Сравнение норм об ограниченных вещных правах, содержащиеся в ГК РСФСР 1922 г., ГК РСФСР 1964 г., ГК РФ 1994 г., проекте ГК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Первый из них состоит в том, что лицо, располагая исключительной властью над вещью, само своими действиями достигает цели. Такое право римские юристы именовали ius in re (право на вещь).
Второй путь, заключающийся в использовании обязательственных прав (прав арендатора, покупателя, ссудополучателя и т.п.), они видели не в том, "... чтобы сделать какой-нибудь предмет нашим, ... но чтобы связать другого перед нами дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил" Соответственно и само обязательственное право, и обязательственное правоотношение они называли obligatio.

Содержание

1 Введение
2. Сравнение норм об ограниченных вещных правах, содержащиеся в
ГК РСФСР 1922 г., ГК РСФСР 1964 г., ГК РФ 1994 г., проекте ГК РФ.
3.Интерпретационная характеристика добросовестности в вещных правоотношениях.
4. Характеристика права вещных выдач.
5. Примеры (не менее 5) из судебной практики по вопросам
применения норм о залоге.
6. Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

АПЦ.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                        Специальность «Юриспруденция »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИСТИКИ

 

 

 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1   курса

               1 семестр

Резник  Игорь Анатольевич

 

 

 

 

 

Заполярный 2012г.

 

 

 

 

Содержание:

1 Введение

2. Сравнение норм об ограниченных вещных правах, содержащиеся в

ГК РСФСР 1922 г., ГК РСФСР 1964 г., ГК РФ 1994 г., проекте ГК РФ.

3.Интерпретационная характеристика добросовестности в вещных правоотношениях.

4. Характеристика права вещных выдач.

5. Примеры (не менее 5) из судебной практики по вопросам

применения норм о залоге.

6. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

      1.Введение

Деление гражданских прав на вещные и обязательственные уходит своими корнями в глубину веков. Еще юристы Древнего Рима обратили внимание на то, что в материальном мире, где властвуют вещи, правовой результат может быть получен двумя путями.

 Первый из них состоит  в том, что лицо, располагая  исключительной властью над вещью,  само своими действиями достигает цели. Такое право римские юристы именовали ius in re (право на вещь).

 Второй путь, заключающийся  в использовании обязательственных  прав (прав арендатора, покупателя, ссудополучателя и т.п.), они видели  не в том, "... чтобы сделать  какой-нибудь предмет нашим, ... но чтобы связать другого перед нами дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил" Соответственно и само обязательственное право, и обязательственное правоотношение они называли obligatio.

 Деление прав на вещные  и обязательственные органично перешло в законодательства практически всех стран континентальной Европы. Поскольку российское законодательство являлось составной частью континентальной системы права, оно также восприняло это деление. Хотя в ч. 1 т. Х Свода законов Российской Империи термин "вещное право" не употреблялся, существовавшая правовая доктрина разграничивала вещные и обязательственные права весьма определенно.

2.Сравните  нормы об ограниченных вещных  правах, содержащиеся в 

ГК РСФСР 1922 г., ГК РСФСР 1964 г., ГК РФ 1994 г., проекте ГК РФ.

Первый Гражданский кодекс был  принят в 1922 году в период нэпа и  знаменовал собой окончательное  признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года имел раздел «Вещное право», который включал право собственности, право залога и право застройки (ст. 52–105). Примечательно, что уже ГК РСФСР 1922 года допускал в качестве предмета залога вещи, определенные родовыми признаками (ст. 93), а также «долговые требования» и право застройки (ст. 87). Позже в связи с огосударствлением экономики и отрицанием частной собственности эти институты все реже стали применяться на практике, а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1949 года были признаны утратившими силу статьи 71–84 Кодекса, регулирующие право застройки.

В силу статьи 21 ГК РСФСР 1922 года земля  признавалась только собственностью государства и не могла быть объектом гражданско-правовых сделок, в результате которых возможен переход имущества от одного лица к другому. Земля не могла быть предметом отчуждения по сделкам купли-продажи, дарения, залога, так как владение землей лицами и учреждениями, кроме государства, в силу статьи 21 ГК РСФСР 1922 года допускалось только на праве пользования.

ГК 1964 г. от термина "вещное право" отказался, хотя и включал раздел об основном вещном праве - праве собственности.   Надо отметить, что право постоянного (бессрочного) пользования более чётко регламентировалось в Основах 1968 года, согласно статье 9 которых землепользование могло быть (постоянным) и временным (краткосрочным или долгосрочным). На титуле постоянного (бессрочного) пользования могли использовать землю как граждане, так и юридические лица. В ГК РСФСР 1964 года из всех вещных прав законодатель закрепил одно лишь право собственности, помещенное во втором разделе кодекса. В этом кодексе мы не найдёт такие виды ограниченных вещных прав как – сервитут, залог (он отнесён к обязательственным правам), но в этот период образовались иные виды ограниченных вещных прав – право оперативного управления и хозяйственного ведения. Это новые конструкции, созданные специально в советском государстве для управления государственной собственностью. Согласно ГК РСФСР 1964 года можно определить признаки государственных юридических лиц. К государственным юридическим лицам относились производственные, научно-производственные и иные объединения, предприятия (заводы, шахты, совхозы и др.), учреждения (вузы, больницы, музеи). Научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, сбыто-снабженческие организации и т.д. Государство как единый собственник всего государственного имущества передавало предприятиям, объединениям, учреждениям и другим государственным юридическим лицам определенное имущество, необходимое для осуществления их деятельности.

С изменением политической и экономической  ситуации в России возникла потребность  в новом хозяйственном механизме, основанном на рыночной экономике, что и нашло выражение в возрождении прежних правовых категорий. Именно этим и объясняется появление в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 года статей 5, 6, а затем в Основах гражданского законодательства Союза СССР и республик (1991 года) категории «вещное право». Раздел II Основ провозглашает помимо права собственности – право полного хозяйственного ведения (статья 47) и право оперативного управления (статья 48), а статья 49 устанавливала, что земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение или в пользование.

Соответственно, начало возрождения  категории вещных прав в российском праве было положено Основами законодательства Союза ССР и союзных республик  об аренде 1989 года, законами РСФСР «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности, принятыми в 1990 годы, Основами гражданского законодательства 1991 года, которые в числе ограниченных вещных прав называли наряду с правом полного хозяйственного ведения, также право оперативного управления, ограниченные вещные права на землю и другие природные ресурсы.

.. Возвращение в российское законодательство  понятия "вещное право", как  и существование этих прав  на протяжении столетий в законодательствах других стран, свидетельствует об объективном характере деления прав на вещные и обязательственные. Неизменной остается и сущность вещного права как непосредственного, без вмешательства третьих лиц, отношения лица к вещи.

 В современном гражданском  законодательстве категории вещных прав посвящен раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации (1994 года), который включает в состав вещных прав: право собственности, прав пожизненного наследуемого владения, право постоянного бессрочного пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом. Однако гражданское законодательство не дало легального определения «вещного права». Как справедливо заметил С.А. Хохлов: «Гражданский кодекс пошел по линии воспроизведения перечня вещных прав, а не простого определения, что такое вещное право и какое право нужно по каким-то критериям относить к вещным правам»[ Появление правовых норм об ограниченных вещных правах в современном гражданском праве России не является случайностью, а объективно отражает процесс сближения правовых систем современности. Главное назначение института собственности – «обеспечить профессиональное управление чужим имуществом в интересах определенных категорий лиц, не способных или не желающих его осуществлять». Право собственности является основополагающим, первоначальным правом в числе прочих вещных прав, поскольку другие права носят производный от этого права характер, а их владельцы имеют иной правовой титул (основание), чем собственник. Это определяет особенности субъектного состава правоотношений, одним из элементов которых выступает соответствующее ограниченное вещное право. «Для всех ограниченных вещных прав характерно то, что носитель вещного права находится не только в абсолютном отношении со всеми третьими лицами, но и в относительном правоотношении с собственником, каковы бы ни были основания возникновения и юридическая природа указанного правоотношения». Анализ норм российского права позволяет выделить ряд отличительных особенностей вещных прав:

 а) круг вещных прав, в отличие  от обязательственных, исчерпывающим  образом очерчен в законе - либо  непосредственно ГК (ст. 209, 216, 292, 334), либо иным федеральным законом.  Лицо не вправе по своему  усмотрению создавать новые разновидности вещных прав. Участник же обязательственных отношений, напротив, может, согласно ст. 8 ГК, вступать в сделки как предусмотренные, так и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;

 б) вещное право, в отличие  от обязательственного, является  разновидностью абсолютного права, т.е. обладателю вещного права (права собственности, сервитута и т.п.) противостоит неограниченный круг субъектов, обязанных не нарушать его право на вещь. Владельцу обязательственного права противостоит круг лиц, ограниченных обязательственным отношением, и только они, строго говоря, обязаны не нарушать его право (пассажир-перевозчик, заказчик-исполнитель услуг и т.п.);

 в) отличительным признаком,  позволяющим отграничить вещное  право от других абсолютных  прав (на авторское имя, на фирменное наименование, на товарный знак и т.п.), является его объект. Объектом вещного права согласно его классическому определению может служить лишь индивидуально-определенная вещь. Соответственно вещи, определяемые родовыми признаками, а также объекты интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК) объектами вещных прав служить не могут.

 Особенностями объектов вещных  прав во многом объясняется  наличие специфических способов  их защиты, которые отдельные  авторы нередко отмечают в  качестве самостоятельного признака вещного права;

 г) наличие у обладателя  вещного права правомочия следования, которое означает сохранение  обладателем своего вещного права  несмотря на переход вещи к  новому собственнику (владельцу).

 Таким образом, вещное право  - это субъективное гражданское право, имеющее абсолютный характер, обладающее специфическим объектом и способами защиты, включающее в себя, помимо прав владения, пользования и распоряжения вещью (всех вместе или по отдельности), правомочие следования.

 Как отмечено выше, субъективное право может быть отнесено к разряду вещных только самим законом. Круг этих прав весьма ограничен и очерчен непосредственно в ГК.

 Право собственности есть  основное и самое широкое по  содержанию вещное право. "... Субъект  этого права может в принципе делать с вещью все то, что допустимо с точки зрения природы вещи и предписаний права". Обладатель иного вещного права (так называемого ограниченного вещного права) использует чужую вещь только в определенном направлении и для определенных целей. Объем правомочий обладателя ограниченного вещного права соответственно всегда уже, чем у самого собственника. Кроме того, собственник не вправе быть носителем ограниченного вещного права на вещь, принадлежащую ему на праве собственности.

 В п. 1 ст. 216 ГК в числе ограниченных вещных прав названы следующие: право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; сервитуты; право хозяйственного ведения имуществом; право оперативного управления имуществом.

 Этот перечень прав не  является исчерпывающим, и потому  к числу ограниченных вещных  прав по российскому законодательству  можно отнести также права  членов семьи собственника жилого  помещения (ст. 292 ГК) (подробнее об  этом праве см. в  гл. 22 настоящей работы), право пожизненного пользования жилым домом, принадлежащим другому лицу, возникшее на основании завещательного отказа (ст. 538 ГК 1964 г.); право пожизненного пользования жилым домом, квартирой, земельным участком или иной недвижимостью, переданными в собственность другого лица, возникшее по договору пожизненного содержания с иждивением (ст. 601, 602 ГК); право учреждения самостоятельно распоряжаться доходами и имуществом, полученным в результате разрешенной хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 298 ГК). Перечисленные права закреплены в других статьях ГК и, что самое главное, отвечают всем названным выше признакам вещных прав. Их объектом является индивидуально-определенная вещь; при переходе права собственности на нее ограниченное вещное право следует судьбе вещи; в случае посягательства на такое право оно может быть защищено с помощью вещно-правовых исков.

Всем этим признакам в полной мере отвечает и право залога. Согласно определению залога, содержащемуся  в ст. 334 ГК, залогодержатель имеет право в случае неисполнения должником своего обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами залогодателя. Однако феномен права залога заключается в том, что оно существует не только в виде права преимущественного удовлетворения требований одного из кредиторов, но и становится своеобразным вещным правом на чужую вещь. Не случайно собственник, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из существа залога, вправе распоряжаться предметом залога только с согласия залогодержателя (п. 2 ст. 346 ГК). Индивидуально-определенное имущество, являющееся предметом залога, защищается залогодержателем с помощью вещно-правовых исков, в том числе и против собственника имущества (ст. 347 ГК). Наконец, в случае отчуждения предмета залога право залога следует судьбе вещи и сохраняет свою силу (ст. 353 ГК).

 С принятием  Закона об ипотеке основания  считать залог ограниченным вещным  правом только укрепились. В след  за ст. 349 ГК ст. 55 указанного Закона  предусматривает возможность передачи недвижимости в руки залогодержателя, минуя судебную процедуру обращения взыскания на предмет ипотеки. Таким образом, это дополнительное доказательство вещно-правовой природы ипотеки, являющейся своеобразным правом на чужую вещь.

Информация о работе Сравнение норм об ограниченных вещных правах, содержащиеся в ГК РСФСР 1922 г., ГК РСФСР 1964 г., ГК РФ 1994 г., проекте ГК РФ