Искусство поздней империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:53, доклад

Краткое описание

Наиболее важным в архитектурных сооружениях времен Септимия Севера были размер и декор здания. Выдающимся архитектурным памятником той поры являются грандиозные термы, отстроенные уже при Каракалле. Строительство их было вызвано необходимостью занять огромные массы римского плебса, большую часть времени проводившего на форумах, в термах и амфитеатрах. Термы – типичное для римских городов общественное сооружение. Расположенные в центре города, они не имели узкопрактического назначения, в них ходили не только для мытья, массажа и гимнастических упражнений, но и для того, чтобы позаниматься в читальных залах и библиотеках, погулять в тенистом саду, сидя в специально оборудованном амфитеатре, понаблюдать за выполнением различных физических упражнений, побеседовать с друзьями в комнатах для игр и отдыха.

Прикрепленные файлы: 1 файл

5.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)

Искусство поздней империи.

 

Интенсивное строительство  в провинциях продолжалось и при  так называемых солдатских императорах, первым из которых был ставленник легионеров Септимий Север.

Наиболее важным в архитектурных  сооружениях времен Септимия Севера были размер и декор здания. Выдающимся архитектурным памятником той поры являются грандиозные термы, отстроенные уже при Каракалле. Строительство их было вызвано необходимостью занять огромные массы римского плебса, большую часть времени проводившего на форумах, в термах и амфитеатрах. Термы – типичное для римских городов общественное сооружение. Расположенные в центре города, они не имели узкопрактического назначения, в них ходили не только для мытья, массажа и гимнастических упражнений, но и для того, чтобы позаниматься в читальных залах и библиотеках, погулять в тенистом саду, сидя в специально оборудованном амфитеатре, понаблюдать за выполнением различных физических упражнений, побеседовать с друзьями в комнатах для игр и отдыха.

Термы Каракаллы представляли собой сложный комплекс построек общей площадью 12 га, окруженный обширным парком с фонтанами и бассейнами, стадионом и библиотеками. К термам примыкала просторная палестра – открытая площадь для гимнастических упражнений, окруженная мраморными портиками. Сквозь многочисленные и обширные колоннады, прорезывающие весь комплекс, открывались красивые виды. Несколько колоннад вели в раздевальню и плавательный бассейн. Мыться в термах могли одновременно свыше полутора тысяч человек. Термы имели сложную систему отопления: в полах, стенах и сводах были оставлены пустоты, по которым шел теплый воздух.

План терм, строго симметричный, предусматривал размещение главных  частей зданий: бассейн для плавания, холодной и теплой бань, зала с горячими ваннами и парильней – по одной оси. Но эта присущая римлянам классическая ясность и простота планировки дополнялась богатым оформлением интерьера. Здание было построено из известняка, но стены облицованы мрамором. Все помещения имели разную конфигурацию – прямоугольную, круглую, квадратную. Большой плавательный бассейн под открытым небом был окружен с трех сторон колоннадой из розовой брекчии.

Полы в термах были выложены цветным мрамором и многокрасочными  мозаиками, причем мозаики покрывали  не только полы, но и нижнюю часть стен. Стены украшены рельефами. Драгоценные металлы, яркие камни, прозрачное стекло широко использовались при отделке терм. В многочисленных нишах и между колоннами стояли статуи. Причем это были не только отдельно стоящие статуи атлетов, судей и купальщиков, но и скульптурные композиции. Именно в термах Каракаллы находились такие прославленные мраморные группы, как «Фарнезский бык» и «Лаокоон».

Скульптура поздней империи  отмечена двумя основными чертами: сложностью композиции и ярко выраженным драматизмом. Мастера того времени любили создавать многофигурные композиции, предпочитая сцены охоты, сражения, борьбы, в которых ощущалась экспрессия. При этом впечатление драматизма достигалось не только сюжетом, но и техникой исполнения. Использование бурава для обработки мрамора обусловливало резкий контраст между теневыми и ярко освещенными местами рельефа, что вызывало как бы внутреннюю тревогу. Однако применение такой техники для изображения сложных драматических ситуаций привело к утрате гармонии скульптурных объемов. Чувство пластичности в позднеантичной скульптуре исчезло, уступив место графическому пониманию формы. Но скульпторы III века на редкость удачно умели выбирать материал, и внешний вид камня служил своеобразной метафорой пластическому образу. Почти все портретные бюсты «солдатских» императоров выполнены из грубого, шершавого, почти необработанного мрамора или порфира, что соответствовало их натуре. Женские портреты, напротив, выполнялись из нежного, белого, чуть прозрачного мрамора, настолько отполированного, что он казался скользким, как, впрочем, и многие женские прототипы.

Установление в конце  III века в Римской империи неограниченной монархии, предполагавшей поклонение императору как божеству, обусловило особенности скульптуры того периода. Во всем просматривалось следование установленному канону. В позах и жестах чувствуется скованность; однообразно и жестко ниспадают складки тог; выражение лиц то высокомерно-брезгливое, то подозрительное. В скульптурных портретах находили отражение не личные, индивидуальные качества характера, а общие понятия силы, властности, жестокости. Такова, например, сохранившаяся огромная голова Константина и статуи магистратов.

То величие гармонически развитой личности, к выражению которого всегда стремились античные скульпторы, навсегда исчезло их позднеримских статуй и многофигурных композиций. Особенно наглядно это проявилось в рельефах триумфальной арки Константина ,где плоские, почти одинаковые фигурки людей в сценах празднества, торжественных собраний, триумфального шествия кажутся застывшими манекенами.

Арка была воздвигнута  в честь победы Константина над  его соправителем Максенцием, с которым они делили власть после смерти Диоклетиана. Это произошло в 312 году. Христианская легенда гласит, что в решающий момент битвы над Константином появился крест с надписью «Сим победишь». Бог христиан был признан подателем победы и личным патроном Константина. Внешне казавшаяся событием междоусобной борьбы за императорскую власть, эта битва предварила начало новой христианской эпохи всемирной истории. Константин был последовательным продолжателем многочисленных реформ Диоклетиана, но в области религиозной политики – принципиальным его противником. Константин оценил силу церковной организации и авторитет христианства среди самых различных слоев населения. Он понял, что христианство и его мощная церковная организация могут быть прочной основой власти императора. В 313 году был издан «Миланский эдикт», согласно которому христианская церковь была признана законной.

В 326 году Константин начал  строительство новой столицы, названной его именем, а в 330 году уже освятил ее. Границы города он определил сам. Согласно традиции, он копьем начертил на земле расположение будущих городских стен, которые, смыкаясь кольцом, включили в себя семь холмов по берегам залива Золотой Рог и Мраморного моря. Размеры Константинополя в пять раз превышали территорию, занимаемую греческим городом Византием, с древних времен стоявшим на этом месте. Константин хотел, чтобы его город и размером, и блеском затмил Рим.

Константинополь создавался под влиянием и римской, и эллинистической архитектуры. Планировка города как военного лагеря, обнесенного прямоугольными стенами, и проложенными под прямым углом широкие мощеные улицы несли печать чисто римской архитектуры. Наличие форума, курии, претории, базилики, Капитолия, амфитеатров, ипподрома также соотносились с римской традицией. Улицы с колоннадами, обилие портиков, устройство домов, грандиозность и пышность убранства общественных построек являлось отзвуком культуры эллинистической.

Главными вратами, оформлявшими въезд  в город, стали Золотые ворота, как в Иерусалиме. Центральную улицу украшали многочисленные античные скульптуры, привозившиеся со всех частей древнего мира. Форум представлял собой овальную площадь, завершенную по сторонам овала триумфальными арками, а по центру украшенную античной колонной со статуей Аполлона, которую впоследствии заменили скульптурой с изображением Константина, а затем Феодосия.

Центром культурной и общественной жизни города был ипподром. Так же как цирко Массимо, это был сильно вытянутый эллипс, с северного торца которого располагался вход, а на южном аркада с колоннами. Императорская ложа, находившаяся в центре восточных трибун, соединялась крытым проходом с дворцом. Подиум, деливший по длине поле ипподрома, также был богато декорирован. Для его украшения привезли самые замечательные древние памятники: змеиную колонну из Дельф, ствол которой представлял собой трех перевившихся змей, египетский обелиск, бронзовых коней легендарного древнегреческого скульптора Лисиппа.

Константинополь строился как церковный  центр с сильной императорской  властью. При строительстве храмов использовались два типа построек, имевших в античности светское назначение.

Первый тип храмовых зданий имел в плане квадрат, круг или крест и предназначался для крестилен. Такого типа храмы воздвигались на месте погребения и казни христиан. Вторым типом стала базилика, вытянутое здание прямоугольной формы, внутреннее пространство которого разделено колоннадой на три – пять нефов, с более высоким центральным нефом и полукруглым выступом на одной из его узких сторон – апсидой, где находился алтарь.

Своеобразие христианских храмов заключалось  в резком контрасте между их внешним  обликом и внутренним убранством. Христианские священники сравнивали церковь с верующим человеком и считали, что, подобно смиренному христианину с его богатой духовной жизнью, храм внешне должен быть подчеркнуто строг, зато внутри богато декорирован. Богатство оформления интерьера создавалось, прежде всего, мозаиками и многочисленным резным декором капителей, карнизов.

Искусство «мерцающей живописи» (так  называли мозаику) стало основным видом  изобразительного искусства при оформлении интерьеров храмов. Ее преобладание над скульптурой возрастало по мере того, как скульптурные изображения, напоминающие языческих богов, все более отвергались.

Сюжетные композиции и отдельные  орнаментальные фрагменты были позаимствованы из римских катакомб, где тайно собирались первые христиане, где в погребальных камерах они хоронили своих единоверцев и где принимали причастие. Все изображения носили символический характер. дабы скрыть смысл от непосвященных язычников. Язык символов оказался универсальным. С его помощью можно было передать отвлеченное понятие, многозначность, поэтому даже после объявления христианства господствующей религией он сохранился и продолжал развиваться.

К числу наиболее часто встречающихся  в катакомбах символах Иисуса Христа относятся виноградная лоза, пастух, рыба. Сцены сбора винограда, повторяющиеся мотивы виноградной лозы можно было принять за языческие сюжеты, а между тем виноград являлся символом Христа и имел евхаристический смысл. В Евангелии от Иоанна приводятся слова Иисуса: «Я есмь виноградная лоза, а Отец мой - виноградарь» (от Иоанна 15:1). Из винограда получают виноградное вино – символ его крови, пролитой ради искупления грехов людей. Вином причащал Иисус Христос апостолов на Тайной вечере, сказав им: «… сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (от Луки 22:20).

Христос изображался также в  виде пастуха, безбородого юноши  в свободной короткой тунике. Язычники, преследовавшие христиан, могли принять такое изображение за бога Гермеса. Но сами христиане видели в этом образе намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ.

Изображение Христа как Доброго  Пастыря с овцой на плечах оставалось основным и после официального признания  христианства.

Символами Христа были деревянный крест  или дерево с пасущимися вокруг овцами – человеческими душами. Нередко Иисус обозначался свастикой, древним символом солнца, поскольку для христиан он являлся светом мира.

Еще чаще встречалось изображение  рыбы. Так как по-гречески рыба звучит как «ихтюс», это обусловило ее дешифровку по буквам: Иисус Христос, теу юйос сотер – Иисус Христос – Божий Сын – Спаситель. В раннехристианской литературе Иисуса также называли небесной Рыбой, а христиан – «рыбаками». И не случайно Иисус, живя в Капернауме на берегу Геннисаретского озера, набирал себе учеников из числа рыбаков.

Рыбы, ягнята, голуби – триединый  образ, охватывающий всю жизнь христианской души. Как рыбы нуждаются в воде ,так и христиане нуждаются  в воде благодати. «Мы маленькие  рыбки, - писал христианский богослов и писатель Тертуллиан, - вслед за нашим Иисусом Христом в воде благодати рождаемся и, лишь пребывая в ней, можем быть невредимыми». Как овцы идут за пастырем, так и христиане следуют в земной жизни, слушая голос Иисуса Христа. И, как голубь, отрешаясь от тела ,взлетает душа на внемирные пажити.

Изображение павлина как символа  вечности. достаточно редко встречающееся  в римских катакомбах, было довольно распространенным в мозаиках, украшающих константинопольские церкви. Синий фон, на котором размещались рыбы, павлины, голуби, напоминал об их небесной сущности.

Алтарную апсиду украшала Оранта, женщина, молящаяся по-древнему, с поднятыми руками. Этот образ также был взят из римских катакомб, где он трактовался по-разному в зависимости от места: на стене погребальной камеры Оранта символизировала душу усопшего; в специальных комнатах, расположенных в верхнем ярусе катакомб, где христиане собирались для проповедей и евхаристии, Оранта означала церковь; в апсиде этот образ трактовался как образ Девы Марии.

С течением веков вся  ранняя христианская символика сложилась в систему, предполагающую и строго установленную систему изображения – иконографию.

После смерти Константина  в 337 году и кровавой междоусобной борьбы, в результате которой были перебиты все сыновья Константина, власть сосредоточилась в руках его племянника Юлиана, чудом уцелевшего в Афинах.

Юлиан, прозванный Отступником, попытался восстановить язычество, запретил христианам преподавание в школах, вернул языческим жрецам захваченные христианами земли. Но так как его религиозная политика была обращена к прошлому, успеха она не имела. После смерти Юлиана христианство вернуло свои прежние позиции.

Феодосий Великий был  последним властителем всей Римской  империи, а в 395 году власть перешла к  его сыновьям: к Аркадию на востоке и Гонорию на западе. Фактически с церковным центром в Риме и светским в Равенне и Восточная – с единым центром в Константинополе. Процесс исторического и культурного развития пошел разными путями. Великая Римская империя прекратила свое существование.

Информация о работе Искусство поздней империи