творчестве тема любви действительно занимала видное место. Более того, в самый ранний период истории человечества танцы подобного содержания и направленности были откровенно эротическими, поскольку отражали господствовавшие в тот период языческие культы плодородия. Позже, с утратой древних верований, появились танцы, выражающие благородство чувств, почтительное и уважительное отношение к женщине (этому соответствуют грузинский «картули», польский «мазу», русская «байновская кадриль»).

Эти отношения выражаются по-разному: в одних танцах проявляются условно (знаковая природа народного танца), в других — с использованием элементов  драматургии.

Наглядным примером условности отношений  в танце могли служить некоторые молодежные танцы, в которых юноша (в соответствии с существующими в традиции того или иного народа нормами поведения) в условной форме, принятой в танце, выражал свое отношение к девушке (прежде всего, внимание и уважение). Эти взаимоотношения (и отражение их в танце) могли и должны были быть неизменными, поэтому практически не давали повода для драматического развития. Именно поэтому для них была характерна статичность культуры исполнения. Пластика и композиция каждой фигуры подобного танца могли быть различными и давали возможность юноше в разных формах показать свое внимание к девушке, которое, однако, не меняется в течение всего танца, как неизменны народные представления о должном характере их взаимоотношений. Таким образом, характер взаимоотношений здесь был постоянный, а выражались они каждый раз по-разному.

Повторяемость фигур, но вместе с тем  свобода импровизации (для передачи одного и того же образа отношений  с помощью выразительных средств) — была типичной чертой народных, так называемых бытовых танцев.

Не менее характерны танцы, в  которых отношения между участниками  развивались с использованием средств драматургии и которые, таким образом, демонстрировали драматическое развитие. Пример тому были широко известные русские парные переплясы: в них с каждым новым коленом проявлялось стремление переплясать своего противника (при этом ход и итог танцевального действа не вполне очевидны).

Традиция являлась важной составляющей народной жизни, обеспечивающей сохранение фольклорного танца. Благодаря такому ее признаку, как преемственность (передача из поколения в поколение), танец был способен оставаться частью жизни народа, переживая вместе с ним временные границы и различные культурные, в том числе иноэтничные, влияния, сохраняя при этом свою специфику.

У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, собственный  пластический язык хореографии, который  создается, в том числе, благодаря  особой координации движений, избранным  приемам соотношения движения с  музыкой. У одних народов построение танцевальной фразы синхронно музыкальное, у других (например, у болгар)—  не синхронно. Своеобразие этнического  танца проявлялось и в том, как соотносились движения корпуса, рук, ног. Так, танцы народов Западной Европы основывались на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Средней Азии (и других стран Востока) основное внимание уделялось движению рук и корпуса.

В народном танце всегда главенствовало ритмическое начало, которое подчеркивалось танцовщиком (имеются в виду притопывания, хлопки, звон колец, бубенчиков и др.).

Народная хореография существовала не хаотично, но рождалась и развивалась по объективным законам жизни этноса, это создавало возможность для классификации этнических танцев. Хореография использует разные типы классификации этнических танцев: обрядовые, бытовые, сюжетные, бессюжетные танцы, индивидуальные, парные, коллективные и др.

1.2 Восточные танцы

Восточные (средневосточные) танцы - это  фольклорные танцы, рожденные традициями конкретной части страны Востока  или ее района, отражающие национальные особенности, обычаи, привычки, музыку, костюмы, историю сообщества людей, проживающих там. Происхождение  восточных танцев можно сравнить с происхождением жизни на земле  – множество легенд, противоречивых сведений и теорий, и ни одного документального  доказательства, что все было именно так, а не иначе. Упоминания о танцах, типа восточных, встречаются у народов  Гималайских гор и Тибета, в  древнеславянских письменах, в древнеегипетских рисунках и среди археологических  находок у вымерших народов, которые  жили на территории современных исламских  государств. По одной из гипотез  такие танцы появились в конце  цивилизации Хиттида в Тибете примерно 11 тыс. лет до н.э.

Хиттида была воинственной цивилизацией, и в то время эти танцы были частью мужских воинских танцев. Такими эти танцы пришли в Пацифиду, где  их подхватили женщины. Женщины радикально изменили рисунок движения, сделали  танец завораживающим и привораживающим  мужчин. В таком виде танец появился в Японии в 5 тысячелетии до н.э. Около 4,5 тыс. лет до н.э. танец, в несколько  упрощенном виде, начал своё путешествие  по миру. Он прошел Вьетнам, Корею, Китай, Турцию, Аравию, Африку, Южную Америку  и попал к древним славянам 3,5 тыс. лет до н.э. Великие жрецы  и учителя славян изменили характер движений и всего танца - из танца-соблазна, искусителя он превратился в танец  для любимого мужчины. Из кшатрийского он стал танцем вайшьев. Такому танцу  обучали многих славянских девушек  в возрасте  
15-17-ти лет, так продолжалось примерно 1000 лет.

Около 2,3 тыс. лет до н.э. доработанный жрецами танец впервые становится ритуальным. Он исполняется только в вечернее время и танцуется  женой для своего мужа в день годовщины  их венчания. При переселении славянских племен на юг Азии примерно за 300 лет  до появления Христианства славянские девушки принесли туда славянский ритуальный вариант танца. Так его узнали Турция и жители Аравийского полуострова. В течение почти 400 лет (до 1 в. н.э.) танец сохранял свой эзотерический  смысл. За последующие 350 лет (примерно до 5 в. н.э.) танец стал известен во всех странах Востока, в т.ч. в Индии, Цейлоне, Японии, Афганистане, а также  в Африке (Египет, Эфиопия, Танзания, Ботсвана, Нигерия), Европе (Испания, Италия), в Дальневосточных землях. Его  истоки прослеживаются на фресках древних  храмов Месопотамии, которая находилась на территории Западной Азии. Фрески сохранили  красивые изображения танцующих  людей. Похожие фрески, чей возраст  датируется примерно за 1000 лет до Рождества  Христова, имеют и древние египетские храмы. Принято считать, что эти  фрески описывают древний ритуальный танец африканских племен, посвященный  плодородию и рождению новой жизни - они использовались, чтобы ускорить и облегчить роды. Жрицы, танцевавшие  в храмах, иногда служили "священными проститутками", которые через  свой танец обращались к духу Великой  Богини. Священные и ритуальные танцы  позже развились в народные танцы  разных стилей под влиянием многих этнических групп. Тысячи народных танцев, которые развились на Среднем  Востоке, были танцами женскими, включающими  изолированные движения бедер и  живота. Среди древнегреческих рукописей  можно также встретить описание нильских танцовщиц, которые использовали в своем танце различные виды трясок и вибраций. Интересно, что  в старинных этнических танцах на Гавайях (Хула), которые отделены океаном  от Евразии, тоже наблюдаются элементы восточных танцев. Вполне возможно, что некоторые из движений восточных  танцев сохранились в танцах, которые  исполняют современные танцовщицы. Обычно фольклорный танец состоит  из движений, которые может выучить  большое количество народа. Этот танец  в те времена был предназначен для выполнения различных социальных функций и не был предназначен для сцены.

Информация о работе Ритуальный танец в истории развития различных культур