Язык как знаковая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Общество не может жить, не пользуясь языком, этим важнейшим средством человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором не применялся бы язык для выражения их мыслей, чувств и воли, для достижения взаимопонимания между ними
И нет ничего удивительного в том, что люди с течением времени заинтересовались своим постоянным спутником — языком и создали науку о нем. Эта наука называется теперь языкознанием, или лингвистикой (от лат. lingua — язык). Знание основных сведений, даваемых этой наукой, полезно каждому человеку, оно просто необходимо для тех, чья профессия связана с преподаванием или исследованием языка; оно необходимо и тем людям, которым приходится применять язык как орудие профессиональное (учителям, пропагандистам, лекторам, журналистам, писателям и т. д.).

Содержание

Ведение 3
1.Язык - важнейшее средство человеческого общения. 6
2.Структура языка. Язык как система 10
3.Функции языка 21
4.Знаковая природа языка 23
Заключение 27
Литература 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

ККР Баранова.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

 

Тульский государственный  университет

 

Кафедра лингвистики  и перевода

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ работа

 

 

по дисциплине: Введение в языкознание

Направление 031100 – Лингвистика/

Специальность 030202 –  Перевод и переводоведение

 

Язык как знаковая система

 

 

      Студент  группы   830301              _____________                Баранова Ю. О.

                                                                     (подпись, дата)                        (фамилия, инициалы)

      Руководитель работы

                                                              _____________      ___________________

                                                                     (подпись, дата)                        (фамилия, инициалы)

 

Заведующий кафедрой                  _____________      ___________________

                                                                     (подпись, дата)                        (фамилия, инициалы)

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2011

 

Содержание

 

 

Введение

 

Общество не может  жить, не пользуясь языком, этим важнейшим средством человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором не применялся бы язык для выражения их мыслей, чувств и воли, для достижения взаимопонимания между ними

И нет ничего удивительного  в том, что люди с течением времени заинтересовались своим постоянным спутником — языком и создали науку о нем. Эта наука называется теперь языкознанием, или лингвистикой (от лат. lingua — язык). Знание основных сведений, даваемых этой наукой, полезно каждому человеку, оно просто необходимо для тех, чья профессия связана с преподаванием или исследованием языка; оно необходимо и тем людям, которым приходится применять язык как орудие профессиональное (учителям, пропагандистам, лекторам, журналистам, писателям и т. д.).

Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих различные стороны разных языков. Несколько наук изучают русский язык: фонетика — его звуковую сторону, лексикология — его словарный состав, грамматика — способы и средства построения слов и предложений, диалектология — местные говоры (диалекты) и т.д.

Кроме того, наука о  языке внутренне членится и в  зависимости от того, изучает она  строение и работу языка (его функционирование) или его изменения во времени (развитие). Если изучаются устройство и работа языка в какой-то определенный период его жизни, принято говорить об описательной лингвистике.

Если же изучаются  изменения языка (его устройства и функционирования) во времени, т. е. если изучается так называемое развитие языка, — принято говорить об исторических языковедческих науках.

Для того чтобы можно  было ориентироваться в многообразии лингвистических наук, начать их изучение нужно с науки-компаса, науки-проводника. Эта наука называется общим языкознанием.

Какие важнейшие вопросы  решает эта наука?

Прежде всего, она устанавливает, какова природа языка, т. е. принадлежит  ли язык к числу явлений общественных или биологических, физических или  психических. Одновременно общее языкознание решает и второй важнейший вопрос — о сущности языка, т. е. о том коренном, решающем отличии, которое выделяет язык среди других явлений жизни.

Таким образом, первая проблема общего языкознания – это проблема природы и сущности языка.

Вторая, наиболее обширная проблема предполагает исследование большого круга вопросов, связанных с пониманием структуры  языка.

Третья проблема поднимет вопросы, связанные с пониманием системы языка.

Четвертая проблема этой науки охватывает многие большие и малые вопросы развития языка в связи с развитием человеческого коллектива. Как, по каким направлениям и в зависимости от чего изменяется язык в целом? Каковы главные линии и причины изменения звуковой стороны языка, его лексики и грамматики? Что такое внутренние законы языкового развития и насколько они независимы от внешних влияний на язык?

В связи с четвертой  находится пятая, несколько обособленная проблема – возникновение и развитие письма.

Шестую проблему можно  назвать проблемой классификации, или типологии, языков.

Седьмую проблему общего языкознания мы сможем представить  себе, вспомнив, что каждая наука, исследуя свой предмет, или объект, применяет определенные исследовательские приемы, а также методы исследования.

Восьмая проблема общего языкознания занимает в нем с  каждым десятилетием все большее  место. Это проблема приложения научных знаний о языке к решению различных практических задач, возникающих в жизни людей.

Теоретическим осмыслением  соответствующего круга вопросов и возможных путей решения возникающих задач занимается так называемая прикладная лингвистика.

 

Язык – важнейшее средство человеческого общения

 

Язык есть важнейшее  средство человеческого общения. Без  языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и  человека. Без языка не может быть и мышления, т. е. понимания человеком действительности и себя в ней.

Долгое время ученые пытались доказать, что язык - это  такой же организм, как животные и растения, что он развивается  по тем же законам природы, одинаковым для всех языков в любом месте  и в любое время; как все  организмы, он рождается, созревает, достигает расцвета, клонится к упадку и умирает. Особенно популярным было такое понимание языка в середине XIX в., когда успехи естественных наук, и в частности дарвинизма, увлекли многих, занимавшихся науками о человеке и его особенностях, [См. гл. VI - «Классификация языков», § 77.].

Однако такое понимание  языка не приводит к правильному  объяснению явлений действительности, а, наоборот, уводит от истины.

Природные, биологические  свойства человека могут развиваться  и вне общества и в изолированном состоянии, но навыки, связанные с языком, в таких условиях развиваться не могут.

язык не передается по физической наследственности, тогда  как цвет кожи, пропорции тела, форма  черепа, характер волосяного покрова - так называемые расовые признаки - неизбежно следуют биологическим законам наследственности.

Отсюда ясно, что отожествление языковых и расовых признаков - грубая ошибка. Близость языков друг к другу вовсе не соответствует расовой схожести, и, наоборот, общность расы не связана с единством или схожестью языков. Границы рас и границы языков не совпадают.

Сторонники биологического взгляда на язык отожествляли язык и расу и тем самым искажали реальные отношения, существующие в  действительности между этими явлениями.

Но многие ученые в  конце XIX и в XX в. резко протестовали против этого отожествления. Так, И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) писал: «Одним из научных заблуждений является отожествление языка с расой... между расой и конкретным языком нет ни малейшей связи» ['Бодуэнде Куртенэ И.А. Язык и языки. Статья опубликована в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (полутом 81). См.: Бодуэнде Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2 С. 67-96.].

Расовая характеристика людей, во-первых, ничего не говорит  о языковой принадлежности данного населения и, во-вторых, не имеет никакого отношения к их культурному развитию.

Сторонники биологического взгляда на язык имеют еще один аргумент в запасе. Это так называемый единый «детский» язык у всех народов.

Наблюдения показывают, что действительно у всех детей в любой точке земного шара первыми «звуками» бывают слоговые сочетания по преимуществу с губными согласными: ма-ма, па-па, ба-ба, а далее: ня-ня, тя-тя, дя-дя. Эта общность связана с тем, что движением губ легче управлять, чем движением, например, задней части языка, а наличие слогов ня-ня и т. п. объясняется тем, что при мягких согласных работает большая масса языка, чем при твердых; но это детское «лепетание» еще ничего общего с языком не имеет, так как это только «звуки», лишенные смысла и получающиеся в результате пробы мускулов, так же как «дрыганье» ножками и ручками - не танец и не пластика.

Словами эти звукосочетания становятся только тогда, когда они  делаются названиями, когда они начинают передавать смысл. И тогда всякая иллюзия общности «детского» языка и естественности его возникновения исчезает.

Можно ли считать, что  «даром речи» наряду с человеком  обладают и животные? Нет, нельзя.

Еще Аристотель высказывался против такого допущения: «Только человек  из всех живых существ одарен речью» («Политика»). Эта формулировка в развитом виде часто встречается у деятелей эпохи Возрождения разных стран. Так, Данте (XIV в.) указывает, что речь нужна лишь человеку, чтобы разъяснять друг другу свои мысли (трактат «О народном красноречии»); Боссюэт (XVII в.) писал так: «Одно - воспринимать звук или слово, поскольку они воздействуют на воздух, затем на уши и на мозг, и совершенно иное - воспринимать их как знак, установленный людьми, и вызывать в своем разуме обозначенные ими предметы. Это последнее и есть понимание языка. У животных нет никакого следа такого понимания» (трактат «О познании бога и самого себя»).

Правда, у животных мы можем наблюдать некоторые случаи использования звуков для сообщения: это, например, звуковые сигналы, которыми мать созывает птенцов (утки, тетерки) или которыми самец-вожак предупреждает выводок или стадо об опасности (куропатки, горные бараны); животные могут также звуками выражать свои эмоции (гнев, страх, удовольствие). Однако все это - лишь биологические, рефлекторные явления, основанные частью на инстинктах (безусловные рефлексы), частью на опыте (условные рефлексы).

Исследования И. П. Павлова  позволяют теоретически правильно  решить эти вопросы.

И. П. Павлов писал: «...животные и примитивные люди, до тех пор пока эти последние не развились в настоящих людей и не приблизились к нашему состоянию, сносятся и сносились с окружающим миром только при помощи тех впечатлений, которые они получали от каждого отдельного раздражения в виде всевозможных ощущений - зрительных, звуковых, температурных и т. д. Затем, когда, наконец, появился человек, то эти первые сигналы действительности, которыми мы постоянно ориентируемся, заменились в значительной степени словесными... [«Павловские среды». Т. 3, 1949. С. 318.].

Все сказанное позволяет  сделать вывод, что:

1)язык не природное,  не биологическое явление;

2)существование и развитие  языка не подчинено законам  природы;

3)физические признаки  человека (например, расовые) не имеют  отношения к языку;

4)языком обладают только люди - это вторая сигнальная система, которой нет у животных.

 

Структура языка. Язык как  система

 

Как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать известной структурой и  образовать единство своих элементов  как некоторая система.

Прежде чем говорить о структуре и системе языка  необходимо выяснить еще один вопрос.

Если наши представления и отработанные сознанием понятия являются «копиями», «слепками», «образами» действительных вещей и процессов природы, то это не относится к словам языка и к языку в целом.

Прямое «отражение» вещей может  быть только в звукоподражаниях (ку-ку, хрю-хрю и т. п.), да и то внутренние фонетические законы могут препятствовать более точному воспроизведению звуков природы звуками речи. Поэтому одни и те же звуки природы как звукоподражания различны в разных языках. Обычные же, незвукоподражательные слова своим материальным составом ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами и явлениями. Действительно, что общего между звуковыми комплексами дом, нос, брат, кот и т. п. и соответствующими вещами и явлениями? Совершенно ясно, что эти звуковые комплексы не «отражают» действительности, как ее отражают представления и понятия.

Почему же мы все-таки знаем и  узнаем, что дом - это «дом», а кот - это «кот» и т. д.?

Ответ на это мы находим в теории знака. Что же следует понимать под  термином знак? Это можно применительно  к языку свести к следующим  пунктам:

Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак - член второй сигнальной системы.

Содержание знака не совпадает  с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается  ее материальной характеристикой.

4) Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

5) Знак и его содержание определяется  местом и ролью данного знака  в данной системе аналогичного  порядка знаков.

Знак - это член определенной знаковой системы.

Информация о работе Язык как знаковая система