Философия экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 05:32, контрольная работа

Краткое описание

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое
направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.
Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти).

Содержание

Общая характеристика экзистенциализма.
Немецкий экзистенциализм ( М. Хайдеггер, К. Ясперс).
Экзистенциалистская философия во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).

Прикрепленные файлы: 1 файл

Доклад по философии.docx

— 48.54 Кб (Скачать документ)

План:

  1. Общая характеристика экзистенциализма.
  2. Немецкий экзистенциализм ( М. Хайдеггер, К. Ясперс).
  3. Экзистенциалистская философия во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).

 

1. Общая  характеристика экзистенциализма.

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое

направление в западной философии  ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Своими предшественниками  они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени.

Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и  обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших  европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия  выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”.

При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.

Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические  проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается  индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В  них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.

 

 

 

2. Немецкий  экзистенциализм (М. Хайдеггер,  К. Ясперс).

Основоположник немецкого  экзистенциализма Мартин Хайдеггер (1889-1976) был учеником Гуссерля. Формирование его философского мировоззрения пришлось на сложное время (1910-1920-е годы), полное не только внешними событиями, - время, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Киркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлин, Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.

Опираясь на гуссерлевскую феноменологию Хайдеггер стремился раскрыть “смысл бытия” через рассмотрение человеческого бытия. Появление в 1927 году самой знаменитой книги Хайдеггера “Бытие и время” ознаменовало возникновение нового направления с четко выраженной программой.

Хайдеггер считает, что смысл  человеческому существованию придает  его конечность, временность. Поэтому  время должно рассматриваться как  самая существенная характеристика бытия (в экзистенциализме вообще проблема времени становится одной из центральных).

Задача заключается в  том, чтобы раскрыть связь между  бытием, временем и человеком. Утверждая  единство времени и бытия, Хайдеггер  доказывает, что ничто сущее, кроме  человека, не знает о своей конечности, а значит только человеку ведома временность, а с нею и само бытие. Причем время неразрывно связано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием. Сущность времени можно раскрыть лишь в его отношении к человеку.

Время, относимое к человеку, Хайдеггер называет “первоначальным”, а время, не связанное непосредственно  с человеком, - “производным”. Иными словами, деление им времени на “первоначальное” и “производное” соответствует различению психологического, переживаемого человеком времени, и объективного, физического времени.

Время переживаемое человеком Хайдеггер называет “Временностью”. Эта временность выступает у него даже не как способ бытия человека, а как само это бытие, т.е. превращается им в субъект. Время имеет свой источник в конечности человека, жизнь которого заключена между рождением и смертью. Получается, что не существует мира вне и независимо от человеческого существования. Временность всегда “наша” и “в нас”, благодаря временности раскрывается бытие.

Временность Хайдеггер характеризует  такими свойствами, как конечность, экстатичность, горизонтальность, направленность к смерти. Конечность ее связана  с конечностью человеческого  существования. Экстатичность заключается  в том, что прошлое, настоящее  и будущее существуют одновременно и представляют собой “экстазы” - моменты субъективных переживаний  человека, его выходы в прошлое, настоящее  и будущее. Горизонтальность означает, что “первоначальное” время никак  не связано с процессом развития, движения от менее развитого состояния  к более развитому. Для него свойственно не развитие, а повторение.

Хайдеггер считает, что в  европейской философской традиции происходит абсолютизация одного из моментов времени - настоящего. На самом  же деле прошлое, настоящее и будущее  взаимно проникают друг друга. Прошлое  постоянно присутствует и влияет на настоящее и будущее, которые также всегда есть, влияют друг на друга и на прошлое.

Рассматриваемое как настоящее, время раскрывается как “вечное  присутствие” (бытие-при); в форме будущего оно связано с “заботой”, “страхом”, “ожиданием”. Только сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование. “Перед” и “вперед”, - утверждает Мартин Хайдеггер, - показывают настоящее как такое, какое вообще впервые делает возможным для присутствия быть так, что речь для него идет о его способности быть. Основанное в настоящем бросание себя на “ради себя самого” есть сущностная черта экзистенциальности. Ее первичный смысл есть будущее (14, 327). Перевес же настоящего приводит к тому, что мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Именно понятия “вина”, “совесть”, “решимость”, “страх”, “забота” выражают духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность.

Человеческое существование  соединяет собою различные моменты  времени, соединяет бытие со временем. Более того, человек, по Хайдеггеру, сам оказывается создателем времени, ибо настоящее и будущее (а следовательно, и прошлое) детерминированы его поведением и планами.

Для обозначения времени  человека в совместном его существовании  с другими людьми Хайдеггер вводит понятие “мирового времени”, которое  носит безличный, общественный характер. Мировое или публичное время  связано с “озабоченным” бытием. Тем не менее в открытом мире, в повседневности это время измеряется независимо от человека и является в отличие от временности бесконечным.

Время вначале дано человеку в повседневной практической деятельности и понимается им исходя из обстоятельств  и потребностей этой деятельности. На такой основе становится возможным  теоретическое (абстрактное) понимание  времени. В ходе деятельного общения  человека с миром возникает, согласно Хайдеггеру, “естественная” датируемость времени на “раньше”, “теперь”, “потом”.

Но поскольку деятельное общение человека осуществляется с  предметами, находящимися в настоящем, то и деятельность человека является только настоящей. Соответственно и  все три измерения мирового времени  рассматриваются сквозь призму настоящего.

Бытие, понятое в горизонте  времени, это и есть история. А  так как время для немецкого  мыслителя является формой переживания  целесообразной индивидуальной деятельности, то историческое становится индивидуально-историческим. “Мировая история” для него - это  “вторично-историческое”, а история  человека, под которой понимается субъективное переживание человеком  своего индивидуального существования, это “первично-историческое”. “Расхожая  характеристика времени как бесконечной, уходящей, необратимой череды теперь возникает,- по мнению Хайдеггера,- из временности  падающего присутствия… Потому и история обычно и чаще понимается публично как внутривременное событие” (14, 426). Иначе говоря, история включена во время человеческой жизни. Она, таким образом, превращается в биографию.

Бытие человека в мире определяется, по Хайдеггеру, следующими обстоятельствами:

  1. Личность “заброшена” в мир, не имеющий смысла, кроме того, который она сама ему придает;
  2. Возникновение личности навязано извне;
  3. Личность существует из-за себя и для себя;
  4. Хотя личность и нуждается в других людях, но никакая подлинная связь между ними невозможна (коллектив подавляет личность);
  5. Личность – это бытие, направленное к смерти.

Итак, человек свободен и  одинок. Перед ним ряд путей. Выбор  зависит только от человека . При этом человеческое бытие может быть “подлинным” или “неподлинным”. В первом случае для него на передний план выдвигается будущее, направленность к смерти, во втором - настоящее, “обреченность вещам”, повседневности.

Традиционное понимание  человека, полагает Хайдеггер, основывалось на объяснении человека по аналогии с  вещами, на забвении им своей временности, историчности, конечности. “Неподлинное”  существование приводит к так  называемому объективному взгляду  на личность, когда она оказывается  вполне заменимой любой другой личностью. Причем “другой” - это уже не кто-то вполне определенный, а “любой другой”, “другой” вообще. Возникает фикция среднего, простого человека.

“Подлинное” же существование  выступает как осознание человеком  своей историчности, конечности и  свободы. Оно достижимо только перед  “лицом смерти”. Человек вырывается за пределы неподлинного существования, переживая “экзистенциальный страх”. В основе всякого страха лежит  страх смерти, раскрывающий перед  человеком последнюю перспективу - смерть. Посмотреть в глаза смерти – это, с точки зрения Хайдеггера, единственное средство вырваться из сферы обыденности и обратиться к самому себе.

“Бытие и время” Хайдеггера - одно из самых сложных и загадочных произведений мировой философии. В  книге отсутствуют конкретные приметы  эпохи и более или менее  отчетливые характеристики ее политических, экономических, социальных проблем. Автор  не называет своих предшественников и своих идейных противников. Хотя, несомненно, развитие им духовной традиции, связанной с именами  Экхарта, Киркегора, Дильтея, Зиммеля, Ницше.

Хайдеггер попытался преодолеть, сложившийся в 18-19-м веках культ  истории (или историцизм), нашедший наиболее яркое выражение в “Философии истории” Гегеля. Согласно этой позиции, история сама знает, куда ей идти, т.е. несет в самой себе разумную необходимость. Она окупает, оправдывает зло, несправедливость, насилие как действенные орудия прогресса. Что бы ни делали люди, история не может ни потерпеть крушение, ни изменить свое направление.

Полное неприятие Хайдеггером  подобной концепции истории и , как следствие, перенос акцента на человека, его самостоятельность и свободу выбора, многое проясняет в его философских построениях.

Другой крупнейший представитель  немецкого экзистенциализма – Карл Ясперс (1883-1969) – начинал свою научную  карьеру как врач-психиатр. Получил  степень доктора медицины и доктора  психологии. Затем становится профессором  философии в Гейдельбергском университете. С 1937 по 1945 годы Ясперс был отстранен от преподавания и лишен права издавать свои работы в Германии. В послевоенные годы становится одним из духовных лидеров Германии. Больше всего его занимает вопрос - как спасти человечество от тоталитаризма, главной опасности ХХ-го века ?

Основные философские  произведения Карла Ясперса : “Психология мировоззрений” (1919), “Духовная ситуация времени” (1931), “Философия” (три тома 1931-1932), “Истоки истории и ее цель” (1948), “Философская вера” (1948) и др.

Экзистенциальная философия  Ясперса с самого начала привлекла  к себе внимание новой манерой  выражения. Он избрал форму свободного размышления и не стремился вывести  все содержание мысли из единого  общего принципа.

Темой его творчества становятся человек и история. Причем история  рассматривается как изначальное  измерение человеческого бытия. Чтобы понять историю надо уяснить, что же такое человек? А человеческое существование раскрывается, в свою очередь, через время, через историчность. “Вместе со скачком в историю, - пишет Ясперс, - осознается преходящий характер всего. Всему в мире отведено определенное время, и все обречено на гибель. Но только человек знает, что он должен умереть. Наталкиваясь на эту пограничную ситуацию, он познает вечность во времени, историчность как явление бытия, уничтожение  времени во времени. Его осознание  истории становится тождественным  осознанию вечности” (15, 73).

Информация о работе Философия экзистенциализма