Фэнтези в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Фэнтези (англ. phantasy букв. – фантазия), форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов. Фантазия, как деятельность, созидающая образы, является необходимым условием всякого художественного творчества. Поскольку образы слагаются путем придумывания и искусственного соединения элементов, они бывают лишены живости и художественной правды.

Содержание

Введение 3
1. Зарождение стиля фэнтези в искусстве. 7
2. Фэнтези в современном искусстве. 14
3. Жанр фэнтези в литературе. 20
3.1 Зарождение жанра фэнтези в литературе 20
3.2 Фэнтези в современной русской литературе 26
Заключение 28
Список литературы 31
Приложения

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Лошади, как известно, пасутся по ночам, поэтому с давних пор люди сплетают сказания о взаимоотношениях лошадей и нечистой силы. К тому же Фюсли, вероятно, опирался на германские сказания про демонов и ведьм, которые овладевали людьми, спящими в одиночку. В этих сказаниях к мужчинам являлись кобылы, а к женщинам – демоны.

  Сюрреализм и фэнтези, кажется одним и тем же; другая версия действительности, дикой и необычной. Чем более игривая работа, тем чаще это связано с фантазией и часто называется ирреальным. Например, Марк Шагал и Пол Клее - художники фэнтези. Фрида Кало, Луиз Буржуа, Леонора Фини и Кей Сэдж могут быть описаны и как фэнтезийные художники и как ирреальные художники.

 

   

 

 

 

 

2. Фэнтези в современном искусстве.

Развитие живописи в  жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты.

 За каких-то пару  десятков лет фэнтези-искусство  превратилось в достаточно увесистый пласт в мировой культуре. Но, как только начинает казаться, что урожай его собран, и ждать больше нечего, в небо выстреливают новые ростки с готовыми бутонами.

Писатели первыми обратились к фэнтези. Они придумали тысячи историй о запредельных путешествиях во времени и пространстве. Рассказали нам о фантастических существах, живущих на соседних планетах и в других измерениях. Описали нам странную, ни на что не похожую флору и фауну далёких галактик. И мы захотели увидеть всё это собственными глазами.

На основе книг художники  создавали свои произведения. Причём, надо признаться, очень достоверно. Они показали звёздных воинов с их светящимися мечами, красавиц из эльфийских долин с их расчудесными украшениями и аутентичной модой.

Одним из таких художников является Фрэнк Фразетта. Его работы во многом определили лицо комиксов и фантастической живописи в Старом и Новом Свете. Френк – Фразетта, художник-самоучка, король книжных обложек, суперзвезда фэнтези-арт. Вершина "низкого жанра". На самом деле Фразетта просто искренен.  Его широкобедрые женщины и крепко сбитые мужчины полны жизни. Похоже, фэнтези-арт остается одним из немногих жанров, где сохранился нормальное представление о женской красоте. При малейшей возможности он изображает героев обнаженными. И еще одна неполиткорректная идея, на которой стоит героическая фэнтези – образ "народов-носителей зла". Неандертальцев, допотопных людей-рептилий, троллей, гулей, чья судьба - лечь мертвыми телами под ноги герою. Старомодный с самого начала, Фразетта, продолжая заниматься любимым делом, спокойно переждал период, когда казался просто устаревшим, и дожил до превращения в культового.

Валеджо - классик фэнтези-живописи, всемирно любимый мэтр. Пожалуй, не найдется человека, который не видел бы его работ. Он известен в первую очередь как автор обложек к книгам в жанре фэнтези. Его картины отличаются обилием обнаженной натуры, как мужской, так и женской. При этом натурщицей часто выступает жена Бориса, художница Джулия Белл, а сам он служит натурщиком для её картин. Помимо книг и комиксов, Борис оформляет музыкальные диски. Серия сборников поп-музыки XX века «Romantic Collection» полностью оформлена работами Валеджо и Луиса Ройо.

Борис Валеджо - лидер фэнтези. В этом глубоко эротичном жанре различные демоны и агрессивные монстры противостоят миру красоты. В его творчестве есть множество фантастических созданий: ящерицы с женскими руками, волки с мужскими головами, люди со звериной шкурой, драконы с крыльями бабочки, летающие кентавры и т.д. Темные стороны женской души - это самая глубокая тайна Валеджо. В целом картины Бориса Валеджо говорят о красоте человеческого тела. О необходимости противостоять позывам животной страсти. Через создание новых миров он расширил внутренний космос своих зрителей. Научил нас быть смелее. Сравнительно давно и быстро став знаменитым и популярным художником, сейчас Валеджо выпускает один альбом за другим. Без сомнений, он - пророк и полновластный повелитель жанра фэнтези. («Рождение дракона» 1980, «Пигмалеон и Галатея» 1988, «Дафни и Апполон» 1989)

Действительно, фэнтези  отличает от многих других стилей изобразительного искусства удивительная правдоподобность. И нет ничего странного в том, что каждый раз, уходя в виртуальный  мир, мы подолгу не возвращается.

С творчеством испанского художника Луиса Ройо так или иначе знакомы все, хотя имя художника, чьи работы украшают книги, календари, диски, видеокассеты в России пока известно лишь любителям фантастической живописи. Картины Ройо фантастичны, порой жутковаты, но всегда красивы и таинственны. Полуобнаженные женщины в странных доспехах, мечи, кинжалы, ночные птицы, взгляды в темноту и из темноты, тревожные пейзажи — во всем этом сплетаются каноны популярного жанра фэнтези и испанские национальные традиции. Этот стиль роднит его с Борисом Валеджо. Собственное творчество Ройо оказало влияние на ряд современных художников.

Фредерик Поттер, канадский  художник, поэт, философ и фотограф, обладает репутацией разрушителя стандартных  шаблонов традиционной фотографии. Поттер является членом нескольких международных  фотографических ассоциаций, его работы публикуются в многочисленных журналах и художественных издательствах. Фотоработы и изображения, созданные Фредериком Поттером выставляются в галереях в Германии, Великобритании и Австралии.

Опытный специалист компьютерной графики и прекрасный мастер изображений, Фредерик Поттер создает удивительные произведения искусства на компьютере при обрабатывании реальных фотографических снимков и портретов.

Независимо от того как  выглядит тот или иной человек  Фредерик Поттер может волшебным образом преобразить изображение  человека, учитывая его самые смелые и необычные фантазии. Компьютерный мастер и фотограф - романтик, Фредерик Поттер каждую сессию фотографий стремится сделать по-настоящему уникальной, отличной не только от работ других фотографов, но и от своих предыдущих сессий.

Сегодня новые и новые  картины фэнтези, как цветы, появляются едва ли не во всех уголках планеты. И даже тот, кто слишком занят для чтения книг и прогулок в виртуальном пространстве игр, тоже может найти фэнтези для себя. К примеру, если нашлась минутка, чтобы полистать комиксы…

В России почему-то принято  считать жанр комикса изначально ширпотребным, тем, что читают только недалекие люди. Возможно, причина кроется в том, что народ у нас знает только Микки-Мауса и Супермена. А между тем, любой нормальный европеец тут же назовет вам целую кучу сильных художников-графиков, колористов и сценаристов, делающих исключительно красивые комиксы, которые постоянно переиздаются в европейских странах.

В нашей стране нет  истории комиксов, нет традиции, нет школы; почти никто не умеет рисовать комиксы, почти никто не хочет их издавать. Вот почему комиксами занимаются все, кому не лень, то есть, те, кому делать нечего; вот почему большинство комиксов - читайте, большинство из крохотной горстки - это непрофессиональная мазня, способная только утвердить любого во мнении о том, что комиксы - всего лишь чепуха.

Под словом комикс "для взрослых" мы, конечно, не подразумеваем исключительно эротические комиксы; имеется в виду сложный комплекс сюжета, диалогов, психологических портретов, глубинной идеи, общей атмосферы - то есть все то, что излишне в юмористическом комиксе, комиксе для детей, то, что отличает роман от сказки для малышей.

Многим ошибочно кажется, что рисовать комикс - означает нарисовать серию картинок и приложить к ним соответствующий текст. Поэтому к созданию комикса художники подходят так же, как подошли бы к созданию любой иллюстрации или картинки иного типа (скажем, на рекламу сыра). Однако создание комикса имеет свои очень важные особенности, не зная которые, не стоит даже браться за кисть.

 Прежде всего, бросается  в глаза, что смысловая емкость  комикса на несколько порядков  ниже, чем у рассказа или кино. Серия из нескольких десятков  картинок занимает столько же  места, сколько и несколько страниц текста - но сказать за это же время можно гораздо меньше. Поэтому главная закономерность, которой подчиняется сюжет комикса - это емкость изложения.

Начиная с 60-х годов  стали появляться труды, содержавшие  серьёзно систематизированные сведения по отдельным аспектам комикса: визуальный язык, кадрирование, использование монтажных планов, стили и техники, правила написания сценариев, специфики различных национальных школ, история.

В 1985 году Уилл Айснер на основе своих курсов в нью-йоркской Школе визуальных искусств и почти полувекового опыта работы в индустрии опубликовал книгу «Комикс и последовательное искусство». На примере работ из своего богатого профессионального прошлого он продемонстрировал многообразие форм графического рассказа, а также определил, в чём именно состоит уникальность комикса как искусства – не просто в синтезе текста и изображений, а в их последовательной демонстрации.

 

3. Жанр фэнтези в  литературе.

3.1 Зарождение жанра фэнтези в литературе

Фэнтези – разновидность фантастики, конструирующая фантастическое допущение на основе свободного, не ограниченного требованиями науки вымысла, главным образом, за счет мистики, магии и волшебства.

Имеет глубокие и прочные  корни в литературной традициях  разных времен и народов, вплоть до древнейших, но как определенный жанр сложился в 20 в.

20 век, век великих  научных достижений и общественных  перемен, торжества материалистического  «разума» и «здравого смысла»,  парадоксальным образом стал  также веком рождения и бурного  развития литературы «фэнтези». Нельзя сказать, чтобы «фэнтези» была столь уж новым литературным явлением. Ведь «фэнтези», как ясно из названия, – литература фантазии, свободного вымысла, не скованного (в отличие от научной фантастики) необходимостью рациональных, научных объяснений происходящего. Однако столь расширенное определение фэнтези не кажется слишком удачным – очень уж многие самостоятельные и признанные литературные направления прошлого и настоящего она в этом случае поглощает. К фэнтези в таком случае можно отнести и первобытный миф, и древнегреческую трагедию, и классическую литературную сказку, и современную литературу ужасов. За более точными определениями имеет смысл обратиться к классикам фэнтези.

Занимающий одно из первых (если не самое первое) мест среди них английский писатель и ученый-филолог Джон Рональд Руэл Толкин посвятил теории фэнтези эссе О волшебных историях. Он не употреблял слово «фантазия» (англ. fantasy) для обозначения самого литературного направления. Это значение – изобретение американских критиков, довольно поздно (не ранее 1960-х) прижившееся в Европе.

У Толкина «Фантазия», способность человека к неограниченному  творческому вымыслу – средство создания «волшебной истории», выводящее  человека из повседневности на просторы Волшебной Страны, Феерии. Создавая «волшебную историю», человек вольно или невольно порождает «вторичный мир», неизбежно схожий с «первичным», но живущий по собственным, отнюдь не рациональным законам. Этот вторичный мир вполне может помещаться где-то в сказочном прошлом мира «первичного», а то и соседствовать с ним в настоящем – как мир народных сказок и героических сказаний древности.

  В этом и залог ее популярности. Для миллионов людей книги фэнтези (наряду с историческими романами) стали своеобразной отдушиной. И мир мифологический, «вторичный», и погребенный прогрессом мир прошлого смогли стать неплохим укрытием от холодной рассудочности, цинизма, власти Машины и Политики. Фантастика научная гораздо меньше подходила на эту роль.

«Волшебные истории» Толкин считал «серьезной», взрослой литературой. «Детскость» и связанную с ней наивную нравоучительность, излишнюю мягкость он полагал губительными для подлинной «волшебной истории». Здесь и пролегает грань между «волшебной историей» и «волшебной сказкой», типичной для английской и французской литературы 19 – начала 20 вв.

Эскапистская сущность фэнтези довольно четко отделяет ее от литературы ужасов, хотя эти виды беллетристики разделились далеко не сразу. Миры фэнтези могут быть страшны и опасны, но, как правило, сами по себе призваны не отталкивать, а привлекать, если угодно, «завлекать» читателя. Кроме того, литература ужасов по определению обязана иметь дело не с неким «вторичным», а с нашим, «первичным» миром, в который вторгаются необъяснимые, противоестественные силы. Так что, хотя «пограничным» произведениям счет немалый, различить эти виды литературы в чистом виде довольно легко.

Фэнтези – сравнительно молодой вид литературы, но при  этом имеет богатую предысторию.

Ее целесообразно начинать с рыцарских романов средневековья. «Народным творчеством» они не являлись – авторы большинства из них известны, и адресованы произведения уже грамотной среде. Если первоисточником рыцарского романа и была древняя легенда, то он довольно далеко от нее ушел, и как передача реальности читателем (и автором) уже не воспринимался.

Действие романов разворачивалось  в историческом времени, но их повествовательное  пространство – не реальная Европа «темных веков» накануне средневековья  и даже не современная авторам  Европа феодальная. Рыцарские романы существуют на условном и «феерическом» просторе, где подлинная география и политические границы совершенно неважны, где Королевскому Двору противостоит весь окружающий мир, населенный волшебниками и великанами.

Именно к рыцарским  романам восходят многие ставшие уже шаблонами традиции фэнтези. В них мы впервые находим образ идеального Светлого Королевства, Империи, ведущей ожесточенную и обреченную борьбу с могучими темными силами. Естественно, что для католической Европы эта окруженная врагами Держава Света – Запад. В рыцарском романе стержнем повествования становится рыцарское странствие во имя некой высшей цели (пусть даже поисков личной славы). Здесь же возникают и тема борьбы за обладание неким священным предметом (Святая Чаша Грааль в артуровских романах), и образ доброго волшебника, помогающего герою, – и многое, многое другое.

Информация о работе Фэнтези в искусстве