Эволюция мировой валютной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение мировых валютных отношений, мировой валютной системы, проблем её функционирования в наше время, а также её эволюции.
Постановка данной цели определяет следующие задачи:
- отразить сущность международных валютных отношений, формы организации валютной системы, элементы валютной системы;
- изучить валютные системы золотого стандарта, Бреттон-Вудскую валютную систему, Ямайскую валютную систему;
- рассмотреть Евросоюз как итог процессов интеграции валютной системы, МФВ как орган регулирования мировой валютной системы, участие России в мировой валютной системе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

эволюция мировой валютной системы.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

В 1999-2001 гг. в безналичных расчетах в зоне евро параллельно используются евро и привязанные к нему национальные валюты. Работает принцип “никакого принуждения”: любой субъект хозяйственной деятельности имеет право выбирать, в какой валюте он будет выставлять и оплачивать счета.

С 1 января 2002г. в обращение вводится наличный евро (Рисунок 1) и все безналичные расчеты осуществляются только в евро. Период параллельного обращения наличного евро и национальных валют установлен до 31 июня 2002г. За это время производится постепенное изъятие из обращения национальных наличных денежных знаков и полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро. Но и после 1 июля 2002г. национальные денежные знаки можно будет свободно обменивать на евро. Одновременное обращение двух валют будет создавать определенные проблемы, как клиентам, так и торговым предприятиям, поэтому для облегчения перехода предусмотрена возможность сокращения этого периода в отдельных странах, а также ряд мер способствующих более быстрому замещению национальных валют евро. В частности, только наличный евро планируется использовать в банкоматах и при выдаче сдачи независимо от валюты платежа.

 

 

Конверсия финансовых рынков

Переходный период:

36 месяцев

«никакого принуждения»

Конверсия

коммерческих

 расчетов

Определение участников Европейского валютного союза

- переход европейских  центральных банков на евро

- фиксация курсов

 

 

Введение           Евро становится

евро-банкнот    единственным

 и монет             законным

                           средством 

                           расчета



Март

1998


1998  г. 1999 г. 2000 г.  2001 г.  2002 г.  2003 г.

9 месяцев


45 месяцев


51 месяц


 

Рисунок 1 - Схема перехода на единую валюту

 

Введение единой валюты потребовало создания новой системы расчетов, основанной на ЕСЦБ. Наличие системы реального времени и завершение операций в конце дня дают возможность получать денежные средства сразу по совершении платежа. Режим реального времени поддерживается всеми участниками Европейского валютного союза и обеспечивает возможность почти моментальных расчетов в любой стране-члене [7, с.366-378].

Платеж в такой системе может быть совершен только при наличии необходимых средств на расчетном (корреспондентском) счете в Центральном банке. Если денежные средства доступны, операция производится немедленно — в реальном времени. При недостатке средств на счете операция вносится в очередь, до поступления необходимой суммы. Такой механизм получил название Системы валовых расчетов в реальном времени (Real Time Gross Settlements — RTGS).

Клиринг и расчеты, использующие национальные RTGS, возможны на всей территории зоны евро. Все RTGS связаны между собой через механизм TARGET и создают общеевропейскую систему расчетов в евро. Эта система проводит операции по одной, каждый платеж безотзывный. Все сделки проводятся только в единой валюте – евро. Платеж коммерческого банка из какой-либо страны проходит через RTGS  этой страны и затем по каналам связи системы TARGET (Рисунок 2) передается в RTGS принимающей страны, откуда попадает в принимающий банк и в национальную систему расчетов. Доступ в TARGET открыт только через RTGS, и все платежи контролируются ЕЦБ.

Традиционные механизмы корреспондентских отношений, чьим важным отличием является возможность проводить сделки не только в евро, но также во всех национальных валютах стран-членов, продолжают действовать параллельно с RTGS и служат мостом к национальным системам расчетов.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Схема перехода на единую валюту

Наряду с системой европейских центральных банков банки могут использовать и коммерческие клиринговые системы. Единственной наднациональной клиринговой системой в Европе является Банковская ассоциация евро (ЕВА) – система нетто-расчетов, созданная пятьюдесятью коммерческими банками. Расчеты внутри ЕВА проводятся через ЕЦБ. Каждый банк, участвующий в ЕВА, устанавливает лимиты обмена с другими банками и предоставляет обеспечение по сделкам, что гарантирует системе полное завершение расчетов на конец дня. ЕВА выполняет только еврономинированные операции [12, с.126-135].

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. МФВ как орган регулирования мировой валютной системы

 

МВФ является ведущей мировой организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере, в которой почти все страны мира работают сообща на благо всех. Главная цель МВФ состоит в сохранении стабильности международной валютной системы - системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) покупать друг у друга товары и услуги. Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни.

 Осуществляя регулирование валютно-кредитных и финансовых отношений, МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе.

Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Статьи Соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. В соответствии со Статьей VII МВФ предоставлялось право использовать имеющиеся у него запасы золота для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.

Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1, а); фиксированное золотое содержание имела и единица СДР. Наконец, Статья IV, раздел 2, не позволяла странам-членам «покупать золото по цене выше паритета плюс установленный предел отклонения или продавать золото по цене ниже паритета минус установленный предел отклонения», что обеспечивало поддержание рыночной цены золота в долларах на уровне официально принятой.

Первым шагом на пути устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В соответствии с вступившим в силу в 1978 г. уставом МВФ страны-члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют (Статья IV, раздел 2, в), равно как и их валютных паритетов, если они когда-либо будут восстановлены Фондом; одновременно были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР-В соответствии со Статьей V, раздел 2, а, МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара [10, с.310-311].

По действующему ныне уставу взнос стран-членов золотом в размере 25% квоты заменен взносом в СДР и конвертируемых валютах. 1/6 часть золотого запаса МВФ (около 25 млн. тройских унций, или 777,5 т) в 1977—1980 гг. была возвращена странам-членам в обмен на их национальные валюты по цене 35 СДР за тройскую унцию пропорционально их квотам. Другая 1/6 часть была продана в 1976—1980 гг. на открытых аукционах по рыночным ценам. Фонд имеет право реализовать оставшиеся 2/3 золотого запаса по прежней официальной цене либо на баз рыночных цен. Президент США Б. Клинтон в 1999 г. предложил, чтобы МВФ с целью предоставления помощи наиболее бедным странам снова продал часть своего золотого запаса (5 млн. унций) [16].

Золото практически исключено из расчетов между МВФ и его членами. Однако, несмотря на внесение в устав Фонда положений, направленных на окончательное вытеснение золота из мировой валютной системы, официальные золотые запасы государств и межправительственных организаций остаются международным ликвидным активом, резервным фондом мировых денег. В периоды обесценения национальных валют и падения доверия к ним значение этих запасов, а также рыночная оценка золота соответственно возрастают.

Во-вторых, МВФ наделен с 1969 г. полномочиями создавать «при возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» СПЗ (Special Drawing Rights, SDR). С июля 1974 г. стоимость СДР определялась ежедневно на основе «корзины» из шестнадцати валют, с 1981 г. из пяти валют. В 1970—1972 гг. и 1979—1981 гг. выпущено 21,4 млрд. СДР (около 34 млрд. долл.). В середине 1998 г. это составило лишь 1,6% суммы официальных валютных резервов всех стран. В 1997 г. внесена новая поправка в Статьи Соглашения МВФ, которая позволяет осуществить специальный одноразовый выпуск СДР на сумму 21,4 млрд. (29,4 млрд. долл.). В результате общая сумма выпущенных СДР удваивается и составит 42,9 млрд. (около 59 млрд. долл.). Цель нового распределения СДР состоит в предоставлении этих средств всем странам-членам для уравнивания соотношения выделенных СДР к их квотам (на уровне 29,32% квот на момент принятия данного решения). Это распределение СДР рассматривается как решение «вопроса о справедливости» в отношении более 20% членов МВФ, включая страны бывшего СССР, которые, вступив в Фонд после 1981 г., не получали СДР в порядке распределения. Доля России в новом выпуске СДР составляет 1,2 млрд. (1,7 млрд. долл.), или 5,9% общей суммы.

СДР предназначены для пополнения валютных резервов государств-членов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, Расчетов с Фондом. Страна, имея счет СДР, может приобретать в обмен на них у других стран нужную ей конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой им валюты в обмен на СДР путем «назначения» стран, которые ее предоставляют. При этом Фонд учитывает состояние Платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на ее счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

После пересмотра в 70-е годы устава МВФ у стран-членов появилась возможность использовать СДР для широкого круга операций друг с другом и со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов по взаимному согласию, т.е. без посредничества МВФ, как было прежде. Операции в СДР (342,4 млрд. СДР, или 455 млрд. долл., с 1970 г. по 30 апреля 1998 г.) дают возможность странам частично покрывать дефицит их платежных балансов.

В пересмотренном в результате Ямайского соглашения уставе МВФ зафиксирована обязанность стран-членов «сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея в виду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной валютной системы» (Статья VIII, раздел 7). Предполагалось, что СДР будут выступать как альтернатива золоту, доллару, другим валютам, как международное резервное средство. Намечалось также использовать СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в основу международного валютного механизма.

Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. На проведенном в МВФ в марте 1996 г. семинаре о будущей роли СДР достижение этой цели было признано в обозримом будущем маловероятным. Исполнительный совет на своем заседании в апреле того же года подтвердил данный вывод. Продвижение процесса перестройки структуры международной ликвидности путем перехода на коллективную валютную единицу тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказываться от роли доллара в качестве международного платежного и резервного средства. Существующая система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов. При Бреттон-Вудской валютной системе МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и долларовых паритетов, а также санкционировал их изменения. Ямайские поправки к уставу МВФ предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса (Статья IV, раздел 2, в): либо плавающий с теми или иными ограничениями курс валюты (в эту группу входит российский рубль), либо жестко фиксированный (центральный) валютный курс, который, в свою очередь, может быть «привязан» к одной из национальных валют (в основном доллару США и французскому франку) или к СДР, или к избранной валютной корзине. При этом выражение стоимости валюты в золоте исключается.

Следовательно, обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в ныне действующем уставе МВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность различных толкований тех или иных положений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области. Однако легализация плавающих валютных курсов не означает, что Фонд вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV (раздел 1) устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Названы определенные нормы, которыми страны-члены должны руководствоваться при проведении политики в области валютного курса. Страна обязана, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами». МВФ контролирует соблюдение странами этих норм.

Согласно уставу (Статья IV, раздел 4) МВФ может установить, что «международная экономическая ситуация позволяет ввести широкомасштабную систему валютного регулирования, базирующуюся на стабильных, но регулируемых паритетах». При такой системе будут допускаться отклонения рыночных валютных курсов от паритетов в пределах +4,5%. Переход к данной системе будет возможен при одобрении его странами-членами, располагающими большинством в 85% голосов, т.е. практически при согласии США и стран ЕС.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения регламентируют функционирование валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательства стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:

Информация о работе Эволюция мировой валютной системы