Геополитика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Китай - одна из значимых мировых держав. Возвышение Китая до статуса мировой державы наиболее отчетливо наблюдалось в последнее десятилетие ХХ века. Выход страны на первые роли в мировой геополитике изменил всю геометрию международных отношений. Поднебесная или «срединное царство», превратилась в один из важнейших факторов, способных повлиять на геополитическое положение России в мире и на ситуацию внутри ее. В ближайшие 10-15 лет в силу объективных причин это влияние возрастет еще больше, что во многом объясняется специфическими условиями развития Китая.

Содержание

Введение 4
Специфические условия и особенности развития Китая 6
1.1 Общая характеристика 6
1.2 Экономическое развитие 8
1.3 Особенности развития Китая 12
Современная геополитика Китая 14
2.1 Отношения Китая с великими державами 14
2.2 Геополитика КНР на современном этапе 18
Китайско-российские отношения 24
3.1 История развития отношений 24
3.2 Современное развитие отношений 25
3.3 Демографические диспропорции 32
Заключение 37
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Геополитика Китая.doc

— 215.00 Кб (Скачать документ)

По Айгунскому договору, подписанному 16 мая 1858 года, левый берег Амура от впадения в него реки Аргуни до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения реки Уссури в Амур до моря оставался в общем владении «впредь до определения границ между двумя государствами». По сути, договор 1858 года возвращал России территорию, отданную Китаю по Нерчинскому договору. Плавание по рекам Амуру, Сунгари, Уссури разрешалось только судам России и Китая. Подтверждалась соответствующая статья Нерчинского договора о взаимной торговле подданных обоих государств. В 1858 году был подписан Тяньцзиньский, в 1860 году – дополнительный Пекинский договоры, которые подтвердили Айгунский договор.

3.2 Современные российско-китайские отношения

В декабре 1999г. Б.Н. Ельцин посетил с официальным визитом Пекин. Россия поддерживала политику Китая в отношении Тайваня, Китай объявил что Чечня – внутреннее дело России. В интервью китайским и российским СМИ накануне визита в КНР в июле 2000г. президент России В.В. Путин подтвердил, что Китай является стратегическим партнером России, а также подтвердил разделяемость позиций на международной арене, стремление стран к поддержанию и укреплению многополярного мира.

Во время  визита В. Путина в Китай в июле 2000 г. было подписано совместное заявление по ПРО. В нем, в частности, говорится, что план США создать систему национальной противоракетной обороны на территории страны вызывает глубокую озабоченность Москвы и Пекина.

В сентябре 2000 г. успешно прошел визит в Россию председателя ПК ВСНП Ли Пэна. Президент России В. Путин на встрече с Ли Пэном заявил, что российско-китайские отношения находятся “на самом высоком уровне”.

Между Китаем и  Россией налажены обмен и сотрудничества в экономике, науке и технике, военной технике и других областях. Добрососедство и сотрудничество базируется на принципах неприсоединения, непротивостояния и ненаправленности против третьей стороны.

Показателем нового уровня двусторонних отношений стал подписанный президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем во время очередной встречи на высшем уровне в Москве 16 июля 2001г. российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Договор, как  и российско-китайское сотрудничество в целом, имеет два аспекта: международный  и двусторонний. Практически полное совпадение взглядов двух стран на международные проблемы – важнейший двигатель двусторонних отношений. Лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это совершенно верно в том смысле, что США и Запад в целом не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям. Однако вероятно и то, что российско-китайское сближение в определенной степени стимулируется рядом негативных (с точки зрения Москвы и Пекина) тенденций международного развития, которые до недавнего времени особенно активно поощрялись Вашингтоном.

Тенденция стабилизации экономического роста была закреплена во время визита премьера Госсовета  КНР Чжу Жунцзи, который в сентябре 2001г. побывал в Санкт-Петербурге на очередной встрече государств. С китайской точки зрения проблемой двусторонней торговли является повышение китайского импорта над экспортом (соответственно 5,77 млрд. долл. и 2,23 млрд. долл. в 2000г.). Но и Россия не вполне удовлетворена тем, что основу её экспорта составляют вооружения и сырье.

Вооружение  составляет 15-20 %. Это не случайно, ведь в этой области Китай может приобрести у России товары такого уровня, доступ которым на западе для него закрыт.

Для России торговля с КНР крайне важна тем, что  решает важные социальные проблемы: дает работу и зарплату десяткам тысяч рабочих, обороны предприятий и позволяет развивать сконцентрированный в оборонном секторе технологический потенциал в условиях, когда средств собственного государства явно не достаточно.

10 сентября 2003г.  в Пекине прошло заседание  российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. По словам  В.В. Путина, комитет призван стать  реально работающим механизмом  не правительственных обменов  и сыграть высокую роль в  углублении разнопланового диалога между народами России и Китая. В свою очередь, в приветствии к участникам заседания Председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул, что “Китай и Россия – добрые соседи и важные стратегические партнеры, сохраняющие и развивающие долгосрочные стабильные связи добрососедства, дружбы и сотрудничества, которые отвечают коренным интересам народов двух стран, а также способствуют миру, стабильности и развитию во всем мире”.

  Для обоих  государств договор имел и  продолжает сохранять важное

идеологическое, нормативно-правовое и прикладное значение. Во-первых, он закрыл эпоху «бездоговорных отношений», которая продолжалась между Россией и Китаем более 20 лет, после истечения срока действия Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР от 14 февраля 1950 г.

Во-вторых, он оформил  общность подходов двух государств ко многим вопросам внутренней политики каждого из них и процессам  и явлениям международной жизни. Наконец, он стал основой для конкретных решений в различных областях двусторонних торгово-экономических и гуманитарных связей.

В октябре 2004 г. стороны приняли «План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР» на 2005 – 2008 гг., который наполнил отношения российско-китайские отношения «стратегического взаимодействия и партнёрства» конкретными задачами и определил формат межгосударственных, межрегиональных и приграничных связей.

В ноябре 2008 г. был  утверждён «План действий» по реализации договора на следующие четыре года (2009 - 2012 гг.).

Десять лет действия соглашения – достаточный срок, чтобы подвести итоги, проанализировать уже сделанное, выявить существующие проблемы, оценить перспективы.

Общепризнано, что наибольшие успехи в отношениях между Россией и Китаем достигнуты в сфере высокой политики. В своём последнем интервью накануне поездки в Китай в апреле 2011 г. Д. Медведев ещё раз подтвердил тезис о «высшей точке» развития российско-китайских отношений за всю их историю. Важной частью политического взаимодействия России и КНР стали парламентские контакты. К крупным двусторонним экономическим проектам можно отнести энергетическое взаимодействие, которое, по мнению китайских экспертов, «носит стратегический характер», поскольку оно «… не ограничено лишь уровнем торговых отношений, а поднято на уровень экономической стратегии и энергетической дипломатии». У всех на слуху строительство ветки нефтепровода до китайской границы и долгосрочное соглашение о поставках сибирской нефти в Китай, но это сотрудничество распространяется на более широкие сферы (газ, уголь, атомная и гидроэнергетика). Не случайно в 2008 г. была создана специальная структура по энергодиалогу.

Существуют  и вполне конкретные, измеряемые результаты развития отношений. Их несколько:

Экономический: в период с 2000 по 2010 гг. объём российско-китайской торговли увеличился без малого в 10 раз (с 5,72 до 55,5 млрд. дол.); накопленных китайских инвестиций в России –  со 100 миллионов до 2,6 миллиардов доларов, российских в КНР – с 220 миллионов (2001 г.) до, без малого, 1 миллиарда долларов.

Гуманитарный: число россиян, побывавших в Китае, выросло с 997 тысяч человек в 2000 г. до 2,37 миллиона человек в 2010 г. Однако при этом количество граждан КНР, посетивших Россию в 2010 г. (748000), было лишь на 254 тысячи больше, чем в 2000 г., но меньше, чем в 2005 г. (1,1 млн. чел.), а китайских туристов в Приморском крае насчитали в 2009 г. в 4 раза меньше, чем в 2001 г.

Региональный: с 2000 по 2010 г. объём торговли Дальнего Востока с Китаем вырос в 6,1 раза (с 1,1 до 6,9 миллиардов долларов), провинции Хэйлунцзян с Россией – с 1,4 до 7,5 миллиардов долларов.

Количество  китайских рабочих, ежегодно привлекаемых в экономику Дальнего Востока  и Забайкалья, выросло за этот же период с 15 до 90 тысяч человек; более 60 субъектов Российской Федерации имеют, по данным посольства РФ в КНР, контакты с провинциями Китая.

Нельзя не согласиться  с оценкой китайских экспертов, что высокий уровень политического  доверия, по-прежнему не имеет прочных  административной и политической основ, широкой опоры в среде российской бюрократии и рядовых исполнителей. Во многом поэтому принимаемые «в формате политического доверия» решения остаются нереализованными. Примеров достаточно: так и не открытые консульства во Владивостоке и Харбине, не построенный мост через Амур у Благовещенска и Хэйхэ, «мертвые» приграничные торгово-промышленные комплексы, обещанные, но несостоявшиеся крупные инвестиции и т. д.

Что касается внешнеэкономических  связей Китая и России, то огромный китайский рынок осваивается  в первую очередь представителями нашего военно-промышленного комплекса. В КНР мы поставляем различные виды вооружений: корабли, самолеты, некоторые компоненты космической техники, ракеты тактического назначения, машины и оборудование, предназначенное для строительства ГЭС и ГРЭС, АЭС. Но структура российско-китайской торговли не удовлетворяет Москву.

Пока что  в Китай мы больше продаем энергоносители, пиломатериалы и сырье. Гораздо  активнее в этом отношении действуют  китайские предприниматели – “челноки”. Их, как и китайские товары в основном изделия легкой промышленности, в России можно видеть “от Москвы до самых до окраин”. Правда, им активно помогает около 1 миллиона российских “челноков”.

Решая крупнейшую экономическую и геополитическую  задачу, Москва создает объективные  условия для заселения Дальнего Востока и о-ва Сахалин. В России началась разработка крупнейшей за последние 15 лет программы массового переселения людей. Специалисты, разрабатывающие программу переселения на Дальний Восток 18 млн человек, используют опыт советского государства, когда переселенцы получали большие подъемные, оплачивался сам переезд. Но в этот раз планируют приглашать желающих из центральной части страны, стран ближнего зарубежья, а также из Китая, Южной Кореи и Японии.  Чем можно привлечь людей на Дальний Восток? Данные интернет-опроса, проведенного газетой “Известия”, дают такие ответы: 41 % – деньгами, 34 % – доступным жильем, 25 % – упрощенным получением гражданства РФ.

Еще одним геостратегическим ходом Москвы и Пекина были совместные маневры, в которых приняли участие около 10 тыс. солдат и офицеров, бронетехника, авиация и корабли ВМФ. Это вызвало беспокойство у Вашингтона: был сделан, хотя и небольшой, шаг в сторону создания многополярного мира. Беспокоит американцев близость позиций Москвы и Пекина по иранской ядерной программе.

Многие специалисты, занимающиеся проблемами геополитики, считают нашего южного соседа наиболее опасным для России. И для таких опасений есть достаточно оснований. Уже сейчас КНР является важнейшим геополитическим субъектом – державой, оказывающей большое влияние на положение дел в России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. В ближайшие 10-15 лет в силу объективных причин это влияние возрастет еще больше. Это во многом объясняется специфическими условиями развития Китая.

14 октября 2008г  на острове Большой Уссурийский  Китай и Россия провели церемонию  установки первого пограничного  столба в восточной части государственной  границы Китая и России. Россия  официально передала Китаю остров  Тарабаров и западную часть  Большого Уссурийского. Большой остров в Читинской области на реке Аргунь также принадлежит Китаю.

Поворот российско-китайских  отношениях произошёл в Нью-Йорке. Президент Дмитрий Медведев и  глава КНР Ху Цзиньтао подписали  «Программу сотрудничества на 2009-2018 годы». В приложении к этому документу содержится «Список ключевых проектов», которые осуществятся в ближайшие девять лет. Наша страна готова передать в «совместную разработку» огромное количество шахт, рудников и разрезов на приграничных территориях.

Забайкалье пообещало Китаю отдать Култуминское и Ново-Широкинское золоторудные месторождения. В Амурской области - Евгеньевское месторождение апатитов, в Хабаровском крае – оловянный рудник «Соболиное». Сахалинская и Магаданская области распахнут перед восточным соседством свои угольные закрома.

Согласно «Программе сотрудничества», центром переработки  дальневосточных ресурсов станет город  Муданьцзянь. Там построят транспортный центр и предприятие по глубокой переработке российского леса.

В ближайшие 10 лет  российско-китайские отношения будут развиваться по принципу «наше сырьё – ваши технологии». В российско–китайском товарообороте доля сырья постоянно растёт и уже превышает 56 %, а доля машиностроения – менее 5 %. Правительство сознательно отвело сибирякам и приморцам роль шахтёров и рудокопов. Государство решило, что горно-обогатительных комбинатов не будет, а необработанная руда отправится в соседнюю страну, где из неё извлекут основную прибыль. Почему так вышло?

Восточный сосед  не против строительства заводов  в России, но при этом он ставит трудновыполнимое условие: работать там будут только китайские граждане. От российской стороны требуют создания особых таможенных коридоров и превращения границы в прозрачную зону, чтобы сотни тысяч китайских рабочих могли по вечерам возвращаться домой.

В итоге ситуация между Россией и Китаем не беспросветная. Китай вложит миллиарды долларов в новые предприятия, они станут «заложниками» поставок из нашей  страны. Таким образом, у нас появится отличный рычаг, чтобы отстаивать свои интересы.

Кроме того, Китаю, так или иначе, придётся заняться строительством шахт, электростанций и подъездных путей на российской территории. Это далеко не тот масштабный план развития Дальневосточного региона, который приняло, но не выполнило  правительство.

3.3 Демографические диспропорции Китая и России

Китай – единое многонациональное государство, на территории которого проживают 56 национальностей. Среди них ханьцы (китайцы) составляют 91,51 % общей численности населения страны, поэтому другие 55 национальностей принято называть национальными меньшинствами. По данным 5-й всекитайской переписи населения, проведенной в 2000 г., среди национальных меньшинств имеются 18 национальностей численностью свыше 1 млн. человек. Среди них наиболее многочисленной этнической группой являются чжуаны – 16,179 миллионов человек. 17 национальностей насчитывают от 100 тысяч до 1 миллиона человек каждая. 20 национальностей насчитывают от менее 10 тысяч до 100 тысяч человек каждая; самой малочисленной является национальность лоба – всего 2965 человек. 

Информация о работе Геополитика Китая