Российская Федерация в системе международных координат: оценки и прогнозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Исследуемая тема представляется актуальной и значимой в связи с неоднозначными процессами и многочисленными проблемами в системе международной политики. А именно: интенсификация процессов глобализации и интеграции, что ведет к все более возрастающей взаимозависимости государств друг от друга; трансформация однополярной модели мира и связанное с этим возникновение новых центров силы;

Содержание

Введение
Раздел 1. Место и роль Российской Федерации в современном мире: экономические, демографические, геополитические аспекты.
Раздел 2. Модели интеграции Российской Федерации в систему многополярного мира.
Раздел 3. Становление Российской Федерации, как ведущей мировой державы: факторы и механизмы.
Заключение.
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

« Российская Федерация в системе международных координат оценки и прогнозы».docx

— 63.16 Кб (Скачать документ)

Вот почему Россия не стремится  к компромиссу по Чечне. Южная  часть Чечни находится в глубине  Северного Кавказа. Если эта часть  будет потеряна, России придется свертывать все свои позиции на Кавказе. Учитывая это, для России было бы предпочтительнее закрепиться где-то дальше к югу, в Грузии. Соседнее с Грузией государство Армения — союзница России. Будь Грузия российской, позиции России на Кавказе оказались бы намного более стабильными. Контроль над Чечней — совершенно необходим. Новое поглощение Грузии — желательно. Удержание Азербайджана не сулит стратегического преимущества, но Россия не возражала бы против превращения Азербайджана в буфер против Ирана. Российские позиции здесь вполне удовлетворительны, но Грузия, которая отнюдь не случайно вступила в тесные союзнические отношения с США, — соблазнительная для России цель, что и показал конфликт, произошедший между Грузией и Россией в августе 2008 г.

Средняя Азия — огромный регион, выходящий к Каспийскому  морю и граничащий с Китаем. Население  Средней Азии преимущественно исповедует ислам и поэтому, как мы уже  видели, захвачено масштабной дестабилизацией, происходящей в исламском мире после  падения СССР. Сама по себе Средняя  Азия имеет определенную экономическую  ценность как регион, богатый энергетическими  ресурсами. Но для России Средняя  Азия не представляет особой стратегической ценности, разве что в случае, если другая великая держава вознамерится утвердиться в этом регионе и  использовать его как плацдарм против России. Если такое случится, Средняя  Азия станет крайне важной. Войска державы, контролирующей Казахстан, будут находиться в какой-то сотне километров от Волги, речной артерии российского сельского  хозяйства. Кроме того, необходимо помнить о тех масштабных миграционных потоках, которые направляются из Средней Азии в Россию13.

Европейский театр — это, конечно же, зона, непосредственно  прилегающая к России с запада. В этом регионе Россия граничит с  тремя государствами Балтии (Эстонией, Латвией и Литвой) и двумя независимыми республиками — Беларусью и Украиной. Все эти государства были частями  сначала Российской империи, а затем — Советского Союза. За ними лежит пояс бывших сателлитов СССР — Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария. Для обеспечения основ своей национальной безопасности современной России необходимо господствовать в Беларуси и на Украине. Государства Балтии в этом смысле вторичны, но все-таки важны. Восточная Европа не имеет решающего значения до тех пор, пока Россия опирается на Карпаты на юге и имеет крупные силы на Северо-Европейской равнине.

Основная стратегия России будет заключаться в попытках расколоть НАТО и изолировать  Восточную Европу. Ключевую роль в  этих попытках будут играть немцы, а  затем — французы. Ни те, ни другие не хотят новой конфронтации с  Россией. Это обособившиеся страны, к тому же Германия зависит от российского  природного газа. Немцы стараются  уменьшить свою зависимость от российского  газа и, возможно, в какой-то мере преуспеют  в этом, но они все равно будут  зависеть от поставок больших объемов  природного газа, без которых не смогут обойтись. Вообще говоря, Германо-российский союз – кошмар для всего англо-саксонского мира. Немецкие технологии и российские природные ресурсы – несокрушимый синтез. Отсюда следует, что Россия и Германия – являются близкими и естественными союзниками, обеспечивающие взаимную безопасность друг другу.

 

 

 

 

 

 

          Раздел 2.  Модели интеграции России в систему многополярного мира.

Многими экспертами считается  признанным тот факт, что мир становится все более многополярным, формируются  новые центры силы, все более усиливающие  свое экономическое и геополитическое  влияние. Глобализация мира и борьба за выживание заставляют отдельные государства объединяться по экономико-географическому принципу. Начали формироваться новые центры силы, своеобразные торгово-промышленные площадки, чтобы совместными усилиями производить и продавать на мировом рынке те товары и услуги, которые можно предложить соседям на самых выгодных условиях.

Самый молодой центр силы – Южная Азия. Он взял на себя функций мировой нефтебазы, расположенной в Персидском заливе, мирового центра текстильной промышленности и производства товаров легкой промышленности в Индии, Пакистане, Бангладеш. Однако этот регион традиционно считается «дугой нестабильности» (Афганистан, Ирак). И обладает низким уровнем развития «человеческого капитала» и технологий.

«Исторический центр» современной цивилизации – Европейский Союз, формирует вокруг себя единое таможенное, экономическое и валютное пространство, при этом наглухо запирая свои границы. Его специализация – производство высокотехнологичных промышленных и сельскохозяйственных товаров, обслуживание финансовых потоков и экспорт западного образа жизни. К слабостям ЕС  можно отнести неравномерность экономического и институционального развития государств, что приводит к дисбалансам и внутренним противоречиям. Все это происходит на фоне сокращающегося и стареющего населения и нелегальной миграции. И наконец, главная проблема – острая зависимость от внешних поставок энергоносителей и сырья.

США, Канада и Мексика  образовали зону свободной торговли – НАФТА. Они осуществляют информационный контроль над созданием и внедрением высоких технологий, управляют мировой финансовой системой, потребляют около половины всех ресурсов и благ, производимых всем миром. К тому же они имеют самую сильную армию мира. К слабостям можно отнести отсутствие крупных промышленных производств, высокий уровень государственного долга и отрицательное сальдо торгового баланса.

Еще один немаловажный центр силы – Азиатско-Тихоокеанский регион.  К нему можно отнести Китай, Японию, Южную Корею, Тайвань. Этот регион превращается сегодня в мировой сборочный цех, собирающий все: от электроники до ширпотреба. Приморское положение, то есть связь с глобальными морскими коммуникациями, высокий технологический уровень Японии и огромный ресурс рабочей силы из Китая делает этот регион ведущим производственным центром планеты. Поэтому стоит остановиться на нем поподробнее. Многие аналитики предсказываю Китаю будущее Сверхдержавы, и говорят о все возрастающей опасности для российского Дальнего востока. Но это не совсем так. Да, за последние тридцать лет экономика Китая сделала огромный шаг вперед, что позволило ему стать мощным государством. Но 30 лет еще не означают, что подобный рост будет длиться вечно. Это скорее говорит о том, что вероятность столь же бурного развития китайской экономики все уменьшается и уменьшается. А в случае с Китаем замедленный рост приведет к значительным социальным и политическим проблемам.

Во-вторых, Китай — это, по сути, остров. Конечно же, он не окружен водой, но зато его окружают обширные участки непроходимой местности и пустошей, которые надежно изолируют его от остального мира. К северу от Китая простираются монгольские степи и Сибирь — малонаселенные, суровые и труднопроходимые края. На юго-западе тянутся неприступные Гималаи. Южная граница с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом пролегает по гористой местности, густо покрытой джунглями, а на востоке Китай омывает океан.

В-третьих, подавляющее большинство населения Китая живет в пределах 1500 км от побережья, занимая 73 территории страны в ее восточной части, в то время как остальные 2 /3 заселены очень слабо. За последние тридцать лет прибрежные районы стали богаче и установили тесные контакты с внешними силами. Дешевые товары и торговля обогащали большие города на побережье (например, Шанхай), но во внутренних областях страны по-прежнему царила нищета.

Поэтому нерешенным остается вопрос о том, можно ли управлять внутренними силами, накапливающимися в Китае? Останется ли Китай участником мировой торговой системы? И если останется, не распадется ли он снова на отдельные части? И именно  на эти жизненно важные  вопросы необходимо ответить руководству Поднебесной в начале двадцать первого века14.

После развала Советского Союза посередине этих торгово-промышленных площадок появилась Россия и до сих пор не известила, чем собственно будет заниматься на мировом рынке. Кроме сырья, ей там пока нечем торговать. И потому сегодня, только несколько десятков её регионов могут стабильно развиваться. Остальные же находятся в депрессии. В связи с этим существует два варианта развития событий: Россия либо деградирует и развалится на куски, либо создаст свой центр силы, способный конкурировать на мировой арене.

Первый, пессимистичный сценарий, может произойти, в случае если продолжится  тренд по уменьшению населения России либо, при уменьшении доли этнически  русского населения среди граждан  РФ. Особую проблему составляет неравномерное  расселение на территории страны и  продолжающаяся миграция населения  из Дальнего Востока в центральную  часть России. Еще одна причина возможности подобного сценария развития событий – сырьевая, не диверсифицированная экономика, зависящая от конъюнктуры внешних рынков. Никто не может исключать падения спроса на товары российского экспорта, ввиду возникновения новых источников энергии и сырья, а также усовершенствование технологий их добычи. Еще одна проблема сырьевой экономики – все более углубляющиеся технологическое отставание от мировых лидеров. А это может повлечь за собой отставание в военных технологиях, что приведет  к угрозе военного давления на страну и в конечном итоге к аннексии ряда территорий. К тому же Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство и поэтому очень остро стоит вопрос национального самоопределения, к тому же в условиях федеративного, а не унитарного государства. Ввиду вышеперечисленных причин и возможной экономической и политической дестабилизации Россия может потерять свой суверенитет и перестать существовать как единое государство. С последующей интеграцией отпавших частей в вышеперечисленные торгово-промышленные конгломерации. А произойти это может следующим образом. Можно предположить отделение Сибири и Дальнего Востока. Весьма вероятно выделение территорий, тяготеющих к Балтике (Петербургско-Новгородский регион) и, наконец, Юга России. В случае полного распада государства можно представить себе также выделение республик Поволжья. Причем, по завершении модернизационного перехода, весьма высока вероятность "самосборки" по крайней мере, части этих территорий, в новое российское государство.

Можно так же ранжировать территории в зависимости от перспектив дальнейшего удерживания и меры вероятности сохранения. Самый бесперспективный класс - территории, отошедшие к СССР после Второй мировой войны. Корней они не имеют, воспоминаний, исторической инерции не несут. Мера освоенности минимальная. Внешнее дезинтегративное давление - максимально. Утрата, как островов Курильской гряды, так и Восточной Пруссии просматривается в среднесрочной перспективе.

Далее следуют территории, входившие в Россию более века. Сюда войдут исламский Северный Кавказ и территории, тяготеющие к буддистскому культурному кругу и миру восточного синкретиста - Тува, Бурятия, возможно Калмыкия. Здесь вероятность разная. Части Северного Кавказа - высокая. Территорий буддистского культурного  круга - существенно ниже.

Последними в списке территорий, имеющих перспективы дезинтеграции, являются республики Поволжья - Башкортостан и Татарстан, однако вероятность  такого события весьма мала. Мера интегрированности  этих обществ в пространство России столь высока, что представить  себе их выделение можно только в  случае полного распада государства. Тем не менее, нельзя не отметить, что  в регионе реализуется стратегическая линия, преследующая как минимум  наращивание региональной автономии. Объективная логика действий политических элит республик Поволжья ведет к  конфедерализации России15.

Теперь стоит рассмотреть  оптимистичный сценарий, в случае реализации которого Россия станет одним  из мировых центров, сохранит суверенитет  и расширит свое влияние в мире, став при этом одной из ведущих  экономик мира. Главным залогом такого развития событий может стать  лишь Евразийская интеграция и создание Евразийского Союза - конфедеративного союза суверенных государств постсоветского пространства с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством. То есть России необходимо воссоздать (по возможности максимально полно Российскую Империю в геополитическом смысле). И для этого существуют все предпосылки. Во-первых, экономические. Советский Союз был единым производственным комплексом, поэтому уровень экономик государств постсоветского пространства примерно сопоставим и унифицирован, а это открывает широкие возможности по кооперации предприятий и открытию друг для друга внутренних рынков. Последствия подобных шагов следующие: снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья и экспорта своего готового товара, увеличение средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности, повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка, наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары. Экономическая интеграция благотворно сказывается и на безопасности стран, поскольку они сильно зависят друг от друга. А это в свою очередь является хорошей почвой для военного сотрудничества, в том числе унификация и интеграция управленческих структур.

Евразийская интеграция –  единственный и естественный путь к  формированию России, как ядра нового полюса силы. В современном   мире, выживание стран в одиночку невозможно, поскольку, система всегда мощнее и  устойчивее совокупности внесистемных объектов. Отсюда возникает простая  альтернатива – либо создать систему  самому, либо стать элементом другой, цивилизационно чуждой системы.

Информация о работе Российская Федерация в системе международных координат: оценки и прогнозы