Отношения РФ и Украины на современном этапе в связи с изменениями геополитической ситуации в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:48, реферат

Краткое описание

Первый период президентства Бориса Ельцина прошел под знаком конституционной и гражданской борьбы между законодательной и исполнительной властью. Это обстоятельство напрямую повлияло на всю сферу политической жизни, в том числе и внешней политики. Начиная с октября 1989 года, действовавшая тогда Конституция 1978 года неоднократно дополнялась и корректировалась, но сохраняла силу вплоть до декабря 1993 года. Верховный Совет, затем Съезд народных депутатов неоднократно пытались взять под контроль внешнюю политику страны.
Однако Б.Н.Ельцину удалось держать контроль над внешнеполитическим курсом в своих руках. Его доверенным лицом стал Андрей Козырев. Он был ближайшим советником бывшего министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе. По его рекомендации в октябре 1990 года он возглавил МИД РСФСР. Возглавлявший прежде второстепенное министерство РСФСР, А. Козырев, благодаря доверию Бориса Ельцина, был в короткий срок наделен широкими полномочиями.

Прикрепленные файлы: 1 файл

СВПРФ экзамен.docx

— 115.02 Кб (Скачать документ)

-  развитие всесторонних  отношений со странами СНГ;

- содействие урегулированию  региональных конфликтов, в первую  очередь на территории СНГ;

-препятствие распространению  оружия массового уничтожения.

Новый министр особо подчеркнул, что рассматривает свое назначение лишь с одной позиции - "как необходимость усиления активности МИД по защите национальных государственных интересов России". В этой связи он высказался против расширения НАТО на Восток, за ратификацию договора СНВ-2, подписанного еще Б.Н. Ельциным и Дж. Бушем,  а также за сохранение неизменным договора по ПРО. Важнейшей задачей внешней политики, по его мнению, должна была стать поддержка международного статуса и авторитета ООН, как решающей силы в урегулировании мировых конфликтов.

Существенно изменилась тактика дипломатических действий России. Не отказываясь от "стратегического партнерства" с ведущими государствами Запада, глава российского МИДа настойчиво проводил в жизнь идею "доверительного" партнерства с крупнейшими развивающимися странами, такими как Китай и Индия, а также индустриальными «гигантами Востока» - Южной Кореей и Японией.

Прогностический анализ Е.М. Примакова строился на расчете, что у европейских стран будет усиливаться тяготение к «евроцентру», что постепенно приведет к ослаблению их трансатлантической ориентации на США. Усиление глобальной значимости Европейского Союза может стать залогом формирующегося многополюсного мира.

Особое место в будущем миропорядке должны были занять, по его мнению, Китай и Индия. В соответствии с этой геополитической проекцией, возникновение стратегического союза  Россия – Китай - Индия могло бы уравновесить турбулентные международные отношения и стать гарантом многополюсной структуры.

Важнейшей составляющей нового внешнеполитического курса была идея «евразийства», первоначально разработанная кругом русских философов в  эмиграции в 1920-е годы. Концепция «неоевразийства» во второй половине 1990-ых годов была востребована разными направлениями российской интеллектуальной мысли. Ряд ее положений были использованы российским МИДом для обоснования концепции «многополярности». 

Во-первых, усиливалось представление о том, что Россия в силу своего географического фактора играет роль своеобразного моста между Западом и Востоком. Это дает ей преимущество в разнообразных транзитных коммуникациях. Во-вторых, особое значение придавалось многовекторной дипломатии. Страна не должна вовлекаться в жесткие рамки союзнических обязательств перед другим государством. Такая свобода рук дает возможность проводить внешнюю политику, исходя из прагматичного понимания национальных интересов, и отстаивать национальную безопасность. Наконец, в формате многополюсной модели  Россия выступала как «ядро - полюс»  СНГ.   

Внешняя политика России приобрела активный характер, особенно в переговорном процессе вокруг международных кризисов: от иракского до балканского. Москва действовала на первый взгляд вызывающе по отношению к внешнеполитической линии США, выступая «адвокатом» тех политических лидеров «государств-изгоев», которых Запад представлял воплощением  всемирного зла: Саддама Хусейна, Слободана Милошевича, Фиделя Кастро. Стратегия переговорного процесса, которую осуществлял глава МИД, была ориентирована на вовлечение России в мировой переговорный процесс. Особые отношения со странами, поставленными в условия изоляции, позволяли Москве хоть как-то влиять на их политику и исполнять  в моменты обострения кризисов роль переговорщика между противоборствующими сторонами. Это придавало России в глазах западных партнеров определенную значимость, но, главное, повышало репутацию на внутреннем уровне, в российском обществе.

Все это позволило существенно расширить круг общих тем, которые требовали совместного участия России, США, Евросоюза. Прежде основные дебаты велись вокруг старых долгов и новых инвестиций в российскую экономику, об изменении невыгодных условий для российского экспорта и поэтапного разоружения. Россия нередко выступала не в качестве равного партнера, а скорее просителя ведущих держав.

 Теперь МИД  начал более рискованную игру, с более высокими ставками. Урегулирование  югославского кризиса, который в  этот период достиг кульминационного  обострения, арабо-израильского конфликта, международного положения Ирака  и Ливии - все эти направления  внешней политики России получили  горячую поддержку в самом  российском обществе.

При этом необходимо учитывать, что внутренняя ситуация в стране во второй половине 1990-ых годов чрезвычайно осложнялась криминальным переделом собственности, небывалым ростом олигархических монополий, информационными войнами между кланами отечественных олигархов, бесконечными перестановками в высших эшелонах власти. Президент Б. Ельцин во время своего второго срока испытывал тяжелые проблемы со здоровьем, по сути делегируя властные полномочия кругу особо доверенных лиц, получивших емкое определение «Семья». Именно «Семья» контролировала перераспределение собственности на природные ресурсы страны в круге тесно связанных с ней олигархических кланов.

      Концептуализация внешней политики РФ. Особое значение имела разработка теоретических основ внешней политики и национальной безопасности РФ. В этот период были созданы два основополагающих документа. «Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Национальному собранию» 1996 года стало, по существу, первым в истории российской государственности документом, содержащим комплексный анализ национально-государственных интересов. 17 декабря 1997 года Указом Президента была утверждена «Концепция национальной безопасности», ставшая основным концептуальным документом для разработки внешнеполитических стратегий.

Поддержка авторитета ООН. Во второй половине 1990-ых гг. во внешней политике России сложилось отдельное направление, нацеленное на поддержание международного авторитета ООН.  Эта универсальная межгосударственная организация была создана на пике союзнической политики СССР, США и Великобритании в 1945 году. Ее Устав воплощал послевоенные иллюзии мира на основе консенсуса интересов ведущих держав, но имел действительно высокий потенциал урегулирования международных конфликтов в условиях холодной войны. Поэтому ООН с честью выдерживала непростые испытания холодной войны, максимально реализуя свои посреднические, миротворческие функции.

Однако новые реалии мировых процессов  в 1990-е годы серьезно повлияли на международный авторитет ООН. Развернувшиеся дискуссии о содержании реформ ООН приобрели в последнее десятилетие двадцатого столетия особенно острый характер. С одной стороны, расширился поиск направлений оптимизации деятельности ООН и повышения ее эффективности реагирования на современные угрозы. С другой стороны, в международной практике все более накапливались прецеденты игнорирования Устава ООН.

За Россией, как правопреемницей СССР, сохранился статус одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и право вето. Соответственно от России зависит признание легитимного характера тех или иных международных акций, ставших предметом обсуждения Совета Безопасности ООН. В качестве его постоянного члена Россия участвует в миротворческих миссиях ООН, предоставляя свой гражданский и военный потенциал. Для государственных интересов России жизненно необходимо сохранение круга участников и компетенции существующих постоянных членов Совета Безопасности ООН, поскольку это соотношение фиксирует ее статус в мире. Принижение ее роли и переход к практике применения вооруженных сил на основании решений, принятых отдельными государствами, представляются в Кремле крайне опасной тенденцией,  способной создать серьёзную угрозу политическим и военно-стратегическим интересам России.

Наиболее чувствительный для российской политики стал 1999 год, когда обострилась ситуация в автономном крае Косово. Силы НАТО в одностороннем порядке, в обход ООН, приняли решение о развертывании военной операции.

Другой важной проблемой во взаимоотношениях России с ООН стала задолженность по регулярному бюджету организации, особенно возросшая с конца 1980-ых - пер-вой половине 1990-ых гг. За период с 1995 по 1998 гг. были предприняты серьезные усилия, чтобы сократить долг России перед ООН с 500 до 135 млн. долларов. Была снижена также ставка взноса России почти в 1,5 раза, которая мотивировалась снижением доли страны в мировой экономике. К началу XXI века Россия уже не имела задолженности по регулярному бюджету ООН, но входила в список должников (после США и Украины) по финансированию миротворческих операций.

 

  1. Основные стратегические и региональные направления внешней политики РФ в период президентства В.В. Путина (2000-2008).

      Международная  ситуация и внутренняя обстановка  в стране резко изменились  в 1998-1999 гг. Тяжелым испытанием стал  финансовый кризис, симптомы которого  стали очевидны еще весной 1998 года. Решение правительства 17 августа 1998 года, которое возглавил Сергей  Кириенко, о фактической девальвации  рубля привело к затяжному  экономическому спаду. Дестабилизация  затронула все стороны жизни  российского общества. Происходили  бесчисленные кадровые перестановки  на фоне скандальных ситуаций  с высшими государственными чиновниками.

      После  финансового кризиса в августе 1998 года Президент назначил Е.М. Примакова Председателем Правительства. Министром иностранных дел 11 сентября 1998 года был назначен Игорь  Иванов.

В следующем году, тоже в августе, еще одно серьезное испытание пришлось преодолевать стране. Вторжение вооруженных отрядов чеченских сепаратистов на территорию Дагестана. Это повлекло новый виток  антитеррористической операции сначала в Дагестане, затем – в Чечне.

       Не менее сложно для России  разворачивались события на международной  арене. В апреле 1999 года была принята  Стратегическая концепция НАТО, в соответствии с которой допускалась  возможность «гуманитарной интервенции», т.е. силовое вмешательство в дела  суверенных государств без санкции  Совета Безопасности ООН. Это  стало фактически первой открытой  декларацией пересмотра прежних  международно-правовых норм и  окончательно разрушало и без  того перекосившуюся систему  балансов сил в мире.

      Подобная  ситуация вызвала крайнюю озабоченность  российского правительства. МИД  РФ занял жесткую позицию в  международных дискуссиях относительно  правомочности «гуманитарной интервенции». На саммите ОБСЕ в Стамбуле  в ноябре 1999 года развернулись  серьезные политические дискуссии. Были приняты документы - Хартия  европейской безопасности и Декларация, в которых подтверждалась приверженность  Уставу ООН и принципам неприменения  силы во внутренних делах суверенных  государств.

Российская политическая элита болезненно реагировала на усиление антироссийской кампании  в западных СМИ и политических кругах в связи с чеченской темой. На рубеже столетий все острее ощущалась необходимость – выстраивать стратегию международной политики в соответствии с принципами национальной безопасности.

      Впервые  со времени холодной войны  в официальных кругах стали  открыто обсуждаться вопросы  об информационной безопасности  российского государства. Нередко  западные средства массовой информации  не только критически, но и  тенденциозно освещали события  внутренней политики России. Прежде  всего, это относилось к событиям  на Северном Кавказе и дискуссиям  о возможных параллелях между  косовским кризисом и чеченским.

      В  апреле 2000 года обострение достигло  пика, когда Парламентская Ассамблея  Совета Европы приняла решение  о лишении российской делегации  права голоса и о начале  процедуры исключения РФ из  Совета Европы в связи  событиями в Чечне. Стоит отметить, что официальные круги России выступили резко против подобных сравнений, подчеркивая, что события в Югославии касались иностранного вмешательства в этнонациональный конфликт суверенного государства, а ситуация в Чечне является только внутренней проблемой России. Новая эскалация чеченского конфликта вызвала волну критики российской политики  на Западе и резкое снижение международной репутации России.

   Концепции национальной безопасности и внешней политики РФ 2000 г. В октябре 1999 года Совет безопасности РФ одобрил проекты новой редакции Концепции национальной безопасности России и нового варианта Военной доктрины.

      Категория «национальная безопасность» относится к таким ключевым конструкциям, на основе которых закладывается фундамент государственной политики. Ее внутреннее содержание может изменяться в зависимости от основного курса Президента и Правительства, но неизменными остаются позиции, которые определяют соотнесение национально-государственных интересов с векторами развития международной жизни:

• ресурсные возможности государства (сырьевые, человеческие, военно-стратегические, экономические);

• «индексы союзоспособности» партнеров данного государства в мировой политике (другие государства, транснациональные корпорации, неправительственные организации и т.д.), позволяющие согласовывать позиции;

• анализ и прогнозирование современных вызовов и угроз, а также разработка стратегий адекватного «ответа»;

• комплексное видение  мер по стабилизации ситуации в  стране и ее перспективного развития.

      Концепция национальной безопасности демонстрировала то политическое знание о внутренней и внешней политике государства, которым обладало руководство страны. Это аналитическое обобщение официальной позиции властных структур, инструмент государственной политики. На ее основе были созданы другие соответствующие документы государственного масштаба. 

Информация о работе Отношения РФ и Украины на современном этапе в связи с изменениями геополитической ситуации в мире