Участие адвоката в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность российских судов по рассмотрения гражданских дел с участием иностранных лиц урегулирована двусторонними договорами о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Кроме, того, Россия является участницей многих многосторонних Гаагских конвенций: по вопросам гражданского процесса 1954 года; о вручении за границей судебных и несудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года; о сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 года; конвенция стран СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.
Вместе с тем проведенный анализ договорных норм позволил прийти к выводу о необходимости их совершенствования.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 56.16 Кб (Скачать документ)

·          Всеобщая декларация прав человека;

·          Пакт о гражданских и политических правах;

В частности, Всеобщая декларация прав человека закрепляет следующее правило: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» (ст.8).[4]

Обязательства же государств, участвующих в Международном пакте о гражданских и политических правах, носят следующий характер:

1.         Обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

2.         Развивать возможности судебной защиты.

Конституция Российской Федерации по сравнению с указанными актами более расширила сферу судебной защиты, закрепив в ст.46 такие положения:

«Каждому гарантируется защита его прав и свобод.

Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Положения Конституции в равной мере относятся как к российским гражданам и организациям, так и к иностранным.

Итак, регламентирование правового статуса иностранных лиц относится к национальной компетенции конкретного государства, что обусловлено общепризнанным в международном праве принципом государственного суверенитета. В России принципами правового статуса иностранных лиц являются:

·          Принцип национального режима;

·          Принцип равенства перед законом;

·          Принцип единства прав и свобод, их гарантированность.

Они закреплены в Конституции РФ и Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года.

Итак, право на судебную защиту субъективных прав и законных интересов иностранных граждан является составной частью их общего правового статуса. От, того насколько эффективно это право реализуется на практике, зависит демократизм нашего государства, развитие международных отношений.

1.2 Иски к иностранным  государствам. Дипломатический иммунитет

В настоящее время из сферы судебной власти государства пребывания исключаются физические лица, перечисленные в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. Согласно ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях иммунитетом от гражданской юрисдикции обладают дипломаты, к которым относятся руководитель миссии и члены дипломатического персонала, а также члены их семей. На членов семей иммунитет распространяется при условии, если они не являются гражданами страны пребывания.

Эта же конвенция (ст.37) предусматривает, что дипломатический иммунитет не распространяется и на случаи:

a)         Вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломатический агент не владеет им от имени, аккредитующего государства;

b)         Исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

c)         Исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций;

Иным лицам предоставляется только ограниченный иммунитет. Они обладают иммунитетом только в связи с выполнением служебных обязанностей. Таким «служебным иммунитетом» обладает домашний персонал миссии, в частности члены консульского представительства (ст.43) Венской конвенции о консульских сношениях.

Судебный иммунитет на консульских должностных лиц и консульских служащих не распространяется только в двух случаях:

·          В отношении гражданского иска, если он вытекает из заключенного консулом договора, по которому он не принял на себя прямо или косвенно обязательств в качестве агентов представляемого государства;

·          В отношении иска третьей стороны о возмещении вреда. Причиненного несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном, самолетом.

По окончании служебной деятельности иммунитет отпадает. Иммунитет же в отношении совершенных служебных действий продолжает существовать во времени безгранично, что закреплено соответствующими статьями Венских конвенций 1961 и 1963 года.

Венскими конвенциями предусмотрен и отказ от иммунитета. Для этого требуется, чтобы аккредитующее государство специально отказалось от предоставленного иммунитета (ст.32 Конвенции о дипломатических сношениях, ст.45 Конвенции о консульских сношениях). Отказ от иммунитета относительно возбуждения производства по делу должен быть всегда сформулирован предельно определенно. Причем он не распространяется на иммунитет в отношении принудительного исполнения решения. Это полномочие аккредитующего государства требует самостоятельного оформления.[5]

Следует иметь ввиду, что в ситуациях, при которых российский истец возбуждает гражданское дело по иску к дипломатическому агенту в компетентном суде его собственного государства, последний не пользуется дипломатическим иммунитетом. Дипломатический иммунитет не распространяется также в случае, когда дипломатический агент иностранного представительства выступает в качестве истца в российском суде. В рассматриваемой ситуации судебный иммунитет будет распространяться только в отношении встречного иска (ст.32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года).

Положение (ст.32 Конвенции) относительно предъявления встречного иска в литературе толкуется по- разному. По мнению Пучинского В.К., с юридической точки зрения связь встречного иска с основным иском логично определять на базе российского процессуального законодательства, в частности, ст.138 ГПК РФ. В тоже время он полагает, что принять к анализируемой ситуации правила ст. 138 ГПК РФ сомнительно по причине крайней неопределенности условий ее содержания. Выигрыш встречного иска « может не привести к полной победе, поскольку если необходимы исполнительные действия, нужно получить особый отказ от иммунитета в этой части». Бесспорно, такая позиция заслуживает поддержки.

Итак, при возникновении проблем судебного иммунитета по гражданским судам необходимо обращаться к международным нормативным актам, которыми являются Венские конвенции 1961 и 1963 года, консульские конвенции России с иностранными государствами. Все они закрепляют неприкосновенность любых консульских помещений, их имущества, средств передвижения, архивов, корреспонденции, документов, исключения из иммунитета от гражданской юрисдикции по отдельным материальным требованиям, отказы от иммунитета, ограничения при предъявлении встречных исков. Нельзя при этом забывать и об особенностях, которые присуще каждой консульской конвенции. К примеру, Консульская конвенция с Украиной не распространяет судебный иммунитет на консульских служащих и обслуживающий персонал, членов их семей, домашних работников, которые в России занимаются частной деятельностью с целью получения прибыли.

Помимо дипломатических и консульских работников, рассмотренными привилегиями и иммунитетами пользуются в силу действия международных соглашений пользуются и иные физические лица:

·          Представители членов ООН (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1945 года);

·          Члены представительств государств в международных организациях (Венская конвенция о представительстве государств и их отношение с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 года).

В заключение, следует еще раз подчеркнуть, что правовая природа иммунитета государства в большинстве своем объясняется с позиции теории равенства.

Европейская конвенция об иммунитете государств 1972 года и законы об иммунитетах иностранных государств, принятые в ряде стран, закрепляют так называемый «функциональный иммунитет». Это значит, что при решении вопроса об иммунитете государства придается значение характеру действий государства, т.е. выполняло государство функции публичной власти или выступало в рамках частного права.

Российское же гражданское процессуальное законодательство исходит из принципа «абсолютного иммунитета», что закреплено в п.1 ст. 401 ГПК РФ.

В настоящее время в нашей стране готовится федеральный закон «Об иммунитете иностранных государств», в котором предполагается закрепить исключение из «абсолютного иммунитета».

Полагаю, что закрепление таких исключений просто необходимо, поскольку Европейская конвенция об иммунитете государств 1972 года исходит из «функционального» иммунитета. Кроме того, те самым будут устранены противоречия между п.1 ст. 407 ГПК РФ и ч. 1 ст. 124 ГК РФ. Из содержания последней следует, что иммунитет государства «должен проявляться при публично-правовой деятельности государства».[6]

 

Глава 2. Компетенция российских судов по рассмотрению дел с участием иностранных лиц 

 

2.1 Подсудность  дел с участием иностранных  лиц судам в России

Подсудность в российском гражданском процессе представляет собой совокупность процессуальных норм, обеспечивающих распределение подведомственных гражданских дел между отечественными судами.

В отличие от отечественной подсудность дел с участием иностранных лиц обозначает пределы компетенции российских судов и ограничение ее от компетенции иностранных судов.

Суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится на территории Российской Федерации или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации (ч.2 ст.402 ГПК).

С участием иностранных лиц суды в Российской Федерации также вправе рассматривать дела в случае, если:

Ø   орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;

Ø   ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации;

Ø   по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации;

Ø   по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории Российской Федерации или истец имеет место жительства в Российской Федерации;

Ø   по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обязательство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории Российской Федерации;

Ø   иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;

Ø   иск вытекает из необоснованного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации;

Ø   по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином;

Ø   по защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в Российской Федерации.

Государства – члены Содружества Независимых Государств, а именно: Российская Федерация, Республика Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Грузия, Кыргызская Республика, Туркменистан и Украина, именуемые Договаривающимися Сторонами, исходя из стремления обеспечить гражданам Договаривающихся Сторон и лицам, проживающим на их территориях, предоставление во всех Договаривающихся Сторонах в отношении личных и имущественных прав такой же правовой защиты, как и собственным гражданам, подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.[7]

Если в части 2-5 второго раздела Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам не установлено иное, иски к лицам, имеющим место жительства на территории Российской Федерации, предъявляются независимо от их гражданства в суды Российской Федерации, а иски к юридическим лицам – когда на ее территории находится орган управления юридического лица, его представительство либо его филиал. Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих место жительства (местонахождение) на территории разных Договаривающихся Сторон, спор рассматривается по месту жительства (местонахождения) любого ответчика по выбору истца. Суды Российской Федерации компетентны также разрешать гражданские дела на территории Российской Федерации:

a)         осуществляется торговля, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика;

b)         исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора;

c)         имеет постоянное место жительства или местонахождение истец по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Суды Российской Федерации могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам. При этом исключительная компетенция по искам о праве собственности и об иных вещных правах на недвижимое имущество, а также вытекающая из внутреннего законодательства Российской Федерации не может быть изменена соглашением сторон. При наличии соглашения о передаче спора суд по заявлению ответчика прекращает производство по делу (ст. 21 Конвенции).

Информация о работе Участие адвоката в гражданском процессе