Философское наследие И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:39, реферат

Краткое описание

1.Иммануил Кант – основоположник классического немецкого идеализма.
2.Трансцедентальный идеализм И. Канта.
3.Этика И. Канта.

Прикрепленные файлы: 1 файл

фил-ия к-р.docx

— 22.95 Кб (Скачать документ)

                                    Философское наследие И. Канта.

План:

1.Иммануил Кант – основоположник  классического немецкого идеализма.

2.Трансцедентальный идеализм  И. Канта.

3.Этика И. Канта.

1. Основоположником немецкого  классического идеализма считается  Иммануил Кант (1724-1804)-немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно  разделить на два больших периода:

докритический  (до начала 70-х г. 18 в.)

критический (начало 70-х г. 18 в. и до 1804 г.)

В течение докритического периода философский интерес  И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический  период интерес Канта сместился  на вопросы деятельности разума, познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил  в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

«Критика чистого разума»

«Критика практического  разума»

«Критика способности  суждения»

Важнейшими проблемами философских  исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта  при исследовании данных проблем  заключается в том, что он был  одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

В основе философских исследований Канта критического периода лежит  проблема познания. В своей книге  «Критике чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма- невозможности познания окружающей действительности. Большинство  философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности- бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая деятельность- объект, а субъект познавательной деятельности- человек, а точнее его разум. Познавательные способности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия- ограниченность пространства.

Вторая антиномия- простое и сложное.

Третья антиномия- свобода  и причинность.

Четвертая антиномия- наличие  бога.

С помощью разума можно  логически доказать одновременно оба противоположных антиномий- разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту- доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в «Критике чистого  разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующие знание:

Апостериорное знание

Априорное знание

«Вещь в себе»

Само человеческое сознание, принимающее сигналы- образы от непознаваемых «вещь в себе»- окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

Формы чувственности;

Формы рассудка;

Формы разума.

И. Кант следующим образом  сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный  характер, и назвал его категорическим императором: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

 

2. Трансцендентальный идеализм- термин кантовской философии.  В широком смысле употребляется  в качестве одного из синонимов  философии. В узком и более  точном смысле, учение о субъективной  природе пространства и времени  как априорных формах чувственности.  Трансцендентальная идеальность  пространства и времени есть  констатация того, что пространственно-  временные качества не присущи  вещам самим по себе.

Трансцендентальный идеализм- один из краеугольных камней критической философии Канта. Именно на учении о субъективной природе чувственности базируется различие между явлениями и вещами самими по себе. В то же время, концепция трансцендентального идеализма не исчерпывает существо критической философии Канта, так как это концепция напрямую не связана с центральным вопросом критицизма о возможности априорных синтетических суждений. Впервые ученые о субъективной природе пространства и времени было изложено Кантом в диссертации 1770г.. за 11 лет до выхода в свет «Критики чистого разума». В предшествовавший период Кант придерживался иных взглядов на пространство и время, считая, что они конституируются отношениями между вещами. Поводом для радиального изменения позиции Канта послужило исследование им проблемы так называемых «неконгруэнтных подобий», итогом которого оказалось признание Кантом в 1768 г. Реальности абсолютного пространства. Ранее отвергавшегося им. Однако чтобы избежать трудностей Ньютоновой теории абсолютного пространства, Кант счел необходимым «переместить» его в сферу субъективных способностей. В «Критике чистого разума» Кант предлагает целую систему доказательств истинности трансцендентального идеализма. Она включает в себя «метафизические» и «трансцендентальные» аргументы. Косвенным доказательством верности данной концепции Кант признает выявленную им антитетику чистого разума. Избежать разрушительных противоречий разум может лишь признав различие явлений и вещей самих по себе, которое подразумевает принятие идеи трансцендентального идеализма. Трансцендентальный или «формальный» идеализм противопоставляется Кантом «материальному» идеализму, признающему в своей «догматической» ипостаси реальность только наших перцепций и тем самым отрицающему различие между вещами самими по себе и явлениями, или же ставящим под сомнение реальность вещей, стоящих за перцепциями. В опровержении «материального» идеализма Кант видел одну из заслуг критической философии.

 

3. Этика Канта во многих  отношениях явилась вершиной  философии морали нового времени.  Среди классиков немецкой философии  кант уделил наибольшее внимание  нравственности, и его этическая  концепция, последовательно развитая  в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной,  систематической и завершенной.  Кант поставил целый ряд критических  проблем, связанных с определением  понятия нравственности. Одна из  заслуг Канта состоит в том,  что он отделил вопросы о  существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов.

Изучение этики Канта  продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных  оценок этики канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии  этики.

Этика долга

«Чистое представление о  долге имеет на человеческое сердце … гораздо более сильное влияние, чем все другие мотивы»

Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата. При  такой интерпретации нравственность превращается в чисто техническую, прагматическую задачу, в вопрос о  «благоразумии», умении и способности  эффективно достигать поставленные цели. Такие принципы действия, конечно, имеют место в человеческой жизни; Кант называет их условными, гипотетическими  императивами: если желаешь достичь  такого – то результата, следует поступать так –то. Но все дело в том, что такие правила, определяя средства осуществления искомой цели, оставляют в стороне вопрос об определении самих целей. Действительно, моральные требования к человеку нельзя свести к каким – то техническим предписаниям, которые указывают лишь то, как можно наиболее эффективно достигнуть преследуемую цель. Во – первых, далеко не каждая цель может быть признана нравственной; успешное действие может иметь и противоморальную направленность. Во – вторых, даже во имя благой цели  могут быть применены средства, притом эффективные, кои могут быть аморальными. Таким образом, гипотетический императив, будучи руководством к действию технического порядка, еще ничего не говорит о нравственном характере действия. Целесообразность вовсе не всегда совпадает с требованием морали – вот какая проблема возникает в данном случае. Решение ее сводится к следующему: в жизни люди преследуют различные цели, но из этих – особенных, частных, «эмпирических» - целей еще не возможно вывести нравственность. Напротив, это нравственность признает правомерными одни и осуждает другие цели. Стало быть, не понятие цели обосновывает моральное долженствование, а наоборот, эмпирические цели могут быть обоснованы или отвергнуты с точки зрения морали. Поэтому «цель, которую ставят, уже предполагает нравственные принципы. Например, идея высшего блага в мире … следует из морали, а не есть ее  основа».

Кант сторонник приоритета долженствования над ценность в  морали, в этом он видит специфику  нравственности, кроме того, он первым в истории этики обратил внимание на всеобщий характер нравственных требований, на то, что они в воем обязующем значении распространяются на всех людей, в конечном счете на человечество в целом. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознать необходимость определенных действий и сам побуждать себя к этому. В этом он не видит специфику моральности, отличая ее от легальности. Мораль не выводится Кантом из анализа человеческого бытия, истории, общества, а просто постулируется как нечто изначально данное разумом и как некое особое измерение мира. Из отождествления Кантом морали и свободы вытекает его формализм в понимании нравственности. По Канту «безусловно добрая воля, принципом которой должен быть категорический императив, неопределенная в отношении всех субъектов, будет содержать в себе только форму воления вообще, и притом как автономию это и есть «единственный закон», не имеющий никакого другого содержания. Он считает, что из чисто формального закона в решении любой конкретной моральной проблемы всегда следует только один возможный вывод, предписание к действию, принцип.

В этике Кант развивает  учение об автономии морали: утверждая  свободу, человек выступает творцом  собственного нравственного мира, он сам себе предписывает закон действий. Кант провозглашает нравственную установку, характер и законы которой, существенно  отличается от тех, что преобладают  в периоды спокойного размеренного постепенного развития, отличаются радикализмом предъявленных требований: «эти законы повелевают безусловно каков бы ни был исход их исполнения, более того, они даже заставляют совершенно отвлечься от него , «людям» достаточно того, что они исполняют свой долг, что бы ни было с земной жизнью и даже если бы в ней, быть может никогда не совпадали счастье и достойность его». В отличие от условных правил поведения долг выступает по своей сущности абсолютным требованием, следовать которому надлежит безусловно. В обстановке громких требований прав человека и его свобод Кант своим категорическим императивом напомнил об ответственности, требования всегда поступать так, чтобы максима поступка могла в то же время стать принципом всеобщего законодательства. Действие не «сообразно с долгом», а «из чувства долга» - вот что имеет истинно нравственную ценность. Человек по истине нравственен только тогда, когда долг не ради какой-либо внешней цели, а ради самого долга. Ни одно из непосредственно-спонтанных чувств – доброжелательность, сочувствие, сострадание, симпатия, участие – сами по себе еще не есть истинная добродетель. Ибо эти душевные порывы могут толкнуть человека на отнюдь не только на путь добра, но и к совершению зла. Кант признает мотивы человеколюбия нравственными при условии, что они не просто выражают психические склонности человека, а поставлены под контроль долга, определены моральным законом как их объективным критерием. Единственно нравственным мотивом будет только такой, который «строго напоминает нам нашу собственную недостойность», в коем нет ничего, «что льстило бы людям», поощряло бы в них «самомнение» и «самодовольство».    


Информация о работе Философское наследие И. Канта