Семья как объект демографического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение семьи как объекта демографии.
Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
1. Изучение понятия «семья» в демографии
2. Рассмотрение демографической функции семьи;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Семья как объект демографического исследования……….…..8
1.1. Основные направления изучения семьи в демографии…………….8
1.2. Демографическая функция семьи………………………………..….10
Глава 2. Состав и размер сельской семьи в различные периоды российской истории…………………………………………………………….13
2.1. Размер (малая и большая семья), рождаемость и смертность в сельской семье в 1930-1950 годы…………………….………..............13
2.2. Состав сельской семьи в конце 1990-х годов……………………..20
2.3. Современный облик сельской семьи……………………………….24
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованной литературы……………………………...……..31

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Семья - объект ДЕМОГРАФИИ.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

За годы советской  власти менялись не только брачные отношения, заметные изменения произошли в самой семье, ее типах, во всей ее внутренней жизни. Новое земельное устройство в деревне в 1918 г., при котором распределяли землю на всех членов крестьянской семьи (по едокам), вызвало массовые семейные разделы. При этом происходили изменения прежде всего в составе семей.

В 1919 г., по сравнению с 1917 г., в 25 российских губерниях семей, состоявших из 4-10 человек, стало меньше на 1,3%, из 11 человек и более - на 39%. Вместе с тем наблюдались и  обратные явления - возвращение к многочисленной семье, потому что при наделах земли по едокам можно было получить больший надел. На окраинных территориях русского расселения разделы проводились вплоть до начала коллективизации сельского хозяйства (у казаков Терека, Кубани, у старообрядцев Сибири и т.д.).

Число членов в семье зависело от количества детей. В среднем по России после революции семья  имела до трех детей. Падение деторождения в первые годы советской власти было не только связано с новыми явлениями  социально-экономического порядка и с военным временем 1914-1920 гг., но и подготовлено предшествующим периодом, когда в условиях капитализма менялось демографическое поведение крестьян.

Довольно высокая рождаемость  сохранялась лишь в некоторых  русских областях - на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке. На Северном Кавказе она объяснялась традициями ранних браков и многодетности, в Сибири и на Дальнем Востоке - молодым составом населения, приселявшегося из европейских губерний. В условиях сильного миграционного движения с конца 1920-х -в 1930-е годы шло дальнейшее снижение рождаемости, ставшее особенно заметным в 1931-1936 гг. Отмечалась высокая детская смертность.

В 1940-е годы продолжались изменения в составе семей. Появилось  много семей, состоявших из женщин и их детей (семьи фронтовиков и семьи вдов). В таких семьях отмечалось и проживание родственников этих женщин: сестер, престарелых матерей, теток с племянниками и т.п. Много в сельских местностях стало и одиноких людей, а также супругов без детей - престарелых и вдовых.

С изменением мотивов  и ценностных установок при вступлении в брак менялся и брачный возраст. В послереволюционное время он традиционно  оставался по губерниям России неизменным, существовали лишь локальные различия. Ранние браки заключались на юге и востоке, а также повсюду в сельскохозяйственных районах. В промышленных областях и на севере браки были более поздними (после 22-25 лет). В дальнейшем наблюдалось выравнивание брачного возраста у мужчин и женщин.

Огромные человеческие жертвы тяжело сказались на демографическом развитии российского населения. По переписи 1959 г. наибольшие потери мужчин наблюдались в возрасте от 34 до 44 лет: они вступили в войну в возрасте 17 - 27 лет. Произошло сокращение доли мужчин и в более старших возрастах - 45 - 49 лет, испытавших на себе последствия не только Великой Отечественной, но и Первой мировой и гражданской войн. В итоге по окончании войны было нарушено соотношение полов в пользу женщин: в возрастных группах 40-44 года (1914-1918 годов рождения) на 100 женщин приходилось 61,6 мужчины-ровесника и 70,2 мужчины на 5 лет старше; 35-39 лет (1919-1923 годов рождения) соответственно - 62,6 и 59,6; 30-34 года (1924-1928 годов рождения) - 83,5 и 40,9. Причем наибольшее нарушение в соотношении полов в пользу женщин имело место в сельской местности18.

На протяжении всего послевоенного времени  наблюдалось тенденция к увеличению числа браков в молодых возрастах. Для поколений 1925-1929 гг. рождения, доля женщин, вступивших в брак до 20 лет, составляла 12,9%, а мужчин до 23 лет - 24,2%.  Среди поколений 1955-1959 гг. она выросла соответственно до 31,9% и 48,9%19

Война оказала огромное влияние на все сферы жизни женщины. С 1941 г., по крайней мере, до конца 1944 г. женщины лишились почти всех брачных партнеров. В качестве кандидатов в мужья выступали мужчины, чей возраст еще не достиг призывного, демобилизованные из армии по ранению, а также те, кто имел бронь.

Изменение брачного возраста отмечалось у населения  РСФСР в 1940-1950е годы. После войны нарушились пропорции в соотношении полов, стали заключаться поздние браки. В последующее время наблюдалось перераспределение брачных партнеров по возрасту.

Последствия военных  лет обусловили специфику повторных  браков, которая состояла в возросшей  брачной активности мужчин. Избыток  женского населения вселял уверенность  в том, что в случае развода  мужчина без особых затруднений мог создать новую семью. В СССР в 1950-1954 гг. на 1000 разошедшихся или овдовевших через 5 лет вступили в повторный брак 552 мужчины и 146 женщин; через 10 лет - 673 мужчин и 219 женщин; в 1955-1959 гг. соответственно 544 и 159, 653 и 23420.

 

2.2. Состав  сельской семьи в конце 1990-х годов

 

На фоне общего уменьшения численности сельского населения  за сто лет произошло его явное  территориальное перераспределение. Промышленные регионы Нечерноземья, где бурно росли города, сильно сократили свою долю в общей численности сельского населения, а доля юга выросла более чем вдвое. Возросла за век и роль Урала и восточных районов.

С 1959 по 1990 год село потеряло почти 30% своего населения. Максимальная депопуляция наблюдалась в это  время в регионах вокруг Московской области, особенно к северу от нее, но захватывала и северные окраины Черноземья. Тринадцать регионов Центральной и Северо-Западной России потеряли более половины сельского населения, а росла численность населения на юге и по северо-восточным окраинам. В Нечерноземье она увеличилась только в Ленинградской области.

Внутрирегиональные различия в динамике сельского населения  максимальны тоже в Нечерноземье. Там в течение нескольких десятилетий  пригороды и остальная территория характеризовались разнонаправленностью миграционных потоков.

В результате на периферии  регионов Нечерноземья селян стало  меньше в 2 или 3 раза. Пригородные районы, наоборот, часто увеличивали численность  своего населения или теряли его  не так сильно, что в результате увеличивало долю районов при региональных столицах в общей массе сельского населения. Средние и малые города Нечерноземья также концентрировали вокруг себя селян, хотя и не столь сильно, как большие города.

 Точка отсчёта для  современной российской семьи,  как и для других социальных институтов, - начало 90-х годов прошлого, XX века. С одной стороны, общество жило радужными иллюзиями и неоправданной эйфорией перехода к открытому обществу, а с другой - мощнейшим социально — психологическим шоком от осознания перманентного ухудшения условий жизни для широких слоев населения.

Экономические и социально-политические преобразования, начавшиеся в середине 80-х годов (перестройка), не могли  не отразиться на положении большей  части населения России, оказав влияние  на статус женщины.

Незначительная часть их выиграла от реформ, давших некоторым возможность получать высокие заработки и стать еще более экономически независимыми (бухгалтеры, экономисты, работницы банков, секретарши престижных фирм) либо же отказаться вовсе от работы (при муже-бизнесмене). Однако большая часть женщин в условиях реорганизации производства, увольнений, безработицы (у которой быстро сформировалось "женское лицо") оказались в рядах тех, кто пострадал в первую очередь.

Отсутствие финансовой стабильности второго заработка в семье негативно сказалось на демографической ситуации (разводимость стала расти, детность падать, а по числу абортов Россия обогнала сейчас почти весь СНГ: 196 на 1000 родов). Законодательно введенные в 1981 г. выплаты "пособий на детей", гарантирующие возможность воспитывать малышей до трех лет дома (при сохранении рабочего места), не повлияли на общую ситуацию, поскольку реальная стоимость компенсаций полностью "съелась" высокими темпами инфляции21.

В середине 90—х годов  стали нарастать критичность и неудовлетворенность, сменившиеся к концу века ощущением острого кризиса, обусловленного резким снижением уровня жизни, сокращением производительности труда по сравнению с дореформенным уровнем, упадком экономики. Натуральное семейное хозяйство стало как производительной, так и потребительской единицей, где разделение труда естественно и оправданно.

Возросло экономическое  взаимодействие городских и сельских семей. Обследование в Пыталовском  районе Псковской области показало, что финансовую помощь родственникам, проживающим в городе, оказывали 16% хозяйств. После 1992 г. возрос объем сельскохозяйственных продуктов, передаваемых городским родственникам. В среднем сельская семья в 1996 г. передала своим родственникам 12% всей произведенной с/х продукции, использованной на потребление и реализацию. Эта безвозмездная помощь компенсируется возросшим трудовым участием городских родственников в хозяйственной деятельности сельской семьи, а также оказание помощи в снабжении одеждой, строительными материалами, некоторыми видами продовольствия (сахар, мука, крупа).

Особенно заметен такой  обмен на примере хозяйств, владельцами  и основными работниками которых  были пенсионеры. В начале 90-х годов они казались обреченными на ликвидацию, но в действительности в основной массе не только выжили, но и увеличили объем производства. Неформальная кооперация труда и средств укрепила практику совместной хозяйственной деятельности на земле различных поколений семьи. Молодые члены семьи, приезжая из города, выполняют трудоемкие сезонные работы (вспашка участка, заготовка кормов, уборка урожая), несут в значительной степени не только бремя трудовых, но и материальных расходов на ведение хозяйства. В результате от 30 до 70% произведенной продукции (мяса, масла, творога, яиц, картофеля и овощей) передается молодым семьям.

Новым явлением с 1994 г. стало  длительное проживание в таких хозяйствах членов молодых городских семей, ставших безработными или имеющих  неполную занятость. Экономически такой  обмен смягчает трудности кризисного периода, позволяя выжить и даже укрепиться мелкому сельскохозяйственному производителю, увеличиваются и доходы всех членов семьи. Но социальные последствия рурализации горожан очевидны – их образ жизни теряет черты городского многообразия и мобильности, резко снижается квалификация.

Наряду с этим резко  сократилась мобильность сельского  населения. По обследованиям С.Л. Швыркова, в 1992-93 г.г. в сельской местности Центрального района поездки за услугами в ближайшие  города сократились почти на порядок  по сравнению с серединой 80-х годов. Обследования авторов в пригороде Галичского района Костромской области показали, что подавляющая часть населения более 5 лет не посещала областной центр, жители перестали пользоваться учреждениями обслуживания в райцентре, за исключением жизненно важного медицинского обслуживания и отсутствующего в сельской местности среднего и специального образования для молодежи. Деревня не только меньше пользуется городскими услугами, вся жизнедеятельность населения постепенно замыкается в рамках своего населенного пункта22.

Кризис начала 90-х годов  еще более усилил “рурализацию”  города и сезонную миграцию горожан  в село, часто вынужденную. Образ  жизни сельского населения еще  больше дезурбанизировался: резко сократились  поездки в города и пользование услугами; значительно возросла доля тяжелого, физического, неквалифицированного, ручного, рутинного труда. Падение уровня жизни, сокращение занятости в общественном сельском хозяйстве и ряде других отраслей стало причиной люмпенизации и маргинализации деревни. Эти тенденции сохранялись до августовского кризиса 1998 г., который вновь отбросил экономику на уровень 1993-94 г.г. Однако воздействие этого кризиса на сельскую местность можно будет оценить только по прошествии некоторого времени.

 

2.3. Современный облик сельской семьи

 

Сельская семья представляет собой социальный институт, выступающий  элементом структуры сельского  социума и являющий собой комплекс формальных и неформальных норм, одни из которых (формальные) укоренены в  сознании сельских жителей, тогда как другие (неформальные) всё более отчётливо закрепляются в их поведении.

Институту современной  сельской семьи как подсистеме института  семьи присущи его основные характеристики, с одной стороны, а с другой - черты, характерные для сельского  социума, что определяет амбивалетность его существования, выражающуюся в симбиозе современности и патриархальности в сознании членов семейных групп.

Адаптированность современной  сельской семьи к условиям социальных реформ определяется как объективными, так и субъективными факторами. К числу объективных факторов можно отнести прежде всего место жительства (райцентр или село), уровень экономического развития поселения, а также социально-демографические характеристики семьи. Среди субъективных характеристик - её интересы и потребности, социальные установки, нормы и ценности.

Особенно сильно концентрация населения и поляризация  деревень сказались на результатах  сельского хозяйства в Нечерноземье с его мелкоселенностью и мозаичными угодьями. Предыдущая перепись 2002 года не изменила картину кардинально, хотя число умирающих деревень с населением менее 10 человек увеличилось с 30 до 35 тысяч (22% всех поселений). Кроме того, в 2002 году по всей России было выявлено 13 тысяч деревень (8% поселений), в которых совсем не осталось населения.

По сравнению  с большинством регионов Центра и  Северо-Запада, Вологодская область  менее урбанизирована (доля городского населения 69%) и имеет слаборазвитую  сеть городов - местных центров. В  половине районов центрами являются либо села (8 из 26 районов) либо поселки городского типа (5 районов). По данным статистики, в 2006 г. сельское население Вологодской области составляло 320, 9 тыс. человек (20,1% в общей численности населения).

Сельская семья  в регионе как социальный институт по-прежнему находится в эпицентре экономических, социальных, культурных и иных проблем, обусловленных нынешним состоянием страны, Вологодской области. От молодых сельских семей во многом зависят позитивное изменение демографической ситуации, физическое и нравственное здоровье детей – будущих тружеников села и защитников Отечества. Зрелая сельская семья существенно влияет на жизненные ценности своих членов, условия жизнедеятельности экономически активной части населения. Супружество - важнейшее условие как продолжительности, так и качества жизни сельских жителей области.

Информация о работе Семья как объект демографического исследования