Философские проблемы единства научного знания и взаимосвязь физики, химии и биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:38, реферат

Краткое описание

Но разве он этим ограничивается? Представьте себе, что у вас есть какие-то знания, добытые физикой, астрономией, химией, биологией, социологией, этикой и т.д. И вы решили соединить это в некое единство — создать мировоззрение. Нужны какие-то общие принципы. Откуда вы их возьмете? Из физики? А почему не из химии? Не из биологии? Не из...? В самом деле, откуда взять эти принципы? Видимо, помимо конкретных знаний нужно что-то еще. Для того чтобы построить дом, нужны строительные материалы, кирпичи, цемент и т.д., но нужен и общий план дома, проект, который поможет соединить эти материалы и получить итог — дом. Именно в проекте заложены принципы их соединения.

Содержание

Введение.
1. Единство научного знания
2. Взаимосвязь физики и философии
3. Химия и философия, проникновение физики в химию.
4. Проникновение физики и химии в биологии.
Заключение.
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ physic chemic.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

 


 


Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский государственный университет продовольствия

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

для сдачи кандидатского экзамена по философии и методологии наук на тему:

«Философские проблемы единства научного знания и взаимосвязь физики, химии и биологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:                                      к.т.н., доцент

 

 Руководитель:                                                      

 

Выполнил:                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2008г.

 

                                    Содержание

   Введение.

1. Единство научного знания

2. Взаимосвязь физики и философии

3. Химия и философия, проникновение физики в химию.

4. Проникновение физики и химии в биологии.

 Заключение.

 Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

  Введение

 

 

           Еще недавно у нас господствовало такое представление: философия опирается на конкретное естественно-научное знание. Скажем, философ пытается выстроить картину мира. Неужели он не соотнесет свое видение мира с открытиями физиков, математиков, биологов? Иначе что это будет за картина мира? Действительно, философ нередко начинает рассуждать, беря за основу то, что известно и доказало свою непреложность.

        Но разве он этим ограничивается? Представьте себе, что у вас есть какие-то знания, добытые физикой, астрономией, химией, биологией, социологией, этикой и т.д. И вы решили соединить это в некое единство — создать мировоззрение. Нужны какие-то общие принципы. Откуда вы их возьмете? Из физики? А почему не из химии? Не из биологии? Не из...? В самом деле, откуда взять эти принципы? Видимо, помимо конкретных знаний нужно что-то еще. Для того чтобы построить дом, нужны строительные материалы, кирпичи, цемент и т.д., но нужен и общий план дома, проект, который поможет соединить эти материалы и получить итог — дом. Именно в проекте заложены принципы их соединения.


       Примеров органической связи философии с наукой можно привести множество.

       Скажем, польский астроном и мыслитель Николай Коперник (1473—1543) заменил геоцентрическую картину мира с Землей в качестве центра Вселенной на гелиоцентрическую, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца. Такая замена немедленно отразилась на характере философского мышления. Сама философия, вобрав в себя и гелиоцентрическую картину мира, существенно преобразилась.

        Еще пример.

        Известный австрийский психиатр и философ Зигмунд Фрейд (1856 —1939) начал свою исследовательскую деятельность как физиолог. Потом он возглавил лабораторию, куда приходили люди, подверженные неврозам (нервное заболевание, смысл которого — своеобразное бегство в болезнь). Он пытался исцелить их как врач. Однако постепенно в сознании Фрейда сформировалось совершенно новое представление о человеческой психике. Он обнаружил, что огромную роль в нашем поведении играет бессознательное. Так постепенно возникло новое философское направление в объяснении многих явлений в человеке, и обществе, которое, называется фрейдизмом.

       Однако можно привести факты, которые свидетельствуют о прямо, противоположной тенденции, когда философы строят свою концепцию независимо от достижений науки, а порой и вопреки ей. Парадокс заключается в том, что нередко значительные интуиции (интуитивные догадки) рождаются в философии не только на фундаменте реального знания, но зачастую и наперекор ему.


       В XIX в. английский естествоиспытатель Чарльз Роберт Дарвин (1809—1882) доказал, что человек как природное существо представляет собой завершение эволюционного развития и с этой точки зрения отличается от других живых созданий исключительным совершенством: он наделен разумом. Таким образом, Ч. Дарвин уже на материале науки подтвердил религиозное воззрение о том, что человек есть «венец природы». Казалось бы, экспертиза науки внушительна, а философу остается только подвести теоретическую базу под это грандиозное открытие.


      Но в том же веке появилась новая установка, причем именно в философии. Сначала немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860), а затем его соотечественник философ Фридрих Ницше (1844—1900) задумались над странностью человека как живого существа. Путем чисто философского умозрения они сформулировали мысль о том, что человек, вероятно, выпадает из цепи природных «тварей». Он эксцентричен (странноват, с причудами) и вовсе не производит впечатления «венца творения». А если все-таки допустить, что человек — продукт природы, то придется признать, что этот продукт весьма несовершенен. Человек не вписывается в гармонию природы, он катастрофичен.

      Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания.


     Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность.


       Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время или в конце- XIX — начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.

       Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации которые так или иначе воздействуют на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И.В. Гете:

      «От физика, — писал он, — нельзя требовать, чтобы он был философом; но... он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где, эти частности сходятся».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Единство научного знания

 

Первой наукой в системе естественнонаучных дисциплин конституировалась физика. Начиная с 17в. она являлась лидером естествознания. Формирование таких наук, как химия, биология и др., в качестве особых отраслей дисциплинарного естествознания было результатом не только накопления эмпирического материала и его теоретического обобщения внутри каждой такой науки, но и влиянием на нее принципов и представлений физической картины мира.

Перенос в химию образцов физического объяснения и представлений механической картины мира о строении и взаимодействии природных объектов - один из факторов. который стимулировал и ускорял совершившиеся в химии научные революции в период с 17 до первой половины 19вв.. в этот период Бойль, а затем Лавуазье и Дальтон под влиянием нормативных принципов механики развивали особую программу химического исследования, в основе которой лежали идеи атомистики и представления о "силах химического сродства".

Реализация этой программы привела к конституированию химии в самостоятельную науку и становлению в ней особой картины химической реальности, основу которой составляли представления о химических элементах - атомах и их взаимодействиях посредством "сил химического сродства", благодаря которым возникают различные химические соединения.

Развитие химии в свою очередь начало оказывать обратное влияние на физику. Так, под влиянием успехов химии в общенаучную картину мира вошли представления о молекуле, как связь между атомами и идея молекулярного строения вещества. Эти представления способствовали разработке молекулярно-кинетической теории теплоты, что привело к уточнению и развитию физической картины мира.

В период формирования фундаментальных идей в биологии 17- начала 19в. значительное влияние на биологию оказывала господствовавшая в то время в естествознании механическая картина мира.

Ж.-Б. Ламарк, приступая к исследованиям причин изменения организмов, руководствовался принципами объяснения, заимствования из физики, а именно представлениям о гипотетических несовместимых субстанциях, флюиды которых способны проникать в тела и передаваться от одного тела к другому. согласно Ламарку, именно невесомые флюиды - источник органических движений и изменения в архитектонике живых существ. Среди множества флюидов циркулирующих в природе, электрический флюид и теплород - главные "возбудители" жизни.

Анализ истории естествознания позволяет выделить два пути междисциплинарных связей: с одной стороны влияние лидеров естествознания на остальные науки и последующее воздействие этих наук на лидирующую дисциплину, с другой - постоянный обмен "парадигмальными принципами" среди не лидирующих наук.

Современную науку характеризует усиливающийся обмен парадигмальными установками между различными отраслями знания. Физика по-прежнему находится в числе лидеров естествознания и оказывает активное влияние на другие отрасли знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Взаимосвязь физики и философии

 

 

          Обладая наиболее развитыми математическими и экспериментальными средствами исследования, физика занимает ведущее место среди естественных наук. Ее представления, результаты и методы используются всеми без исключения естественными науками. Это приводит к образованию многочисленных «стыковых» дисциплин (геофизика, астрофизика, биофизика и т.п.) Сама же физика  вырабатывает свои средства с помощью философии, математики и техники, оказывая обратное влияние на развитие этих областей знания.

       Пространство и время являются основными категориями в физике, ибо большинство физических понятий вводятся посредством операциональных правил, в которых используются расстояния в пространстве и времени. В то же время пространство и время относятся к фундаментальным понятиям культуры, имеют длительную историю, важное место занимают как в учениях Древнего Востока, так и в мифологии, а позднее в науке Древней Греции.

       Большое влияние на формирование понятий пространства и времени как научных категорий сыграла пифагорейская школа. «Вселенная втягивает из беспредельного время, дыхание и пустоту», — говорит Пифагор. Причем «пустота» у пифагорейцев не имеет такого строгого понятия как у атомистов, это — скорее, неоформленное, безграничное пространство. В этом беспредельном пространстве зародилась Единица, сыгравшая роль семени» из которого вырос весь космос. Вытягиваясь в длину, она порождает число 2, что в геометрической интерпретации означает линию; линия, вытягиваясь в ширину, порождает число 3 — плоскость; плоскость, вытягиваясь в высоту, порождает число 4 — объем.

        Таким образом, уже пифагорейцы, описывая космос, осознают (воспринимаемый и нами с самого раннего детства, как очевидный) факт трехмерности пространства, в котором мы живем.

       Платон, развивая учение пифагорейцев о математическом начале мира, впервые в античной науке вводит понятие геометрического пространства. До Платона в античной науке пространство не рассматривалось как самостоятельная категория, отдельно от его наполнения. Платон же помещает между идеями и чувственным миром геометрическое пространство, рассматривая его как нечто среднее, «промежуточное» между ними. Пространство понимается им как «интеллигибельная материя». Если математические числа — это чисто идеальные сущности, то всевозможные математические объекты — сущности промежуточные, и получаются они путем соединения числа и материи. Сформировав впервые в истории науки философию объективного идеализма, признавая идеи — первичными сущностями (бытием), Платон тем не менее считал, что идея (единое) не может не существовать, не быть познанной без соотнесенности с другим, с материей, представляющей собой множество чувственно воспринимаемых вещей.

Информация о работе Философские проблемы единства научного знания и взаимосвязь физики, химии и биологии