Виды недействительных сделок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 22:31, реферат

Краткое описание

Гражданский Кодекс Российской Федерации в главе, посвященной сделкам, наряду с их понятием, видами и формой, уделяет место и последствиям признания их недействительными. В новых хозяйственных условиях зачастую возникают ранее неизвестные составы недействительных сделок. Они выявляются при преобразовании форм собственности, проведении приватизации, в области земельных отношений.

Прикрепленные файлы: 1 файл

2.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

б) сделки, совершенные несовершеннолетними, не достигшими 14 лет, являются ничтожными.  Малолетние в возрасте от 6 до  14  лет вправе совершать мелкие бытовые сделки,  сделки,  направленные на получение безвозмездной выгоды,  не требующие нотариального удостоверения, либо государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами,  предоставленными законными представителями или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели. Все другие сделки за несовершеннолетних до 14 лет, а также все сделки за малолетних,  не достигших 6 лет, могут совершать только их законные представители.  Сделка,  совершенная малолетним,  может  быть признана судом недействительной по требованию его родителей, усыновителей или опекуна, если сделка совершена к выгоде несовершеннолетнего.

Сделки, совершаемые несовершеннолетними в возрасте от 14  до 18 лет являются оспоримыми.  Основанием признания сделки,  совершенной несовершеннолетним,  недействительной является, отсутствие письменного согласия законных представителей на ее совершение.

Ст.176 ГК предусматривает недействительность сделок,  совершенными лицами,  ограниченными судом в дееспособности.  Это может иметь место при наличии двух одновременно  существующих  условий: злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами и в результате этого семья оказывается в тяжелом материальном положении.

Ограниченно дееспособный вправе совершать только мелкие  бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может только с согласия назначенного ему попечителя.

Под «распоряжением» следует понимать сделки, направленные на передачу имущества  другим гражданам,  не являющимся членом семьи или юридическим лицом.

Действие этой статьи не распространяется на сделки, по которым гражданин, ограниченный в дееспособности, получает какое-либо имущество не представляя взамен своего. Форма согласия попечителя на  совершение сделки,  ограниченно дееспособным должна соответствовать форме,  установленной законом для совершаемой сделки. Иск о  признании  такой  сделки недействительной может заявить только попечитель.  Сделка,  совершаемая ограниченно дееспособным  лицом является оспоримой.

Законом предусмотрено  два  состава недействительных сделок юридических лиц: сделки выходящие за пределы специальной правоспособности юридического лица (ст.173 ГК),  и сделки, свершенные органами юридического лица с превышением их полномочий (ст.174 ГК).

В статье 173 выделены два случая выхода юридического лица за пределы его правоспособности:

а) сделки,  которые совершены юридическим лицом за пределами

его специальной правоспособности;

б) сделки,  совершенные  юридическими  лицами,  не  имеющими

лицензии на занятие соответствующей деятельностью.

Первый случай  имеет  место  тогда,  когда цели деятельности юридического лица определенно ограничены им же в уставе или  других учредительных документах. Имеются ввиду явно только юридические лица,  которые обладают в соответствии со ст.49 ГК общей правоспособностью, т.е. все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов  организаций,  предусмотренных законом. Следовательно, речь идет о хозяйственных товариществах и обществах, которые могут в своих учредительных документах предусмотреть ограничения, запрещающие им совершать определенные сделки ( напр., заключать сделки на бирже и др.).

Во втором  случае  юридическое лицо считается не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, если:

а) лицензия не получена им

б) отозвана органом, ее выдавшим;

в) окончился срок е действия.

В случае, когда в момент совершения сделки лицензии у юридического лица не было, но она была получена на момент рассмотрения спора судом, сделка видимо, не должна признаваться недействительной.

Правила данной статьи распространяются на дву-  и  многосторонние     сделки  (договора),  которые  могут  заключаться как между юридическими лицами, так и между юридическим лицом и гражданином.

Сделки, совершенные юридическим лицом,  выходящим за пределы правоспособности, относятся к числу оспоримых. Иск о признании такой сделки недействительной и применении  последствий  ее  недействительности могут предъявить само юридическое лицо,  его учредитель (участник) или государственный орган, осуществляющий контроль или надзор за деятельностью юридического лица.

Основанием для признания сделки недействительной,  помимо ее совершения в противоречие с целями с целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, либо без лицензии на занятие определенной деятельностью, является доказанность факта,  что контрагент знал или заведомо должен был знать о незаконности сделки. Этот факт должно доказывать лицо, предъявившее иск.

Таким образом,  можно сделать вывод о  том,  что  к  гражданам-предпринимателям,  осуществляющим  деятельность  без лицензии может быть применена ст.173  ГК.

Закон к числу оспоримых сделок  относит  сделки  совершенные лицом, полномочия которого ограничены (ст.174).

Здесь можно выделить три основания признания недействительной сделки, совершенной с превышением полномочий:

1. Превышение гражданином полномочий,  предусмотренных договором, а органом юридического лица - полномочий, определенных его учредительными документами.

2. Неочевидность для другой стороны факта нарушения полномочий,  т.к.  из доверенности, закона или обстановки, в которой совершается сделка, с ясностью следует, что она совершается управомоченным лицом.

3. Доказанность факта, что  другая сторона знала или заведомо должна была знать об ограничениях полномочий, предусмотренных договором или учредительными документами юридического лица.

В соответствии с п.3 ст. 53 ГК юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя  гражданские обязанности, через свои органы,  действующие в соответствии с законом и иными правовыми актами и учредительными документами. Так, например,  для акционерного общества таковым органом является генеральный директор, который как гласит п.2 ст.69 Федерального Закона «Об акционерных обществах»  действует от имени общества  без доверенности, в т.ч.  совершая гражданско-правовые сделки.  Часть из них может быть совершена на основании самостоятельного решения директора,  а часть исключительно после решения  общего  собрания акционеров или совета директоров.  Последствием сделки, совершенной с превышением директором полномочий (т.е. сделки, не основанной на необходимом для конкретного случая решения совета директоров или общего собрания акционеров) может являться основанием для признания ее недействительной в судебном порядке.

Возможность и основанием для признания сделки недействительной  зависит  от того,  превышены ли директором при ее совершении полномочия, определенные законом и иными правовым актом или только уставом общества.  При превышении полномочий,  определенных законом или иным правовым актом (напр.,  сделка по отчуждению  имущества общества стоимостью более 25%  его активов,  не основанная на решении или в последующем не одобренная решением одного из органов  управления  общества в соответствии со ст.79 ФЗ "Об акционерных обществах"),  то сделка может быть признана  ничтожной  по ст.168 ГК.  Если же директором совершена сделка в пределах полномочий,  установленных законом, однако при этом превышены полномочия,  определенные уставом общества (напр.,  произошло отчуждение имущества стоимостью 20% активов без соответствующего решения совета директоров, тогда как устав общества требует такого разрешения), данная сделка, являясь оспоримой, может быть признана судом недействительной на основании ст. 174 ГК.

Осмотрительная  сторона  по  договору  должна знать не только об установленных законом полномочий  лица, представляющего другую сторону, но и ознакомиться с уставом контрагента. Несоблюдение этого требования вполне  может  привести  к признанию договора недействительным и соответствующим убыткам.  С иском о признании сделки,  совершенной лицом, полномочия  которого ограничены, вправе обратиться лицо, в интересах которого установлены ограничения. Последствием признания такой  сделки  недействительной является двусторонняя реституция.

 

 

2. Сделки   с   пороками  формы

 

Недействительность сделок вследствие порока формы сделки зависит от того, какая форма законом или соглашением сторон для совершения  той  или иной сделки установлена.  Естественно,  что не возможно представить несоблюдение устной формы сделки. Закон связывает недействительность только с письменной формой сделки.  Несоблюдение  простой  письменной  формы  влечет недействительность сделки только в случаях,  специально указанных в  законе  (ст.339 ГК)  или  в соглашении сторон.  Несоблюдение же требуемой законом нотариальной формы,  а также государственной  регистрации  сделки всегда  влечет ее недействительность.  Такая сделка является ничтожной.  Однако для некоторых случаев  предусмотрена  возможность избежать  недействительности  указанных  сделок  (п.2 ст.165 ГК).

Применительно к нарушению требования о форме имеется в виду ситуация,  когда  сделка к моменту возникновения вопроса о ее недействительности исполнена (работа выполнена),  но сторона, исполнившая сделку, обращается в суд за защитой своих интересов. В данном случае суд может удовлетворить иск,  признав сделку  действительной. Такое  решение освобождает сторон от нотариального удостоверения сделки.

В отношении сделок,  в которых одна из сторон уклоняется  от государственной регистрации решение суда создает обязанность произвести регистрацию соответствующему органу,  но при условии, что сделка совершена в надлежащей форме.

Вместе с признанием действительной незаверенной у  нотариуса сделки или вынесения решения, обязывающего зарегистрировать сделку, на сторону, необоснованно уклонившуюся от нотариального удостоверения или государственной регистрации,  может быть  возложена обязанность возместить причиненные другой стороне убытки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сделки с пороками  воли.

 

Сделки с пороками воли можно подразделить на сделки,  совершенные без внутренней воли на совершение сделки, и сделки в которых  внутренняя  воля сформировалась неправильно.  Без внутренней воли совершаются сделки под влиянием насилия, угрозы, злонамеренного  соглашения  представителя  одной  стороны с другой стороной (статья 179 ГК), а так же гражданином, не способным понимать значения  своих  действий  или  руководить ими (ст 177 ГК),  а также сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст 178 ГК).

Статья 177 ГК предусматривает недействительность сделок, совершенных гражданином,  хотя и дееспособным, но находящимся в момент совершения сделки в таком состоянии,  когда он не был способен понимать значение в своих действий или руководить ими.

Неспособность понимать  значения  своих действий или руководить ими должна иметь место в момент,  когда сделка считается совершенной. При этом не имеет значения конкретная причина, которой вызвана неспособность понимать значение своих действий или  руководить ими.  Это могут быть наркотики,  нервное потрясение, алкогольное опьянение, травма, болезнь. Иск в суд о признании недействительной  сделки,  совершенной гражданином неспособным понимать значений своих действий или руководить ими,  может предъявить сам этот гражданин, либо лицо чьи права, и охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

П. 2 ст.177 предусматривает,  что сделка, совершенная гражданином впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна,  если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать  значения своих действий или руководить ими. При этом не имеет значения, что основание недействительности возникло до назначения опекуна. В отличие от сделок лиц, признанных недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия,  сделки граждан хотя и дееспособных,  но  находящихся в момент их совершения в таком состоянии,  что они не могли понимать значение своих действий, не являются ничтожными,  т.е.недействительными,  а могут быть оспорены в суде.  Последствием совершения такой сделки является двусторонняя реституция. Кроме того, сторона по сделке обязана возместить соответствующей стороне реальный ущерб, если будет доказано, что сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны или нахождении ее в таком состоянии, когда она не  могла  понимать значение своих действий или руководить ими.

Статья 178 предусматривает недействительность сделок, совершенных под влиянием заблуждения.

Недействительность такой сделки основывается на том, что  выраженная  в  ней  воля участника неправильно сложилась вследствие заблуждения,  и поэтому сделка влечет иные  правовые  последствия для  него,  нежели те,  которые он в действительности имел ввиду. Здесь имеет место порок самой воли,  ее  формирования,  намерения субъекта, а  не несогласованность,  не порок выражения воли. 

Заблуждение является основанием признания  недействительными сделок  как  граждан,  так и юридических лиц.  Однако юридическое значение имеет не всякое заблуждение,  а только существенное. Под таковым  ГК понимает заблуждение относительно природы сделки либо тождество или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают  возможности  его использования по назначению.  Существенное заблуждение должно касаться главных элементов сделки. Последствия такого  заблуждения  либо неустранимы вообще,  либо их устранение связано для заблуждавшейся стороны  со  значительными  затратами.

Информация о работе Виды недействительных сделок