Демография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

В европоцентристском дискурсе полигинию, или многоженство, принято связывать с исламской религией и видеть в ней доказательство гендерной дискриминации мусульманских женщин. Между тем, это социальное явление существовало с древнейших времен и сегодня в разной степени распространено во многих неисламских культурах

Содержание

Введение 3
1. Многоженство в религиозной трактовке 5
2. Полигамные браки как этническая традиция и норма мусульманского права 6
3. Многоженство как проблема: постсоветский период 7
4. Многоженство: кто виноват, или есть ли у
женщин выбор? 11
Заключение 14

Прикрепленные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 33.34 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

 

Факультет: Экономический

Специальность: Государственное  и муниципальное управление

Кафедра: Мировая экономика

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Демография

Номер зачетной книжки:

 

 

 

 

 

Исполнитель:    

Руководитель:       ст.п. Данченко Е.В.

 

 

 

 

Благовещенск 2011

 

ПЛАН

 

Введение          3

  1. Многоженство в религиозной трактовке    5
  2. Полигамные браки как этническая традиция и норма мусульманского права         6
  3. Многоженство как проблема: постсоветский период  7
  4. Многоженство: кто виноват, или есть ли у

женщин выбор?          11

Заключение         14

 

 

Введение

 

В европоцентристском дискурсе полигинию, или многоженство, принято связывать с исламской религией и видеть в ней доказательство гендерной дискриминации мусульманских женщин. Между тем, это социальное явление существовало с древнейших времен и сегодня в разной степени распространено во многих неисламских культурах. В мировом масштабе моногамия не является самой распространенной формой брака, и множество культур допускают или поощряют полигамию, при которой индивид может состоять в браке с двумя и более супругами одновременно. Многие африканские народы, даже приняв христианство, практикуют многоженство, сохранившее в их культуре статус легитимной нормы.

Тем не менее, в последнее  десятилетие проблема многоженства приобретает особую остроту в  контексте изменений, происходящих именно в исламском мире, в частности  в регионах распространения ислама в бывшем СССР. Актуализировался вопрос о причинах, приведших к легитимации  многоженства в исламе, и о факторах, способствующих его сохранению в  современных мусульманских обществах. Существуют разные точки зрения на эту проблему, их можно свести к  трем основным. Первая характерна для  исламских богословов, легитимацию  многоженства в исламе они выводят  из объективных социально-исторических обстоятельств. Вторая точка зрения объединяет представителей/представительниц феминистских движений разного толка  как западных, так и таджикских. Причины многоженства они увязывают  с существующей патриархальной системой, основанной на гендерной дискриминации  женщин. Третьей точки зрения придерживаются историки, антропологи, этнографы, социологи  и другие специалисты, которые причины  укоренения многоженства в мусульманских  странах ищут и находят в условиях, навязываемых индивиду социальной средой. Многие богословы и феминистские активисты, а подчас и ученые-обществоведы не свободны от предубеждений: многоженство они часто рассматривают исключительно в рамках разделяемой ими идеологической доктрины, логику и систему понятий которой, они пытаются навязать оппонентам. 

  1. Многоженство в религиозной трактовке

 

Еще раз подчеркну: полигиния, отождествляемая сейчас с одной из характерных особенностей мусульманского образа жизни, не является изобретением исламской религии. Корни ее уходят в древние формы брачно-семейных союзов, в большую патриархальную семью. До появления ислама как религиозной мировоззренческой системы практика многоженства уже существовала в разных культурах и регионах мира, в том числе у семитских народов Ближнего Востока, например у евреев, о чем свидетельствуют тексты Ветхого Завета: «И взял себе Ламех две жены: имя одной Ада, и имя второй Цилла...» (Бытие, 4, 19); «Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая...» (Второзаконие, 21, 15). Пророк упорядочил многоженство; в Коране сказано: «А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех» (Женщины, 4). При этом мужу предписаны обязательства по содержанию каждой жены и ее детей. Кроме того, по нормам шариата в обязательном порядке должно быть получено согласие первой жены на последующие браки мужа, в противном случае мулла не имеет права заключать повторные браки мужчины с другими женщинами.

Большинство современных  исламских богословов ответ на вопрос: «Почему ислам допускает многоженство?»  — считают достаточно простым. Все  дело — в определенных конкретно-исторических условиях, под их влиянием и создавались  объективные социальные и нравственные причины для легитимации многоженства. В особенности делается упор на обязательствах общины по отношению к вдовам и  сиротам. Институт многоженства давал  им защиту и покровительство мужчины, вступавшего в последующий(ие) брак(и).

Другая причина, на которую  часто ссылаются исламские богословы, также связана с численным  преобладанием женщин над мужчинами. Как система религиозного мировоззрения, ислам, в отличие от христианства, никогда не поощрял телесный аскетизм. Мусульманский мир всецело приветствовал любовь и сексуальность, устанавливая для этой сферы человеческих отношений свои нормы. Одной из таких норм, несомненно, является многоженство. Этой нормой обеспечиваются сексуальное удовлетворение самой женщины и одновременно — ее чистота. Ибо оставшаяся без мужа женщина может совершить грехопадение, стать проституткой, а это в принципе недопустимо для мусульманки.

Итак, легитимация многоженства и в тексте Корана, и в трактовках современных исламских богословов объясняется как необходимая  предпосылка проявления мусульманской  общиной заботы об удовлетворении социальных, экономических, психологических и  чувственно-сексуальных потребностей женщины в случае ее вынужденного одиночества. На первый взгляд так оно  и есть, но следует иметь в виду, что в целом данные утверждения  отражают взгляд на многоженство мужчин, их интересы. В самом деле, поскольку в рамках строгой регламентации шариатом сексуального образа жизни и поведения мусульманина и мусульманки прелюбодеяние осуждалось и строго наказывалось, сексуальные отношения свободного мужчины со свободной женщиной дозволенный характер обретали только в браке. Благодаря праву на многоженство, мужчина на законных основаниях мог иметь чувственно-сексуальные отношения с несколькими женщинами.

Живучесть полигамии, видимо, объясняется еще и тем, что  сохранению традиции многоженства способствовали другие принципиальные положения Корана и шариата, регулирующие гендерные  отношения.

 

  1. Полигамные браки как этническая традиция и норма мусульманского права

 

По свидетельству многих наблюдателей, многоженство, до Октябрьской революции, все же не носило массового характера. Встречалось оно главным образом в зажиточных слоях — в них у главы семьи могли быть и три жены, и четыре, хотя чаще всего — не более двух. В то же время большинство мужского населения жило в моногамном браке, а многие бедняки не могли жениться и до 40 лет.

Распространенность многоженства определялась не только экономическими возможностями населения, но и силой  влияния исламской религии на гендерные отношения, а та, в свою очередь, — локально ограниченными  условиями жизни и обычаями и, что немаловажно, особенностями  социально-экономического положения  женщины в данной местности. Многоженство в основном наблюдалось среди  равнинных и проживавших в  городах таджиков и узбеков. В  их среде были прочны позиции официальной  исламской идеологии, поддерживавшиеся институтами власти, в наиболее строгой  форме существовало женское затворничество.

Отсутствие многоженства в горных районах объясняется царившей в них хронической бедностью. При тамошнем архаическом укладе жизни и дефиците плодородной земли, при господстве натурального хозяйства и неразвитости товарно-денежных отношений прокормить двух или трех жен с детьми было крайне трудной задачей для любого мужчины. Свою роль играли, вероятно, и такие причины, как малочисленность населения и отдаленность сел друг от друга.

 

  1. Многоженство как проблема: постсоветский период

 

В советский период многоженство носило скрытый характер и не особо  привлекало общественное мнение. После  распада СССР проблема многоженства становится предметом публичного обсуждения. Звучат аргументы «за» и «против» практики многоженства, общество делится на две части: одна принимает, одобряет и практикует многоженство, другая его осуждает. В полемику вовлекаются, наряду с активистками женских организаций, квалифицирующими распространение многоженства как усиление гендерной дискриминации женщин, представители власти и духовенства.

Вообще, в последние годы, общественное мнение причины чуть ли не всех социальных проблем склонно искать и находить в прошедшей войне. Это очень удобная позиция, но, согласимся, несколько односторонняя. На мой взгляд, «реанимация» института многоженства началась со второй половины 1980-х годов, с началом перестройки. С чем это было связано? Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев впервые в истории советского государства перенес акцент с абстрактного понятия «благосостояние народа» на благополучие отдельного человека, его радости и беды, переживания и чувства. По мере размывания «коммунистической морали» поднимался интерес людей к своему историческому прошлому. На его волне многие запрещенные традиционные практики воспринимались как национальные ценности. Возрождение многоженства облегчалось еще и тем, что с оживлением товарно-денежных отношений в стране, легализацией теневой экономики и частнопредпринимательской деятельности появилась новая социальная группа людей, настроенных на гедонистический образ жизни. Да и у любовницы теперь, когда партийное или административное наказание многоженцу уже не грозило, появились дополнительные шансы для укрепления своего положения.

После гражданской войны  феномен многоженства становится более  явным. И дело тут не только в заметно  увеличившемся количестве полигамных семей. Попадая под сень благородной  идеи национального возрождения, большинство  многоженцев видели себя продолжателями легитимной национальной традиции и  потому не считали нужным скрывать свой статус.

В постсоветский период, институт полигамии подвергается еще большему влиянию трансформационных процессов, чем в советский. Практики многоженства становятся все более многообразными, одновременно все дальше отклоняясь от их «классических» (традиционных) образцов. Многоженство становится универсальной формой удовлетворения экономических, социальных, сексуальных, психологических потребностей сторон. Само понятие многоженства трактуется по-новому, расширяется круг лиц, вступающих в полигамные брачно-семейные отношения. Теперь многоженство не является, как раньше, привилегией состоятельных и влиятельных мужчин. Многоженцы встречаются нередко и среди мужчин со средним и ниже среднего достатком из разных социально-профессиональных групп (мелкие предприниматели, фермеры, госслужащие невысокого ранга, преподаватели вузов и т. д.). Некоторые позволяют себе взять вторую жену, даже не имея постоянного заработка, а значит, и дохода, обеспечивающего прожиточный минимум одной семье.

Усиливается значение мотива любви при заключении полигамных браков. Об этом свидетельствуют социологические  материалы последних лет. Так, по данным одного опроса, 40% женщин стали  вторыми женами женатых мужчин исключительно  из-за любви к ним. Как уже было отмечено, этот мотив стал значимым еще в советский период. Однако детальный анализ социально-демографических  характеристик многоженцев и  их вторых жен (образование, занятость, доходы, социальный статус и т.д.) показал, что чаще под маркой «любви» обнаруживаются иные причины, побуждающие мужчину  взять вторую жену, а женщину —  стать второй женой. В большинстве  случаев девушки и молодые  женщины соглашаются стать вторыми  женами мужчин, достигших определенного  социального уровня. В данной выборке  это были госчиновники разных уровней, популярные певцы, служащие правоохранительных органов, предприниматели, банкиры, авторитетные муллы и др. Многие из вторых жен  отличаются красивой внешностью, молодостью и, что немаловажно для мужчин-многоженцев, не были раньше замужем. А в традиционном контексте незамужняя молодая девушка ценится выше, нежели женщина, бывшая замужем и с детьми. Происходит своего рода гендерный обмен: мужчина приобретает красивую молодую женщину, женщина получает экономические гарантии и социальный статус.

Показательно, что чаще всего  такие союзы распадаются из-за прекращения мужем-многоженцем материальной поддержки второй жены. Бывает и наоборот: женатый молодой человек женится повторно на достаточно обеспеченной женщине (обычно это успешные предпринимательницы или женщины зрелого возраста, занимающие выгодные посты) и та его практически содержит. В некоторых случаях за счет материальной помощи второй жены он обеспечивает первую жену и ее детей. Конечно, такие факты единичны, но они привлекают внимание исследователей тем, что ничего подобного не только до революции, но и в советский период не встречалось.

С типологически не отличимой  ситуацией мы нередко сталкиваемся и в случае с мужчинами, выезжающими  на заработки в Россию. Так, по опросным данным, 7% мужчин — трудовых мигрантов  женятся в России вторым браком и  живут с российскими женами.

В целом на уровне индивидуального  и группового сознания статус вторых/третьих  жен оценивается неоднозначно. Некоторые  считают их временными женами, другие законными женами по шариату, большинство - просто любовницами.

Полигамные брачно-семейные отношения, практикуемые в современном обществе, по форме и содержанию во многом напоминают распространенные в европейских обществах гражданские браки. Полигамные семьи легко создаются и соответственно легко распадаются. Судя по высказываниям информантов, брачные отношения со второй женой в большинстве случаев длятся недолго - от пяти месяцев до года. И обычно они обрываются сразу или вскоре после того, как о них узнает первая жена.

В целом ситуацию с полигамными  браками следует признать неблагополучной. Вторые/третьи жены и их дети бесправны: государство отказывает религиозному браку в легитимности, следовательно, его участники не являются субъектами гражданско-процессуальных действий.

 

  1. Многоженство: кто виноват, или есть ли у женщин выбор?

 

Активистки женских организаций и официальные структуры рассматривают многоженство в качестве дискриминирующей практики, ущемляющей права и свободы женщин. В их аргументации женщины предстают незащищенными, не имеющими воли и собственных интересов бесправными существами, которые из-за экономической нужды и давления патриархально-традиционных установок вынуждены соглашаться на положение вторых/третьих жен. Некоторые из авторов, пишущих о многоженстве, причисляют его к одной из форм насилия против женщин, виновниками которого выступают мужчины-многоженцы и традиционное общество. Происходит, таким образом, виктимизация вторых/третьих жен. Справедлива ли она? Почему современные молодые девушки и женщины идут во вторые, третьи, четвертые жены? Чем они мотивируют свой выбор? И есть ли у них выбор? Поиск ответов на эти вопросы позволяет исследователю не ограничиваться социально-экономическими или демографическими причинами, не искать их только в природе мужчин или в религиозных нормах.

Информация о работе Демография