Благотворительность как институт социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведенного исследования заключается в проведении анализа проблемы осуществления деятельности по оказанию социальных услуг населению, выявлении социологического контекста участия благотворительных фондов в данной сфере. Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
определение сущности понятия благотворительности; рассмотрение особенностей социального контекста благотворительности в культурно-исторической перспективе; обзор российского правового поля деятельности благотворительности; анализ возможностей использования ресурсов благотворительных фондов для решения социально значимых проблем посредством реализации проектов по оказанию социальных услуг населению;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 6
1.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 6
1.2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ 13
ГЛАВА 2. РОЛЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА 17
2.1 БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОБЛЕМ 17
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Прикрепленные файлы: 1 файл

kurs.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема деятельности благотворительных  организаций долгое время, в силу исторических и социально-политических причин, оставалась вне сферы изучения российских ученых, находя отражение исключительно в специальной, литературе, в то время как в зарубежной социологии она издавна привлекала внимание ученых. С ориентацией нашей страны на демократические принципы развития и построение открытого гражданского общества интерес к проблемам функционирования и месту в современной социальной структуре значительно возрос. Но конкретных исследований в этом направлении выполнено очень мало, что представляет широкое поле деятельности для изучения.

Процесс трансформации  российского общества сопровождается изменением роли государства, граждан и ростом гражданских инициатив. В период экономического кризиса и политических изменений обостряются старые и появляются новые социальные проблемы, такие как рост преступности и безработицы, бедность, детская беспризорность и пр. Государственная система социальной защиты оказывается неспособной решать комплекс существующих и возникающих проблем. Вне административно-государственных структур социальной защиты возникают новые гражданские инициативы, которые направлены на решение социально-защитных проблем. Эти гражданские инициативы и являются благотворительными организациями. Под благотворительной организацией в данном случае понимается некоммерческая негосударственная организация, которая осуществляет свою деятельность в целях социальной защиты нуждающихся групп населения. Сфера их работы охватывает весь спектр социальных услуг: социальная защита, экология, культура, образование, спорт, правовая защита, профилактика наркомании, благотворительность, милосердие.

Очевидно, что в современных  российских условиях рассмотрение вопросов теории и практики работы благотворительных  фондов приобрело особую актуальность, что обусловлено социально-экономическим  кризисом, ростом социальной напряженности, числа социально незащищенных слоев населения. В данном работе обратимся к рассмотрению особенностей работы благотворительных фондов. Моя работа посвящена роли благотворительности в оказании социальных услуг населению. В представленной работе мы попытаемся представить анализ, некоторые выводы и данные, которые могут помочь сориентироваться в логике возникновения, истории развития благотворительных объединений и установления связей между секторами общества, основной акцент сделав на благотворительные фонды и их деятельность по оказанию социальных услуг населению.

Цель проведенного исследования заключается в проведении анализа проблемы осуществления деятельности по оказанию социальных услуг населению, выявлении социологического контекста участия благотворительных фондов в данной сфере. Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  • определение сущности понятия благотворительности;
  • рассмотрение особенностей социального контекста благотворительности в культурно-исторической перспективе;
  • обзор российского правового поля деятельности благотворительности;
  • анализ возможностей использования ресурсов благотворительных фондов для решения социально значимых проблем посредством реализации проектов по оказанию социальных услуг населению;
  • рассмотрение возможной модели организации деятельности благотворительного фонда по реализации социальных услуг.

Объектом исследования выступают  сотрудники и волонтеры благотворительных организаций, реализующих проекты по оказанию социальных услуг населению и услугополучатели. В качестве предмета исследования выступают характеристики деятельности благотворительных организаций в контексте обозначенной проблемы.

Методы: анализ литературных и документальных источников (нормативных актов, законов, методических разработок, документов конкретных фондов), интервью с работниками благотворительных фондов и их клиентами - услугополучателями, неструктурированное закрытое включенное наблюдение в фондах.

 

ГЛАВА 1. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1. СОЦИЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

 

Для достижения цели нашей  работы важно определить происхождение  и состояние благотворительного сектора в современной России. Понимание современного положения  невозможно, если не обратиться к истории вопроса, поэтому дадим краткий исторический обзор традиций российской благотворительности.

До революции в России благотворительность считалась  уважаемым занятием. Существовало несколько  наиболее распространенных видов благотворительности: религиозный, аристократический и светский. В настоящее время можно говорить о попытке восстановления культурной преемственности в благотворительной деятельности.

В России XVIII - начала XX веков  благотворительность была связана  с Русской православной церковью. Исследователи участия в благотворительной деятельности (Любовь Мюллер, Адель Линденмейер) отмечали, что церковь всегда поощряла людей, подающих милостыню, но для глубоко набожных и благочестивых подача милостыни считалась недостаточной. Для женщин, например, церковь предлагала специфическую модель набожности: «Женщина связывает свою жизнь и свое счастье с тем, чтобы помогать другим людям. Участие женщин в благотворительности, особенно если они принадлежали к высшему слою общества, измерялось не тем, сколько они пожертвовали средств на благотворительность, а тем, сколько времени они потратили на заботу об обездоленных, на распределение лекарств, на личные визиты к бедным и

больным»1. Таким образом, благотворительницы представлялись церковью как образцы женской благочестивости и добродетели. Диапазон благочестия и самопожертвования в православной идеологии был чрезвычайно широким: от полного самоотречения "святых мучеников", готовых к отказу от всего "своего" во имя ближнего, до разовых материальных дотаций. Различные виды благотворительности воссоздаются в современной России. Мы выделяем религиозную, аристократическую и светскую благотворительность.

Религиозность является одним из важных идеологических оснований  для благотворительности. В настоящее  время верующие, как правило, работают в благотворительных организациях религиозной направленности, например, в Армии Спасения, Обществе Петра и Павла, Фонде им. Ксении Блаженной тому подобных.

В дореволюционной России, начиная с конца XVIII века, благотворительность  патронировалась членами императорской фамилии. По инициативе и под патронажем Екатерины II был образован Институт благородных девиц (Смольный институт). На средства императрицы Марии Федоровны, которая возглавляла благотворительное ведомство в России, в Петербурге была создана и до сих пор существует Мариинская больница. Как реплика этого вида благотворительности в 1990е годы в России появляются фонды и организации, патронируемые официальными лицами и членами их семей. Например, в 1995 году в Петербурге женой бывшего мэра города был организован Мариинский фонд2.

Еще одним примером аристократической  благотворительности является деятельность урожденной немецкой принцессы Елизаветы  Федоровны, сестры императрицы Александры Федоровны, жены дяди последнего русского царя и генерал-губернатора Москвы (1864-1918). После гибели мужа от бомбы террориста в 1905 году, Елизавета Федоровна продала все свое имущество и направила полученные средства на создание приютов и госпиталей. Изучив работу западных религиозных обществ, она решила создать собственное, направленное исключительно на помощь больным и бедным. Это общество просуществовало до 1918 года, в нем состояло 70 сестер. Сестры отбирались по конкурсу из большого числа заявок после специальной аттестации, что свидетельствовало о большой популярности такой модели женской благочестивости, не требовавшей отказа от светской жизни3.

Сегодня мы можем говорить о возрождении, хотя и в ином виде, аристократического типа благотворительности. В современной России есть примеры  благотворительной деятельности жен высокопоставленных государственных лиц. Например, жена бывшего мэра Санкт-Петербурга Л. Б. Нарусова возглавляет благотворительный фонд "Дети Петра", она же была инициатором создания первой в России благотворительной больницы "Хоспис" для неизлечимых больных. В отделении "Общества Хоспис" в Москве работала жена бывшего первого вице-премьера России А. Б. Чубайса4.

Светская благотворительность  впервые оформляется как особый вид деятельности в среде ссыльных декабристов в Сибири. Декабристки учили грамоте местных крестьян, ухаживали за больными, помогали врачам в больницах. Жены декабристов имели огромный моральный авторитет в образованных слоях российского общества. Их опыт получил большой резонанс и оказал большое влияние, в том числе, и на следующее поколение русских женщин5.

После александровских  реформ и реабилитации декабристов, с первой волной женского движения в России впервые появились светские благотворительные организации. Одним  из первых было учреждено общество "Красный Крест". К началу ХХ-го века в России действовало 97 отделений "Красного Креста", где обучали работе сестер милосердия. Если не считать крошечной пенсии после 25-ти лет службы, более чем 3000 сестер милосердия служили в 1904 году, не получая платы за свой труд. Отделения "Красного Креста" существуют и в настоящее время в разных российских городах и за рубежом.

Еще одной формой светской благотворительности стало создание трудовых артелей, как правило, швейных, для бедных девушек. Эта форма  стала особенно популярна после выхода в свет романа Чернышевского "Что делать?". Хозяйки таких артелей выкупали девушек из публичных домов, предоставляли им жилье, еду и обеспечивали работой, например, заказами на пошив одежды. Ни одна из этих артелей не просуществовала долго, но подобный опыт также вызывает интерес наших современниц. В Петербурге существует христианский девичий приют, директор которого принимает девочек, сбежавших из дома и из интернатов, часто малолетних проституток. В этом приюте заботятся о них, обучают рукоделию и другим трудовым навыкам6.

Итак, мы видим, что человек, решивший посвятить свою жизнь помощи нуждающимся, имел для этого разные возможности. Организационная инфраструктура общества и собственные материальные ресурсы открывали путь к участию  в благотворительности. Желающие могли принять участие в деятельности уже существующей религиозной общины или благотворительного общества; создать религиозную общину, благотворительный институт или попечительствовать над такими организациями.

Частью гипотезы моего исследования было предположение о наличии влияния традиций благотворительности на мотивацию в создании и работе благотворительных фондов современных социально активных людей.

В современном российском обществе возрождается понятие благотворительности, негативно оцениваемое в советское время. Так, в Большой Советской Энциклопедии благотворительность определялась как "помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов эксплуататорского общества некоторой части неимущего населения". "При социализме благотворительность не нужна, - указывалось в энциклопедии, - поскольку в обществе уничтожены нужда и нищета"7.

Здесь, на наш  взгляд, целесообразно остановиться на определении понятия «благотворительность», благотворительный в современном  научном и правовом дискурсе.

Абросимова  Е.А. в своей диссертации на тему «Благотворительные организации в  Российской Федерации» определяет благотворительность  как бескорыстную любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем  учреждения общественных институтов или  пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим. В Толковом словаре русского языка под благотворительностью понимаются «действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим». Федеральный Закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. дает следующее определение: благотворительность - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Как указывает В.Ядов8, в 1987 году Даниил Гранин впервые публично поставил вопрос о возрождении понятий милосердия и благотворительности как важных культурных явлений. С 1989 года на улицах крупных городов России впервые за послевоенное время открыто появились нищие, просящие подаяние. Их появление было вызвано ухудшением экономической ситуации в стране, появлением беженцев из районов межнациональных конфликтов и ослаблением государственного контроля. В средствах массовой информации развернулась дискуссия об отношении к этому новому для России явлению. Одни призывали к милосердию, к оказанию масштабной помощи нищим, другие утверждали, что данная категория граждан является преступной, и в отношении к ним должны быть приняты соответствующие насильственные меры. Таким образом понятие благотворительности (и нищенства) стало частью публичного дискурса и было восстановлено в повседневной речи.

Именно с появлением термина "благотворительность" в  публичном дискурсе можно говорить о начале институционализации благотворительности  в 90-х годах. Важным фактором этого процесса стало широкомасштабное поступление в Россию гуманитарной помощи из-за границы. Первые благотворительные организации видели свою цель в том, чтобы справедливо распределить эту помощь среди нуждающихся. Отношение к такой деятельности, со стороны общественного мнения было противоречивым. Лидеров организаций упрекали в присвоении гуманитарной помощи. В прессе появились сообщения о продаже гуманитарной помощи и присвоении денег благотворительными организациями, а также о попытках перевоза вместе с гуманитарной помощью, не подлежащей таможенному досмотру, контрабандных грузов. После того, как гуманитарная помощь перестала поступать в Россию в крупных размерах, благотворительные организации начали искать другие источники финансирования. При этом они стали не просто распределять ресурсы среди своих клиентов, но и создавали собственные программы поддержки отдельных категорий населения. Одновременно в России возникают благотворительные фонды, деятельность которых заключается в аккумуляции средств и распределении их для решения конкретных социальных проблем.

Информация о работе Благотворительность как институт социальной политики