Автопортрет в творчестве русских художников первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы определить место автопортрета в творчестве художников- романтиков (Кипренского О.А., Варнека А.Г., Орловского А.О., Брюллова К.П.).
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Определить стилистические особенности и эстетические принципы жанра автопортрета на разных этапах русского романтизма;
2.Провести сравнительный анализ автопортретов художников- романтиков (Кипренского О.А., Варнека А.Г., Орловского А.О., Брюллова К.П.).

Прикрепленные файлы: 1 файл

Копия курс от эмиля.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

В "Автопортрете с альбомом в руках" (1823,ГТГ) Кипренский значительно меняет композиционное построение автопортрета, до этого часто малоформатного или заключенного в круг ("Автопортрет в Уффициях"). Он увеличивает формат, использует поясное изображение модели. Возможно, эти изменения были связаны с тем интересом к "картинности" портрета, которой увлекся художник с 1820-х годов. Из-за того, что фигура показывается по пояс, она словно отодвигается от зрителя в глубь картины, в полумрак, где видны лишь ее смутные очертания и лицо. С картины Кипренского смотрит больной, переживающий трагизм одиночества художник. Искусство стало единственным убежищем Кипренского от жизненных бурь. Быть может, уверенность художника в чем-то и поколебалась, но он не изменил своим высоким представлениям о человеке-творце. В этом и пафос этого произведения.

В автопортрете сложно перемежаются любовь к жизни, к искусству и неудовлетворенность ими. Художник страдает. Правда, для романтика собственное страдание всегда представляет известный интерес. Оно говорит, что художник находится в конфликте с обществом и, следовательно, не оставил борьбы за свои идеалы. Поэтому Кипренский представил себя за работой - это его борьба.

Если "Автопортрет с альбомом" полон своеобразного творческого горения, которое вспыхнуло в нем так ярко, то "Автопортрет в полосатом халате"(1828, ГТГ) реален, трезв и обыден. Лишен романтической напряженности, присущей более ранним автопортретам мастера. Кипренский не скрывает в своем облике следы, оставленные временем; в робкой полуулыбке, в складках век, нависших над глазами, чувствуется усталость. Живопись автопортрета отличается от манеры предшествующего времени спокойствием цветовой гаммы, менее насыщенной, но более непосредственно отражающей цветовые и световые отношения, существующие в натуре. Возвышенное и прозаическое, раньше слитые в одном произведении, отказались разобщены. И прозаическое победило. Объективные причины этого процесса усугублялись и личными, потерей живописного видения натуры, которое так было сильно развито в молодые годы.

"Автопортрет в полосатом халате" свидетельствовал об общем кризисе романтизма в России и попытках нащупать какие-то новые пути его развития, с новым отношением к натуре, к действительности. Менялся не только образ художника, стала другой и форма видения натуры и живописная система: краски стали более пестрыми, мало-согласованными, поверхность гладкой, как бы металлической.

В этом произведении "позднего" Кипренского наблюдается движение творческого метода мастера в сторону большего уточнения черт действительности, холодной рассудочности. Художник немного иронизирует над собой, и вот на губах его блуждает жалкая улыбка. В ней чувствуется утрата веры в себя. Мотив страдания заметен в большей степени в рисунках, связанных с созданием этого автопортрета, особенно в одном, хранящемся в Русском музее. Гримаса беспокойства и тревоги искажает лицо Кипренского. Нервные, короткие штрихи выражает эмоциональную напряженность. Кризис романтических идеалов, а вместе с тем и опустошенность, одиночество, скептицизм отразилась в автопортретах каждого романтика.

Орловский в последних автопортретах отходит от обычной для него приподнятости. О прежнем Орловском напоминает только его чувство недовольства окружающим миром, которое у него было развито и раньше. Многие поздние автопортреты художника, как и "Автопортрет"( 1821-1831) из собрания Третьяковской галереи, показывают личность угрюмую, замкнутую, прозаическую. Само размещение головы в профиль создает атмосферу изолированности от зрителя, "нежелания" его видеть. В позднем же автопортрете голова помещена в центр листа, вокруг нее образовывается пустое пространство, изобразительно никак не заполненное. Это пространство приобретает активный характер, изолирует изображение, довлеет над ним, иллюзорно уменьшая его. Единственно, что осталось у Орловского от прежних лет, - сама манера рисунка, свободная, размашистая, артистичная. Только в творчестве Орловского изменение стиля романтизма не внесло никаких корректив, оставив манеру исполнения романтически непринужденной и свободной.

Варнек, после "Автопортрета с палитрой и кистями в руке" в других собственных изображениях все более и более засушивал живописную манеру, добиваясь точности в передаче своего физического облика. Некоторые его автопортреты отличались внешней миловидностью, типичной для упадка романтизма, и зализанностью живописной поверхности. Так было в . "Автопортрете" (1820-е годы) из собрания Музея Академии художеств. Иные произведения показали примирение с действительностью; в них его стареющее и усталое лицо все больше подчинялось прозе жизни. Таким и предстал он в позднем "Автопортрете в пожилом возрасте" (ГРМ и ГТГ). [12, с.202]. Черты скептицизма и усталости сквозят во всем облике "Автопортрета"

Брюллова (1848, ГТГ). Он как бы подводит итог всему созданному перечувствованному Брюлловым в России. Портрет написан с увлекающим зрителя творческим подъемом, с несравненным мастерством и свидетельствует о том, какой могучей творческой энергией обладал, несмотря на болезненное состояние, художник и каких вершин достиг он в овладении всеми элементами живописи [4,с.262].

Важной особенностью автопортретов Кипренского, Орловского, Варнека и Брюллова является то, что они стихийно складывается в серию. Автопортретные серии возникли в графическом наследии многих русских поэтов и писателей. Такая серия автопортретов заставляет задуматься над судьбой художника и искусства того времени.

Портреты в серии никогда не повторялась, каждый раз выражая новый взгляд художника на себя и свое искусство (то есть взгляд на двойственность "я" художника, который являлся и просто человеком, влюблялся, разочаровывался, старел, и субъектом искусства, носителем определенных эстетических свойств). Автопортрет верно отразил возрастные изменения своих моделей, которые, кстати, были велики. Так, у Кипренского между первым и последним автопортретами прошло около двадцати лет, а у Орловского и Варнека- по тридцать. Но, конечно, более важно то, что все автопортреты отличались не только сменой лет, но показывали рост и гибель чувств. Откровенность автопортрета определялась иногда и тем, что сам автопортрет был в какой-то мере творческой мастерской, где апробировались различные художественные новинки, делалось то, что вряд ли было возможным в заказном портрете. [12, с.204].

Серии автопортретов эпохи романтизма занимают видное место в истории русского искусства и потому, что активно способствовали сложению концепции «портрета-биографии», медленная кристаллизация которой шла в первой половине XIX века. [12, с.206].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе сравнительного анализа особенностей творчества ряда художников и решения ряда, поставленных перед нами задач, мы пришли к следующим выводам. Романтическое направление русского искусства первой третий XIX века подготовило развитие реализма. В следующие десятилетия в России автопортреты стали формы борьбы за утверждение художника на уважительное отношение к себе и к своему искусству. Романтизм в России разделяют на два этапа: первая треть и 30-40-е годы XIX века. Восстание декабристов 1825 года, по существу, является "разделительной чертой". Расцвет романтического портрета связан исключительно с первым этапом. Романтические автопортреты первых десятилетий XIX века значительно отличаются от созданных в последующие время. В ранних автопортретах больше веры в духовные возможности человека, а в самом образе подчеркивается активное начало. Это выражалось в особой эмоциональности художественного строя произведения, будь то живопись или графика. Каждый портрет превращался в страстную личную проповедь, что-то утверждая, что-то отрицая. Он прямо выражает присущее эпохи романтизма высокое понимание значения творческой личности в обществе. Все последние автопортреты романтиков первой трети XIX века говорили о поражении художников и в жизни? и в искусстве. В 1830-1840-е годы автопортрет теряет ведущее значение среди портретных форм.

Кипренскому О.А., Варнеку А.Г., Орловскому А.О., Брюллову К.П. было свойственно представлять себя в романтическом ореоле, их автопортреты являли собой некое поэтическое противостояние по отношению к окружающему.

Романтик Варнек свободен в своем искусстве от традиций и навязанных мнений. Его творческая деятельность как выражение определенного образа, родившегося в минуту вдохновения, направляется на преобразование косной материи. Вдохновение, которое, показал Варнек в своем автопортрете, отличает художника от обычных людей, возвеличивает его.

Свободолюбивые настроения получили наибольшее воплощение в творчестве Орловского. Он стремился изобразить себя свободным от сословных и профессиональных ограничений. Орловский не стремился раскрыть многогранность эстетического отношения к действительности, но показал, что художник живет не только искусством, что действительность к романтику враждебна. В отличие от произведений Варнека и Орловского автопортреты Кипренского не преследовали декларативных целей. У Кипренского существует многообразие самопроявления. Он мог казаться себе художником, чутко улавливающим движение окружающий жизни и всматривающимся в нее; гордым молодым человеком, вступающим в жизнь с достоинством и радостью; своеобразным Нарциссом, застывшим с маньеристической улыбкой перед льстивым и обманчивым зеркалом художнической славы; взволнованным и растерянным; примиряющим страданий и радость, как бы прощающим жизни.

Брюллов в своих автопортретах умел запечатлеть какое-то мгновенное состояние . В них виден его темперамент, активность натуры, жаждущей действия.

Важной особенностью автопортретов Кипренского, Орловского, Варнека и Брюллова является то, что они стихийно складываются в серию. Серии автопортретов эпохи романтизма занимают видное место в истории русского искусства потому, что активно способствовали сложению концепции "портрета биографии".

Изучение автопортретов требует внимания" не только к отдельному произведению и времени его создания^о и, желательно, ко всем вместе, как определенному явлению художественнои^культуры XIX века,

 

 

 

Список литературы

 

1. Алленов М.М.,Евангулова О. О., Лившиц Л. И. Русское искусство XIX - XX века. М: Искусство, 1989.

2.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке Сост., вступ.сл. и коммент. В.М. Володарского. 3-е изд.М.:Республика,1999.

3.Елыпевская Г.В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете. М.: Советский художник, 1984.

4.История русского искусства Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. 1979.

5.Кислякова И.В. Орест Кипренский. Эпоха и герои. М. 1977.

6.Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя.-2Просвещение, 1991.

7.Очерки по истории русского искусства/Под ред. И.Г. Машковцева. М. 1954.

  1. Русское искусство. Очерки русской жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века. Под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1954.

7. Сарабьянов Д. Заметки об автопортрете.// Искусство.- 1987.

10. Сарабьянов Д.В.Русская живопись. Пробуждение памяти. 1988.

  1. Сурков П. Карл Брюллов.// Газ. Искусство.-2005.-№2- с. 5-13.
  2. Турчин В. С. Эпоха романтизма в России.-М.: 1981

Информация о работе Автопортрет в творчестве русских художников первой половины XIX века