Виды юридической техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В последнее время все чаще поднимается вопрос о качестве юридических документов, принимаемых на региональном и местном уровнях. Министерство юстиции РФ, Генеральная прокуратура, иные органы государственной власти регулярно представляют данные о состоянии законности в сфере издания правовых актов. Эти данные неутешительны. Нарушений в этой области слишком много, что чаще всего объясняется игнорированием элементарных правил юридической техники. В качестве основных нарушений отмечаются: отсутствие унификации по структуре и стилю изложения; противоречие действующему законодательству; отсутствие единства терминологии; многословность и мелкотемье (издание документа по узким, мелким проблемам).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и значение юридической техники
1.1. Понятие юридической техники ………………………………………….
1.2. История развития юридической техники……………………………….
1.3. Значение юридической техники………………………………………….
Глава 2. Виды юридической техники
2.1. Правотворческая техника…………………………………………………
2.2. Техника опубликования нормативных актов…………………………….
2.3. Техника систематизации юридических документов…………………….
2.4. Интерпретационная техника………………………………………………
2.5. Правореализационная техника…………………………………………….
2.6. Правоприменительная техника……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная юридическая техника.docx

— 228.74 Кб (Скачать документ)

Стремление к  минимальному количеству нормативных  актов. У большинства населения возникают проблемы с получением информации о законодательстве, связанном с его большим массивом.

Стабильность  законодательства достигается при максимальной продуманности и обоснованности закона. Поспешность, поверхностный подход, неадекватное отражение действительности приводят к многочисленным поправкам и исправлениям в законодательстве. Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» повлек изменение более 100 нормативных актов.

Своевременное обновление связана с тем, что если правовая реформа не успевает за развитием общественных отношений, она превращается в тормоз. Задачей законодателя является определение хотя бы ближайших перспектив в развитии общества и выработка нормативных актов наперед. Исторически негативным уроком в этом отношении является положение дел с принятием Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ). В начале 1990-х гг. общество стало переходить к рыночным отношениям. Земля же как один из главных атрибутов рыночной экономики была передана в гражданский оборот только 10 лет спустя.

Требование полноты предполагает, что нормативный акт содержит «прорисовку» всех элементов правоотношений, которые возникнут на его основе: объекты, субъекты, их права и обязанности, санкции на случай нарушения прав участников правоотношения. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выгодно отличается от своего предшественника. Однако законодателю и в нем не удалось с исчерпывающей полнотой урегулировать вопросы, связанные с защитой окружающей среды. Так, в нынешнем Законе предусмотрена гражданская ответственность и причинение вреда природе, тогда как административная ответственность по-прежнему регулируется КоАП РФ. При этом законодатель не учел давно наметившуюся тенденцию переноса правонарушений из названного Кодекса в специальные законы, каковым и является Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Законодательство должно быть конкретным, т. е. содержать чётко выраженные правила поведения, способные однозначно регулировать определенную сферу общественных отношений.

Большое значение в деле повышения качества законодательства имеет процесс его демократизации (свободные выборы, когда роль административного ресурса сведена к минимуму; развитие партийной системы и реальное, а не номинальное участие партий в предвыборной борьбе; более широкое использование референдумов; широкое обсуждение законопроектов в СМИ; проведение опросов общественного мнения относительно законопроектов и его реальный учет в законотворчестве; др.).

В. М. Баранов определил  ошибку в законотворчестве как неправильные действия нормотворческого органа, совершенные  по добросовестному заблуждению, повлекшие неблагоприятные социальные и юридические последствия43.

Более широко понятие ошибки в законотворческой деятельности трактует А. Б. Лисюткин. По его мнению, ошибка в правотворчестве – это обусловленный преднамеренными или непреднамеренными действиями субъекта нормотворчества негативный результат, препятствующий его эффективной работе и принятию высококачественного нормативного акта44.

Позиция В. М. Баранова более  предпочтительна прежде всего потому, что она основывается на распространенном в общественном сознании понимании ошибки как оплошности, погрешности в поведении, которую можно было и не допустить, если бы субъект был более внимателен и осмотрителен.

Чтобы не допускать ошибки в правотворчестве, законодателю надо прочно усвоить правила законодательной  техники и не нарушать их.

Целью юридической  экспертизы является анализ законопроекта с точки зрения соблюдения различных правил юридической техники, в основном касающихся: содержания (в том числе концепции) законопроекта; его структуры; логики построения; языка изложения норм права.

Одним словом, эксперт обязан вынести решение о качестве законопроекта, т. е. можно ли достичь поставленных в нем целей.

Именно с законодательной техники начались исследования проблемы юридической техники, что не случайно. Издержки, возникающие в результате недостаточно продуманных и плохо сформулированных нормативных актов, бывают настолько велики, что не идут ни в какое сравнение с вредом, причиненным нарушением правил юридической техники при принятии индивидуальных актов.

Л. М. Нашиц использует  следующие термины: «законодательная техника в широком смысле» (наука законотворчества, законодательная политика и законодательная техника); «законодательная техника в узком смысле» (технические средства и приемы построения правовых норм).

Одним из первых исследователей законодательной техники в нашей  стране Д. А. Керимов начал изучать  данную проблематику еще в 1950-хгг., автор  свои взгляды практически не изменил  до сих пор. К законодательной  технике он относит правила конструирования  и систематизации законов45.

Ю. А. Тихомиров определяет законодательную технику как  систему правил, предназначенных  и используемых для познавательно-логического  и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона. Автор делит законодательную  технику на две следующие части: содержательная (связана с достижением адекватности нормативных актов и реальных общественных отношений); формально-юридическая (связана с приданием реальным общественным отношениям оптимальной правовой формы).

Каждая из названных частей законодательной техники имеет, в свою очередь, наполнение. Правила  выполнения других видов не примешивает.

Нормативные акты должны быть содержательными и эффективными. Правильное наполнение их содержания означает, прежде всего, верное решение  вопроса, способны ли общественные отношения  подвергнуться правовому регулированию. И лишь когда этот вопрос решен  положительно, можно приступать к  определению предмета правового  регулирования и выбору отрасли  права, а также методов решения  задачи по приданию определенным общественным отношениям правовой формы. После этого  законотворческая работа должна обрести  конкретность.

Требование законности означает, что любой нормативный акт по содержанию должен соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции, нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу. Этот правило основано на существующей иерархии правотворческих субъектов.

Относительно требований соответствия нормам морали следует отметить, что главную нагрузку по регулированию общественных отношений несет право. Законодатель в отличие от простых людей, которые подвержены страстям, не имеет права поступать вразрез с нормами морали. Отсюда следует безусловное правило: нормативные акты, противоречащие нормам морали, не имеют права на жизнь.

Требование целесообразности. Нормативный акт должен в наибольшей степени отвечать соответствующим интересам (общества, государства, граждан) в реальных условиях, т. е. отвечать требованию целесообразности.

Требование обоснованности означает, что нормативные акты должны приниматься с учетом объективных и субъективных факторов в соответствии с закономерностями и тенденциями развития общества.

Эффективный нормативный  акт – это акт, в результате принятия которого с наибольшим результатом достигаются цели, лежащие в основе его принятия.

Требование своевременности означает, что содержащиеся в нем правовые предписания должны соответствовать времени издания акта, быть необходимыми и важными именно на данном этапе общественного развития.

Стабильность  содержания нормативного акта связана с необходимостью регулирования не только существующих общественных отношений, но и отношений, которые возникнут в будущем.

Под экономичностью нормативного акта понимается соотношение между ценностью результата, полученного вследствие действия акта, и произведенными на его создание затратами.

Требование реальности означает выполнимость нормативного акта, осуществимость его предписаний и выражается в обеспеченности нормативного акта материальными, финансовыми, трудовыми, техническими ресурсами, в установлении необходимого количества времени для его выполнения.

Существует три различных  приемы формулирования правил поведения. Суть норм запретительного характера  заключается в установлении обязанностей воздерживаться от определенных действий. Этот способ формулирования правовых норм призван законсервировать существующее положение дел в обществе. В случае установления запретов законодатель весьма недвусмысленно подвигает субъектов права на желаемое поведение.

Предписание (или позитивное обязывание), напротив, требует от субъектов права совершения активных действий. Если предписания сравнить с запретами, то можно сказать, что в отношении адресата нормы права законодатель осуществляет явный психологический прессинг. Цель запретов и предписаний заключается в том, чтобы не допустить или по крайней мере предотвратить либо снизить возможные отрицательные последствия для общества.

Дозволения – это прием  нормативного регулирования, связанный  с предоставлением субъектам  права возможности совершать  то или иное действие. Устанавливая субъективные права, законодатель лишь их ориентирует, побуждает к определенному  поведению.

По степени важности относительно способов формирования содержания права  не уступают принципы права, потому что  позволяют выразить содержание права  в концентрированном виде. Принципы права – это максимально абстрактно выраженные правила поведения, определяющие сущность права и отражающие закономерности его развития. Принципы подразделяются на виды в зависимости от места, которое  каждый из них занимает в политико-юридической  системе общества, и от их значения в соответствующих отраслях права:

1) общие принципы:

- законности: принцип, по которому ни один индивид, ни одна группа индивидов, ни один орган государственной власти не вправе действовать вопреки закону в широком понимании этого слова;

- личной свободы, согласно которому индивиды должны иметь возможность действовать самостоятельно и по своей воле, не подвергаясь какому бы то ни было неправомерному принуждению, при условии соблюдения установленных законом пределов такой свободы, связанных с общими интересами;

- равенства граждан;

- свободы совести; демократизма (народовластия);

- социальной справедливости;

- гуманизма;

- права на оборону и  др.;

2) отраслевые принципы:

- правосудной защиты (в  процессуальном праве);

- свободы труда (в трудовом  праве);

- уважения и взаимопомощи (в семейном праве);

- свободного распоряжения  собственностью (в гражданском праве)  и др.

Правовые дефиниции –  еще один способ организации юридической  материи. Дефиниция – это краткое  определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета.

Необходимо различать  определения: законодательные (основанные на законодательных или нормативных  документах); вытекающие из судебной практики (т. е. из судебных решений); доктринальные (предлагаемые каким-либо автором или  какой-либо школой права).

Нормативные акты, где содержатся нормы права, обращены не только к  специалистам в области права, но и к обычным гражданам, поэтому  в процессе правотворчества необходимо стремиться к тому, чтобы они были по возможности понятными и доступными для

Кроме дефиниций существуют еще декларации, которые указывают на ценности и идеалы, на которые адресатам нормативного акта следует ориентироваться. Они помогают пользователям нормативного акта понять, почему принят данный нормативный документ, и тем самым убеждают их в необходимости его исполнения. Например, в самом начале Федерального закона «Об ограничении курения табака» содержится указание на цель его принятия: «Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения».

Юридические конструкции – один из сложных приемов правотворческой техники, которые с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой.

Презумпции – это предположение о наличии или об отсутствии предметов, фактов, основанное на связи между ними, подтвержденное жизненной практикой. Презумпции заключаются в признании установленным неизвестного или неточно выявленного факта индуктивным путем, основываясь на другом факте, известном или вероятном с точки зрения, статистики или психологии.

Правовая фикция как правотворческий прием – это несуществующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное, существующее и ставшее в силу этого обязательным.

Правовые аксиомы – это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права. Нельзя быть судьей в своем деле. На основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если в нем участвуют его родственники. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Никто не может нести ответственность  за деяние, которое в момент его  совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ). Закон, устанавливающий  более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции  РФ).

Информация о работе Виды юридической техники